Урок по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Жамьянова Ольга Иннокентьевна

Урок в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasprostranennye_i_nerasprostranennye_predlozheniya.docx38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Распространенные и нераспространенные предложения»

Тип  урока: открытие новых знаний

Цель урока: знакомство с понятиями распространённые и нераспространенные  предложения, формирование умения отличать распространенные   от нераспространённых предложений, умение характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов,  формирование  ценностного отношения к совместной познавательной деятельности; способствовать нравственно- этическому воспитанию учащихся. 

Задачи:

  • обучающая: организовать работу учащихся по повторению и углублению понятий о главных членах предложения; ввести в активный словарь учащихся термина распространенные и нераспространенные предложения;
  • развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать , обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
  • воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие чувства любви и уважения к русскому языку; осознание себя носителем этого языка; уметь адекватно использовать  речь для планирования и регуляции своей деятельности; определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Метапредметные

Регулятивные : целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; адекватное восприятие оценки учителя; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.

Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, проводит  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбирает  смысловые единицы предложения  и устанавливает отношения между ними;  строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: приобретает  опыт  работы в паре; умеет задавать вопросы, слушать и отвечать, формулирует свою собственную точку зрения, умеет высказывать и обосновывать ее.

Предметные : научатся опознавать предложения  по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые), получат возможность научиться  анализировать  предложения  с точки зрения структурной организации.  

Методы и формы обучения: индивидуальная, парная, фронтальная

Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал, презентация.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

                                                           

I Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.  

Сегодня ждет тебя успех!

Но чтоб к нему прийти,

Ты помни, что он любит всех

Внимательных в пути,

Серьезным на уроке будь,

В учебник посмотри,

А если нет ответа в нем,

Смекалку прояви!

Как вы думаете, что поможет вам достичь успеха на уроке?

Какие правила совместной работы необходимо соблюдать? (быть вежливыми, уметь выслушивать мнение другого, не перебивать, в группе работает каждый, умеешь сам – научи другого). Тогда начнем.

2) Проверка домашнего задания.

Упр.№170 (фронтальная проверка).

- Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)

II Актуализация

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к новым знаниям по разделу «Синтаксис»

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

- Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.

1. Наступила осень. 2. Воздух сегодня свежий 3. Вы сходили в лес?

4. Полюбуйтесь красотой осенних листьев. 5. Красив лес в осеннем уборе!

-Что мы с вами записали? (предложения)

-А что вы можете сказать о предложении? (Все слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически, при помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами, в предложении должна быть грамматическая основа)

-Что обязательно должно быть в предложении? (грамматическая основа)

- А что такое грамматическая основа предложения?

- На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)

- Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.

- Назовите группы предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные и побудительные)

- Повествовательные предложения. Это какие предложения?

-Вопросительные?

-Побудительные?

- Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными? И почему?

- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)

- Назовите восклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.

III Первичное восприятие и усвоение нового теорет. уч. материала.

- Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)

А в других предложениях что еще есть? (второстепенные предложения)

Вывод: значит, бывают предложения, которые состоят только из главных членов предложения и бывают предложение, которые могут состоять из главных членов и второстепенных.

- Сравните предложения, записанные на доске:

Дует ветер. – Осенью сильно дует ветер.

- Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)

- Какие из этих предложений несут большую информацию? Почему?

Чтение правила на стр.81.

- Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов?

СХЕМА    

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/34757/4da1596ec11340964e09d9886a177ba3.jpg

Как можно сформулировать тему нашего урока?  (Нераспространенные и распространенные предложения)

А какие цели мы поставим?  (Научиться определять нераспространенные и распространенные предложения)

- Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?

- Приведите примеры нераспространенных предложений.

- Приведите примеры распространенных предложений.

- Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.

- Запишите предложение  Яркими листьями украсила щедрая осень лесные поляны.

- Выделите его грамматическую основу. (осень украсила)

- Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.(щедрая осень, украсила листьями, яркими листьями, украсила поляны, лесные поляны)

- От каких членов предложения задавали вопросы?

- Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?

- Дайте полную характеристику предложения. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)

6) Физкультминутка

- Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки…

На уроке- не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

7) Закрепление материала.

Работа в парах

  1. Распространить предложения. (работа в парах: раздаются карточки с записанными предложениями, а затем каждая пара учащихся предлагает свои варианты распространенных предложений)

1. Наступает зима.  2. Идет снег.  3. Лес удивляет.

- Какие предложения по наличию второстепенных членов вы получили на карточках? (нераспространенные)

- Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.

2. Роль нераспространенных предложений в речи.

- Многие поэты используют в своих стихах нераспространенные предложения. Прочитайте записанные на доске строчки из стихотворения А.Блока. Найдите нераспространенные предложения и докажите свою точку зрения.

Наступает поздний вечер.

Пустеет улица. (нераспространенное)

Тощий бродяга

Сутулится.

Свищет ветер. (нераспространенное)

- Чего достигает поэт, используя нераспространенные предложения? (передает настроение одиночества, делает картину вечера более мрачной, унылой)

Работа в группах

Вчера была гр..за. Молнии сверкали. Гремел страшный гром. Сначала на небе по…вились тучи. Затем ударили первые раскаты грома. Все пот...мнело. Наступила ночь. Скоро непогода закончилась. Тучи ушли. Выгл…нуло солнышко. На улице приятно запахло свежестью.

Задание:

  1. Вставить пропущенные буквы
  2. Выписать: 1 группа – нераспространенные предложения, выделить грамматические основы предложений

2 группа – распространенные предложения, выделить грамматические основы предложений

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)

- Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)

- Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.

- Возникали ли трудности сегодня на уроке?

9) Подведение итогов

(выставление оценок), домашнее задание. П.35, упр.№177

- Ребята, обратите внимание на доску. Перед нами дерево Успеха, но оно без листочков. Давайте украсим его листочками.

- Кому было все понятно, прикрепляют зеленый листочек.

У кого не все получилось, но он старался – желтый листочек.

Ну , а кто был невнимательным- красный листочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 5 классе по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Урок русского языка в 5 классе (по учебнику Т.А.Ладыженской)+ презентация к уроку....

урок русского языка по теме :"Распространенные и нераспространенные предложения"

урок русского языка разработан по проектному обучению для учащихся 5 класса. Имеет занимательный материал для развития творческих  способностей учащихся....

Урок русского языка по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Урок с презентацией по теме "Нераспространенные и распространенные предложения" 5 класс. Урок ориентирован на учащихся II вида школ....

Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"

Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс...

Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения"  ФГОС...

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение»

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение»...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 кл (ФГОС) «Распространенные и нераспространенные предложения»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС) «Распространенные и нераспространенные предложения»...