Дети Сибири
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Мероприятие, посвященное депортации калмыцкого народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_deti_sibiri.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Дети Сибири»

Цели :

Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками ранее,

раскрытие сущности геноцида, проводимого против народов.

Воспитательная: научить сопереживать, воспитание гражданско-патриотических качеств, гордости за свой народ;

Развивающая: развивать умения размышлять, делать выводы;

умение вести дискуссию.

Материально-техническое обеспечение: презентация

Учебное оборудование:

1) компьютер и проектор

2) презентация

3) композиция песен

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Оргмомент
  2. Бар сарин 28. 1943 җил. Эн өдр мартҗ болшго. Эн Һашута цагин туск медх кергтә, келх кергтә.

27 декабря1943 года вышел Указ «О ликвидации Калмыцкой АССР» под кодовым названием «Улусы». Операция по выселению провели 28-29 декабря.

А в это время тысяча калмыков – солдат умирали на фронтах войны за Родину, за Сталина. А их народ умирал в вагонах от холода и голода. Вымирали в Сибири, на Севере.…

   По странной иронии судьбы первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе, « за сумасшедший героизм были,  не русские, а калмыки представители народности из дельты Волги» - писала американская писательница Анна Луиза Стронг в книге «Народы Советского Союза» изданной в 1945 году. А семья этого героя и его народ подвергались в это время жестокому несправедливому произволу.

Дөчн Һурвдгч җилин чилгчәр

Деедс нүдән яҺад аньсмб?

Гем эс ҺарҺсн хальмгудыг

Гер малас яҺад салҺсмб?

Декабрь сарин хөрн нәәмнд

Долан час өрүн

Хотнахн экләд серҗәнә

Саакл көдлмштән бедрҗәнә.

Дигтә эн цагла

Хальмгудын үүдн тарҗңнв.

Догшн дун ҺазаҺас,хасн мет соңсгдв:

«Yүдән тәәлтн, хальмгуд!».

Улан залата хальмгудын

Улынь таслхар седлә

Улан ширтә вагодт

Уульдулад, чирәд Һарла.

ЯҺсн хол Һазрв?

ЯҺад эс келсмб?

Юн засгла харҺулсмб?

Юңгад эс келсмб?

Түрсн зутсн мадниг

 тараҺад селәдәр хайла

тер үзгдсн зовлң

төрүц маднд мартгдшго

Кирүтә цаңта герт

Кесгнь гем авла

Кедү көгшдүд- бичкдүд

«көөркс»-тенд үлдлә.

Из 97-98 тысяч депортированных калмыков в ссылке с 1943 по 1950 годы умерло более 40 тысяч человек.

Общие потери населения калмыцкого народа составили более половины его общей численности.

Десятки тысяч сынов и дочерей Калмыкии самоотверженно боролись с фашистскими захватчиками на фронтах Великой Отечественной войны. Преобладающее большинство воинов за проявленное мужество и героизм неоднократно отмечено правительственными наградами. 

21 человек удостоилось высшей воинской почести — присвоения звания Героя Советского Союза. (Слайд)


Эту  скорбную дату,  хранит наша память, живая память. Именно живая память потому, что живы те, кто перенес это испытание и память о погибших свято хранят их семьи и близкие. Память эта будет жить в сердцах калмыков всегда.

Нуров «Реквием»

Дети Сибири

Эти люди относятся к тому поколению, которое в наше время называют «сибиряками». Они родились в Сибири. Какая ни есть, но это была их родина. А о настоящей Родине, о Калмыкии, они знали только по рассказам родителей.

Мы побывали в гостях у некоторых из них. Они поделились с нами своими воспоминаниями.

Баджаева Вера Михайловна.

Вера Михайловна родилась 28 августа 1950 года в Новосибирской области Чистозерном районе селе Каракуль. Семья была большая, было семь человек: родители, брат, три сестры и Вера. Проживали в небольшом доме, хорошо помнит печь, которая согревала их в зимнее время.

  Родители присматривали за колхозными телятами. Отец очень уставал, потому что он целый день пешком пас телят. А мама в это время, убирала в сарае, раскладывала сено и помогала поить.

 Обязанности по дому были распределены: старшие сестры  и брат вернувшись со школы, каждый выполнял свои обязанности. Брат чаще уходил на ферму, чтобы помочь родителям. А сестры растапливали печь, приносили воду с колодца, который находился посреди села.

  Вера Михайловна помнит, что отец получил почетное звание «Мастер в животноводстве 2 класса» в начале 1957 года.

  Вернувшись на Родину, он продолжил работать в животноводстве и 30 декабря 1968 года получил почетное звание «Мастер в животноводстве 1 класса»  

  Дорогу домой Вера Михайловна помнит отрывками. Говорит, что ехала на верхней полке, смотрела в окно. А в вагоне было очень весело, шумно.

  С 1972 года Вера Михайловна проработала заведующей центрального склада п.Шатта. За многолетний и добросовестный труд награждена грамотами.

Бадмаев Николай Давидович

        Николай Давидович родился в Омской области деревне Лубянск 10 декабря1950 года.

   Это был долгожданный ребенок в семье Бадмаевых. Ведь его мама, Булгун Катмасовна, по дороге в Сибирь потеряла двоих своих сыновей. Она не хотела жить, не видела смысла в жизни. В 1944 году с фронта как и все калмыки был снят отец Николая . Он разыскал свою жену, устроился в деревне на работу, стали получать трудодни. Булгун Катмасовна еще долго не могла выходить на люди. Всё больше занималась домашними делами.

     Николай Давидович помнит своих соседей по фамилии Майр. Они тоже были спецпереселенцами. У них было много детей, а он дружил с их сыном. Были они примерно одного возраста.

    Первая игрушка Николая Давидовича запомнилась на всю жизнь. Это был пароходик на колесах с синим флажком.  Желающих отобрать эту игрушку было много, и поэтому он часто вступал в потасовки.

    Помнит, как отец купил радио на батарейках. И первая музыка, которую он запомнил и слушал дома - это Гимн Советского Союза.

   Примерно в 1956 году стали в местном клубе показывать фильмы. Отец посадил его на плечи, мама принарядилась и пошли смотреть фильм «Путь на арену». Это было первое кино, которое он увидел.

    Николай Давидович тепло вспоминает о своей соседке, русской женщине, которая одна воспитывала троих детей. Но она всегда угощала его чем-нибудь вкусным.

     Николай Давидович говорит, что в деревне все помогали друг другу. Например, срезали дёрн ( это твердая почва) и перекрывали крыши землянок.

   А в мае 1957 года после долгожданного приказа Бадмаевы, как и все калмыки, засобирались домой.  Собрав все, помолившись на дорогу, попрощавшись со всеми соседями,  они поехали на станцию Исыкуль. Оттуда поездом они добрались до Дивного и оттуда на грузовой машине до Элисты.

   Первое чему удивился семилетний Коля – это жара. Босиком было невозможно наступить на землю.

  Приехали они на ферму № 2 п.Шатта. Здесь родители стали работать в животноводстве. Николай помогал родителям, возили на волах воду в больших деревянных кадушках, поили скот.

   Николай Давидович более 30 лет проработал трактористом. Сейчас находясь на заслуженном отдыхе, он делится опытом работы с молодыми трактористами, с удовольствием приходит им на помощь.

Базыров Дорджи Борисович

 Дорджи Борисович родился  25 ноября  в 1948 году в Новосибирской области деревне Медякова.

Он в семье старший ребенок. За ним в Сибире родились  Эльвира- в 1951 году,  Цагана –в 1953 году ,  Ульяна –в 1955 году. Чтобы прокормить такую большую семью его отец  много работал. Был плотником, и круглый год вместе с бригадой выезжал на различные стройки. А его мам была мастерицей. Она шила, вышивала и вязала, а потом все это продавала на базаре.

Дорджи Борисович  никогда не забудет, как со скотомогильника отец приносил куски мяса. Мясо было облито керосином. И его заставляли есть. Было очень противно, запах и вкус керосина оставался даже после долгого кипячения. И только сейчас он понимает, чтобы не умереть от голода они должны были есть такое мясо.

У них в деревне проживал лама по имени Дорджи.  Именно свое имя он дал он ему. Дорджи лама баловал его сладостями. Что в то время это было большой редкостью.

       В начале пятидесятых годов они переехали в маленький городок Купино. Вокруг городка был лес. И мальчик Дорджи  вместе с мамой или друзьями ходили собирать ягоды.

В 1956 году он пошел в 1 класс. В классе были все русские, калмык был он один. Учительница была очень строгая. За пролитую чернило, за кляксу била по рукам деревянной линейкой. Дорджи  было трудно учится, ведь он плохо говорил на русском. Со школы приходил поздно, так как занимался во вторую смену. Было уже темно, а еще он боялся собак.

В городке многие занимались охотой и у многих были большие собаки. Они часто бродили по улицам. Увидев их, мальчик ложился на землю, спрятав лицо. Так его научил отец.  

Закончить первый класс ему не удалось, так как уже в апреле 1957 года они всей семьей уехали на Родину.

 А еще Дорджи Борисович помнит, как они с друзьями ходили смотреть военный парад. Затаив дыхание, с восхищением они смотрели на военную технику, впервые увидели и услышали оркестр.

    Его друзья русские мальчики Володя и Витя жили по соседству. Их отец погиб на войне. А мама работала до позднего вечера. Мама Дорджи кормила их всех вместе. Дорджи  нравилось ночевать у них на большой сибирской печке.

 Мальчишки катались на собачьих упряжках. Ходили на лыжах. Снега было очень много, заносило дома, так что виднелись только печные трубы.

  Дорджи Борисович  рассказывал, как впервые он увидел наряженную елку. Она была очень высокой, стояла посреди зала в школе. Все водили хоровод и пели песни. Увидел сказочного Деда Мороза и Снегурочку.

   Как только в 1957 году вышел указ, они тут же стали собираться домой, кур они отдали соседям (Вите и Володе), а корову кормилицу решили забрать собой.

   В тот день с утра в доме была суета, приходили все соседи по очереди, что бы попрощаться. Родители  собирала в дальнюю дорогу четверых детей.  Дорджи  с друзьями пошел в лес собрать ягоды на дорогу. Когда собрав ягоды, он подошел к дому, то увидел след уезжающей машины. Он очень испугался, бежал, спотыкаясь, кричал. Машина остановилась и все над ним посмеялись и пожурили его.

  Дорджи Борисович говорит, что им с сестрами было жалко уезжать, ведь здесь они привыкли, здесь жили их друзья, с которыми они весело проводили время.

      И тогда их отец рассказал, что Калмыкия -это бескрайние степи, что растут такие диковинные цветы как тюльпаны, что там очень тепло. А еще он им пообещал большие яблоки.

    И действительно, они приехали и окунулись в небывалую жару для них, а в Кетченерах к осени в саду, правда соседских, росли яблоки огромные и вкусные.

Дорджи Борисович уважаемый человек в нашем селе. Более 20 лет он проработал в нашей школе учителем трудового обучения. Научил не одно поколение ведению домашнего хозяйства.

Балтыков Владимир Дмитриевич

 Владимир Дмитриевич родился 9 мая 1952 года в Новосибирской области Андреевского района в деревне Тычкино.

     Когда родился, он его сестре Кате было уже  4 года.

  В его памяти осталось, как они уезжали, а за ними бежала их кошка, провожая до конца села. Еще он вспоминает свой трёхколёсный велосипед, который остался на крыше дома.

    Выехали вместе со всеми своими родственниками. Вагоны были плацкартные. Но к составу были прикреплены и товарные вагоны, в которых они везли и домашнюю скотину.

    Приехали они в Абганерово. Оттуда своим ходом пригнали свои сибирские коровы в Годжур. И буквально через несколько месяцев вместе со всеми родственниками переехали в Шатту.

    Владимир Дмитриевич в 2003 году отправился по места ссылки в составе «Поезда Памяти».

И рассказал такой интересный случай.

   Когда «Поезд Памяти» прибыл  в Новосибирск, он  вместе со своим знакомым на такси  приехали на станцию Баган. Это районный центр Андреевского района. А утром собирались доехать до села Тычкино. Устроились они в гостинице. Оформившись, получив ключи, они вместе с другом поднялись к себе в номер. И через некоторое время его вызывают к телефону. Владимир Дмитриевич очень удивился.  

  Взял телефонную трубку, поздоровался  и произошёл такой диалог:

- Твоя фамилия Балтыков?

-Да.

-А Балтыков Дмитрий тебе кто?

-Это мой отец.

-А я- Пасынков Владимир Ильич. Я очень хорошо знал твоего отца.

И завтра с утра я вас жду в гости.

     Оказалось, администратор этой гостиницы его дочь. И регистрирую их обратила внимание на место рождения и вспомнила, что отец рассказывал о ссыльных калмыках. И тут же позвонила отцу.

     На следующее утро Владимир Дмитриевич отправился в гости  к Владимиру Ильичу.

  Ветеран войны, орденоносец, в свои 83 года он выглядел молодцом. Беседовали они долго. Владимир Ильич очень уважительно отзывался об отце Владимира Дмитриевича, Ольдин  Цаганкаевиче. И считает его самым близким другом.

   А в дальнейшем Владимиру Дмитриевичу помог человек по имени Анатолий Сайгадак. Это зять Владимира Ильича. Вместе с ним они приехали в деревню Тычкино. Разыскали очевидцев того времени. Они привели егона кладбище, где захоронены калмыки.

    Поселковое кладбище ухоженное, а посреди этого кладбища небольшая отгороженная поляна с пятью березами. Именно здесь хоронили калмыков. Когда - то это место было пустынным. А со временем местные стали хоронить здесь. Так и получилось посредине калмыцкие могилки, а по краям русские.

 В деревне он нашел еще несколько человек помнящих его родителей, и они указали место, где находилась их землянка.

И сбылась  мечта Владимира Дмитриевича: он поклонился своим предкам, поклонился своему родному дому.

И по калмыцкому обычаю, собрав медәтә улс, накрыл стол, и помянули всех калмыков, кто навечно остался лежать в сибирской земле. Владимир Дмитриевич гордится, что его отца очень уважали там и многие его помнят

Владимир Дмитриевич более полувека проработал в сельском хозяйстве. Вместе со своей супругой они воспитали 5 дочерей. Все они являются медалистами нашей школы.

Буджиков Владимир Хошутович

Владимир Хошутович родился 17 октября в 1951 году в Новосибирской области Чистозерном районе деревне Новопесчановка. Жил он там с родителями, бабушкой и братом. Родители с раннего утра и до позднего вечера были на работе. Мама работала телятницей, Отец пас коров. За детьми присматривала бабушка.

Владимир Хошутович поделился с нами некоторыми эпизодами своего сибирского детства. На их улице проживали люди разных национальностей. Это были и калмыки, и русские, и немцы.

Владимир Хошутович плохо разговаривал на русском языке, но, тем не менее, дети, собравшись на улице, прекрасно понимали друг друга. Они могли целый день играть в картофельной ботве, играли они в прятки или «войнушки» с самодельными деревянными оружиями. Забирались в огороды срывали горох, для того чтобы сделать себе свистульки.

Владимир Хошутович тепло вспоминает свою бабушку, которая его очень любила. Помнит, что искала по улице, если он задерживался.

Помнит такой эпизод, когда он, набегавшись, уставший пришел домой, а дома никого не было. Бабушка в это время ушла его искать. Мальчик Володя забрался на печь и уснул. Проснулся он от шума, родители разговаривали громко, бабушка молилась в углу. Оказалось, они его разыскивали. Пробежались по деревне, нигде не могли его найти. Увидев сонного мальчика здорового и невредимого, они очень обрадовались, но потом, конечно, его отругали. А бабушка всегда вспоминала этот случай, потому что она больше всех испугалась за своего внука.

Владимир Хошутович помнит,  как с братом помогали соседям вытаскивать с подвала мерзлую картошку, перебирали, приносили ее домой. А бабушка варила ее и жарила. И была очень сладкой, как будто с сахаром.

Весной 1957 года все калмыки с их деревни организовано выехали домой, в Калмыкию. Это был май месяц, так как родители, приехав, на ферму №2, сразу приняли участие в стрижке овец.

Владимир Хошутович более 40 лет проработал  водителем в нашем селе. За мнолетний и добросовестный труд имеет много грамот и благодарностей.

Шальдирова Надежда Дорджиевна

   Она родилась  8 мая 1947 года  в Омской области Шербакульского района в селе Дубровка. Надежда Дорджиевна была старшим ребенком в семье фронтовика- орденоносца, Байчхинова Дорджи Бурлдаевича.  

  В 1954 году пошла в 1 класс. Учится ей нравилось, в классе были и калмыки, и русские.

  Школа находилась в соседнем селе. Ей приходилось каждый день вставать рано утром, идти 3 километра через лес. Были случаи, что на их пути встречались волки. Но к счастью, волки близко не подходили, а сопровождали их до деревни. И чтобы их вспугнуть дети кричали, громко разговаривали.

   Надежда Дорджиевна говорит, что примерно с 3 класса они помогали колхозу: собирали картофель, свеклу ,лук в поле.

    Ей очень нравилось собирать ягоды и грибы. Вместе с подругами они каждые выходные ходили в лес и хорошо знали все тропинки. Помнит названия некоторых ягод: брусника, дубровка, голубика.

    В мае 1957 года она закончила 3 класса. И именно в это время они всей семьёй выехали домой , в Калмыкию.

   Ей не хотелось уезжать,  у нее было там много подруг и друзей, а еще она хорошо знала все грибные места и кусты с ягодами. Она не знала что в Калмыкии так красиво, тепло.  

    Сейчас Надежда Дорджиевна на заслуженном отдыхе, вместе с мужем воспитали детей. Сейчас воспитывают внуков. Она  много лет проработала учителем трудового обучения в нашей школе. За многолетний и добросовестный труд имеет грамоты и поощрения.

Учитель:

Каждому калмыку довелось пережить столько горя, что хватило бы в обычное время на сотни человеческих судеб. Это печальное свидетельство всеобщей трагедии калмыцкого народа.

IV.Итог

Учитель: Мы помним все, мы помним всех. Отчет времени этой страшной трагедии начался 28 декабря 1943 года, а закончился в 1957 году. Прошло 74 года. Наша встреча – это дань памяти всем нашим родным и близким. Все мы живем в одном доме, которая называется планета Земля. Все мы согреты лучами щедрого солнца. Пусть никогда не повторяется «черный» декабрь. Мы благодарим тех людей, которым теперь под 70, 80 лет и более за труд, за борьбу по восстановлению справедливости, за все добрые дела.

Зөргтә мини өвкнриг

Зөв уга кеҗ

Зовлң- түрүлә харҺулҗ

Зөрц Сиврүр нүүлҺҗ.

Арвн Һурвн җилдән

Арвн Һурвн өдртән

Ар үзгт йовҗ

Аав-ээҗнр түрҗ.

Yзсн теднә зовлңгар

Уул кеҗ болхмн.

Уульсн теднә нульмсар

Уульнцс дүргҗ болхмн.

Эндү ҺарҺсн улс

Эрлг болҗ Һарв.

Хамг хальмг улс

Хәәртә Һазрурн Һарв.

Киитн Сиврт йовҗ

Келән, авъясан геесн уга.

Ик-бичкн уга

Теегтән ирҗ җирҺҗ.

Эн тууҗин халх

Мартх зөв угавидн.

Даңгин өмнән бәрҗ

Дегц хамдан мөргнәвидн.

Иим харалта өдрмүд

Ирчгд бичә үзгдхә,

Орн-нутгарн, ТаңҺчарн,делкәҺәрн

Оньдин төвкнүн бәәтхә!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири

С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...

Урок "Западная Сибирь" 8 кл

ТЕМА: Западно-Сибирская равнина Цель: познакомить учащихся с особенностями природы региона. Задачи: познакомить учащихся с особенностями природы Западносибирского  региона. Продолжать развивать умения...

Кроссворды «Север Восточной Сибири» и «Южная Сибирь»

Кроссворды созданы по материалам учебника и могут быть использованы при проверки знаний по данным темам....

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «Север Восточной Сибири и Южная Сибирь»

Работа в виде теста для проверки пройденного материала...

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс...

Западная Сибирь. Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения

Географическое положение, геология и полезные ископаемы Западной Сибири...

Практика организации совместной деятельности детей и взрослых в условиях культурно – просветительского пространства "Природа и экология Енисейской Сибири"

Практика организации совместной деятельности детей ивзрослых в условиях культурно – просветительскогопространства"Природа и экология Енисейской Сибири"...