Применение игровых технологий на уроках русского языка как один из способов повышения мотивации школьников. Статья для выступления на МО.
статья по русскому языку по теме

Догадина Ольга Владимировна

    Статья для выступления на заседании методического  объединения учителей русского языка. Может быть использована для как для работы на уроке, так и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_vystupleniya.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся.

Выступление на заседании ТГ учителей по проблеме «Мотивация и стимулирование в процессе обучения».

Учитель русского языка МБОУ: Краснодонская ООШ Догадина О.В.

     На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

     Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

    Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

     Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

    Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.

    Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.

    Чаще всего я использую игровые технологии на уроках по изучению, закреплению орфограмм.

Учитывая особенности возрастного воспитания учеников, считаю важным введение на уроках игр. Применяю на уроках следующие формы игр: соревнование, брейн – ринг, деловая игра, мозговой штурм, викторина и т.д.

Игровые методы и приёмы позволяют сделать уроки русского языка интересными и содержательными.

Например, игра «Поймай мяч». Учащиеся должны поймать мяч и объяснить написание слова, применив правило.

Игра «Молния»: слова с определёнными орфограммами отпечатаны на отдельных карточках. Демонстрирую их быстро - 2-3 секунды, ученики записывают их или проговаривают запомнившиеся слова.

Игра «Обгонялки»: за определённое время учащиеся подбирают как можно больше слов с изученной орфограммой, за каждый правильный ответ - один балл.

Игра «Поиграем с друзьями»: даю задание разделиться на две группы. С суффиксами ЧИК, ЩИК составляют слова, обозначающие профессию, род деятельности. Одна команда с суффиксом -Чик, а другая – с ЩИК. Побеждает группа, которая не только больше составит слов, но и сформулирует правило правописания согласных перед этими суффиксами.

Игра «Угадай-ка»: необходимо угадать, о какой орфограмме идёт речь, записать несколько слов на эту орфограмму. Например, орфограмма находится в корне с чередующейся гласной. Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на СТ, Щ.

Игра «Не подведи свою команду» даёт представление о том, как дети усвоили изученные орфограммы. Учащиеся 1 группы называют слово, например, пол – яблока, учащиеся 2 группы называют эту орфограмму, а дети 3 группы объясняют написание этого слова.

Провожу задание «Четвёртое лишнее» или « Третье лишнее». Учащиеся выбирают «лишнее» слово с точки зрения орфографии и объясняют, почему они назвали именно это слово «лишним».

Например,
*реч…нка, девч…нка, печ…нка
*р…стение, р…сток, выр…щенный, прор…стёт

Для того чтобы лучше усвоить правило, учащиеся заучивают правила - стихи, правила – сказки, которые можно быстро воспроизвести в памяти. На уроках использую кроссворды, чайнворды, шарады, ребусы, головоломки, провожу викторины, включаю олимпиадные задания, чтобы заинтересовать учащихся и для формирования орфографических навыков. Провожу задания «Лови ошибку», «Корректор», «Помоги Пете Ошибкину». В распечатанном тексте или на доске целенаправленно допускаю орфографические ошибки. Учащиеся находят ошибки и исправляют их, формулируя правила.

Использование игр – упражнений для развития интереса к урокам русского языка.

На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.

Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.

  • крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)
  • золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)
  • лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)

Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.

“Суд”. Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые “улики” данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся

Театрализация. Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” пьесу и всех героев.

Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.

        Использование фонда «Радионяни», песен, созвучных теме урока, помогают подойти к целям и задачам урока.

        Проблемная ситуация. Так, урок русского языка в пятом классе. Приношу куклу, которая поёт: «К вам на урок пришла кукла. Музыкальная кукла поёт. А кукла – это предмет одушевлённый? А как узнать одушевлённый предмет или нет? В русском языке есть понятие грамматической одушевлённости. Если у существительных во множественном числе форма В. п. совпадает с формой Р. п., то это существительное одушевлённое, а если во множественном числе форма В. п. совпадает с формой И. п., то это существительное неодушевлённое существительное. Давайте докажем это. Проверьте слова «девочка» и «ёлка»: девочки (И. п.) – девочек (В. п.) – девочек (Р. п), следовательно, это существительное одушевлённое, ёлки (И. п.) – ёлок (Р. П.) – ёлки (В. п.), следовательно, это существительное неодушевлённое. А теперь проверьте слово «кукла»: куклы (И. п.) – кукол (Р. п.) – кукол (В. п.), следовательно, это существительное одушевлённое, как и существительные «робот, мертвец, снеговик».

    Участвуя в игре, учащиеся совместно решают задачи, учатся общаться, учитывают мнение товарищей. Обучающиеся приобретают навыки работы в группе, овладевают различными ролями в коллективе. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащихся к достижению цели и осознанию пути достижения цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках русского языка как один из способов здоровьесбережения учащихся

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Исполь...

"Работа со стихами на уроке английского языка как один из способов повышения мотивации учащихся"

В работе рассматриваются задачи, которые может решить на уроке учитель с помощью стихов,рифмовок и скороговорок....

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации позна вательной деятельности обучающихся 5–9-х классов

Материал содержит различные грамматические игры и упражнения по русскому языку, которые можно использовать как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке...

"Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9 классов"

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

Из личного опыта учителя. Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации ФГОС".

В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к сл...