Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.
статья

 Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Для подготовки учащихся с разными познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Ученые и практики пришли к решению "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии. Данная статья рассказывает о педагогических технологиях, используемых на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Бушуева Т.Н., учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа №640 Приморского района

Санкт-Петербурга

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.


Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках а разными познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы. 
Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии. 
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. 
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности. 
К современным педагогическим технологиям относятся:

Предметно-ориентированные технологии

Технологии личностно-ориентированного обучения

Технология эвристического обучения

Диалоговые технологии

Игровые технологии

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологии.

Предметно-ориентированные технологии

К ним относятся

а) технология дифференцированного обучения. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При дифференциации учащихся учителю необходимо опираться на следующее: общий уровень обученности, развития ученика; отдельные особенности психического развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15-20 минут в зависимости от целеустановки.

Разноуровневые карточки.

Класс: 5

Тема: повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

Назначение Разноуровневые карточки – это один из приёмов   технологии уровневой дифференциации и личностно – ориентированного обучения.  Перед работой обучающийся  выбирает уровень. Это способствует развитию у него  а также повышению мотивации. Если обучающиеся выбрали низкий уровень, то выполнение карточек других уровней  даёт им  возможность повысить знания  по теме. Данные карточки помогают организовать групповую работу. Очень эффективна работа учащегося, выполняющего карточку низкого уровня, с обучающимся, который выбрал высокий уровнь. Разница карточек в том, что в сильном уровне нет подсказок, в среднем – незначительные подсказки, а в карточках низкого уровня предложения даны со знаками препинания, нужно только их доказать.

Карточка 1(сильный уровень)

Расставь  знаки препинания, докажи постановку знаков препинания.

Она ласково подала мне свою крохотную ручонку  и спросила ты приедешь к нам опять? Что он теперь будет делать послышался шёпот. Как твоё имя спросил мальчик. Я твёрдо ответил никому не скажу.

Карточка 2 (средний уровень)

Расставь  знаки препинания, докажи постановку знаков препинания.

Мальчишка спросил Ты зачем здесь? Мой проводник придержал меня за рукав и сказал Медведь. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу и крикнул Купаться! Арто! Артошка! позвал Сергей дрожащим шёпотом.

Карточка 3 (низкий уровень)

Поменяй местами слова автора и прямую речь. Запиши получившееся предложение. Докажи постановку знаков препинания.

«Ты просто прекрасно выглядишь», - сказал Чип. «Спасибо!»- сказал взволнованно Соболь. Медведь сказал: «Давай! Только теперь ты бери себе вершки, а мне отдай корешки ». Мальчик спросил: «Как твое имя?»

Карточка 4 (сильный уровень)

Спиши предложения.  Расставь знаки препинания. Начерти к каждому предложению схему.

Мраком задернуты небо и даль ветер осенний наводит печаль. Раздался легкий свист и Дубровский умолк. Каштанка оглянулась  и увидела что на улице прямо на нее шел полк солдат. Серенькие тучки покрывали небо холодный ветер дул с пожатых полей. Три дня не было мороза и туман невидимо работал над снегом.

Карточка 5(средний уровень)

Спеши предложения. Начерти к каждому предложению схему.

Я пишу дневник своей вечной ручкой, а Сережа и Павлик любуются на шалаш. Скоро малышки узнали, что Тюбик и Гусля поселились на Яблочной площади. Экспедиция вернулась с семенами диких арбузов, и весной Соломка посадила семена в землю.

Карточка 6 ( низкий уровень)

Спиши предложения. Подчеркни грамматическую основу. Соотнести предложение со схемой.

  1. Еще в полях болеет снег, а воды уж весной шумят.
  2. Пришла осень, в аллеях парка лежали желтые листья.
  3. Слышу, как шелестят осенние листики.
  4. Егорушка решил закрыть глаза  и ждать, когда все закончится.

А) [- = и =], (- =).

Б) [= -], [= -].

В) [= -], а [- =].

Г) [=], (= -).

б) технология концентрированного обучения

Концентрированное обучение – особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.

Выделяются основные средства достижения поставленных задач по русскому языку при использовании концентрированного обучения.

1. Материал изучается крупными блоками.

2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.

3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет шрифт.

4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.

5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.

6. На занятиях по русскому языку используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.

7. Словарная работа.

 2) технология личностно-ориентированного обучения

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование.

Метод проектов – самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.

 3) игровые технологии

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей.

Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.

4) информационно-коммуникационные технологии

В изучении школьного курса русского языка выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  наглядное представление о лингвистических явлениях;

  изучение орфографии и пунктуации;

 система тестового контроля;

 подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Формы использования ИКТ.

  1. Использование готовых электронных продуктов

позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика,

позволяет повысить качество обучения предмету, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  

2. Использование мультимедийных презентаций

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с современными требованиями.

При подготовке к урокам можно использовать следующие Интернет-ресурсы:

а) Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
б) Издательский дом «Первое сентября», 
http://rus.1september.ru – газета «Литература», «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы», «Я иду на урок русского языка».
в) Словесник – 
http://www.slovesnik-oka.narod.ru
г) 
http://www.rusedu.ru/ – архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов. 
д) 
http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
е) 
http://www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
ё) 
http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал ЕГЭ.

Но успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю становится самому интересно овладевать СОТ и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание его заслуг на разных уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему

quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...