Конспект урока по русскому языку на тему: «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц»
план-конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку для обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pot_russkomu_yazyku.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска

Конспект урока

по русскому языку

на тему:

«Большая буква в именах людей, кличках животных,

названиях городов, сел, деревень, улиц»  

        Выполнила учитель начальных классов

Егорова Екатерина Юрьевна

Смоленск

Цель урока: Отрабатывать навык написания имен собственных.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Закреплять знания учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы;
  2. Отрабатывать навык правописания слов с большой буквы.
  3. Познакомить учащихся с новым словарным словом, отработать правильность его написания.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать связную устную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания;
  2. Пополнять активный словарный запас школьников путем ввода новых слов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительную мотивацию к учению, любознательность.
  2. Прививать учащимся интерес к предмету.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три медведя»; сигнальные карточки; записи на доске.

Ход урока.

1. Оргмомент

-Здравствуйте ребята, давайте проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка.

-Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Постарайтесь всё понять

И внимательно читать»!

Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку.

2. Изучение нового словарного слова, повторение пройденного материала.

а) минутка чистописания – написание заглавной буквы М.

б) словарная работа.

-Ребята, открывайте тетради, записывайте число, классная работа. С новой строчки запишите заглавную букву М и пропишите её до конца строчки, пишите аккуратно, старайтесь при написании.

-Закончили?

-Молодцы»!

-Ребята, я вам загадаю загадку, а вы будьте внимательны и постарайтесь её отгадать.

Летом бродит без дороги 
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

-Ребята, как вы думаете кто это?

-Правильно, медведь.

(Учитель вывешивает на доску картинку с изображением медведя).

-Даша выйдет к доске и запишет слово медведь на доске, а вы ребята запишите у себя в тетради.

-Молодец Даша, теперь поставьте в слове медведь ударение, а безударную гласную подчеркните.

Даша у доски, а вы ребята в своих тетрадях.

-Все справились?

-Молодцы!

-Ребята, если он медведь, то она … Запишем слово "медведица", поставим ударение, безударные гласные подчеркнем.

-Посмотрите на картинку, какой здесь нарисован медведь?

-Теперь давайте составим словосочетание со словом медведь.

-Как вы думаете, какое словосочетание можно составить?

-Молодцы ребята, давайте запишем это словосочетание в тетрадь.

Записали?

-Ребята, давайте придумаем нашему медведю кличку.

-Как вы думаете Топтыгин подойдет?

-Теперь давайте составим предложение про нашего медведя.

-Молодцы ребята, запишите это предложение в тетрадь, а с какой буквы вы напишите слово Топтыгин?

-Правильно с большой, а почему?

Учащиеся в тетрадях прописывают заглавную букву М.

-Да

-Медведь

Даша выходит к доске записывает слово медведь, ставит ударение в слове и подчеркивает безударную гласную. Остальные учащиеся выполняют данное задание в тетрадях.

-Медведица

-Большой, огромный, лохматый, голодный, бурый, могучий, косолапый.

-Бурый медведь.

-Да.

-Да, подойдет».

-Бурый медведь Топтыгин очень любит ягоды

-С большой буквы

-Потому что клички животных пишутся с большой буквы – это имена собственные

3. Физминутка.

-Ребята, давайте отдохнем и сделаем небольшую разминку.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты снова сели».

Ученики выполняют физминутку.

4. Развитие связной устной речи.

- Медведь очень часто является персонажем русских сказок.

Кто-нибудь помнит сказку героями, которой были медведи?

-Ребята, а вы помните героев сказки «Три медведя»?

-Вы помните как звали девочку?

-Как звали маму-медведицу?

-Как звали папу-медведя?

-Как звали маленького медвежонка?

-Молодцы ребята»!

-В сказке Три медведя герои – медведи

-Да, девочку, которая заблудилась и попала в дом к медведям, звали Маша

-Маму-медведицу звали Настасья Петровна

- Папу медведя звали Михайло Потапович

-Маленького медвежонка звали Мишутка

5. Работа в тетрадях.

- Ребята, сейчас будет работа в тетрадях.

Давайте запишем, как звали девочку.

С какой буквы нужно написать это слово?

Почему?

Девочку звали Маша, а как можно назвать ее ласково?

Запишем и это слово. С какой буквы, почему?

Правильно ребята.

-Запишите, как звали маму-медведицу.

Теперь как звали папу-медведя.

Теперь запишите, как звали маленького медвежонка.

-Все записали?

-С какой буквы вы записали эти слова?

-Почему?

-Правильно ребята, молодцы

-Маша.

-С большой буквы

-Потому что имена людей мы пишем с большой буквы – это имена собственные

-Машенька

-С большой буквы, потому что имена людей мы пишем с большой буквы – это имена собственные

Дети пишут в тетрадях Михайло Потапович.

Дети пишут в тетрадях Мишутка.

-Да

-С большой буквы

-Потому что клички животных пишутся с большой буквы – это имена собственные

6. Закрепление материала.

(Дидактическая игра).

-Мы с вами вспомнили, что имена людей и клички животных пишут всегда с большой буквы.

- А какие еще слова всегда нужно писать с большой буквы? Кто может рассказать правило?

-Даша, расскажи правило.

-Молодец Даша.

-Ребята, давайте хором проговорим это правило.

-Молодцы ребята!

-Я вижу ребята, что вы очень хорошо запомнили это правило и сможете сыграть со мной в одну интересную игру на внимание.

Я буду называть слова, и если это слово нужно писать с большой буквы, то вы поднимаете карточку, на которой нарисована большая стрелка (карточки на столах детей), а если слово пишется с маленькой буквы, то карточку с маленькой стрелочкой.

Учитель называет слова: собака, Жучка, Смоленск, город, деревня, Простоквашино, мальчик, Коля, Петров, фамилия, улица, Попова.

-Молодцы ребята, вы все отлично справились

Кира: -Имена, отчества и фамилии людей, клички животных,  названия  стран, городов, деревень, улиц, рек, морей  и океанов пишутся с большой буквы – всё это имена собственные».

Ученики хором проговаривают правило вместе с учителем.

Учащиеся поднимают карточку, на которой нарисована большая стрелка, когда слышат слова, которые нужно писать с большой буквы и маленькую карточку, когда слышат слова, которые нужно писать с маленькой буквы.

7. Итог урока.

-Ребята, с какой буквы нужно писать имена людей?

-Какие еще слова мы пишем с большой буквы?

-Почему мы пишем эти слова с большой буквы?

- Ребята, наш урок подходит к концу, вы молодцы все хорошо занимались.

Скоро прозвенит звонок.
Собери портфель, дружок.
Аккуратно, по порядку
Книгу, ручку и тетрадку.

-С большой буквы.

-Отчества и фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, улиц, морей и океанов

-Потому что это всё имена собственные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Большая буква в именах людей"

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе (по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) по теме "Большая буква в именах людей"...

Конспект урока русского языка в 3 классе для детей со сложной структурой дефекта "Большая буква в именах людей"

Конспект урока русского языка в 3 классе для детей со сложной структурой дефекта "Большая буква в именах людей"...

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...

Урок письма"Большая буква в именах людей"

Тема урока: Большая буква в именах людей.Цель: Закрепление правила написания большой буквы в именах людей. Задачи:  коррекционно -образовательные:формировать знания о правилах написания имён...

Конспект урока по русскому языку "Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе«Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек»...