Программа «Гуламта» (одаренные дети)
рабочая программа

Банзаракцаева Людмила Баторовна

Программа «Гуламта»

(одаренные дети)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gulamta.docx819.28 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\SAMSUNG\Pictures\2019-12-06\002.jpg

Программа «Гуламта»

(одаренные дети)

Цель:

- развить креативное мышление школьников через деятельность творческой студии «Гуламта», направленное на сохранение и развитие бурятского языка;

Задачи:

  1. расширить и углубить представления ребят об истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа;
  2. совершенствовать знания, умения, навыки по основам литературной теории, анализа художественного текста, выразительного чтения;
  3. содействовать формированию интереса к исследовательской работе, творческой самореализации школьников.
  4. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
  5. Проведение внеклассных мероприятий и нестандартных уроков (урок - экскурсия, урок – интервью, урок – конференция…);
  6. Использование на уроках и внеклассных мероприятиях современных образовательных технологий;
  7. Вовлечение учащихся в образовательный процесс, в процесс самообразования и саморазвития;
  8. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;
  9. Развитие познавательных интересов, творческих  и мыслительных способностей учащихся.
  10. Сотрудничество с образовательными организациями англоязычных стран.

Формы работы:

  • проведение диагностики языковых и творческих способностей учащихся по бурятскому языку;
  • проведение контрольной работы по всем видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению, письму;
  • планирование деятельности по совершенствованию и развитию коммуникативных, языковых и учебно – познавательных и творческих способностей учащихся;
  • беседы и дискуссии;
  • анкетирование;
  • игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические);
  • викторины, инсценировки;
  • тестирование;
  • просмотр и обсуждение видеофильмов;
  • чтение и перевод;
  • индивидуальная, парная, групповая работа, самостоятельная работа;
  • сбор и анализ информации;
  • консультации;
  • проведение предметных недель;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.

Ожидаемые результаты:

  • формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, т.е. выполнять коммуникативные задания различного уровня сложности;
  • формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность;
  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  • созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • повышению качества образования и воспитания школьников;
  • создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обучения;
  • сформированное чувство осознанного изучения родного языка.

Формы контроля

  1. Тест
  2. Викторина
  3. Презентация
  4. Устное или письменное сообщение
  5. Ролевая игра
  6. Проект
  7. Контрольная работа

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

  1. Повышение качества образования и воспитания школьников.
  2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  3. Качественная организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.
  4. Повышение показателей успешности участия детей в конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях, научно-практических конференциях.
  5. Наличие высокобальных работ на промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

План работы содаренными детьми

по бурятскому языку

Отличительные особенности одаренных детей

          В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и  к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны , креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.

    Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они  читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как  можно больше.

     При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность.

Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать  по индивидуальной программе.

Моя задача, как педагога  - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности  и потребности были реализованы.

Принципы работы с одаренными детьми

  •  дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
  •  максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  •  обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. (ИТ, репетиторство)
  •  возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, спецкурсы, факультативы.
  •  усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

 

Работая по данному направлению, я определила для себя цели, задачи, и содержание работы, а так же составила для себя  перспективный план работы.

Содержание  работы

  • Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми (сентябрь)
  •  Создание банка данных  (отбора) одаренных детей школы в области лингвистики. (сентябрь)
  •  Самообразование, саморазвитие педагога          (регулярно)
  • Обеспечение учащихся развивающими материалами, аудио и видеоматериалами (регулярно)
  • Создание плана работы с одаренными детьми (в начале учебного года)

План работы с одаренными детьми.

  • Выполнение упражнений из дополнительного материала и по дидактическим карточкам.
  • Выполнение фонетических, лексических, грамматических упражнений в игровой форме.
  • Выполнение творческих проектов во время уроков и внеурочное время.
  •  Знакомство с бурятской культурой, литературой, жизнедеятельностью бурятских писателей
  • Подготовка учащихся  к предметным олимпиадам по бурятскому языку .
  • Проведение предметных недель, игр, КВН, конкурсов
  • Проведение конкурсов  «Лучший чтец», «Лучший переводчик», «Знаток бурятской грамматики» «Первая проба пера»
  • Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.
  • Создание портфолио ученика


Образец  языкового портфеля.

Языковой портфель (или Портфолио)  позволяет ученикам отслеживать прогресс  в изучении бурятского языка, анализировать проблемы, ставить новые задачи и решать их, непрерывно повышая свой языковой  уровень. Также показывает то, что ученик уже знает и умеет делать и то, что хотелось бы ему изучать. Они могут быть полезны для ученика при дальнейшем обучении, выборе профессии и новых знакомствах  в будущем.

                   Стратегия работы с одаренными детьми

Выявление одаренных детей я  начинаю в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

  • Осознание важности этой работы и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
  • Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий
  • Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах

Я считаю,  что бы быть успешным в работе по этому направлению,

учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  •  профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

В работе с одарёнными детьми

я использую различные приёмы, формы и методы работы, а также современные технологии.

Формы работы с одаренными учащимися.

  •  групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  •  кружок;
  •  конкурсы;
  •  интеллектуальный марафон;
  •  участие в олимпиадах;
  •  работа по индивидуальным планам;
  •  научно-исследовательские конференции.
  •   использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно- ориентированного и компетентностного подходов в обучении)

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия  с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. (Для подготовки к олимпиадам. конкурсам,  проектам, исследовательским работам)

План индивидуальных занятий с ребёнком

  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  • Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Ребенку предоставить:

  • название темы,
  • план изучения темы,
  • основные вопросы,
  • понятия и термины, которые он должен усвоить,
  • список необходимой литературы,
  • формы контроля,
  • задания для самопроверки.

 

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную

УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На мой взгляд, основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающихся. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению бурятского языка. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.

    Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета; активно использую в работе электронные учебники по бурятскому языку «Эхэхэлэн», материал которых очень содержателен, у учеников имеется возможность проходить м-тесты по определенным темам).

      

Дифференциация и индивидуализация

  • разноуровневые задания,
  • учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков. Детям даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам, праздникам на бурятском языке
  • Работа с одарёнными детьми ведётся  на конструктивном и творческом уровнях.

 

Задания повышенной трудности для сильных учеников (Ассистент учителя)

При подготовке к уроку продумываю различные дополнительные задания для учащихся, которые намного быстрее "схватывают" материал. Также организую дополнительные стимулирующие (для "сильных") и поддерживающие (для "слабых") занятия. Для таких занятий разрабатываю задания, которые направлены на углубление и совершенствование материала, пройденного на уроке.

 «Сильные»  дети могут в рамках урока проводить либо некие “веселые минутки”, разучивая с классом песни, устраивать кукольные театры и т.д. Либо по конкретному тематическому заданию учителя (будь то счёт, цвета, одежда) вместе с учителем составлять, а потом в классе проводить викторины, конкурсы. При этом, обратите внимание! Наш опережающий ученик не выставляет себя, не противопоставляет себя классу, а работает на него.

Например, ученик получил от учителя  задание сделать доклад о родном крае, проработал с людьми, с литературой и выступил с интересным сообщением перед классом. Такие доклады могут быть регулярными и максимально интерактивными, т.е. обращенными к классу. Таким образом, выступая в роли учителя ученик и сам получает очень много информации для себя.

   Мне очень важно оказать доверие своим ученикам. С этой целью последний урок в конце четверти  иногда проводится учениками, которые выступают в роли учителя. Они составляют план урока, придумывают творческие задания для остальных обучающихся: кроссворды, ребусы, заполнение пропусков в предложениях словами или фразами и т. д.

 Активно использую технологию дебатов и дискуссий, миниконференции. Они помогают учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. Одарённые дети креативны. Учитель может использовать следующие приёмы, стимулирующие и развивающие творчество детей во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания (придумать рассказ по иллюстрациям;  

рассказать, как бы ты повёл себя в экстремальной ситуации и т.д.).

   Одарённые дети – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать.

            Работая по принципу "Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие.  Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Я уверена, что эти упражнения будут полезны и в часы досуга.

       Бытует мнение, что с одарёнными детьми нужно очень много заниматься дополнительно после уроков. Я в корне не согласна. Одарённых детей нужно направлять,  давать им пищу для ума, учить добывать информацию, учить работать по различным алгоритмам, а не нянчиться с ними.  Я считаю, что учитель должен строить свой урок так, чтобы на нём дать максимум знаний. Рационально планировать этапы урока, грамотно отбирать содержание урока, обеспечить мотивацию, создать комфортную атмосферу на уроке, максимально использовать наглядность и ТСО, дифференцированно подойти к каждому ученику на уроке, а не сидеть  впослеурочное время, объясняя этот же самый материал бесконечное количество раз.

 

Внеурочная деятельность.

Развитие познавательного  интереса к изучению бурятского языка у одарённых школьников

   Что касается форм и методов внеурочной работы, то  широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают  факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся.   Здесь, работая в малых группах, я стараюсь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход,  применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:

  • проведение предметной недели бурятского языка и литературы;
  • проведение Месячника бурятского языка;
  • проведение Улзытуевских чтений;
  • проведение олимпиад по бурятскому языку;
  • конференции;
  • кружковые занятия ; 
  • проведение творческих конкурсов,
  • выполнение творческих и исследовательских проектов на бурятском языке.
  • проведение КВН на бурятском языке, «Хухюубуряад»
  • оформляем различные стенды  творческих работ на бурятском языке;
  • пишем новости для школьного сайта на бурятском языке;
  • готовим репортажи на бурятском языке для выступления в прямом эфире радио «Буряад FM», репортаж для эфира «Эдир репортер» («Юный репотер»);
  • конкурсы на лучшего переводчика «Первая проба пера» и многое другое.

    Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для  успешного развития личности. Активно использую  ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.

            Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.

    Моя  инновационная деятельность, апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения, включая информационно- коммуникационные технологии, оказывает положительное воздействие на результаты моих учеников.

3

Мероприятия

Сроки проведения

1

На уроках включать разноуровневые задания, повышенной сложности

Ноябрь-декабрь

2

Вовлекать одаренных детей в творческий процесс на уроках и во внеклассной деятельности

Регулярно

3

Вовлекать одаренных детей в творческий процесс на уроках и во внеклассной деятельности

В течение года

4

Конкурсы школьного, муниципального и регионального уровня

В течение года

5

Выявление интересов, вовлечение в работу кружков

В течение года

C:\Users\SAMSUNG\Desktop\мама\IMG-35cb1d194edca58453ff33af96ef438a-V.jpgC:\Users\SAMSUNG\Desktop\мама\Новая папка (2)\20190427_095017.jpgC:\Users\SAMSUNG\Desktop\мама\IMG-f2ffb79499f03852786132f0d0b170d3-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для одаренных детей "Наш звездный фейерверк".

Целевая программа для одаренных детей «Наш звездный фейерверк» написана с целью расширения единого образовательного пространства школы для  выявления способных и одаренных детей, раскрытия ...

Программа для одаренных детей «Наш звездный фейерверк»»

Основной идеей программы являетсяобъединение усилий педагогов, родителей, администрации школы с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обучающихся....

Программа для одаренных детей "Ступеньки успеха"

Целевая программа "Ступеньки успеха" создана для работы с одаренными детьми путем объединения усилий учителей, родителей, социума через различные формы урочной и внеклассной работы....

Программа для одаренных детей на 1 год обучения

Программа для одаренных детей направлена на более глубокое развитие детей в области изобразительного искусства и посредством художественно- продуктивной деятельности- воспитания духовно- нравственных ...

Программа развития одаренных детей «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора..."»

Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений, содержит рекомендации по диагностике одаренных детей, определяет план дейст...

рабочая программа для одаренных детей

Пояснительная записка         Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – самая важная в сфере образования. От ее решения зависит интеллектуаль...

Программа для одаренных детей "Гуламта"

Программа рассчитана на учащихся 3-4 классов для развития этнокультурных компетенций....