Применение игровых технологий на уроках русского языка
методическая разработка (6 класс)

Красильникова Нина Петровна

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе " Н и НН в прилагательных". Урок- игра, урок-путешествие с исследовательской направленностью.Дети работают в группах,исследуют предлагаемый материал, делают выводы. применяют полученные знания на практике-и все это в форме игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий на уроках русского языка

Класс:  6

Автор УМК : М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженска, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

Тип урока: исследование

 Формируемые УУД:

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

  инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации,

владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 умение полно и чётко выражать свои мысли,  принятие решения и его реализация.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование

 постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска;

поиск и выделение важной информации, пошаговое выполнение задачи;  подведение итогов,

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;    контроль (сличение знаний с эталоном);  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы

Тема урока:   «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных».

Цель: дать понятие о наличии данной орфограммы у прилагательных, познакомить с правилами написания Н и НН,

 формировать умение самостоятельно анализировать языковой материал и делать выводы,

 воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний.

Форма: работа в группах.

                                                        Ход урока

Слово учителя.  Сегодня на уроке мы познакомимся с новой орфограммой. Можно просто открыть учебник и прочитать написанное там правило, выучить, а  затем применять его  на практике. Это интересно? Не очень! А можно ко всему относиться иначе, как Том Сойер. Вспомните.  Том предложил освободить Джима,  посаженного в сарай, совершив подкоп в стене .Когда Джима освободили. выяснилось ,что замок на двери не был заперт. Удивленному Финну Том ответил, что просто открыть дверь неинтересно. А вы хотите, как Том жить интересно? Будем играть?

Итак, отправляемся в Академию наук. Мы молодые профессора, которым предстоит совершить открытие, когда в прилагательных пишется Н , а когда НН.

Чтобы получить ответ, надо подвергнуть анализу  материал. У вас на парте лежит  материал для исследования. Вам надо его препарировать:  узнать строение слов и сделать вывод, когда в прилагательных пишется Н. Определите общую морфему во всех словах.

Самостоятельная работа в группах.  Карточки№1.

1 группа.      Лебединый, комариный, лошадиный.

2 группа.    Овсяная, , ,   шерстяной ,серебряный .          

3 группа    Ржаной, песчаный ,кожаный.   

4 группа  Стеклянный, оловянный ,деревянный.

Группы сообщают о своих  выводах.

Работа в тетради. Заполняем таблицу. Проговариваем вывод: Н пишется, если есть суффиксы  -ИН-,-АН-,-ЯН-. Слова – исключения: стеклянный. деревянный, оловянный.

 Слово учителя.  Мы выяснили, когда в прилагательных пишется Н. Теперь определим случаи написания НН. Задача: 1) найти существительные, от которых образовались данные слова. 2)определить, с помощью какой морфемы образовались прилагательные

 Самостоятельная работа в группах.  Карточки№2. 

1 группа.      Туманный, лунный, лимонный.

2 группа.    Клюквенный, соломенная , обеденный.

3 группа.   Революционный , инфекционное, станционный.

4 группа.  Тюлений , свиное,  олений.

 Группы сообщают о своих  выводах. 

Работа в тетради. Заполняем таблицу. Проговариваем вывод: НН пишется. если  прилагательные образовались 1)   от существительных с основой на -н с помощью суффикса Н, 2) с помощью суффиксов  –ОНН-,-ЕНН-. Есть слова, ,образованные бессуффиксным способом. Там пишется одна Н-корневая._

 Слово учителя. Так как мы с вами  еще молодые профессора, предлагаю проверить наши выводы с помощью научных книг-учебников.

 Работа с учебником. Найти информацию, которую мы еще не открыли.

 Вывод: новая информация-слова-исключения: ветреный.

Слово учителя. Любой уважающий себя ученый всегда проверяет  свои открытия на практике.

Мы с вами плодотворно потрудились, Теперь отправляемся в отпуск. Полученные знания-наше богатство. Они помогут нам в путешествии по стране Лингвистике.

Вокзал. Покупаем билеты. Плата-связный рассказ о правописании Н и НН в прилагательных.

Рассказ ученика.

Слово учителя. Рассказ составлен правильно. Садимся в вагон. Едем. Смотрим в окна .Обозреваем красивые пейзажи.

Первая остановка. Город Лингвоград. Здесь находится удивительный зоопарк. Входной билет-правильно выполненное задание. Определить, от каких слов и с помощью чего образованы прилагательные.

Самостоятельная работа в группах.  Карточки№3. 

1 группа.      Блошиный, шмелиный, осиный

2 группа.    Грачиный .соколиный, журавлиный..

3 группа.   Лягушиный, пескариный, змеиный

4 группа.  Тигриный, львиный ,ослиное

Ответы. Вывод: все прилагательные пишутся с Н. Они образованы от существительных, обозначающих   насекомых, птиц, рыб, пресноводных,зверей.

 Слово учителя. Вот наши билеты, проходим.

Обойдя зоопарк, выходим на главную площадь. Здесь  находится Бюро находок. Не потеряли ли мы какую вещь? Зайдем! Сколько  предметов! Не наши. Выходим. Но что это ? Турникет на выходе. Его откроют, если мы правильно образуем прилагательные.

Самостоятельная работа в группах.  Карточки№4.

 1 группа.      Колчан, сарафан, экран

2 группа.    Сани  ,кочан, барабан.

3 группа.   Чемодан, колчедан, марципан.

4 группа.  Баклажан, аэроплан .стакан

Опережающее индивидуальное задание: узнать лексическое значение слов.  Марципан- лакомство из мускатного(орехового) теста.

 Колчедан-минерал, полезное ископаемое.

Шафран-пряное растение.

 Слово учителя. А теперь предлагаю просто побродить по улочкам Лингвограда. заглянуть в магазинчики. Потом расскажете, что приобрели.

Самостоятельная работа в группах.  Карточки№5

 Определить, с помощью какой морфемы образованы слова.

1 группа.    Магазин «Лесные дары»: бузинная, рябинный, лещинный.

2 группа.   Магазин «Сладости» :блинная, апельсинный,. мандаринный.

3 группа.   Магазин «Морячок»: сардинные, бригантинные, минное.

4 группа.   Аптека: витаминные, формалинный, нафталинный.

Вывод: слова образованы от существительных на –ин с помощью суффикса   –Н-.

Слово учителя. Набродились? Устали? Можно зайти в кинотеатр. Здесь их 2. В одном идет революционный фильм, в другом- мультипликационный. Кто куда пойдет? Выбираем! Вот билеты.

 Самостоятельная работа в группах.  Карточки№6.

Задание:  подчекнуть слова

1-2 группа:   с суффиксом –ОНН-

Миллионный, информационный, инспекционный, провокационный, жетонный, грамофонный.

3-4 группа: с суффиксом -Н-

Медальонный, станционный . дистанционный, комиссионный,  аукционный, картонный.

Слово учителя. Наше путешествие подошло к концу. Какие новые знания мы приобрели сегодня?   Для чего они нам нужны?

Поднимите смайлики, как вы оцениваете наше путешествие.

 

 Домашнее задание: заполнить таблицу в тетради примерами. подготовить рассказ о правописании Н и НН в прилагательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках русского языка как один из способов здоровьесбережения учащихся

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Исполь...

Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы

Задачи игровых технологий и методика их разработки...

Применение игровых технологий на уроках русского языка как один из способов повышения мотивации школьников. Статья для выступления на МО.

  Статья для выступления на заседании методического  объединения учителей русского языка. Может быть использована для как для работы на уроке, так и во внеклассной работе....

Применение игровых технологий на уроках русского языка

Одна из задач учителя русского языка – сделать речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Но как сделать стандартный урок русского языка интересным, заним...

Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы

Статья на тему: "Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы"....

Статья "Применение игровых технологий на уроках русского языка"

Статья содержит материал, рассказывающий о применении игр на уроках русского языка с обучащимися с ОВЗ (ЗПР)....