«Тема одиночества человека в мире». Конспект урока по творчеству А.П.Чехова
план-конспект урока (9 класс)

Колесниченко Светлана Владимировна

Не   знаю, как для англичан и чехов,

 Но он отнюдь для русских не смешон,

Сверкающий, как искристый крюшон,

Печальным юмором серьёзный Чехов

                                                                                                       И.Северянин

Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников. «…Тупоумны, холодны и пошлы», — это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов — поэт будней, серых людей. С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек», — писал о Чехове И. Бунин. Мягкость, интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и сатира — все это было в нем.

-Давайте и мы сегодня поразмышляем о том, прав ли был Чехов, говоря своим современникам: «Скверно вы живёте, господа!», что давало ему основания так говорить и почему споры современников о его творчестве были так неоднозначны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_tvorchestvu_a.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по творчеству А.П.Чехова

«Тема одиночества человека в мире»

Здравствуйте, уважаемые ребята! Меня зовут Светлана Владимировна, и сегодня мне выпала возможность поговорить с вами об одном из самых ярких писателей мировой литературы. (Слайд1)

                                                             Не   знаю, как для англичан и чехов,

 Но он отнюдь для русских не смешон,

Сверкающий, как искристый крюшон,

Печальным юмором серьёзный Чехов

                                                                                                       И.Северянин

Как вы понимаете эпиграф? Что вас привлекает, какие слова?

Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать и слова Горького: (Слайд2)

«Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

  — Скверно вы живете, господа!» (Слайд2, щелчок) (портрет А.П.Чехова)

      Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников. «…Тупоумны, холодны и пошлы», — это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов — поэт будней, серых людей. С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек», — писал о Чехове И. Бунин. Мягкость, интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и сатира — все это было в нем.

-Давайте и мы сегодня поразмышляем о том, прав ли был Чехов, говоря своим современникам: «Скверно вы живёте, господа!», что давало ему основания так говорить и почему споры современников о его творчестве были так неоднозначны.

IV. Актуализация знаний. Беседа с учащимися

- В чём необычность творчества А.П.Чехова? ( Чехов вошёл в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа.  Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в минимальном объёме текста вместить глубокое содержание.)

- Отличается ли рассказ «Тоска» от тех, которые вы уже изучили? (Слайд3) 

( Отличается от ранее изученных тем, что это не юмористический рассказ)

- А что характерно для юмористических рассказов? (рассказ-«сценка», главный принцип построения – диалог, «говорящие фамилии», изображение событий порой доведено до абсурда).

- Вспомните юмористические рассказы Чехова, в которых присутствуют данные характерные черты ( «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.)

 «Тоска»(1886) - более поздний рассказ. Чехова с первых дней литературной деятельности всё больше привлекает заурядный поток жизни. В рассказе автор поднимает одну из важных тем

- Вы готовы её сформулировать?

 тема одиночества человека,  разобщённости человеческого мира. (Слайд3,щелчок)

-Каков сюжет рассказа? (У извозчика Ионы, переехавшего в Петербург из деревни, умирает сын. Героя переполняет неизмеримая, гнетущая тоска, он хочет поделиться своим горем с другими, рассказать о том, как болел и умирал сын. Но никто не слушает Иону, все заняты своими делами. Не найдя никого, кто бы его выслушал, поддержал, он рассказывает всё своей лошадёнке). .(Слайд4)

(Сказать о схожести этого персонажа с тургеневским Герасимом)

V. Работа с эпиграфом.(Слайд5)

Эпиграф взят из Евангелия. Это начальные строки духовного стиха «Плач Иосифа и быль», когда-то исполнявшиеся каликами перехожими на перепутьях российских просторов.  Эти стихи придают рассказу дополнительный смысл, они словно  подчёркивают его основной смысл: тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию. Потому-то « печаль моя», как сказано в плаче, остаётся  не известной никому, кроме Бога, а ответом Ионе на его горькие слова - молчание всего мира. Таким образом, драматическая история становится согретой теплотой Божественного света и сочувствием большого человеческого сердца.

- Рассказ создаёт грустное настроение, чувство горя и одиночества. Какие приёмы использует автор, чтобы передать душевное состояние героя? (пейзаж, внутренний портрет, речь)

-Городской пейзаж. (учащиеся приводят цитаты из текста, рисующие городской пейзаж). Проезжая вместе с Ионой и его седоками по этим белым заснеженным улицам Петербурга,  мы всё больше ощущаем мертвенную холодность этого большого города, которому нет дела до страданий и душевной боли простого человека.

-В каких произведениях мы встречались с образом Петербурга? (Гоголь «Шинель», «Нос», «Портрет»,Достоевский, Пушкин…)

- Для чего даётся автором городской пейзаж? (на его фоне раскрываются душевные переживания героя)

-Видим ли мы в рассказе портрет Ионы? (Нет

Почему? ( Чехову важно описать внутреннее состояние героя) ) (Слайд 6)

-Что подчёркивает внутреннее состояние героя? (речь, поведение). Учащиеся приводят цитаты, раскрывающие внутреннее состояние Ионы.

VI. «Погружение в текст произведения». В творческой мастерской писателя. Известно, насколько А.П.Чехов тщательно отбирал языковые средства для своих рассказов. Точный выбор лексических единиц, которые позволяют понять героя, его чувства, поступки, движение мысли.

VII. Работа с названием. Как вы понимаете значение главного слова рассказа – «Тоска»? (Слайд 7)

- Мы еще раз убеждаемся в том, насколько тяжело переживает герой своё горе - смерть сына. Но Иона хочет выйти из состояния тоски, облегчить своё горе, выговориться и почувствовать себя нужным людям. Удаётся ли ему это?

- Проанализируйте  отношение внешнего мира к беде главного героя (военный, трое гуляк-весельчаков, дворник, молодой извозчик).

Военный « Несколько раз оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать».

Трое гуляк-весельчаков: «Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. Ты слышишь, Змей Горыныч?».

Дворник: « Чего же стал здесь?  Проезжай!».

Извозчик « Молодой укрылся с головой и уже спит».

 Вывод: окружающий Иону мир остаётся к нему равнодушен:  людям  нет дела до горя  «маленького» человека. И фабула рассказа подтверждает это.(Слайд8)

-Ребята, а в каких произведениях ещё звучала тема маленького человека?

(****************)

-Как рисует автор тоску? Для чего? (учащиеся приводят примеры из текста, рисующие внутреннее переживание героя, его тоску)

 Вывод: автор использует преувеличение, чтобы показать масштаб, глубину, искренность чувств). Если мир отталкивает от себя Иону, то извозчик, напротив, хочет приобщиться к нему, стать его неотъемлемой частью. Ему, как и всем нам,  так необходимо людское сочувствие и сострадание. Только оно облегчит и уврачует душу человека. (Слайд9)

VII.Выразительное чтение, анализ последней сцены. Как описывает её автор? (С трогательной теплотой, состраданием).

 Вывод: отчаявшийся избавиться от тоски, Иона идёт в конюшню к лошади. Именно она и стала той «собеседницей», которая отнеслась к горю Ионы неравнодушно, не перебивала, слушала и дышала «на руки своего хозяина… Такой пронзительный финал рассказа об одиночестве не только драматичен, в нем заключена и горькая ирония, и незаметное обращение Чехова к читателям. Внимание читателей сосредоточено вовсе не на нелепом поведении Ионы, раскрывающем свою душу лошади, а на глубокой трагедии одинокого страдающего человека, до которого нет дела сытым и равнодушным. (Слайд10). Поэтому читать эту сцену без слёз невозможно.   Старший брат Чехова, Александр Павлович, через несколько лет у постели своего умирающего ребёнка вспомнил об этом рассказе и написал Чехову : «…В этом месте твоего рассказа ты-бессмертен».

- Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему данная тема является актуальной и в наше время? ( В суете жизни мы не находим времени для того, чтобы послушать, помочь, посочувствовать тем, кому это так важно и необходимо) (Слайд11)

VII. Слово учителя.  Рассказ заставляет задуматься всех нас. Трудно ответить на вопрос, как бы каждый из нас поступил в данной ситуации, но ясно одно: всем нам нужно быть хоть чуточку внимательнее друг к другу, не стесняться в добрых словах, сочувствии и добром отношении к тем, кто рядом с нами.  В жизни часто можно встретить такое безысходное страдание. Чувство сострадания, сопричастности помогает пережить такие тяжёлые моменты в жизни. Именно об этом же самом писал в XX веке поэт Э.Асадов (чтение стихотворения Э Асадова «Падает снег»)

Падает снег, падает снег -

Тысячи белых ежат...

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека - обида и боль,

В зрачках два черных тревожных флажка

Выбросила тоска.

Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

Случись катастрофа, пожар, беда -

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И "Скорая помощь" тоже.

А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска -

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным...

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

VIII. Подведение итогов. Ваши ответы сегодня были разные, но все их объединяет одно: необходимо помнить о нравственных качествах, быть сострадательными, уважать ближних. И в этом одна из тайн чеховского творчества, которого вы будете открывать еще больше и больше, а открывая, учиться правильно жить. Обидно, если бы этот «… большой, умный, ко всему внимательный человек»,  сегодня произнес:

  — Скверно вы живете, господа!»

Домашнее задание: письменная творческая работа призыв-обращение к современникам «Прохожий, остановись…»

Падает снег, падает снег -

Тысячи белых ежат...

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека - обида и боль,

В зрачках два черных тревожных флажка

Выбросила тоска.

Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

Случись катастрофа, пожар, беда -

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И "Скорая помощь" тоже.

А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска -

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным...

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе на тему «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».

Урок и презентация по литературе на тему: «Тип петербургского мечтателя.  Тема одиночества человека» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» к учебникам-хрестоматиям В.Я.Коровиной (М.: Прос...

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире"

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире"Программа В.Я.КоровинойТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмо...

Трагедия одиночества человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»).

Трагедия одиночества  человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»). Тип урока – урок усвоения навыков и умений.Форма урока – урок-мастерская – позвол...

Тема одиночества человека в многолюдном городе в рассказе А. П. Чехова «Тоска»

Цели урока:      1.   продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова;      2.   дать понятие о сюжете, композиции расск...

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире"  (9 класс)...

Методическая разработка урока из серии уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова "А.П. Чехов . Рассказ "Хамелеон" Человек или чин?"

Данный урок - один из уроков серии, посвящённой творчеству А.П. Чехова. Урок заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность, обратиться к ранее изученным произведениям....