Роль пословиц в преподавании родного языка
статья

Мазикова Роза Анатольевна

У каждого народа свои сокровища. Пословицы - одни из духовных сокровищ чувашского, татарского, марийского и других народов. Ведь они передавались из уст в уста, и дошли до наших дней. Есть проблема в школе - учащиеся  мало читают, мало знают пословицы не только на русском языке, но и на своем родном.  Не говоря о том, что чтение есть, но только оно - в интернете. По  новым образовательным стандартам ученик должен владеть навыками поиска информации. Как же это происходит на уроках чувашского языка в русскоязычной школе?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poslovitsy_v_prepodavanii_rodnogo_yazyka.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Пословицы в преподавании родного языка

 

И ворон вороненку говорит : «Мой беленький»

                                                                     Чувашская пословица

Именно с такой пословицы хочется начать свое выступление. И каждый урок начинать с пословицы - это уже традиция. Через воспитание к обучению - вот девиз педагога. Ведь воспитание начинается в семье, потом плавно переходит в школу. Японцы до 5 лет не говорят своему ребенку слова «нет», а после пяти начинается  жесткое воспитание личности. Но мы немножко далеки от японцев: нам  и свои дети часто говорят «нет», а на наше «нет» они реагируют слабо

У каждого народа свои сокровища. Пословицы - одни из духовных сокровищ чувашского, татарского, марийского и других народов. Ведь они передавались из уст в уста, и дошли до наших дней. Есть проблема в школе - учащиеся  мало читают, мало знают пословицы не только на русском языке, но и на своем родном.  Не говоря о том, что чтение есть, но только оно - в интернете. По  новым образовательным стандартам ученик должен владеть навыками поиска информации. Как же это происходит на уроках чувашского языка в русскоязычной школе?  Если взять из своей  практики, каждый ученик на урок чувашского языка готовит информацию о происходящих событиях в Республике, России.  Учащиеся смело пользуются на моем уроке телефонами: это поиск информации, электронные словари. Бывает так, что  информацию не успел ученик подготовить. В этом случае учащиеся называют в 5 классе- по 3 пословицы, 6- 4, 7,8,9- по 5 пословиц.  Начиная с 5-го класса ведем чувашско - русский словарь, где есть страничка «Пословицы и поговорки»

Вот некоторые пословицы:

-Çĕленĕн те хăйĕн чĕлхи- У змеи свой язык

-И у воробья есть родное гнездо, и у совы свои обычаи

-Даже ворон от своей песни не отказывается

- И пчелка около родного улья жужжит веселей

-Не говори плохие люди, говори плохой человек. Еще лучше - плохой поступок

Ведь пословицы нужно учить в сравнении.

Как говорил Геннадий Никандрович Волков : «Мысленно представьте ось координат.Чаще всего на нулевой точке окажется лентяй, лодырь. И все же они двигаются  в сторону +. Потому что человек ест, дышит. В начале сентября стараюсь в каждом классе  объяснить детишкам о плохих и добрых поступках. Это своего рода инструктаж на целый год. Если ты помог кому-то, сделал доброе дело, ты двигаешься по оси координат в сторону плюса. Если ты оскорбил кого-то, унизил---- начинаешь двигаться в сторону  минуса. Если нарисовать на доске ось координат и попросить учащихся  под ней написать свою фамилию, как вы думаете, под – бесконечностью или + бесконечностью . они поставят свои фамилии? Конечно же, под +.  В моей практике был ученик, поставивший свою фамилию под  «минус» , заявил : «Я буду двигаться  от минус  бесконечности до плюс бесконечности» . Красиво сказал.

«Сердце педагога должно в унисон биться с сердцем обиженного ученика» Это слова Геннадия Волкова. Есть и продолжение. Кто скажет какое?  В любое время, чтоб тебе захотелось обнять обиженного ученика. Вот тогда – ты настоящий педагог. Всегда на уроках рассказываю притчи на родном языке (ниже приведу примеры притч). Да вначале,  когда мы с учащимися учим пословицы, поговорки, готовим информацию, встречаются  слова возмущения. Один из уроков в четверти у нас обязательно посвящен теме : «Я говорю пословицей», т.е на уроке общаемся только пословицами. Учащиеся сами между собой распределяют тематику: приветствие, новые пословицы, закрепление.Только должна быть связь:

 Сначала приветствие. Например,  «Тепло рукопожатий, согрей крепким объятием». Кто-то учит  пословицы для приветствия

Дальше идет новая тема: кто-то готовит совершенно новые пословицы из сборника «Ваттисен сăмахĕсем». Тема может быть разная: быт,  природа времена года и т.д.

Для закрепления пословицы записывают в словарь и учат на следующий урок

  Итак, подводя итоги своего выступления хочется отметить, что пословицы нужны не только для красочного выражения, эстетики и заимствования красок для выражения народного мировоззрения, но и для духовного развития личности.

Материалы  для использования на уроках чувашского языка

ТЕЛЕЙ

Çĕр çинче пурăннă Телей. Çут тĕнче тăрăх çÿрет-çÿрет  те    пĕррехинче,асăрханмасăр, шăтăка кĕрсе ÿкет.Иртен-çÿрен çынсем ун патне пырса хăйсем валли телей ыйтаççĕ. Вăл кашни çынна пĕрер татăк телей парса тăрать. Шăтăкра ларса  ывăнать. Пĕр кунхине  ача чупса пырать те: «Телей, санăн  пысăк ĕмĕт пур-и?»-тет. «Ман мĕнле те пулсан çак шăтăкран тухасчĕ, ачам»,-тет Телей. Ача аллине тăсса парать  те  Телей ача хыççăн чупса кайрĕ, тет.

ЙЫВĂРЛĂХРАН АН ХĂРА

  Пурăннă, тет, пĕр пуян. Унăн ашак пулнă. Пĕррехинче çав ашак çăла кĕрсе ÿкет те питĕ хытă кăшкăрма тытăнать. Хуçи çăл патне пырса : «Ку ашака çăлран ниепле те кăлараймастăп. Мĕн тăвас-ши? Юрĕ,çăл кивĕ, тăпрапа  тултарăп, ашакне те унтах  пытарăп»-тесе, кÿршисене чĕнме каять. Кÿршĕсем килеççĕ те çăла çĕр тултарма пуçлаççĕ. Тата хытăрах кăшкăрашма  тытăнать ашак. Çыннисем  тăпра  тултараççĕ, тултараççĕ. Сасартăк  ашак  кăшкăрма  пăрахать. Хуçи çăл патне пырса пăхать те тĕлĕнсе каять. Ашак,кашнинче  тăпра ÿкмессерен,чĕтренсе илет те    тăватă урипе çĕр çине пусать те кăшт çÿлерех хăпарать. Юлашкинчен, çăл тулса çитсен, унтан сиксе тухать. Пурнăçра  йывăрлăхсем  сиксе тухсан вĕсенчен хăрама кирлĕ мар. Йывăрлăхран тухмалли мелсем шырамалла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание родных языков по современным технологиям обучения.

Преподавание родных языков становится очень важным в нашем совре­менном мире. Сегодня, когда дети потихоньку переходят на русский язык, нам, учителям, надо не только научить правильно разговаривать на...

Доклад "Преподавание родных языков по современным технологиям"

Доклад "Преподавание родных языков по современным технологиям"...

Преподавание родного языка и литературы, как фактор приобщения к этнокультурным традициям.

В век  глобализации необходима констатация ценностей, которые объединили бы национальные группы при сохранении этнокультурного многообразия  и национальной идентичности, являющейся  сос...

Современны требования к преподаванию родных языков.

Современны требования к преподаванию родных языков....

Применение информационно-коммуникационных технологий в практике преподавания родного языка

Наш мастер-класс называется «Применение информационно-коммуникационных технологий в практике преподавания  родного языка».Цель нашего мастер-класса: продемонстрировать возможности ИКТ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА". (ПОБЕДИТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА "ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ")

Материалы конкурса «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26604961","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Доклад. Тема: "Анализ методов преподавания родного языка и иностранного языка" (из опыта работы Карпенко Л.Н., Карскановой Н.Ф.).

Особенность урока Иностранного языка заключается в том, что он - не самостоятельная единица учебного процесса, а звено в цепи уроков. Основными  требованиями к уроку иностранного языка и род...