М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Бородино
план-конспект урока (5 класс) на тему

Иксанова Вероника Римовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_41._m.yu_.lermontov._slovo_o_poete._borodino.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 41. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Бородино

Цель: ознакомить с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова, познакомить с историей создания стихотворения «Бородино»; прививать интерес и уважение к героическому прошлому  России; развивать навыки монологической речи

Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, истории создания стихотворения «Бородино»; понимание исторического значения Бородинской битвы в Отечественной войне 1812 года; элементами анализа текста, , умение находить их в тексте.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Работа по теме урока
  1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Слово учителя.

Знаменитый поэт появился на свет в 1814 году в обедневшей  семье дворян. Мальчику не было и трех лет, когда его мать  скончалась, и его отец  вынужден был отбыть в Пензенскую губернию имение Тарханы. Оставшись на попечении бабушки - Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, мальчик стал смыслом ее жизни. Михаил тяжело перенес разлуку с отцом и раннюю смерть матери.

Тем не менее он был окружен заботой и вниманием пожилой женщины настолько хорошо, что у него не было свободного времени страдать. В усадьбе в Тарханах он с интересом брался за игру на музыкальных инструментах, занимался лепкой. Образование на дому, благодаря стараниям бабушки, было на высоком уровне. В результате он был хорошо подготовлен для поступления в учебные заведения, знал французский и немецкий языки, много читал.

Первая поездка на Кавказ стала запоминающимся событием в его жизни, хотя цель посещения была не столь радостной. Мальчику необходимо было укрепление здоровья, так как он был слишком болезненным. Бабушка сопровождала внука повсюду.

В 1828 году Лермонтов стал студентом Московского благородного пансиона. Годы, проведенные в его стенах, связаны с первым творческим опытом. Большие по объему произведения Лермонтов пишет обучаясь в университете Москвы. Однако закончить его не удается. Этому мешает противоречивый характер юноши и ссоры с преподавателями.

На этом обучение его не заканчивается. Молодой человек поступает в 1832 году в военную гимназию. В это время события, связанные с гибелью А. С. Пушкина, он описывает в стихотворении "Смерть поэта". За попытку выразить на бумаге призыв к революции Лермонтова ссылают на Кавказ. Однако он не унывает, находя там себе занятия по душе в знакомстве с природой, увлекается основами живописи, местными достопримечательностями.

Находясь на Кавказе, М. Ю. Лермонтов нередко скучал по родным местам, поэтому с помощью бабушки он вернулся в Петербург. Там он начинает все чаще выходить в свет, знакомиться с известными людьми, заводит друзей. Наблюдения за жизнью светского общества не прошли даром. Они выливаются в драму "Маскарад".

Позже поэт должен был вновь вернуться на Кавказ. Но его постоянно мучает предчувствие беды. Очередная ссылка 1841 года становится последней в его судьбе. Возвращаясь из нее, писатель в вступает в словесную перепалку с давним другом Н. Мартыновым. Последний вызывает поэта на дуэль. Рана, нанесенная Лермонтову, оказывается смертельной. Елизавета Алексеевна мучительно переносит известие о смерти любимого внука. Похоронен поэт в Тарханах.

  1. Историческая справка.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

  Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском…»

 Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: «Воины! Славный…год, в который…поразили вы лютого и сильного врага… минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!».

  1. Выразительное чтение и обсуждение стихотворения.

- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?

- Какова форма этого стихотворения? (Примерный ответ. Диалог, а затем монолог).

- Почему Лермонтов использует диалог для рассказа о событиях?

- Почему диалог переходит в монолог?

- Как вы себе представляете  внешность рассказчика?

- Можем ли мы судить о происхождении этого человека, старого солдата? (Примерный ответ. О простом происхождении рассказчика говорит то, чтот он был солдатом-артиллеристом, а также речь героя, в которой есть просторечия и искажения: ушки на макушке, мусью, бусурманы).

4. Словарная работа. 

Обратите внимание на слова, которые встретятся нам в произведении, постарайтесь запомнить их значения: (слайд14.)

Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;

Мусью (разг. народн.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;

Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;

Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

Бивак – стоянка войск под открытым небом;

Кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи;

Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;

Улан, драгун – солдаты конных полков;

Басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

А теперь нам помогут знания, полученные на уроках русского языка. С точки зрения лексики, что это за слова?

Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.

  1. Закрепление изученного материала.

- Какое значение имело Бородинское сражение в Отечественной войне  1812 года?

- Что вам показалось особенно интересным в стихотворении?

  1. Подведение итогов урока.

 Впервые в отечественной литературе историческое событие увиденное глазами простого человека, рядового участника сражения, и данная им объективная оценка событий разделяется автором. Достоверность описания батальной картины и точность психологической характеристики героя передаются посредством своеобразного поэтического языка, о котором В.Г. Белинский писал: «… а каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии»

  1. Домашнее задание.

Составить план (простой и цитатный) эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата; подготовить выразительное чтение стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. “Бородино”. Патриотический пафос стихотворения

Цель урока: осмысление содержания стихотворения через проведение межпредметных связей.Задачи: познакомить с исторической основой стихотворения; проследить мастерство поэта в создании батальных сцен; в...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»...

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Бородино

Презентация к уроку литературы...

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Историчекая основа и патриотический пафос стихотворения"....