Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник "Русский язык"  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, поэтому необходима интерактивная доска, есть и письменные, и устные задания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_v_6_klasse.rar226.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку  «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

    Цели урока:

    Обучающая:  объяснить правописание одной и двух Н в суффиксах прилагательных.

    Развивающая: развивать умение излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, а также умение выслушать друг друга.

    Воспитательная: воспитывать интерес, любовь к русскому языку.

    Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

    На уроке используется учебник «Русский язык М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.».

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с правописанием имен прилагательных, мы поговорим о -н-, -нн-, в суффиксах этой части речи.

    2. Актуализация знаний

    Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, вспомним материал прошлого урока. Какую тему мы изучали? (На прошлом уроке мы изучали тему «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»).)

    Для того, чтобы проверить, как вы усвоили тему, проведем цифровой диктант. Если в суффиксе следует писать О, ставьте цифру 1, если Е – 2

    Цифровой диктант:

    Камышовый, ключевой,  речевой, ситцевый, ежовый, образцовый, лицевой, сторожевой, вещевой, врачебный.

    Ключ: 1,2,2,2,1,1, 2,2, 2, 2

    Самопроверка по слайду №2. учащиеся сами ставят оценки, «5»-ошибки отсутствуют, «4»-одна ошибка, «3»- 2 ошибки, «2» - три и более ошибки.

    Повторение орфограммы №37

    3. Подготовка к восприятию нового материала.

    Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных. (приставочный, суффиксальный, сложение)

    Взгляните на доску, прочитайте предложения (слайд №3)

    1.По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха.

    2.Средняя Россия стала для меня священной землей, и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины.

    3.Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях. (По К.Паустовскому).

    Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? (таинственный – таинство, длинный – длина, журавлиный – журавль)

    4. Объяснение нового материала.

    Посмотрите ещё раз на слова (слайд №4) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?

    Учащиеся пытаются сформулировать правило, далее чтение теоретического материала на странице 132, параграф 56.  

    Схема орфограммы представлена в презентации (слайд №5)

    Н

    НН

    от существительных

       -ИН-             гусИНый

    -АН-             песчАНый

    -ЯН-             землЯНой


    Запомни!         оловЯННый

                             стеклЯННый

                             деревЯННый

    от существительных

    -ЕНН-            обедЕННый

     -ОНН-            кухОННый



    Запомни!     ветрЕНый

       Запомни! Н входит в корень

    павлиНий, зелёНый, сиНий,     свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий

    от существительных

    с основой на Н+ -Н-

    осеННий

    барабаННый

    5. Закрепление изученного материала

    1) Объяснительный диктант: (устно, по цепочке).

    Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей (ученики получают раздаточный материал, для проверки – слайд №6).

     Кожа…ый портфель, жизне…ый вопрос, лимон…ый напиток, жестя…ая кружка, мысле…ый взор, тыкве…ое семя; царстве…ый жест, торфя…ые болота, мыши…ый писк, песча…ый берег, тума…ый день, стекля…ый шар, берестя…ой ковш, глиня…ая ваза, витами…ый набор, ветре…ый день; льви...ое семейство, тополи...ый пух, травя…ой покров, таинстве…ый шорох.

    2) Выполнение упражнения 321, страница 134. Нужно выписать сначала прилагательные, у которых в суффиксе одна Н, а потом прилагательные с двумя  Н в суффиксе. Какие слова вы не выписали? Почему?

    У доски работают два ученика, остальные самостоятельно в тетрадях.

    3) Работа с текстом (слайд №7)

    Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Пустынная местность казалась спокойной. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами. Неширокая дорожка пролегала среди кустов с неяркими оранжевыми цветами. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Торжественную тишину нарушало только пение маленьких птичек да пчелиный гул.

    - Определите основную мысль текста. О чем он? (О прогулке у моря )

    - Определите стиль этого текста. (Художественный).

    - Какие элементы художественного стиля вы можете указать в этом тексте? (Метафора, эпитеты).

    -  Найдите в тексте прилагательные, объясните правописание  Н и НН в суффиксах. Систематизируйте свои выводы в таблице (слайд №8)

    -Н-

    -НН-

    Правило

    Пример

    Правило

    Пример

     

     

     

     

    Должна получиться следующая таблица (слайд№ 9)

    -Н-

    -НН-

    Правило

    Пример

    Правило

    Пример

     -ан-

     песчаному

     сущ.-Н+ -Н-

     пустынная

    исключение

    ветреный

    -енн-

    торжественную

    -ян-

    серебряными

    -ян-

    водяные

    -ин-

    пчелиный

    4)Творческое задание.

    Ученикам представляется  репродукция картины (слайд №10) Нужно описать данную репродукцию, составив словосочетания, предложения или небольшой текст с использованием прилагательных с одной и двумя н в суффиксах.

    6.Подведение итогов урока и выставление оценок

    - От каких частей речи образуются имена прилагательные? Приведите примеры (От существительных).

    - Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Правило написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных)

    - Когда в именах прилагательных пишется одна буква Н? (Если они образованы от существительных с помощью суффиксов  -ИН-, -АН-, -ЯН- и в слове-исключении ВЕТРЕНЫЙ)

    - Когда в именах прилагательных пишется две буквы Н? (Если они образованы от существительных с основой на –Н, а также с помощью суффиксов  -ОНН-, -ЕНН- и  в словах-исключениях ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ)

     

    7.Домашнее задание: параграф 56, упражнение  320. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами – н-, -ан-(-ян-) или –енн-.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик)".

    Урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода. Новые знания не давались в готовом виде. Учащиеся "открывали" их сами в поцессе самостоятельной исследовательской деятельности....

    Открытый урок в 6 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

    Конкурс педагогических достижений 2012-2013 учебный годНоминация «Открытие года»II этап «Уроки в незнакомом классе»Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»Тип урока:  изу...

    Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода".

    Папка содержит конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе, также презентацию к уроку, карточки, картинки....

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

    Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

    Разработка урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в причастиях и отглагольных прилагательных»

    Цель урока:Закрепить навыки правописания по теме « Н и НН в суффиксах разных частей речи» ;уметь различать прилагательные, образованные от имен существительных( отыменные прилагательные) и образованны...

    Конспект урока по русскому языку для 6 кл. на тему "Не с прилагательными"

    Современный урок по требованиям ФГОС с использованием групповых форм работы...