Повторение темы «Имя прилагательное"
план-конспект урока (6 класс)

Шляхова Инна Владимировна

1. Место темы  в учебном плане.

Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел  науки о языке «Морфология». Один из ее  разделов "Имя прилагательное".

Тема урока: «Повторение  и обобщение  изученного по теме «Имя прилагательное»».

2. Цель урока:повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное».

3.Задачи урока:

1. В игровой форме повторить

- общие сведения об имени прилагательном;

- правописание падежных окончаний прилагательных;

- разряды имён прилагательных по значению;

- образование степеней сравнения прилагательных;

-  слитное и раздельное написание Не с прилагательными;

- правописание одной и двух букв Н в именных прилагательных;

- роль прилагательных в речи;

3 Предоставить учащимся возможность проявить свои способности при выполнении различных видов заданий.
4. Прививать навыки самостоятельной работы, умение рассчитывать свои силы и возможности.

5.  Развивать языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся; совершенствовать навыки работы на компьютере.

6. Воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду, сосредоточенность, внимательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок по русскому языку35.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНІЦИПАЛЬНИЙ БЮДЖЕТНИЙ ЗАГАЛЬНООСВІТНІЙ ЗАКЛАД

«ГВАРДІЙСЬКА

ШКОЛА-ГІМНАЗІЯ № 2»

СІМФЕРОПОЛЬСЬКОГО РАЙОНУ РЕСПУБЛІКИ КРИМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГВАРДЕЙСКАЯ

ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 2»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КЪЫРЫМ ДЖУМХУРИЕТИ СИМФЕРОПОЛЬ РАЙОНЫНЫНЪ

«2-САНЛЫ ГВАРДЕЙСКОЕ МЕКТЕП-ГИМНАЗИЯСЫ»

МУНИЦИПАЛЬ БЮДЖЕТ УМУМТАСИЛЬ МУЭССИСЕСИ

ул.Острякова, 1А, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513

ОКПО 00792024; ОГРН 1159102009505; ИНН/КПП 9109008879/910901001; ОКУД 0200000

тел/факс 3(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru

МО учителей филологии

Разработка урока по русскому языку  на тему

« Повторение темы «Имя прилагательное»»

для 6-К класса

Составила:

Шляхова И.В.,

                                                                                учитель русского языка и    

                                                                                 литературы,

СЗД

П.Гвардейское,2019г.

Урок№89

Тема урока : « Повторение «Имя прилагательное»».

22.01.19.

Цель урока:повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное».

Задачи урока:

1. В игровой форме повторить

- общие сведения об имени прилагательном;

- правописание падежных окончаний прилагательных;

- разряды имён прилагательных по значению;

- образование степеней сравнения прилагательных;

-  слитное и раздельное написание Не с прилагательными;

- правописание одной и двух букв Н в именных прилагательных;

- роль прилагательных в речи;

3 Предоставить учащимся возможность проявить свои способности при выполнении различных видов заданий.
4. Прививать навыки самостоятельной работы, умение рассчитывать свои силы и возможности.

5.  Развивать языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся; совершенствовать навыки работы на компьютере.

6. Воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду, сосредоточенность, внимательность.

Планируемые результаты:

Предметные:

Морфологические признаки имени прилагательного. История изучения имени прилагательного как части речи.

Метапредметные:

Регулятивные:  составление плана и последовательности действий Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: умение с полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

Личностные:

Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы.

Технология: проблемное обучение, игровая технология.

Тип урока – урок  повторение-обобщение, урок –путешествие.

Метод ведения урока: сочетание репродуктивного метода (воспроизведение сообщений) с проблемным (ответы на проблемные вопросы) и исследовательским (мини-исследования, творческое сочинительство)

Форма работы: фронтальная и индивидуальная.

Оборудование: ПК, презентация,  раздаточный материал.

Ход урока

1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Учитель:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сели тихо, не шумите,

На меня все посмотрите.

Мы в школе на уроке,

Сейчас начнём учиться.

Мы школьники, а значит

Нам некогда лениться.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

     Подготовка мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднения.

Повторение по теме «Имя прилагательное»

Текст раздается индивидуально, надо вставить прилагательные по смыслу.

Волшебная сказка.

На … планете жили … человечки, у них были … глаза, … волосы, … уши. Зато очень … характер.

Домики у человечков были …, с крышами. Возле каждого домика сидела … собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что … домики охраняли … дракончики и … страусы. Они сидели на … верёвочках и рычали. На … деревьях пели … песни … мухи. В … лесах водились … слонята, … цыплята, … ёжики и … ящерицы. А на … черепахах … человечки ездили в гости.

- Почему это сказка?

- Чтобы сказка была красивой, волшебной, смешной… чего в ней не хватает? (имен прилагательных)

- В сказке нет имен прилагательных, а есть пропуски, которые вы можете заполнить любыми прилагательными. Вместо многоточий подставляете к существительному любые прилагательные в любом порядке.

Задание: выписать в тетрадь, вставляя прилагательные в пропуски.

- Какой текст вам нравится больше?- Какова же роль прилагательных в речи?

(Прилагательные украшают нашу речь, делают ее яркой, выразительной, точной, разнообразной, живописной. С помощью прилагательных писатель рисует образную картину природы, которую легко можно себе представить.)

- Ребята, над какой же частью речи сегодня мы с вами будем работать?

Правильно! Сегодня на уроке мы повторим и закрепим наши знания об этой части речи.

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Каким видом транспорта? На чём? (на автомобиле, автобусе, на поезде, на самолёте и другое)

-А кто из вас путешествовал на поезде? Сегодня на уроке у вас есть такая возможность. А по какой же стране мы будем путешествовать?  По стране «Имя прилагательное».

- Итак, в путь!

- А теперь откроем тетради, запишем число, классная работа, тему урока.

 (тема урока)

- Цель нашего сегодняшнего урока-путешествия - повторение изученного об имени прилагательном, отработка умений и навыков по их правописанию и употреблению в речи.  

Всю свою деятельность на уроке вы будете сами оценивать и результаты заносить в оценочный лист, т.е. самостоятельно будете заполнять вот такую карту: «Мои успехи на уроке», куда будете ставить сами себе оценки.

- Так как мы собираемся совершить сказочное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно ответить на вопросы и выполнить задания кассира. И вот его вопросы.

  • Что  называется именем прилагательным?
  • Что является начальной формой прилагательного?
  • Как изменяются имена прилагательные? (по числам, родам и падежам)
  • Когда имена  прилагательные по родам не изменяются? (мн.ч.)
  • Как проверить безударные окончания имён прилагательных?

3.Этап локализации индивидуальных затруднений.

Учитель: одно из разноуровневых  домашних заданий было написать сочинение-миниатюра «Зимние праздники»или «Зимняя погода»..Подчеркнуть имена прилагательные и определить разряды,падеж, число,род.

- Скажите, какие затруднения у вас возникли при выполнении домашнего задания?

4.Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

          Постановка целей коррекционной деятельности и выбор способа и средств их реализации. Выбор способа (как?) и средств (с помощью чего?) будет проведена коррекция знаний.

 Учитель: При определении разряда прилагательного,что мы должны учитывать? При определении числа ,падежа, рода ,что должны учитывать?

Алгоритм действия на уроке:

1.Станция «Разрядная».

2.Станция «Привал».

3.Станция «Неизвестная».

4.Станция «Энная».

5.Станция «Творческая».

5.Этап реализации построенного проекта.

          На этом этапе учащийся самостоятельно   находит и исправляет свои ошибки.

Наше путешествие началось, и на пути первая станция «Разрядная»

Определить разряд прилагательного, показать нужную карточку с буквой.

Высокий, синий, кирпичный, смелый,  деревянный, настольный, дядин,  мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

- Оцени свою работу. (Оценочный лист)

Да, мы  справились! Можно продолжать путь!- А вот и следующая станция.

Станция «Привал»

 А сейчас, ребята, давайте отдохнем и выполним физкультминутку, но с пользой!

Проведем  игру «Стоп, игра!»

Я буду произносить тезисы. Если тезис верный – вы поднимаете руки вверх и кричите «Да!», а вот если неверный, хлопаете в  ладоши и кричите: «Стоп, игра!»

  • В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов-онн,-енн,  всегда пишется нн.
  • Слово юный пишется с нн
  • В суффиксе-ан всегда пишется одна   Н
  • В кратких прилагательных всегда пишется одна -Н.
  • В суффиксе-ин всегда пишется одна -Н
  • Слова ветреный, безветренный всегда пишутся с одной Н?
  • В слове старинный пишется Н, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса-ин
  • В слове оловянный пишется одна Н.

Станция «Неизвестная»

- Кто из вас может предположить, почему именно таким образом написано название станции? (слитно или раздельно?)

- Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных с не.

Составить предложения (5) со словами с не (неаккуратный, не злой, а добрый, неграмотный, не веселый , а грустный, незабываемый.). На доске один ученик выполняет синтаксический разбор.

Станция «Энная»

- Все понятно. Жители этой станции просто не знают, какое надо применять правило, чтобы правильно написать суффиксы прилагательных!

 Думаю, что с этой проблемой мы поможем справиться жителям станции «Энная». Правда, ребята? Так когда же пишется одна буква Н, а когда две НН в суффиксах имен прилагательных?

Цифровой диктант (учитель читает, ученики ставят цифры)

Песчаное дно, ветреный день, серебряная посуда, туманное утро, водяное растение, стеклянные бусы, искусственный лед,  юное создание,  клюквенный морс, картинная галерея, румяный пирог.

Проверка: 1,1,1,2,1,2,2,1,2,2,1.

Проверка поменяемся тетрадями

- Оцени свою работу. (Оценочный лист.)

- Молодцы! Поехали дальше!

6.Этап обобщения затруднений во внешней речи.

               Основная цель – закрепление способов действий, вызвавших

затруднения.

Задание – билетик. Разноуровневые задания на карточках-билетиках

- Ребята, на столе у меня билетики, но они не простые, а разноцветные. На каждом из них напечатаны задания  разной степени трудности.

- Розовый билетик – повышенной трудности

- Зеленый – средней трудности

- Желтый – пониженной трудности

- Решите сами, какой билетик вам нужен и выполните задание на нем.

Розовый

Поставьте данные словосочетания в указанные падежи:

Зимний  день (Т.п.) –

Морозная  погода (П.п.) –

Сильная  метель (Д.п.) –

Снежная  буря (В.п.) –

Серебристый  иней (Р.п.) –

Сильные  морозы (Т.п.) -

Зимним днем

Морозной ночи

Снежной метели

Снежную бурю

Серебристого инея

Сильными морозами

Зеленый

- Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные. 

 (Новый) проблемы, (тёмный) ночами, (чистый) тряпкой, (душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.

Новые проблемы, тёмными ночами, чистой тряпкой, душистой сирени, о доброй подруге, тёмно-голубые васильки, звонкого голоса.

Желтый

Вставь окончания имен прилагательных.

Вся земля покрыта мягк_____ снегом.

Зимн___ небо покрыто облаками.

Только проглядывает полоска голуб____ неба.

Деревья украшены прихотлив______ узорами.

Ели и сосны в зелён____ убранстве.

Ранн_____ утром друзья отправились в лес.

Вся земля покрыта мягким снегом.

Зимнее небо покрыто облаками.

Только проглядывает полоска голубого неба.

Деревья украшены прихотливыми узорами.

Ели и сосны в зелёном убранстве.

Ранним утром друзья отправились в лес.

Проверка: Самопроверка по образцу на обратной стороне карточки.

Поставь себе оценку:

Нет ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки – 3

- Оцени свою работу. (Оценочный лист)

- Ребята, признайтесь честно, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка. Кто поможет объясните ее?

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

               Рефлексия достижения цели и создание (по возможности)

ситуации успеха.

Станция «Творческая»

Вам необходимо написать 10 предложений о зимнем лесе, используя прилагательные. Вначале прослушайте музыку «Зимний лес» и начинайте писать предложения,подчеркните прилагательные.

Выполните синтаксический разбор одного предложения.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

         При положительном результате предыдущего этапа учащиеся

продолжают выполнять творческие задания, при отрицательном – повторяют вариативно похожие задания.

Станция «Проверь себя»

Учебник ст.32,упр 1.

- Наш урок подошёл к концу. Пора подвести итоги .

Домашнее задание:

2 уровень ст33, упр3.

3 уровень написать сказку «Страна «Имя прилагательное»».

9.Этап рефлексии деятельности на уроке.

-Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён прилагательных. Какие вы были сегодня на уроке?

( умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…)

- Урок получился какой? Запишите ответ прилагательными.

Молодцы! Урок окончен.

Методическая литература

1.Л. Бэбби. Глубинная структура прилагательных и причастий в русском языке.1997

2.Вахрушева Т., Попова Е. Сборник упражнений по русскому языку. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998. – 192 с.

3.  Волина В. Праздник букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996. – 384 с.

 4. Исакова А.И. Работа по семантике слова в V классе. // Русский язык в уколе № 1, 1991: 20 – 23.

    

Интернет-ресурсы

1. http://rusgram.narod.ru

2.http://pushkin.edu.ru

3.http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"

урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"...

Презентация к уроку "Обобщающее повторение. Тема: "Имя прилагательное".

Дополнительные материалы в виде презентации для интерактивного проведения урока....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

Повторение темы "Имя прилагательное" в 6 классе.

Повторение темы "Имя прилагательное" в 6 классе. Тесты в презентации....

Конспект урока по русскому языку (ФГОС) на тему: «Повторение темы «Имя прилагательное»», (ФГОС)

Материал данного урока рассчитан на два учебных часа и  предполагает повторение изученного  по теме «Имя прилагательное»...

Урок в 5 классе "Повторение темы Имя прилагательное"

Матереалы для повторения и обобщения по теме "Имя прилагательное"...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Повторение темы Имя прилагательное"

Презентация к уроку русского языка по теме "Повторение темы Имя прилагательное"...