Главные вкладки

    Тематическое планирование по родной русской литературе
    календарно-тематическое планирование (8 класс)

    Бондаренко Алевтина Васильевна

    Тематическое планирование по родной русской  литературе 8 класс и тематическое планирование по родному русскому языку 8 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

    Рассмотрено

    на педагогическом совете

    протокол от 31.08.2018 №17

    Утверждено

    приказом директора школы

    от 01.09.2018 №515

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    8 «И», «К» классы

                                                                              Учитель: Бондаренко Алевтина Васильевна,

                                                                                                 первая квалификационная категория

    Когалым,

    2018 год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по родной литературе для 8 класса составлена на основе Рабочей программы основного общего образования по родной литературе для 5-9 классов МАОУ СОШ №7 и примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. Составитель -Е.С. Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам.

    Программа ориентирована на использование УМК Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.   

    Особенности УМК Г.С. Меркина по литературе в 8 классе:

    1. Содержание учебника соответствует стандарту основного общего образования по литературе.

    2. Автор учитывает возрастные особенности учащихся при отборе материала.

    3. Учебник Г.С. Меркина структурирован с учетом тематических линий стандарта, которые выстраиваются от эпохи к эпохе, от писателя к писателю.

    4. Особенностью данного УМК является его сквозная логика движения материала.

    5. Большое внимание в учебнике уделено развитию представления о межпредметных связях.

    6. В учебнике литературы 8 класса Г.С. Меркина усилен сопоставительный аспект, более отчетливо намечен диалог времен и культур.

       Учебник способствует формированию читательской самостоятельности, освоению предлагаемых произведений как искусства слова; развитию умений творческого углубленного чтения, выявлению подтекста, пониманию особенностей художественного образа; формированию речевых умений — умений составлять план и пересказывать текст, конспектировать статью, комментировать прочитанное, объяснять слово, строку и видеть их роль в произведении, воспринимать писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства.

    В программу по родной русской литературе для 8 класса внесены произведения для самостоятельного изучения из программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.   

    Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

    Общая характеристика учебного курса

     ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы в 8 классе играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

    Содержание программы 8 класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.  

    В программе представлены следующие разделы:

    • Устное народное творчество.
    • Древнерусская литература.
    • Русская литература XVIII в.
    • Русская литература XIX в.
    • Русская литература XX в.

    Место учебного курса «Родная литература»

    Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» в 8 классе тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.  

    Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 8 классе и рассчитана на 17 часов.

    Класс

    Количество часов в неделю

    Количество часов в год

    8

    0,5

    17

    Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература» 8 классе

    Личностные результаты изучения предмета родная литература:

    • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
    • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
    • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
    • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
    • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
    •  потребность в самовыражении через слово.

    Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

    Учащийся научится:

    • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
    • уважительно относиться к родной литературе;
    • оценивать свои и чужие поступки;
    • проявлять внимание, желание больше узнать.  
    • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
    • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

    Метапредметными результатами изучения курса родная литература является формирование УУД.  

    Регулятивные УУД:  

    • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;  
    •  анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
    • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
    •  работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Учащийся научится:

    • планированию пути достижения цели;
    • установлению целевых приоритетов;  
    • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
    • учитывать условия выполнения учебной задачи;
    • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

     Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.  

    Познавательные УУД:

    • овладение навыками смыслового чтения;
    • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
    • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
    • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);  
    • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;  
    • пользоваться словарями, справочниками;  
    • осуществлять анализ и синтез;  
    • устанавливать причинно-следственные связи;  
    • строить рассуждения.

     Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.  

    Учащийся научится:

    • строить сообщение в устной форме;
    • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
    • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
    • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей;
    • проводить сравнение;
    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  
    • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
    • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

    Коммуникативные УУД:

    • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
    • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
    • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;  
    • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
    •  уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;  
    •  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);  
    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;  
    •  выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

    Учащийся научится:

    • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
    • аргументировать свою точку зрения;
    • задавать вопросы.
    • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

    Предметными результатами изучения курса родная литература в 8 классе является сформированность следующих умений:

    • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
    • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
    • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
    • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
    • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
    •  формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
    •  обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
    • сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

    Учащийся научится:

    • владеть различными видами пересказа,
    • пересказывать сюжет;
    • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
    • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
    • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
    • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
    • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
    • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
    • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
    •  пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

    Устное народное творчество

    Учащийся научится:

    • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

    Древнерусская литература

    Учащийся научится:

    • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
    • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
    • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

    Русская литература XIX—XX вв.

    Учащийся научится:

    • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
    • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
    • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
    • характеризовать нравственную позицию героев;
    • формулировать художественную идею произведения;
    • формулировать вопросы для размышления;
    • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
    • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
    • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
    • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
    • выразительно читать произведения лирики;
    • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

    Тематическое планирование 8 класс с указанием основных видов учебной деятельности

    Содержание

    Кол-во часов

    Р/р

    Виды учебной деятельности    

    Введение

    1

    Сообщения.

    Русский фольклор

    1

    Работа со статьей учебника. Анализ

    литературного произведения.

    Работа учащихся с иллюстрациями.

    Древнерусская литература

    2

    1

    Сообщения учащихся,

     работа с репродукциями, ответы на

    вопросы, беседа. Анализ произведения:

     определение его принадлежности к одному

    из литературных родов и жанров;

    формулировка темы, идеи, сопоставление

    героев одного или нескольких произведений.

    Из литературы 18 века

    1

    Работа в микрогруппах.

    Работа с терминами, конспектирование.

    Из русской литературы 19 века

    4

    1

    Групповые выступления учащихся, мини-презентации.

    Анализ литературного произведения:

    определение

    его принадлежности к одному из

    литературных родов и жанров; понимание

    и формулирование темы, идеи,

    нравственного пафоса.

    Из русской литературы 20 века

    8

    2

    Определение в произведении элементов

     сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание

    их роли в раскрытии идейно-

    художественного содержания произведения.

    Итого

    17

    4

    Календарно – тематическое планирование 8 класс

    № п\п

    тема

    Количество часов

    Дата по плану

    8И класс

    Дата по факту

    8И класс

    Дата по плану

    класс

    Дата по факту

    класс

    Введение (1)

    1.

    Значение художественного произведения

     в культурном наследии страны.

    1

    Русский фольклор(1ч)

    2.

    Фольклорные традиции в русской литературе. Роль народных песен в произведениях А.С. Пушкина.

    1

    Древнерусская литература (2ч)

    3.

    «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы.

    1

    4.

    «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы.

    1

    Из литературы XVIII века (1ч)

    5.

    Карамзин Н.М. Повесть  «Евгений и Юлия».

    1

    Из литературы XIX века (4ч)

    6.

    А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.

    1

    7.

    А.С. Пушкин «Пиковая дама». Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

    1

    8.

    Павел Засодимский. «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".

    1

    9.

    А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин".

    1

    Из литературы  XX века (8ч)

    10.

    А.Т. Аверченко «Специалист». Сатирические и юмористические рассказы писателя.

    1

    11.

    Л. Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны.

    1

    12.

    Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга».

    Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда.

    1

    13.

    Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Сила характера русского человека.

    1

    14.

    Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Героизм русского народа в Великой Отечественной войне.

    1

    15.

    Д. Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос». Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.

    1

    16.

    Н. Назаркин. «Мандариновые острова».

    1

    17.

    Защита проектных работ.

    1

    Итого

    17

    Примерные темы проектных и исследовательских работ 8 класс

    1. Памятники литературным героям
    2. Образы растений и цветов в литературе
    3. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
    4. Мудрость слова
    5. Что читают в моем классе

    Учебно – методическое обеспечение

    Г.С. Меркин. Литература 8 класс. М.: «Русское слово», 2012г.

    Интернет-ресурсы

    1. http://lit.1september.ru  -  Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» 

    2. http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала 

    3. http://www.bibliogid.ru  - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки 

    4. http://kidsbook.narod.ru  - Kidsbook: библиотека детской литературы 

    5. http://www.likt590.ru/project/museum/  - Виртуальный музей литературных героев 

    6. http://pisatel.org/old/  - Древнерусская литература 

    7. http://ruslit.ioso.ru  - Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

    8. http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы 

    9. http://www.rvb.ru  - Русская виртуальная библиотека 

    10. http://www.feb-web.ru  - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» 

    Материально – техническое обеспечение

    • Компьютер
    • Принтер
    • Проектор
    • Интернет
    • Интерактивная доска

    Контрольно -  измерительные материалы

    Защита проектных работ



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

    Рассмотрено

    на педагогическом совете

    протокол от 31.08.2018 №17

    Утверждено

    приказом директора школы

    от 01.09.2018 №515

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

    8 «И», «К» классы

    Учитель: Бондаренко Алевтина Васильевна,

      первая квалификационная категория

    Когалым,

    2018 год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ для 8 класса составлена на основе Рабочей программы основного общего образования по русскому родному языку для 5-8 классов МАОУ СОШ №7.

    Рабочая программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета«Русский родной язык».

    В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

    • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формированиепознавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;воспитаниеуважительного отношения к культурам и языкам народов России;овладение культурой межнационального общения;
    • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
    • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
    • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
    • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

    Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

    Программа по русскомуродному языкусоставлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Программа учебного предмета «Русский родной язык» предназначена для изучения в 8 классе и рассчитана на 17 часов.

    Класс

    Количество часов в неделю

    Количество часов в год

    8

    0,5

    17

    Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»

    Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.  

    Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

    Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

    Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

    Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки.

    В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношениене к внутреннему системному устройству языка, ак вопросам реализации языковой системы в речи‚внешней сторонесуществования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

    Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира,о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

    Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.

    Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

    Основные содержательные линии программы предмета

     «Русский родной язык»

    Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют ихи имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

    В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

    В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

    Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

    В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

    Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:

    - воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

     -приобщение к литературному наследию своего народа;

     -формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

    - осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

     -обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

    - получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

    1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

    - осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

     -осознание роли русского родного языка в жизни человека;

    - осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

    - осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

    - понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

    -характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание ролистарославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

    - понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

     -понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;определение значения современныхнеологизмов,характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

    -соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

    - использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов,словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

    2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

    - осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

    - анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

    - соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

    - обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

    - стремление к речевому самосовершенствованию;

    - формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

    - осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

    соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

    - осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

    - различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

    - употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

    - понимание активных процессов в области произношения и ударения;

    соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

    - правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

    - различение стилистических вариантов лексической нормы;

    - употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

    - различение типичных речевых ошибок;

    - редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;

    - выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

    соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

    - согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования;

    - построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

    - определение типичныхграмматических ошибок в речи;

    - различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;

    - различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

    - правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с  учётом вариантов грамматической нормы;

    - правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;

    выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;

    соблюдение основных норм русского речевого этикета:

    - соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета;

    - соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;

    - использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;

    - использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;

    - соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

    - понимание активных процессов в русском речевом этикете;

    соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка(в рамках изученного в основном курсе);

    соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки(в рамках изученного в основном курсе);

    - использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

    - использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;

    - использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимовдля уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

    - использованиеграмматических словарейи справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

    - использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

    3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

    - владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    - владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    - умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

    - умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

    - проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные/ дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

    - владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;

    - владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

    - уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

    - участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

    - умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

    - владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;

    - создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;

    - создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

    - создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;

    - чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров(девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);

    - оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

    - редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Личностные результаты освоения программы:

    1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

    Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

    Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

    2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    3. Понимание  родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

    4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

    5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.

    6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

    7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

     8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

    9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

    10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.

    11. Сформированность основ экологической культуры.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД

    1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
    • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
    • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
    • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
    • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
    • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
    1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
    • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
    • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;
    • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
    • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
    1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
    • определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
    • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
    • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
    • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
    1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
    • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
    • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
    • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
    1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

    Познавательные УУД

    1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

    • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
    • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
    • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
    • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
    • выделять явление из общего ряда других явлений;
    • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
    • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
    • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
    • излагать полученную информацию;
    • подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

    2.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

    • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
    • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
    • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
    • определять идею текста;
    • преобразовывать текст;
    • оценивать содержание и форму текста.

    3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

    • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.

    4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

    • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
    • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
    • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

    Коммуникативные УУД

    1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

    Обучающийся сможет:

    • играть определенную роль в совместной деятельности;
    • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
    • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
    • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

    2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

    • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
    • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
    • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
    • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
    • создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
    • использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;
    • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

    3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

    • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
    • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
    • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

    При изучении литературы, обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

    • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

    • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

    • заполнять и дополнять таблицы, схемы.

    В ходе изучения произведений родной литературы, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.

     В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

    Предметные результаты

    Ученик научится:

    1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

    2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

    3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;

    4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

    5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;

    6)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

    7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

    8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

    Ученик получит возможность научиться:

    1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

    2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

    3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

    4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

    5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

    6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

    Примерные темы проектных и исследовательских работ

    8 класс.

    Роль и уместность заимствований в современном русском языке.

    Этимология обозначений имен числительных в русском языке.

    Компьютерный сленг в русском языке.

    Названия денежных единиц в русском языке.

    Интернет-сленг.

    Этикетные формы обращения.

    Как быть вежливым?

    Этикет приветствия в русском и иностранном языках.

    Слоганы в языке современной рекламы.

    Девизы и слоганы любимых спортивных команд.

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

    8 класс (17 ч)

    Раздел 1. Язык и культура (5 ч)

    Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (обще восточнославянские) слова, собственно русские слова.Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

    Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

    Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

    Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.

    Раздел 2. Культура речи (5 ч)

    Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

    Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.

    Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с

    подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным;согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).

    Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).

    Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство.Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

    Речевой этикет

    Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.

    Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)

    Язык и речь. Виды речевой деятельности

    Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

    Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

    Текст как единица языка и речи

    Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

    Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

    Функциональные разновидности языка

    Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

    Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.

    Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.

    Резерв учебного времени – 1 ч.

    Тематическое планирование 8 класс (17 часов)

    Содержание

    Кол-во часов

    Р/р

    Виды учебной деятельности    

    Язык и культура

    5

    2

    Работа с текстом, работа в парах и группах, участие в игровой ситуации.

    Пересказ публицистического текста

    Культура речи

    5

    2

    Культурологический и лингвистический анализ текста

    Редактирование текста

    Работа со словарями

    Речь. Речевая деятельность. Текст  

    7

    2

    Интеллектуально-лингвистические упражнения

    Работа с текстами-миниатюрами

    Деловые игры

    Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку

    8 класс

    Раздел

    Тема урока

    Кол. часов

    Дата по плану

    8 И

    класс

    Дата по факту

    8 И

    класс

    Дата по плану

    8 К

    класс

    Дата по факту

    8 К

    класс

    1

    Язык и культура

    Исконно русская лексика.

    1

    2

    Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка.

    1

    3

    Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

    1

    4

    Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.

    1

    5

    Речевой этикет и вежливость.

    1

    6

    Культура речи

    Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

    1

    7

    Лексические нормы современного русского литературного языка.

    1

    8

    Грамматические нормы современного русского литературного языка.

    1

    9

    Активные процессы в речевом этикете.

    1

    10

    Речевая агрессия.

    11

    Речь. Речевая деятельность. Текст  

    Эффективные приёмы слушания.

    1

    12

    Основные методы, способы  и средства получения, переработки информации.

    1

    13

    Структура аргументации: тезис, аргумент.

    1

    14

    Доказательство и его структура.

    1

    15

    Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

    1

    16

    Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.

    1

    17

    Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу, страницы дневника.

    1

    Форма контроля:

    • Групповые мини-исследовательские работы

     «Роль устаревших слов в повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина»

    "Речевая характеристика героев комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" с точки зрения речевого этикета"

    Грамматические нормы  русского литературного языка в повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"

    • Мини-проекты

    Словарь иноязычной лексики учащихся

       Журнал самопрезентаций учащихся

       Стенгазета " Речевой этикет и вежливость"

    КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

    Вариант 1

    Часть 1

    1. В какой строчке все слова устаревшие?

    1) чело, сосна, скальпель

    2) форсунка, палитра, стамеска

    3) око, боярин, ланиты

    4) колчан, бурак, помещик

    2. В каком предложении есть синонимы?

    1) Из разве слепой не заметит, а зрячий о них говорит: «Пройдёт – словно солнце осветит…»

    2) Бурная, неукротимая река низвергалась среди скал.

    3) Ты скажи мне откровенно, да не в шутку, а всерьёз.

    4) И крепко ли скованы льдины в великих и малых водах?

    3. В какой строчке все словосочетания являются фразеологическими оборотами?

     1) потерять голову, куда глаза глядят

    2) вымыть голову, наклонить голову

    3) закрыть глаза, голова идёт кругом

    4) глаз радуется, голубые глаза

    4. В каком предложении нет речевых ошибок? 

    1) Его дед много лет проработал в заводе токарем.

    2) Он получил приказ о повышении с подписью директора

    3) Поезжай на лифте: у тебя ведь болит нога.

    4) После кризиса мы стали жить более хуже.

    5. В каком предложении нарушена лексическая норма?

    1) Был он человеком непростым, с тяжёлым скрытным характером.

    2) Он не испугался хулиганов и совершил самоотверженный проступок.

    3) Море выло, швыряло большие, тяжёлые волны на прибрежный песок.

    4) Я до вечера бродил пешком по окрестностям Машука.

    Часть 2

    Прочитайте предложение и выполните задания.

    Царь принял Пушкина с глазу на глаз, без свидетелей.

     1. Выпишите фразеологический оборот.

     2. Запишите к слову СВИДЕТЕЛЬ синоним.

    Часть 3

     Напишите небольшое сочинение-рассуждение об употреблении устаревших слов в художественной литературе. Объём сочинения – 30-40 слов.

    Вариант 2

    Часть 1

    1. В какой строчке все слова общеупотребительные?

    1) шлем, прилуниться, яруга

    2) страна, берёза, родина

    3) дьяк, сиверко, весна

    4) прикид, мольберт, бульон

     2. В каком предложении есть антонимы?

    1) Вечера здесь были тихие и спокойные.

    2) Весёлый ветерок робок и застенчив.

    3) Затихли ветерки, замолкли птички.

    4) Несколько раз за это время она ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором.

     3. В каком предложении есть фразеологический оборот?

    1) Отец не находил себе места от волнения.

    2) После звонка я не нашёл себе места в зале и слушал лектора стоя.

    3) Я не нашёл себе свободного места и вынужден был уйти.

    4) Я не нашёл себе места и встал возле окна.

     4. В каком предложении есть грамматическая ошибка?

    1) Я на такой подвиг уже не способен.

    2) Покорена была самая высокая вершина мира.

    3) По обоим сторонам реки росли высокие сосны.

    4) Солнечный Сочи встретил нас весело.

    5. В каком предложении нарушена лексическая норма?

    1) Челкаш опустил его руку и спокойно зашагал к гавани.

    2) Я немедля опустил оконную занавеску, взял чай и вышел, на замок запер дверь.

    3) В нашем городе к 9 мая открыли мемориальный памятник.

    4) Гаврила смотрел ему вслед до поры, пока он не исчез в дожде.

    Часть 2

    Прочитайте предложение и выполните задания.

    Слова Марии Ивановны открыли мне глаза и объяснили очень многое.

    1. Выпишите фразеологический оборот.

    2. Запишите к слову ОБЪЯСНИЛИ синоним.

    Часть 3

     Напишите небольшое сочинение о роли антонимов. Объём сочинения – 30-40 слов.

    Итоговая контрольная работа по предмету«Русский родной язык и культура речи» (8 класс)

    Вариант 1

    1. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?

        Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном своем халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.

        Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и березовыми лесочками.

        Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.

        В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

    2. Прочитайте предложения и ответьте на вопрос.

    А. Оказалось, что улицу освещал ярчайший фонарь, вывешенный на четвертом этаже дома, где жил известный механик Иван Петрович Кулибин.

    Б. Однажды – это было в конце XVIII века – жители Петербурга с изумлением увидели светящийся шар.

    В. От шара шло такое сияние, что вокруг стало светло, как днем.

    Г. Это был созданный им прожектор – прибор, совершенно неизвестный в те времена.

    В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

    Б,А,В,Г

    В,А,Б,Г

    Б,Г,А,В

    Б,В,А,Г

        3. Спишите слова. Расставьте в них ударения.

        Обеспечение, плесневеть, принудить, подобрала, христианин, поняла, красивее, откупорить, статуя, черпать, отняла, щавель, намерение, начата, медикаменты, зимовщик.

        4. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова «контуры – очертания»?

        Омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы

        5. Выпишите слова с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибки.

        По окончанию школы поступил в институт, несколько брелоков, современный модный тюль, семидесяти пяти килограммов, наивысший балл, директора школ, наиболее удачнее, больная мозоль, положите на стол, делав что нужно, десяток оладий, вернулся со школы поздно.

        6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

        Пользуясь толковым словарем,

        Сначала читается вступительная статья.

        Меня поразило богатство нашего языка.

        Обратите внимание на иллюстративный материал.

        Многие слова окажутся вам неизвестными.

        7. Напишите сочинение-миниатюру, ответ на вопрос:

        В чем вы видите важность изучения норм русского литературного языка?

        (Сочинение должно строиться по 3-х частному принципу; объем – не менее 50 слов)

        Вариант 2

        1. В каком предложении вместо слова ВЫПЛАТИТЬ нужно употребить ОПЛАТИТЬ?

        Учреждение ВЫПЛАЧИВАЕТ расходы по командировке.

        Заработную плату ВЫПЛАТИЛИ с опозданием.

        В конце года сотрудникам ВЫПЛАТИЛИ премию.

        Писателю в издательстве ВЫПЛАТИЛИ гонорар.

        2. Прочитайте предложения и ответьте на вопрос.

        А. А раз оно живое, то, значит, во всем может делить и действительно делит судьбы всех живых существ.

        Б. Есть слово в поэтическом тексте.

        В. Современная поэзия исходит из предположения, что нет плохих или хороших, поэтических или непоэтических слов.

        Г. Здесь оно начинает жить, здесь оно живой организм.

       3.  В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст.

    А,В,Г,Б;

    В,А,Г,Б;

    Б,Г,В,А;

    В,Б,Г,А.

        4. Спишите слова. Расставьте в них ударения.

        Начала, экскурс, звонишь, коклюш, баловать, цепочка, кремень, похороны, мельком, банты, хлопковый, надолго, диспансер, крапива, прожита, псевдоним, щебень, мизерный, лососевый, средства.

        5. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова «грецкий - греческий»?

        Омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы

        6. Выпишите слова с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибки.

        Несколько помидор, очень озяб, до две тысячи двадцать второго года, старые профессора, старая рельса, рваный кед, зеленое яблоко, пирожки с повидлом, железнодорожная плацкарта, черное кофе, девяностые года, северные флота.

        7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

        Обдумав план сочинения,

        Я стал подбирать эпиграф.

        Композиция не должна быть нарушена.

        Мною было распределено время.

        Требуется знание художественного произведения.

        8. Напишите сочинение-миниатюру, ответ на вопрос:

        Для чего необходимо изучать предмет «Русский язык и культура речи»?

        (Сочинение должно строиться по 3-х частному принципу; объем – не менее 50 слов)

        ОТВЕТЫ-ключи к контрольной работе.

        Вариант 1

    1. - 2

    2. - 4

    3. Обеспечение, плесневеть, принудить, подобрала, христианин, поняла, красивее, откупорить, статуя, черпать, отняла, щавель, намерение, начата, медикаменты, зимовщик.

    4. - 4

    5. - По окончанию школы поступил в институт, наиболее удачнее, делав что нужно, вернулся со школы поздно

    6. - 3

        Вариант 2

    1. - 1

    2. - 4

    3. - Начала, экскурс, звонишь, коклюш, баловать, цепочка, кремень, похороны, мельком, банты, хлопковый, надолго, диспансер, крапива, прожита, псевдоним, щебень, мизерный, лососевый, средства.

    4. - 2

    5. - Несколько помидор, старая рельса, пирожки с повидлом, черное кофе, северные флота.

    6. - 1

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    • Жердева Л.А. Русский язык в средней школе.Карточки-задания. -М.:Владос,2000.

    • На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку-М.: Просвещение 1996.

    • Мультимедийные ресурсы по русскому языку 8 класс.

    • Е.Н. Никитина. «Русская речь» 8 класс, М., «Дрофа», 2008 год.

    • А.И. Горшков. «Русская словесность», М., «Просвещение», 2007 год.

    • Т.А. Ладыженская. «Живое слово», М., «Просвещение», 2007 год.

    • М.Р. Львов. «Основы теории речи», М., «Просвещение», 2008 г

    • Гимнастика для развития речи, Косинова Е., 2003

    • Мастерство устной речи лектора, Козаржевский А.Ч., 2016

    • Дейкина А.Д., Еремеева А.П., Ходякова Л.А. и др. Формирование

    культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку. —М., 2005.

    Рекомендуемые информационные ресурсы в интернете

    http://www.9151394.ru/- Информационные и коммуникационные технологии в обучении

    http://repetitor.1c.ru/- Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

    http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно- информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

    http://www.gramma.ru/- Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

    http://vschool.km.ru/- виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6).http://som.fio.ru/- сетевое объединение методистов.

    http://www.school.edu.ru/-Российский образовательный портал.

    http://all.edu.ru/- Все образование Интернета.

    http://www.mediaterra.ru/ruslang/- теория и практика русской орфографии и пунктуации.

    http://www.mapryal.org/ Международная ассоциация преподавателей        русского языка илитературы.

    http://www.navigator.gramota.ru/Навигатор. Грамота.ру

    http://fcior.edu.ru/Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии).

    http://www.sokr.ru/Самый полный словарь сокращений русского языка.

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    • Компьютер
    • Принтер
    • Проектор
    • Интерактивная доска


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое планирование предмета родная (нерусская) литература

    В школе введен новый предмет связанный с национальным компонентом Родная (нерусская) литература.На этом предмете учащиеся изучают литературы Республики Марий Эл на русском языке....

    Тематическое планирование по родному русскому языку 5кл.(Альбеткова)

    Тематическое планирование по родному русскому языку 5кл.(Альбеткова)...

    Тематическое планирование по родному русскому языку 10 кл.(Альбеткова)

    Тематическое планирование по родному русскому языку 10 кл.(Альбеткова)...

    Календарно- тематическое планирование по родному (русскому ) языку в 5 классе

    Рабочая программа по родному русскому языку на основе методических рекомендация и учебника "Слово" Л.Г. Саяховой)...

    Календарно- тематическое планирование по родному (русскому) языку в 7 классе

    Календарно- тематическое планирование по родному (русскому) языку  в 7 классе...

    Тематическое планирование уроков родного (русского) языка для 6 класса

    Тематическое планирование уроков родного (русского) языка для 6 класса по учебному пособию "Школьная риторика" под редакцией Т.А. Ладыженской...

    Календарно-тематическое планирование по родной (русской) литературе

    Календарно-тематическое планирование по  родной (русской) литературе в 8 классе...