Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Осянина Ольга Геннадьевна

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на уроке учащиеся работают с текстами произведений А. С. Пушкина. Задача данного урока - на примере стихотворений А.С. Пушкина увидеть, как писатель ищет самое точное, самое нужное слово, создавая свои  произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 План-конспект урока русского языка
Тема:
Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова.
Задачи:
Обучающие, формирование регулятивных УУД:
                                                    - обобщить теоретический материал об имени прилагательном;
- создать условия для проявления познавательной активности учащихся;
- показать на примерах художественных текстов функцию прилагательных в речи
Развивающие, формирование познавательных УУД:
- развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в       самовыражении через различные виды работ;
- вызвать у них интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
- развивать монологическую речь учащихся, учить диалогу;
- развивать речевые навыки учащихся.
Воспитательные, формирование личностных УУД :
- помочь учащимся почувствовать силу слова и воспитывать у них любовь к слову;
- совершенствовать культуру речи учащихся.
Тип урока - обобщение и систематизация знаний.
Форма урока - интегрированный урок-практикум
Оборудование урока:
1. Раздаточный материал.
2. Рисунки учащихся.
3. Высказывания о языке, написанные на доске.

4. Выставка книг А.С. Пушкина.
                                                   

                                                    Ход урока.

 1. Организационный момент.
Вот мы с вами и закончили изучение темы «Имя прилагательное».
На 33 уроках мы с вами изучали эту тему, знакомились с орфограммами, с ролью прилагательных в речи, учились использовать прилагательные в
нашей речи. Тема нашего урока написана на доске. Какую цель мы поставим перед собой? (ответы детей).

-Да, сегодня мы должны обобщить наши знания по этой теме.
Задача нашего урока - на примере произведений А.С.Пушкина увидеть, как ищет самое нужное, самое точное слово писатель, создавая свои произведения.
Прочитаем эпиграф к нашему уроку: «до Пушкина…
 ещё никто не умел
придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты». Н.Г.Чернышевский.
 

II. Актуализация знаний 
1. Запишем слова А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен».
2. Беседа. 
-
 В чём смысл этого предложения?
- Есть ли здесь прилагательные? Как вы определили, что они есть?
- К какому разряду относятся имеющиеся в этом предложении
прилагательные?
- Разберите это предложение по членам.
- Какова обычная функция прилагательных?
- А необычная? (прилагательные, получая дополнительное значение,
становятся эпитетами).
Запишем в тетради: Эпитет - это самое меткое, самое свежее, самое нужное,
«озаряющее» слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный
нам предмет.
- Какие прилагательные встретились нам в предложении? Определите
степени сравнения? Что мы о них знаем?
З. Запись под диктовку: (запись строк из стихотворения А.С.Пушкина)             Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Запись на доске:                                                                                                               Под голубыми небесами
Необозримыми коврами,
Лежит, как саван, белый снег.
4. Рубрика « Почему?»: 
-Почему великий поэт заменяет прилагательное
необозримыми прилагательным великолепными?
-Почему снимает сравнение «как саван»? В Толковом словаре дается такое толкование слова: Саван - широкое одеяние, покров из белой ткани для покойников. Снежный саван (перен.) о белизне снега, о широком снежном пространстве.
(Стихотворение звучало слишком угрюмо, а Пушкин хотел показать радостную картину зимнего утра.)
- Подберите к слову великолепный синонимы, может снег быть великолепным?
5. Проверка д / з.: 
- Давайте посмотрим,  какие прилагательные использовали вы в домашних сочинениях-миниатюрах (чтение работ учащихся).
- «Словарь эпитетов» К. Горбачевича и  Е. Хабло даёт к слову снег более 100 эпитетов: роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный.
А. С.Пушкин в своих произведениях очень часто описывал снег, давайте посмотрим, какие определения-прилагательные употребляет он.

6. Чтение отрывков 
Отрывок 1.                                                                                                                      Татьяна (русская душою,                                                                                                   сама не зная почему)
С её холодною красою,
Любила русскую
зиму.
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарёю поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
- Как вы думаете, почему « розовых снегов»? Является ли прилагательное
эпитетом? Почему?                                                                                                                                  
Отрывок 2:
 В поле чистом серебрится
 Снег волнистый и рябой,
 Светит месяц, тройка мчится
 По дороге столбовой
- Каким показан снег в этом стихотворении?
- А может ли снег быть печальным?
  Мой первый друг, мой друг бесценный!
  И я судьбу благословил,
  Когда мой двор уединённый,
  Печальным снегом занесённый,
  Твой колокольчик огласил.
- Почему снег печальный?
- Почему друг бесценный ? Что может быть бесценным? (история создания
стихотворения «И.И Пущину». В 1826 г. отправлено к нему на каторгу вместе с посланием декабристам «Во глубине..
. ». Стихотворение воссоздает события 11 января 1825 г.  Михайловское посетил лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Представляете себе состояние друзей?)
- Назовите антоним к слову печальный (весёлый).
- А есть ли у Пушкина весёлый снег?
Прочитайте следующие строчки:
  Опрятней модного паркета
  Блистает речка, льдом одета.
  Мальчишек радостный народ
  Коньками звучно режет лёд;
  На красных лапках гусь тяжёлый,
  Задумав плыть по лону вод,
  Ступает бережно на лёд,
  Скользит и падает; весёлый
  Мелькает, вьётся первый снег,
  Звездами падая на брег.
- Сколько картин-зарисовок дает нам поэт?
- Почему же Пушкин, рассказывая о зиме, говорит о красных лапах гуся?
(Всё ярко, всё бело кругом)

- Вот видите, ребята, сколько прилагательных использует поэт, для того, чтобы изобразить снег?
7. Проверка  домашнего задания 
- А какие строчки приготовили вы, ребята? (чтение работ учащимися)
- Значит, снег может быть разным: белым, мягким, пушистым, серебристым,
колючим, голубым, весёлым и печальным. Используя
имена прилагательные, как определения и прилагательные
- эпитеты, мы
делаем нашу речь яркой, красивой, богатой и выразительной
8.Работа с раздаточным материалом. 
А теперь попробуем найти имена прилагательные, которые выступают в роли
эпитетов. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните прилагательные,
употреблённые в переносном значении.
На свеж.... воздухе, в дремуч.. .лесу, по горяч.... следу, у могуч...
дуба, в чуж... доме, к молод.... дубу, от ласков.... лучей, зимн... утро,
нежн... пушист.... инеем.
- Какой алгоритм вы применяли, выполняя это задание?
9. Минутка отдыха.
- Давайте послушаем сказку, в которой говорится, почему прилагательное
всегда согласуется с именем существительным.
Чтение сказки. Рассматривание рисунков учащихся.                                                       - Смогли ли вы передать образ прилагательного в своих работах?
10. Творческая работа. 
- Теперь каждый ряд объединяется в группы. Вы должны угадать, какие прилагательные употреблены в авторском тексте. (текст без прилагательных записан на доске)
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около фонарей и тонким мягким пластом ложится на мокрые крыши, спины, плечи, шапки.
А.П. Чехов.
Проверка работ, учащиеся сверяют свои работы с авторским текстом.
11. Игра «А как у Пушкина?» 
Мороз и солнце; день _________
Ещё ты дремлешь, друг _______(Зимнее утро.)
Буря мглою небо кроет,
Вихри_______ крутя. (Зимний вечер)
Сижу за решёткой в темнице____
Вскормлённый в неволе орёл____ (Узник)
Подруга дней моих_________
Голубка__________ моя. (Няне)                                                                                  Сквозь ___________туманы
Пробирается луна,
На __________поляны                                                                                                    Льёт печально свет она. (Зимняя дорога.)
III. Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу. Надеюсь, что на уроке вам было интересно, ведь поэзия А.С.Пушкина никого не может оставить равнодушным. И закончить урок я хотела бы отрывком из произведения К.Г.Паустовского «Золотая роза»:
Северные белые ночи, летние ночи Ленинграда - это непрерывная вечерняя заря или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней.
Никто не сказал об этом с такой поразительной точностью, как Пушкин. Эти строки - не только вершина поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина, в них ещё всё волшебство русской речи.
Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи.
Тот народ, который создал такой язык,- поистине великий и счастливый народ.
12. Домашнее задание 
С.Я.Маршак сказал: «Пушкин и всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно».  Согласны ли вы с Маршаком? Проведите исследование и напишите творческую работу.

Сказка об имени прилагательном.

          Однажды имени Прилагательные с неразлучными друзьями Родами, Числами и Падежами отправились в путешествие по своей замечательной стране Морфологии. Было лето. Кругом все цвело и пело. К вечеру друзья поднялись на высокую гору и увидели замок, построенный в строгом стиле из белого и черного мрамора.

- Что за хозяева у этого замка?- спросили друг у друга удивленные друзья.             Тут весёлые и нарядные Прилагательные вспомнили, что где-то здесь живут королева Имя Существительное и его величество Глагол.

  Путешественники постучались в ворота. Нужно было где-то заночевать. Стражники замка Держи и Хватай отперли тяжелые ворота и впустили гостей.

         В это время Существительное и Глагол сидели в тронном зале у камина. Сюда позвали и гостей. Друзья вошли в зал, где все говорило о строгих вкусах хозяев. Веселые Прилагательные неловко чувствовали себя в этом зале. Они рассказывали о своем красивом королевстве, о том, какие у них ласковые и веселые друзья.

        После ужина гостей разместили по спальням. Королева же попросила, чтобы Глагол остался – нужно поговорить.

-как-то скучно живем мы, никуда не выезжаем, ни с кем не поддерживаем дружеских связей. Ты привык  только приказывать, а я лишь называю предметы. И так много лет подряд. Нас уважают соседи, понимая, что без нас стране Русского языка не обойтись, но и побаиваются. Детей у нас нет. Давай удочерим Прилагательное, оно такое красивое и веселое!- грустно говорило Существительное.

        Наутро, когда свежие и румяные гости шумно рассаживались за чаем, Существительное предложило Прилагательному поселиться вместе. После чая все пошли в сад. Прилагательное тут же принялось за свою любимую работу. Оно не могло не делать вокруг себя все красочным и ярким. Это было доброе Прилагательное.

       Теперь уже цвели не просто розы, а прекрасные чайные розы, покрытые капельками прозрачной росы. Не просто дорога бежала, а широкая, покрытая желтым песком дорога бежала среди вечнозеленых растений.

Замок преобразился. Веселые птицы с ярким оперение щебетали кругом. Голубое небо стало еще выше, легко дышалось.

Счастливые друзья решили больше не разлучаться.

         С тех пор имена Существительные и Прилагательные дружно живут и работают в стране Морфологии. Прилагательное согласуется с именем Существительным в роде, числе и падеже. Можете себе представить, какая это дружба! Существительное старше, поэтому Прилагательное во всем соглашается с ним и не жалеет об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник "Русский язык"  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, п...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Прилагательные близкие и противоположные по значению, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Прилагательные близкие и противоположные по значениюЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательны...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе со здоровьесберегающей технологией "Имя прилагательное- значимая часть речи"

Здоровьесберегающее обучение на уроке направлено на обеспечение психического и физического здоровья учащихся, приводит к предотвращению усталости и утомляемости,повыщению мотивации к учебной деятельно...