Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Буквы з и с на конце приставок»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хвостикова Валентина Викторовна

Конспект урока с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 х. Незаймановского

Тимашевского района Краснодарского края

Конспект урока по русскому языку
в 5 классе


«Буквы з и с на конце приставок»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Хвостикова Валентина Викторовна

х. Незаймановский 2012

Тема: «Буквы з и с на конце приставок».

Урок закрепления нового материала.

5 класс.

      Цели урока:

      а) образовательная: закрепление материала по изученному на предыдущем уроке правилу о правописании букв з и с на конце приставок, работа над развитием орфографических навыков;

      б) развивающая: работа по развитию речевых навыков (составление отдельных предложений и связного текста);

      в) воспитательная: совершенствование дисциплины, выработка сознательности и учебного трудолюбия.

 

Ход урока:  

      I. Фронтальный опрос.

      1. Что изучает морфемика? (Морфемика – раздел науки о языке, который изучает части слова.)

      2. Что такое морфема? (Морфема – это наименьшая значимая часть слова.)

      3. Назовите известные вам морфемы. (Приставка, корень, суффикс и окончание.)

      4. Что такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.)

      5. Правописание каких приставок мы уже изучили? (Правописание неизменяемых приставок.)

      6. Перечислите их. (Пред-, за-, пере-, на-, над-, в- (во-), об- (обо-), под - (подо-), над- (надо-), с- (со-), от- (ото-), до-, от-, по-, про-.)

      7. Какому правилу подчиняется правописание неизменяемых приставок? (Неизменяемые приставки всегда пишутся одинаково, независимо от произношения.) 

      8. Расскажите правило о приставках на – з, – с. (В приставках на –з, (-с) перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими – с.)

      II. Разминка. Фонетический разбор и разбор по составу. 

      Анализируется работа двух учащихся, выполнявшаяся во время фронтального опроса:

      1. Фонетический разбор слова «безвкусный1» по карточке на доске.  

      Безвкусный1- [б’исфк`усный]      

      б – [б’] - согл., зв., м.

      е – [и] – гл., безуд.

      з – [с] – согл., гл., тв.

      в – [ф] – согл., гл., тв.

      к – [к] – согл., гл., тв.

      у – [`у] – гл., уд.

      с – [с] – согл., гл., тв.

      н – [н] – согл., зв., тв.

      ы – [ы] – гл., безуд.

      й – [й] – согл., зв., м.

      10 букв, 10 звуков.

      2. Морфемный разбор слов на интерактивной доске или по карточкам на обычной школьной доске: бесплатный2, распилить2, бесшумный2, восход2, взлетали2.

      III. Закрепление нового материала. (Во время выполнения всех заданий учащиеся должны подчёркивать и правильно оформлять изучаемую орфограмму.)

      1. Распределительный диктант «Что сделала ворона?»

      На интерактивной доске - изображение вороны. Сначала учащиеся называют свои варианты действий вороны и записывают их в тетрадях в таблицу, затем слова диктует учитель. Условием работы является наличие приставок на –з, -с в подбираемых глаголах.

Слова с приставками на –з

Слова с приставками на –с

взлетела

взглянула

взмахнула крыльями

разлеталась

вздрогнула

взъерошила перья

всполошилась

раскаркалась

испугалась

встрепенулась

вскрикнула

вскормила воронят

исхудала

испачкалась

исцелилась

      2. Выборочный диктант. Учитель читает предложения, учащиеся записывают только слова с изучаемой орфограммой «Буквы з и с на конце приставок».

      Беспокойство Савельича очень меня забавляло. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки. Тут народ зашевелился, шапки снял и расступился. В эти дни в беззвёздном небе слышен свист бесчисленных крыльев. Собака завизжала в бессильной ярости, немного проползла по траве и остановилась. Белым цветом вишня расцвела. Бесследно проходят седые века над молчаливой страной. Барыня разгневалась, расплакалась, велела отыскать Герасима. Остров растаял в тумане.

      3. Подготовка к ЕГЭ. Работа с интерактивной доской или с предварительно сделанными записями на обычной школьной доске.

      В каком слове на месте пропуска пишется буква з?

             а) и…целить раны;

             б) во…дать по заслугам;

             в) пере…дать экзамен;

             г) ра…теребить лён.

            Правильный ответ:

            а) исцелить раны;

         v б) воздать по заслугам;

            в) пересдать экзамен;

            г) растеребить лён.

      В каком ряду во всех словах пропущена буква з?

             а) …делать, во…дать, ни…вергнуть;

             б) ни…вести, бе…звучный, бе…защитный;

             в) бе…форменный, бе…вкусица, бе…звёздный;

             г) бе…тактный, ра…клепать, чре…мерный.

            Правильный ответ:

            а) сделать, воздать, низвергнуть;

         v б) низвести, беззвучный, беззащитный;

            в) бесформенный, безвкусица, беззвёздный;

            г) бестактный, расклепать, чрезмерный.

      4. Творческая работа с записанным на интерактивной доске текстом. На место пропусков учащиеся должны вставить пропущенные слова с приставками на  и –с. 

      Лодка скользила в ночном тумане, тяжёлую маслянистую воду. Недалеко с тусклой … … ракета, прошуршала и мягко … во тьме.

      Правильный ответ:

      Лодка беззвучно скользила в ночном тумане, рассекая тяжёлую маслянистую воду. Недалеко с тусклой вспышкой взвилась ракета, прошуршала и мягко исчезла во тьме.

      IV. Подведение итогов. Выставление оценок.    

      V.  Домашнее задание. Параграф 83, упр. 427. 

Список использованной литературы

1. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2007

2. Н.А.Сенина. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания. – Ростов-на-Дону: «Легион», 2007

3. Г.И.Блинов, В.А.Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5 – 9 классы. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 1992.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы (источник иллюстрации)

1. http://fotki.yandex.ru/users/ludmila-kis/view/45905/?page=1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "О и А на конце наречий"

Конспект урока по русскому языку в7 классе на тему "О и А на конце наречий"...

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Урок по русскому языку в 5 классе: «Буквы з и с на конце приставок»

Разработка урока с использованием технологий ФГОС. Учебник Т.А.Ладыженской и др. Тип урока: изучение нового материала....

Конспект урока русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок".

Конспект и презентация  урока русского языка  в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок".  Тип учебного занятия: изучение нового материалаЦели (образовательная, развиваю...

Урок русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок"

Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;  Планируемые результа...

Конспект урока по русскому языку "Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе«Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек»...