Конспект урока русского языка в 7 классе "Обобщающее повторение по теме "Причастие".
план-конспект урока (7 класс)

Чернова Ирина Владимировна

Конспект урока сопровождается презентацией по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_7v.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Русского языка в 7В классе

Тема урока: Обобщающее повторение  по теме:  «Причастие».

Цели: систематизация знаний о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения находить и выделять запятыми причастный оборот, повторить правописание суффиксов, Н и НН в причастиях; составление связного рассказа на грамматическую тему; определение темы высказывания.

Задачи: выявление степени усвоения учебного материала и пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу; активизирование познавательной деятельности учащихся, стимулирование и развитие мыслительных процессов через парную и индивидуальную работу;  развитие умения спонтанной речи для передачи выводов и умозаключений на основе материала урока.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Виды деятельности:

- устная и письменная

- индивидуальная и коллективная

-мыслительная деятельность; продуктивная и репродуктивная;

-речевая: учебная и спонтанная.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, таблицы «Суффиксы причастий», «Н и НН в причастиях», «Не с причастиями», карточки с разным уровнем сложности, раздаточный материал для парной работы, проверочные тесты, портрет К.Г.Паустовского.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Обучающиеся записывают в тетради дату урока.

- Определение темы, постановка целей и задач урока.

Слово учителя: Дети,  сегодня наш урок мы начнем с загадки. Отгадав её, вы поймете, о чем пойдет речь на уроке:

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков) .

-Итак, догадались?

Учитель: Да, действительно, это причастие. Но мы с вами над причастиями работаем уже в течение многих уроков, узнали  от чего и с помощью чего оно образуется, познакомились с правописанием причастий, со знаками препинания при причастном обороте. Как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока?

(Обучающиеся формулируют и записывают в тетрадь тему урока «Обобщающее повторение  по теме:  «Причастие»).

- Как обозначим цель урока?

(Повторить и обобщить знания, полученные на уроках,  уметь применять их на практике: в повседневной жизни, при написании и понимании текста) (6 слайд)

- Какие конкретно задачи необходимо решить на уроке?

(- уметь отличать причастия от других частей речи,

- правильно писать причастия,

- выделять причастные обороты,

- правильно строить предложения с причастными оборотами) (7 слайд)

Учитель: Мы сегодня будем повторять и закреплять знания по русскому языку, совершенствовать свою грамотность и речь  через общение с природой. Человек и природа  - едины. И пусть эпиграфом к нашему уроку послужат слова замечательного русского писателя К.Г.Паустовского, умеющего видеть и ценить красоту русской природы: «Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой».

II. Проверка знаний обучающихся о причастии.

1.Работа по группам дифференцированная (класс разделен на три группы,  каждой дается карточка с заданием).

Группа №1

  1. Причастие – это…    (дать определение причастию как части речи).
  2. Как образуются причастия (от чего и при помощи чего)?
  3. Назовите суффиксы, с помощью которых образуются причастия.

Группа №2

  1.   Какие морфологические признаки глагола сохраняются у причастия?
  2. Какие морфологические признаки прилагательного сохраняются у причастия?
  3. Каким членом предложения бывают причастия?

                                           

                                             

                                               Группа №3

  1. Какие причастия называются действительными и страдательными?
  2. Написание каких суффиксов причастий зависит от спряжения глагола?
  3. Рассказать о правописании суффиксов действительных причастий  (-ущ, - ющ?    -ащ,-ящ  настоящего времени и страдательных причастий настоящего времени (-ом, ем; им?).

Индивидуальная работа по карточкам (Синяев А., Денисов Н., Красинский Г.)

Выпишите в два столбика слова: в первый – прилагательные, во второй – причастия.

Комната была залита жёлтым солнечным светом. Будто и впрямь есть такая жёлтая, светящаяся краска, которая не высыхает ни на полу, ни на книжной полке.

Мокрый, тающий снег пахнет сыроежками. Он шуршит под ногами. Ему уже не белеть на крышах и на мостовой. Только в декабре снег вернется обратно, белый, нетронутый.

1 – Жёлтым, солнечным, жёлтая, книжной, мокрый, белый; 2 – залита, светящаяся, тающий, нетронутый.

- Объясните написание суффикса в причастии тающий.

2.Практическая работа: выписать словосочетание: причастие + существительное, вставить пропущенные гласные в суффиксы причастий, объяснив свой выбор (с последующей проверкой).

  • 1) Вслушайтесь в дальний рокоч...щий шум. (Л. Толстой) 2) Кое-где в ложбинах еще видны остатки та...щего снега. (Л. Толстой) 3) Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движ...щихся по блестящей лазури.

3.Учитель:

-что называется причастным оборотом?

-при каких условиях причастный оборот выделяется на письме запятыми?

Работа с текстом:

1. Художник Борис Иванович в тумане  подкрался  к лебедям  распол…жившимся на отдых    стал целиться.

2. Подумав,  он решил стрелять мелкой дробью и  надеялся  убить побольше птиц  с…девших на озере .

3. Он  зар…дивший уже ружье  приготовился выстрелить.

4. Но стало казат…ся что ни в лебедя а в человека стреляешь.

5. В…помнилась поэтическая сказка о девушке  превраще…ой в лебедя.

6. Опустив ружье,  он долго любовался гордыми птицами  отражающ…мися в водной глади озера потом попятился и  отош…л.

7. Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности  грозивш…   им.

8. Такова власть красоты.

Задания:

1. Озаглавить текст.

2. Определить основную мысль текста.

4.определить стиль текста.

5. Объяснить графически пропущенные орфограммы; расставить знаки препинания.

4.Синтаксический разбор предложения, составить схему предложения:

Высказывание К.Г.Паустовского:

Человек, бережно относящийся ко всему живому на земле, заботится о будущем своей страны, своего народа.

5. Физминутка.

Учитель: Устали, немного отдохнем. Если я называю страдательное причастие, то вы должны присесть. Если же причастие действительное, то вы должны поднять руки вверх.

Одеваемая, одевающая, сорванная, дувший, изрытая, возвышавшийся, сидящую, брошенного, спавший, усеянный, цветущий, увлекаемый, облетевший.

5.Повторение правописание Н и НН в причастиях (работа с таблицей).

Задание: в текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания ( у доски ученик)

Мы вошли в лес освеще…ый  лучами солнца . Хорошо утопта…ая тропинка вела вперед. Мы часто останавливались пораже…ые яркой красотой леса. Природа погруже…а была в задумчивое очарование.

  1. Выполнение проверочного теста.

Тест (задание выполняется на распечатанных листах).

1. Найти словосочетание «прич. + сущ.».

A. шумный класс;  Б. дремучий лес;

B. спелый крыжовник; Г. шумящий ручей.

2. Указать суффиксы действительных причастий настоящего
времени:

А. -уч-; Б. -ем-; В. -енн-; Г. -ющ-; Д. -вш-; Е. -ящ-.

3. В каком случае следует писать суффикс -ущ-?

A. хвал..щийся успехами; Б. дыш..щий в трубку;

B. хлопоч..щий о детях; Г. держ..щий знамя.

4. В каком случае следует писать е?

А. слыш..вший разговор; Б. насто..нный чай;

Б. наде..вшийся на удачу; Г. замеч..нная опечатка.

5. В каком случае следует писать нн?

A. плете..ая из веток корзина; Б. трава скоше..а;

B. некраше..ый стол; Г. разброса..ые вещи.

6. В каком сочетании не пишется раздельно?

А. (не) просохшая земля; Б. картина (не) окончена;

В. (не) усиливающийся, а затихающий дождь;

Г. (не) крашеный забор.

7. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

A. груженый вагон — страд, причастие прошед. времени;
Б. 
висящий шарик— действ, причастие прошед. времени;

B. накрытый стол — страд, причастие прошед. времени;
Г. 
лающая собака — имя прилагательное.

8. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

A. В небе затянутом дымкой, солнце висело, как багровый паук на
плотной седой паутине.

Б. В чащах дрожали березы, обсыпанные сусальной позолотой, и осинки.

B. Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным.

Г. Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль.

5. Рефлексия.

Заполнение листка-отзыва.

Я …………………………………….фамилия, имя учащегося

1. Среди других частей речи определяю причастие:

            А) легко          Б) с трудом               В) не определяю

 2. Отличаю действительные причастия от страдательных

           А) легко          Б) с трудом                В) не определяю

3.Могу просклонять причастие:

          А) легко          Б) с трудом                В) не могу

     4. Знаю суффиксы причастий и отличаю их друг от друга:

         А) легко          Б) с трудом                 В) не определяю

    5. Могу  найти причастный оборот в предложении:

         А) легко         Б) с трудом                  В) не могу

7.Подведем итоги , создавая рассказ на  лингвистическую тему.(ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА)

                                                          ПРИЧАСТИЕ

         Причастие – это………………………часть речи, которая  совмещает в себе признаки…………….(время, вид, возвратность) и признаки……………..(изменяется по родам, числам и падежам).

        Причастия образуются от ……………………с помощью специальных суффиксов:

 ……………………………………………………………………………………………….

       Причастия в предложении обычно бывают …………………………………и отвечают на вопросы: …………………………………………………

       При них часто находятся зависимые слова и образуют……………………………….,

который может находиться  как перед определяемым ……………., так и после него.

       Если причастный оборот стоит перед …………………….существительным, то он не ……………………запятой, если же он стоит после ………………………….слова, то он всегда выделяется запятыми.

     Причастия могут быть страдательными и ……………………………………

Страдательные причастия могут иметь полную и…………………………..формы.

8. Выставление оценок и домашнее задание:

5. Идет работа в парах. (карточки)

а) Едва пробивающиеся сквозь облака лучи солнца скользят по сугробам, верхушкам деревьев, домам.

б) Ядреный морозец, ударивший ночью, сразу все преобразил.

В) Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал деревья.

Г) Зима, уже обессилевшая, немного злилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В ....

План-конспект урока русского языка в 7классе. Повторение изученного по теме «Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов».

Данный урок знакомит учащихся с происхождением и употреблением фразеологических оборотов. Построен с использованием метода критического мышления. Материал урока позволяет закрепить знания семиклассник...

Конспект урока русского языка " Имя существительное. Повторение"

Кнспект урока русского языка  для 5 класса. Предназначен для урока повторения и обобщения темы " Имя существительное"....

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение знаний о глаголе"

Цель: закрепить и обобщить знания о глаголе как о части речи, о временах глагола;развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание;воспитывать любовь к языку, к художественному слову А.С. Пу...

Конспект урока русского языка на тему "Повторение изученного в начальных классах"

Урок предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Соответствует ФГОС....