Рабочая программа разработанная для преподавания предмета «Литература» (базовый уровень) в 10-11 классах
рабочая программа (10, 11 класс)

Рабочая программа разработана для преподавания предмета «Литература» (базовый уровень) в 10-11 классах. Составлена на основании авторской программы  по литературе для 5—11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Просвещение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_10-11.docx68.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа разработана для преподавания предмета «Литература» (базовый уровень) в 10-11 классах    составлена на основании авторской программы  по литературе для 5—11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Просвещение.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

10 класс

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Владеть следующими компетенциями:

поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

11 класс

В  результате  изучения  литературы  на  базовом  уровне  обучающиеся   11  класса  должны:

Знать \ понимать:

-         образную природу словесного искусства.

-         содержание изученных литературных произведений.

-         основные факты жизни и творчества писателей – классиков XX века.

-         основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

-         основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

-         воспроизводить содержание литературного произведения.

-         анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

-  соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.

-   определять род и жанр произведения.

-   сопоставлять литературные произведения.

-   выявлять авторскую позицию.

-  выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая   нормы литературного произношения.

-  аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

-  писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы

                                     

Содержание учебного предмета

10 класс

№ п/п

Название раздела (темы)

Кол-во час

Содержание учебного предмета

1

Русская литература первой половины 19 века

12

Обзор русской литературы первой половины  XIX века.

Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Художественные открытия лирики А.С. Пушкина.

Краткий обзор жизни и творчества А.С. Пушкина. Романтическая лирика периода Южной и Михайловской ссылок. Особенности пушкинского

героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека («Погасло дневное светило», «Элегия»). Эволюция темы свободы в творчестве А.С. Пушкина.

«Чувства добрые» в пушкинской лирике, её гуманизм. Вольнолюбивые мотивы, политическое и философское осмысление поэтом темы свободы. Восприятие свободы как высшей жизненной ценности («Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонте»). Религиозно-философская лирика А.С. Пушкина.

«Вечные темы» и их философское осмысление в поэзии А.С. Пушкина (любовь и дружба, свобода и творчество, человек и природа, жизнь и смерть, смысл человеческого бытия). Анализ стихотворений «Подражания Корану», «Вновь я посетил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Сравнительный анализ текста молитвы преподобного Ефрема Сирина и стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны». «Великое» и «малое» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Художественная символика поэмы. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культур.

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

Жизнь и творчество (обзор). Адресаты любовной лирики Лермонтова. Сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции любви. Анализ стихотворений «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Противостояние очей»,   пылкого порыва и охладелого

сердца.

 Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова

Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в стихотворениях «Как часто пёстрою толпою окружён...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...». Углубление понятий о романтизме и реализме в творчестве поэта, об их соотношении и взаимовлиянии. 

Образ города в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Обзор жизни и творчества

Н.В. Гоголя. Петербург как мифический образ без-душного города. Соотношение мечты и действительности, трагедийности и комизма, лирики и сатиры. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

2

Русская литература второй половины  19 века

82

Русская литература второй половины  19 века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Герой времени в литературе 1850-60 гг.

Общественно-политическая ситуация в стране в 1850-1860 г. Критика социальной действительности в литера-туре и искусстве. Русская журналистика данного периода. Расцвет сатиры. Традиции и новаторство в русской поэзии.

Выбор пути. Обзор литературы 1870-1890 гг. XIX века.

Пути развития России: время поисков направления движения общества.

Характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Развитие русской философской лирики. Расцвет малых жанровых форм в последние десятилетия XIX века. Классическая русская литература и её мировое признание.

«Колумб Замоскворечья». А.Н. Островский –первооткрыватель нового пласта русской жизни.

Обзор жизни и творчества А.Н. Островского. Роль драматурга в создании русского национального театра. Островский – наследник Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя.

Один день в городе Калинове.

История создания пьесы «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы, своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа в «Грозе».

«Отчего люди не летают так, как птицы?» (своеобразие внутреннего конфликта Катерины).

Своеобразие внутреннего конфликта и основные стадии развития действия. Катерина в системе образов пьесы. Народно поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса Калиновского мира.

Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза».

Развитие понятия «драматургический конфликт». Виды протеста и их реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), протест-озорство (Варвара, Кудряш), Своеобразный  протест Катерины.

Драматургическое мастерство А.Н. Островского. Смысл названия и символика пьесы. Мастерство речевой характеристики в пьесах А.Н. Островского. Углубление понятий о драме как роде литературы. Жанровое своеобразие «Грозы», сочетание в ней драматического, лирического и трагического начал.

«Гроза» в оценке русской критики.

Анализ критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

«Душа моя, все мысли мои в России». Урок-заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново.

Путь писателя от «натуры чисто внешней» (А.И. Герцен) к «истинному сыну своего времени, который носит в своей груди все скорби и вопросы его» (В.Г. Белинский). История рода Лутовиновых и Тургеневых. Детство писателя. Главный дом усадьбы: кабинет Тургенева, его библиотека. Гости усадьбы (А. Фет, М. Щепкин, П. Киреевский, И. Аксаков, М. Савина). Парк Спасского-Лутовинова. Панорама жизни русской деревни.

Русские дворяне Кирсановы.

История создания романа «Отцы и дети», отражение в нём общественно-политической ситуации в России. Кирсановы как лучшие представители русского дворянства: восторженный и романтический Аркадий, тонко чувствующий красоту природы, Николай Петрович -хранитель национальной русской культуры, Павел Петрович - поборник европейской цивилизации.

Две дуэли: Павел Кирсанов против Евгения Базарова.

Композиция романа. Сущность конфликта отцов и детей: «настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы» (И.С. Тургенев). Словесный поединок уездного аристократа и столичного нигилиста. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем. Авторская позиция и способы её выражения.

Сила и слабость нигилизма Евгения Базарова. Черты личности, мировоззрения Базарова. Отношение главного героя к общественно-политическим преобразованиям в России, к русскому народу, природе, искусству, естественным наукам. Испытание любовью в романе. Сущность внутреннего конфликта в душе Евгения Базарова: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен»?

«Накипь нигилизма» и её изображение в романе. Базаров и его мнимые последователи. Эволюция отношений Базарова и Аркадия. Кукшина и Ситников как пародия на нигилизм.

Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети».

Трагедийность фигуры Базарова, его одиночество и в лагере «отцов», и в кругу «детей». Смысл финала «Отцов и детей». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М. Антонович, Н.Н. Страхов о романе. Тургенев о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из  почвы, сильная, злобная, честная  и всё-таки обречённая на погибель». Базаров в ряду других образов русской литературы.

Жизнь и деяния господина де Лень (литературный монтаж о жизни и творчестве И.А. Гончарова).

Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Детство, юношеские устремления, влияние пушкинского слова на становление личности писателя. Типы характеров и проблема взаимоотношения поколений в изображении Гончарова. Романтические иллюзии и их развенчание в романе.

«Фрегат «Паллада» - путевые заметки писателя. История создания романа «Обломов» (Мариенбадское чудо). «Обрыв» как последняя часть трилогии о старых и новых русских.

«Однако... любопытно бы знать, отчего я ...такой?» Один день из жизни Обломова. Система образов романа. Социальная и нравственная проблематика произведения И.А. Гончарова. Особенности композиции. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. «Петербургская» обломовщина.

Два типа любви в романе И.А. Гончарова «Обломов».

«Головная» (рассудочная) и духовно-сердечная любовь в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Ситуация «испытания любовью» и её решение в произведении Гончарова (Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Штольц и Ольга). Музыкальные страницы романа.

Обломов и Штольц. Приём антитезы в романе. Национально-культурные и общественно-исторические элементы в системе воспитания Обломова и Штольца. Мировоззрение и стиль жизни героев. Поиск Гончаровым образа «гармонического человека». Авторское отношение к героям романа. Мини-лекция «Роман «Обломов» в зеркале русской критики» («Что такое обломовщина?» Н.А. Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева, «Обломов», роман Гончарова» А.В. Дружинина).

Художественное своеобразие стиля романа И.А. Гончарова «Обломов»

Семантика фамилии героев романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в произведении Гончарова. Трагическое и комическое в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет).

Мир природы в поэзии Ф.И. Тютчева.

Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Наследник классицизма и поэт-романтик. Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо). Философский характер тютчевского романтизма. Единство и борьба противоположностей (Хаоса и Космоса, прошлого и настоящего, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева (слияние человека с Природой и Историей, с «божественно-всемирной жизнью») и его неосуществимость.

Два лика России в лирике Ф.И. Тютчева. Тютчев-политик и Тютчев-поэт («более всего я люблю Россию и поэзию»). Дипломатическая деятельность Тютчева, оценка им судьбы России в контексте мировых проблем. Две ипостаси образа России в творчестве поэта: край, благословенный «Царём небесным», и страна, где господствуют «растление душ и пустота».

«Роковой поединок» любящих сердец в изображении Ф.И. Тютчева.

Автобиографизм любовной лирики Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Художественное своеобразие лирики Тютчева. Форма лирического фрагмента («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров – героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, сочетающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Особенности композици-онного построения стихотворений (повтор, антитеза, симметрия). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля поэзии.

Поэзия и судьба А. Фета

Жизнь и творчество А. Фета. Борьба за дворянскую фамилию  Шеншин и бессмертие, данное именем Фет.

Идеалист-лирик и рационалист - хозяйственник в одном лице. Фет и теория «чистого искусства». Стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» как манифест «чистого искусства». Пародия Д. Минаева на данное стихотворение.

Природа, любовь и красота в лирике А. Фета. Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (тема творчества, любви, природы, красоты). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие произведений А. Фета: психологизм переживаний, особенности поэтического языка. Композиция лирического стихотворения.

«Музыкальность» стихов А. Фета

Стихотворение А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», посвященное музыке и пению. История создания стихотворения в мемуарах Т.А. Кузьминской «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Лирическое «Я» стихотворения как «преображенная личность» (Н.Н. Страхов). Сравнение языка поэзии и языка музыки в ходе анализа романсов А.Е. Варламова «На заре ты её не буди...» и П.И. Чайковского «Уноси моё сердце в звенящую даль...», написанных на стихи Фета.

Художественный мир А. К. Толстого.

Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы, мотивы, образы.

Любовная лирика А.К. Толстого. Восприятие чувства как одновременно неподвластной обузданию («приливы любви и отливы») и подчинённой закону неизбежности. Символика стихотворений А.К. Толстого. Приём психологического параллелизма и его реализация в творчестве поэта. Музыкальность его лирики.

 «Земля наша богата, порядка в ней лишь нет...» (особенности сатиры А.К. Толстого).

Взгляд на русскую историю в произведениях А.К. Толстого. Влияние фольклора и романтической традиции на его творчество. Составление исторического комментария к «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашёва». Сатирические приёмы и их место в поэме. Пародийное переосмысление А.К. Толстым «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Жизнь и творчество Н.С. Лескова. Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина как воплощение трагической судьбы талантливого русского человека.

Праведники Лескова как воплощение русского национального характера.

Смысл названия повести Н.С. Лескова. Особенности лесковской повествовательной манеры. Образы  праведников как воплощение народного идеала и христианской идеи естественного чело-века (у них «доброта... преобладает над умом и выходит не из сознания превосходства добра над злом, а прямо безотчётно истекает из натуры»). Былинные и агиографические традиции и их воплощение в повести. Обращение Лескова к форме сказа.

Народ и власть в  произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина (обзор). Сатирическая летопись истории Русского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Исторические параллели (Павел Первый - Грустилов, Аракчеев – Угрюм- Бурчеев и др.) и приём анахронизма в произведении Салтыкова-Щедрина. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Смысл финала «Истории».

«Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Особенности сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Развитие сатирических традиции Фонвизина и Гоголя в произведениях Салтыкова-Щедрина. Две «Истории...»: конкретно-историческая манера повествования А. К. Толстого и сказочно-гротескная М.Е. Салтыкова-Щедрина. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Эзопов язык. Споры о жанре «Истории...» Салтыкова-Щедрина: памфлет, паро-дия на летопись, сатирическое изложение истории России, представленное в очерках, сатирический гротесковый роман.

«Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь...»: литературная композиция, посвященная жизни и творчеству Н.А. Некрасова. Жизнь и творчество поэта.

«Зачем же ты в душе неистребима, мечта любви, не знающей конца...»: художественное своеобразие любовной лирики Н.А. Некрасова.

«Вечные» темы в поэзии Н.А. Некрасова. Психологизм и бытовая конкретизация его любовной лирики. Особенности некрасовского лирического героя. «Панаевский» цикл Н.А. Некрасова и «Денисьевский» цикл Ф.И. Тютчева.

«Душа народа русского» в изображении Н.А. Некрасова.

Гражданский пафос поэзии Некрасова. Образ народа в некрасовской лирике. Разительный контраст «двух миров» в стихотворениях поэта. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира и её место в лирике Некрасова.

«Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ...»: тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова.

Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Судьба поэта-гражданина. Образ Музы в лирике Некрасова. Монтажность композиции стихотворений как способ выражения авторской позиции. Многозначность финалов в произведениях Некрасова.

Проблематика и жанр поэмы Н.А. Некрасова» «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие. Смысл фольклорных заимствований и переложений (сказочный зачин, обряды жизненного цикла, сказочные образы, загадки, пословицы, поговорки, символика цифр и т.д.). Система образов поэмы. Особенности стиля. Сатирический портрет русского барства в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Судьба «дворянских гнезд» в пореформенную эпоху. Сатирические образы помещиков в поэме. Трагическое и комически нелепое начало, заложенное в крепостничестве (глава «Последыш»). «Люди холопского звания» и их изображение в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрёны Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта и её отражение в истории Савелия, «богатыря святорусского». Народное представление о счастье. Смысл названия поэмы.

«Осетинская лира» К. Хетагурова.

Жизнь и творчество К. Хетагурова. Анализ 2-3 стихотворений из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова лирике Н.А. Некрасова в осмыслении темы поэта и поэзии (стихотворение «На bis»). Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки в поэме «Фатима».

«Человек есть тайна...» Художественный мир Ф.М. Достоевского.

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Детские и юношеские впечатления, их влияние на выбор тем, характеристику образов, формирование мировоззрения писателя. Традиции Н.В. Гоголя и новаторство Ф.М. Достоевского. Дело петрашевцев и псевдоказнь на Семёновском плацу как начало духовного перелома в жизни писателя. Годы каторги. История создания «Преступления и наказания»: замысел и его воплощение.

«Город пышный, город бедный...». В Петербурге Достоевского. Приёмы создания образа Петербурга в романе

Ф.М. Достоевского (пейзаж, интерьер, цветопись). Панорама «Северной Пальмиры» и её отражение в произведениях русской литературы.

«Униженные и всеми отринутые парии общества» в романе «Преступление и наказание».

Образы «униженных и оскорблённых» в романе. Судьба семьи Раскольниковых. История Мармеладовых. Гоголевские традиции в решении темы «маленького человека». Уличные сцены и их воздействие на мысли и чувства Раскольникова.

Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова. Теория Раскольникова и её истоки. Нравственно-философское опровержение теории «двух разрядов». Проблема нравственного выбора.

«Демоны» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники». Раскольников и его «двойники»: Лужин и Свидригайлов. Роль портрета в романе. Мотив «двойничества» в русской литературе.

«Ангелы» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и Соня Мармеладова. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала романа. Библейские мотивы и образы в «Преступлении и наказании». Тема гордости и смирения в романе.

Три встречи - три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича».

Порфирий Петрович как представитель законности и официального правосудия в романе и как авторский резонёр, логически объясняющий Раскольникову необходимость покаяния и явки с повинной. Своеобразное «двойничество» Раскольникова и Порфирия Петровича. Развитие Порфирием идеи «искупления вины страданием», носителем которой в романе является Миколка.

«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием...». Эпилог и его роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Связь эпилога с философской концепцией «Преступления и наказания». Духовный перелом в жизни героя, возможность его воскресения и прихода к Истине. Роль внутренних монологов в романе.

Художественное мастерство Ф.М. Достоевского.

Психологизм прозы Достоевского. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра социально-философского романа и смысл заглавия «Преступления и наказания». Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

«Страницы великой жизни». Урок-презентация киносценариев о жизни и творчестве Л.Н. Толстого

Жизнь и творчество Толстого. Духовные искания писателя, их отражение в автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность». «Севастопольские рассказы» как новое слово в русской баталистике. Педагогическая деятельность Толстого. Трагическая параллель судьбы человека и жизни страны в эпоху, когда «всё переворотилось», в «Анне Карениной». Перелом в мировоззрении Толстого в 1880 гг. Уход из дома и смерть Толстого.

История создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения. Прототипы героев романа. Отражение в произведении проблем, волновавших людей 1860 гг. (роль личности и народных масс в истории, место человека в жизни страны, осуждение индивидуализма, пути достижения нравственного идеала, соединение народа как «тела» нации с её «умом» - просвещенным дворянством - на почве общины и личной независимости).

Наташа Ростова на пути к счастью.

Нравственно психологический облик Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах Наташи и княжны Марьи. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души» главной героини романа. Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в её характере. «Сущность её жизни - любовь»: нравственное кредо любимой героини Толстого.

«Дорога чести» князя Андрея Болконского.Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского, рационализм героя романа. Мечты о славе, о «своём Тулоне» и их крушение. Глубокий духовный кризис и моменты душевного просветления в жизни князя Андрея (подслушанный разговор Наташи и Сони в Отрадном, сцена с дубом, спор с Пьером на пароме). Увлечение идеями Сперанского и разочарование в государственной деятельности. Любовь к Наташе и мечты о семейном счастье. Участие в войне 1812 года. Смерть князя Андрея.

«Взлёты и падения» Пьера Безухова.

Эмоционально интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Пьер в салоне А.П. Шерер и в кругу «золотой молодёжи». Женитьба на Элен. Дуэль с Долоховым. Увлечение масонством и разочарование в идее филантропии. Пьер на Бородинском поле и в занятой французами Москве. Философский смысл образа Платона Каратаева, влияние «каратаевщины» на жизнь и миросозерцание Пьера. Любовь к Наташе.

Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого. Причины войны 1805-07 гг. Заграничные походы русской армии. Проблема истинного и ложного героизма. «Военные трутни», мечтающие о «выгодах службы под командою высокопоставленных лиц» и о преимуществах «неписанной субординации» (Жерков, Друбецкой, Богданыч, Берг). Подвиги солдат и офицеров, честно выполняющих свой долг (Тушин, Тимохин). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения: причины побед и поражений русской армии. Роль приёма антитезы в изображении военных событий. Авторская оценка войны как события, «противного человеческому разуму и всей человеческой природе».

«Гроза двенадцатого года»: интегрированный урок истории и литературы. Эпоха 1812 года и её отражение в документальных и художественных произведениях. Толстовская концепция истории. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон как два «нравственных полюса» романа «Война и мир»). Народ и «мысль народная» и изображении писателя. Утверждение идеи единения как всеобщего нравственного жизненного идеала.

Художественное мастерство Л.Н. Толстого. Своеобразие жанра и ком позиции романа-эпопеи «Война и мир». Своеобразие жанра романа-эпопеи. Черты семейной хроники в произведении Толстого. Философско-публицистические и исторические рассуждения и их роль в романе. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Символика заглавия произведения Толстого.

Путь, художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова.

Жизнь и творчество. Путешествие на Сахалин. Скромность Чехова-человека, нелюбовь его к афишированию себя, расчёт на чуткого и понимающего читателя. Литературный дебют. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры: сценка, юмореска, анекдот, Спор с традицией изображения «маленького человека». Чехов и Художественный театр.

Чехов улыбается, Чехов смеётся, Чехов издевается…

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Люди, которые «проглядели жизнь», или нужен ли нам «человек с молоточком»? Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего - темы и проблемы рассказов Чехова.

«Нет, больше так жить невозможно...». Анализ рассказов «Дама с собачкой» и «Невеста».

Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.

«Вечные истины» и их отражение в рассказе «Студент». Проблематика рассказа. Особый характер события в мире писателя: невидимое событие, происходящее в душе, в сознании героя, открывает ему новые, неведомые ранее грани жизни, изменяет его точку зрения на происходящее, обуславливает дальнейшие, уже видимые поступки человека. Своеобразие композиции и языка рассказа

« Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики…» (М. Горький). Бывшие хозяева вишнёвого сада.

История создания «Вишнёвого сада» и его первой постановки. Люди, «заблудившиеся» во времени. Бывшие хозяева вишнёвого сада как олицетворение прошлого России (Раневская, Гаев). Лирическое и трагическое начало в пьесе. Слуги и господа (Дуняша, Яша и Фирс). Загадка         Ермолая Лопахина: «хищный зверь» или  «нежная душа»? Своеобразие конфликта в пьесе Чехова: внутреннее и внешнее действие. Противоречия образа Лопахина: «хищный зверь» и «нежная душа». Мастерство Чехова в построении диалога: эффект взаимной глухоты персонажей.

«Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская и Надя Шумина.

Образ будущего в произведениях Чехова. Способность молодых людей к поиску нового, их стремление порвать с прошлым, с «праздной, бессмысленной жизнью».

«Чехов - это Пушкин в прозе» (Л.Н. Толстой). В чём заключается новаторство Чехова-драматурга?

Новаторство Чехова-драматурга: символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение», роль звуковых и шумовых эффектов. Композиция и стилистика пьес. Понятие о лирической комедии. Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

3

Зарубежная литература второй половины 19 века

4

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек».

Жизнь и творчество Бальзака, характерные особенности его дарования как художника. «Человеческая комедия» Бальзака - картина полувековой истории французского общества. История создания повести «Гобсек». Денежные отношения в буржуазном обществе и власть денег над душой человека. Образ ростовщика - папаши Гобсека. Образы скупцов и накопителей в произведениях русской литературы.

Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье».

Жизнь и творчество писателя. Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа в новелле. Неожиданность развязки.

11 класс

Название раздела (темы)

Количество часов

Содержание учебного предмета.

1

 Введение.

1

 Литература начала ХХ века.

2

Писатели-реалисты начала ХХ века.

14

И.А. Бунин: судьба и творчество. Лирика

И.А. Бунина. Рассказы и повести И. Бунина о деревне. Обучение комплексному анализу рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Рассказы И.А. Бунина периода эмиграции. Сборник «Темные аллеи». А. И. Куприн: судьба и творчество. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся». Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». М. Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. «На дне» как социально - философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Смысл названия пьесы. Хозяева жизни «на дне».

3

«Серебряный» век русской поэзии.

18

В.Я. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова. Лирика поэтов серебряного века. К.Д. Бальмонт, А. Белый. Лирика поэтов серебряного века. , И.Ф. Анненский и др. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилева. Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. А.А. Блок: судьба и творчество. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме». Тема страшного мира в лирике А. Блока. Развитие понятия об образе-символе. «Двенадцать». С.А. Есенин: личность и судьба. Раннее творчество. Лирика С.А. Есенина после революции. Тема России в лирике Есенина. «Анна Снегина».

4

Литература 20 гг. ХХ века.

8

Литература 20-х годов. Обзор. Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов. Фадеев «Разгром». Жанр антиутопии. Е.Замятин «Мы». Сатира в произведениях М.Зощенко, А. Аверченко, Н.Тэффи. В.В. Маяковский: судьба и творчество. Дооктябрьская лирика. Облако в штанах»: проблематика и поэтика. Пафос революции в стихах В. В. Маяковского. Сатирические стихи. Любовная лирика В. В. Маяковского. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. Развитие понятия о тоническом стихосложении.

5

Литература 30 гг. ХХ века.

25

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...». Судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Приморский сонет» и другие стихотворения. Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа

эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи.  «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» и другие стихотворения. М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой. Стихи о Родине. М. Булгаков «Мастер и Маргарита», Платонов «Котлован», М. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон» (обзор),

6

Литература периода Великой

Отечественной войны.

5

К. Воробьёв. «Это мы, Господи». Тема положения советских военнопленных. А.Т. Кондратьев «Сашка».Твардовский: судьба и творчество. Лирика А.Т. Твардовского. Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» как художественное осмысление сложного пути Родины. Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие. А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор).  Один день Ивана Денисовича.

7

Литература второй половины ХХ

века

18

 Гражданское мужество автора. В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов». Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие. «Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов «Обмен». «Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев  «Царь – рыба». Человек и природа. Темы и проблемы современной драматургии А.В.Вампилов. «Утиная охота». Авторская песня Б. Ш. Окуджава.  В. Высоцкий. Особенности «бардовской» поэзии. В.М.Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. В.Г.Распутин. «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений. «Пожар». Р. Гамзатов. Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.

8

Из литературы народов России

1

Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга.

9

Литература конца ХХ века – начала ХХI века

8

Основные направления развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет. Проблемы и уроки русской литературы XX века.

10

Из зарубежной литературы.

3

Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы. Э.М.Хемингуэй.  «Прощай, оружие!», «Старик и море». Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагическая концепция жизни в романе.

Тематическое планирование

10 класс

Кол-во часов: всего-105 ч., в неделю – 3 ч., развитие речи-8 ч., уроки внеклассного чтения – 8 ч., классные сочинения – 2 , домашние сочинения – 2, контрольные работы – 1, срезы по теории литературы – 1.

урока

Наименование темы  урока

Количество часов

I полугодие

I

Введение

1

1

Русская литература XIX века в контексте  мировой культуры.

1

II

Русская литература первой половины 19 века

12

2

Обзор русской литературы первой половины  XIX века.

1

3

Художественные открытия лирики А.С. Пушкина.

1

4

Эволюция темы свободы в творчестве А.С. Пушкина.

1

5

Религиозно-философская лирика А.С. Пушкина.

1

6

«Великое» и «малое» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

1

7

Вн. чт. Проблемы трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» или «Борис Годунов» как историческая драма.

1

8

Вн. чт. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

1

9

Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова

1

10

Образ города в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

1

11

Вн. чт. Драматургия  Н. В. Гоголя (с обобщением ранее изученного). Комедия «Женитьба» и ее смысл.

1

12

Р/р. Подготовка к сочинению по произведениям русской литературы первой половины XIX века.

1р/р,дс 1

13

Срез по теории литературы.

1

III

Русская литература второй половины  19 века

82

14

Выбор пути. Обзор литературы 1870-1890 гг. XIX века.

1

15

«Колумб Замоскворечья». А.Н. Островский –первооткрыватель нового пласта русской жизни.

1

16

Один день в городе Калинове.

1

17

«Отчего люди не летают так, как птицы?» (своеобразие внутреннего конфликта Катерины).

1

18

Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза».

1

19

Драматургическое мастерство А.Н. Островского.

1

20

«Гроза» в оценке русской критики.

1

21

Р/р.  Подготовка к сочинению-  рассуждению  по драме

А.Н.  Островского  «Гроза».

1р/р,кс.1

22

Р/р.  Сочинение - рассуждение  по драме А.Н.  Островского  «Гроза».

1р/р,кс1

23

«Душа моя, все мысли мои в России». Урок - заочная экскурсия в Спасское - Лутовиново.

1

24

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Русские дворяне Кирсановы.

1

25

Две дуэли: Павел Кирсанов против Евгения Базарова.

1

26

Любовь в романе И.С. Тургенева. «Отцы и дети». Базаров и Одинцова. Испытание любовь.

1

27

«Накипь нигилизма» и её изображение в романе.

1

28

Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети».

1

29

Урок в форме круглого стола «Художественное мастерство Тургенева - романиста».

1

30

Письменный ответ на вопрос проблемного характера по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1р/р

31

Жизнь и деяния господина де Лень (литературный монтаж о жизни и творчестве И.А. Гончарова).

1

32

«Однако... любопытно бы знать, отчего я ...такой?» Один день из жизни Обломова.

1

33

Два типа любви в романе И.А. Гончарова «Обломов».

1

34

Обломов и Штольц.

1

35

Художественное своеобразие стиля романа И.А. Гончарова «Обломов»

1

36

Р/р. Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1,р/р,кс2

37

Р/р. Сочинение  по роману И.А. Гончарова «Обломов».

1,р/р,кс2

38

Мир природы в поэзии Ф.И. Тютчева

1

39

Два лика России в лирике Ф.И. Тютчева.

1

40

«Роковой поединок» любящих сердец в изображении Ф.И. Тютчева.

1

41

Поэзия и судьба А. Фета

1

42

Природа, любовь и красота в лирике А. Фета.

1

43

«Музыкальность» стихов А. Фета

1

44

Р/р. Подготовка к сочинению по  лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.  «Анализ одного  стихотворения». (по выбору учащегося)

1,р/р, дс2

45

Р/р. «Анализ одного  стихотворения Ф.И. Тютчева или А.А. Фета». (по выбору учащегося)

1р/р

46

Художественный мир А. К. Толстого.

1

2 полугодие.

47

Вн.чт. «Земля наша богата, порядка в ней лишь нет...» (особенности сатиры А.К. Толстого).

1

48

Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

1

49

Праведники Лескова как воплощение русского национального характера.

1

II полугодие

50

Вн.чт.. Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда"  

1

51

Народ и власть в  произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

52

«Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Особенности сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

53

«Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь...»: литературная композиция, посвященная жизни и творчеству Н.А. Некрасова.

1

54

«Зачем же ты в душе неистребима, мечта любви, не знающей конца...»: художественное своеобразие любовной лирики Н.А. Некрасова.

1

55

«Душа народа русского» в изображении Н.А. Некрасова.

1

56

«Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ...»: тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова.

1

57

Проблематика и жанр поэмы Н.А. Некрасова» «Кому на Руси жить хорошо».

1

58

Сатирический портрет русского барства в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

59

Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

60

Р/р. Подготовка к  сочинению  по творчеству Н.А. Некрасова

1кс3

61

Р/р.  Сочинение   по творчеству Н.А. Некрасова

1кс3

62

«Осетинская лира» К. Хетагурова.

1

63

«Человек есть тайна...» Художественный мир  Ф.М. Достоевского.

1

64

«Город пышный, город бедный...». В Петербурге Достоевского

1

65

«Униженные и всеми отринутые парии общества» в романе «Преступление и наказание».

1

66

Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова.

1

67

«Демоны» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники».

1

68

«Ангелы» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и Соня Мармеладова.

1

69

Три встречи - три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича».

1

70

«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием...». Эпилог и его роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1

71

Художественное мастерство Ф.М. Достоевского.

1

72

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению  по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1дс 2

73

Вн. чт. Обзор романа Достоевского «Идиот».

1

74

«Страницы великой жизни». Урок-презентация киносценариев о жизни и творчестве Л.Н. Толстого

1

75

История создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения

1

76

Наташа Ростова на пути к счастью.

1

77

«Дорога чести» князя Андрея Болконского.

1

78

«Взлёты и падения» Пьера Безухова.

1

79

Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого.

1

80

«Гроза двенадцатого года»

1

81

Р/р.  Анализ эпизода эпического произведения «Петя Ростов в отряде Денисова».

1

82

Р/р. Подготовка к  домашнему сочинению  по роману -эпопее «Война и мир».

1дс3

83

 Урок в форме регламентированной дискуссии. Художественное мастерство Л.Н. Толстого. Своеобразие жанра и композиции романа-эпопеи «Война и мир».

1

84

 Вн..ч. Народ и война в «Севастопольских рассказах»

1

85

Путь, художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова.

1

86

 Чехов улыбается, Чехов смеётся, Чехов издевается…

1

87

 Люди, которые «проглядели жизнь», или нужен ли нам «человек с молоточком»?

1

88

  «Нет, больше так жить невозможно...». Анализ рассказов «Дама с собачкой» и «Невеста».

1

89

 Сюжет.  «Вечные истины» и их отражение в рассказе «Студент».

1

90

  « Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики…» (М. Горький). Бывшие хозяева вишнёвого сада.

1

91

Авторская ремарка. Загадка         Ермолая Лопахина: «хищный зверь» или «нежная душа»?

1

92

 Речевая характеристика героев. «Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская и Надя Шумина. Срез.

1

93

 Понятие новаторства в литературе.«Чехов - это Пушкин в прозе» (Л.Н. Толстой). В чём заключается новаторство Чехова-драматурга?

1

94,95

 Контрольное сочинение   по творчеству А.П. Чехова. Письменный ответ на вопрос проблемного характера.

2 кон.с1

IV

Зарубежная литература второй половины 19 века

4

96

 Обзор зарубежной литературы второй половины XIX .

1

97

Повторение.  Художественная деталь. Вн.чт. Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек».

1

96

Повторение.  Портрет литературного героя. Вн.чт. Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье».

1

99

Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины XIX века.

1

100

Защита проектов.

1

101

Читаем летом

1

11 класс.

р/р-10, к/р-2

Наименование темы  урока.

Количество часов.

1

Введение. Литература начала ХХ века.

1

2

И.А. Бунин: судьба и творчество. Лирика.

4/1

3

Рассказы и повести И. Бунина о деревне.

1

4

Обучение комплексному анализу рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1

5

Рассказы И.А. Бунина периода эмиграции. Сборник «Темные аллеи».

1

6

А. И. Куприн: судьба и творчество.

4/1

7

Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся».

1

8

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

1

9

Р/р. Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.

1

10

Русский символизм и его истоки.

1

11

В.Я. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова.

1

12

Лирика поэтов серебряного века. К.Д. Бальмонт, А. Белый.

1

13

Лирика поэтов серебряного века. И.Ф. Анненский и др.

1

14

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1

15

Н.С. Гумилев и акмеизм.

1

16

Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилева.

1

17

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

1

18

Русская проза и поэзия серебряного века: темы, проблемы, поэтика.

1

19

Р/р. Домашнее сочинение по литературе серебряного века.

1

20

М. Горький: жизнь, творчество, личность.

8/1

21

Ранние романтические рассказы.

1

22

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

1

23

«На дне» как социально - философская драма. Новаторство Горького-драматурга«На дне» как социально - философская драма. Новаторство Горького-драматурга.

1

24

 Хозяева жизни «на дне».

1

25

Три правды в пьесе «На дне». Ее социальная и нравственно-философская  проблематика. Смысл названия.

1

26/27

Р.Р.Классное сочинение по творчеству М. Горького.

2

28

А.А. Блок: судьба и творчество. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме».

4/1

29

Тема страшного мира в лирике А. Блока. Развитие понятия об образе-символе.

1

30

Тема России в лирике А. Блока. Обучение анализу лирического текста.

1

31

«Двенадцать»: проблематика и поэтика.

1

32

С.А. Есенин: личность и судьба. Раннее творчество

4/1

33

Лирика С.А. Есенина после революции.

1

34

Тема России в лирике Есенина.

1

35

Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме.

1

36

Литература 20-х годов. Обзор.

1

37

Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов.

1

38

Жанр антиутопии. Е.Замятин «Мы».

1

39

Сатира в произведениях М.Зощенко, А. Аверченко, Н.Тэффи.

1

40

В.В. Маяковский: судьба и творчество. Дооктябрьская лирика.

6/1

41 

Облако в штанах»: проблематика и поэтика.

1

42

Контрольная работа за первое полугодие.

1

43

Пафос революции в стихах В. В. Маяковского. Сатирические стихи.

1

44

Любовная лирика В. В. Маяковского. Обучение анализу лирического текста.

1

45

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. Развитие понятия о тоническом стихосложении.

1

46

Р/р. Домашнее сочинение «Тема Родины в творчестве русских поэтов»

1

47

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой.

4/1

48

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...».

1

49

Судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Приморский сонет» и другие стихотворения.

1

50

Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

1

51

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа

эстетического переживания в лирике поэта.

2/1

52

Трагический конфликт поэта и эпохи.  «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» и другие стихотворения.

1

53

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой.

3/1

54

Тема Родины в лирике М. Цветаева.

1

55

М.А. Булгаков: судьба и творчество.

8/1

56

Своеобразие сатиры Булгакова в повести «Собачье сердце»

1

57

Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты в романе «Мастер и Маргарита».

1

58

Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности.

1

59

Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

1

60/61

Р/р. Классное  сочинение по творчеству М. Булгакова.

2

62

Р/р. Анализ творческих работ.

1

63

А. П. Платонов: страницы жизни и творчества.

3/1

64

Рассказы А. П. Платонова: проблематика и поэтика.

1

65

Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор

1

66

М.А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».

8/1

67

Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон».

1

68

Проблемы и герои романа.

1

69

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

1

70

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

71

Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон».

72/73

Р/р. Шолохова. Классное сочинение по творчеству М. А .Шолохова.

2

74

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.

1

75

Правда о войне в современной литературе.

1

76

К. Воробьёв. «Это мы, Господи». Тема положения советских военнопленных.

1

77

А.Т. Твардовский: судьба и творчество. Лирика А.Т. Твардовского.

2/1

78

Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» как художественное осмысление сложного пути Родины.

1

79

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака.

2/1

80

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.

1

81

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). Гражданское мужество автора.

4/1

82

«Один день Ивана Денисовича». Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

1

83

«Матрёнин двор». Образ «праведника» в творчестве А.И.Солженицына.

1

84

«Крохотки». Философия жизни в художественных миниатюрах.

1

85/86

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

2

87

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие.

1

88

«Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов «Обмен».

1

89

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев  «Царь – рыба». Человек и природа.

1

90

Темы и проблемы современной драматургии А.В.Вампилов. «Утиная охота».

91

Авторская песня Б. Ш. Окуджава.  В. Высоцкий. Особенности «бардовской» поэзии.

92

В.М.Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.

93

Распутин. «Пожар». Человек и природа в рассказе. Нравственная проблематика произведения.

1

94/95

В.Г.Распутин. «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений. Сочинение.

2

96

Р. Гамзатов. Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.

1

97

Контрольная  работа за второе полугодие.

1

98

Основные направления развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет.

1

99

Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы.

1

100

Э.М.Хемингуэй.  «Прощай, оружие!», «Старик и море».

1

101

Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагическая концепция жизни в романе.

1

102

Проблемы и уроки русской литературы XX века.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» (базовый уровень) для учащихся 7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» (базовый уровень) для учащихся 7 класса3 часа в неделю (всего 102 часа)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2296729) учебного предмета «Биология» (Базовый уровень) для обучающихся 5 – 9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3075336) учебного предмета «Биология. Базовый уровень» для обучающихся 10 – 11 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения подходов к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили: концептуальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3074921) учебного предмета «Химия. Базовый уровень» для обучающихся 8 – 9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА​Программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3075382) учебного предмета «Химия. Базовый уровень» для обучающихся 10 – 11 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма по химии на уровне среднего общего образования разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», треб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1853240) учебного предмета «Информатика. Базовый уровень» для обучающихся 7–9 классов

Программа по информатике на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 798275) учебного предмета «Биология» (Базовый уровень) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГ...