2019 год Выявление и развитие обучающихся с лингвистическими способностями
консультация

Понамарева Галина Николаевна

В данной работе представлен опыт работы учителя по выявлению и развитию обучающихся с лингвистическими способностями, показана технология работы по индивидуальным образовательным маршрутам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponamareva_g.n.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Понамарева Галина Николаевна

Тема: "Выявление и развитие обучающихся с лингвистическими способностями".

Цель нашей деятельности сегодня вытекает из основных документов модернизации российского образования. Она заключается в формировании у обучающихся жизненно необходимых компетенций.

Для достижения цели мы решаем следующие задачи:

1) создать образовательную среду для вооружения обучающихся жизненно необходимыми компетенциями,

2) вовлечь каждого ребёнка в образовательную деятельность;

3) обеспечить мотивационное и целенаправленное управление продуктивной деятельностью школьников.

Создание образовательной среды для учащихся нужно начинать с выявления их способностей, т.е. ряда индивидуальных особенностей, которые способствуют достижению успехов в той или иной сфере деятельности.

Заметить индивидуальные способности ребёнка лучше всего могут члены его семьи. Ведь только они, в ходе повседневного общения, могут анализировать его интересы, проводить совместные занятия и игры, помогающие определить наличие у него тех или иных наклонностей. Потому в своей работе я уделяю большое внимание работе с родителями, совместными усилиями нам удаётся выявлять и развивать детские способности. Родители моих обучающихся становятся соруководителями в подготовке творческих работ ребят, с которыми школьники выступают на различных образовательных событиях.

Кроме родительского мнения, при выявлении способностей обучающихся использую другие методы и приёмы, задействую компетентные службы..

  • Консультации специалистов. В работе по выявлению способностей обучающихся опираюсь на ежегодные исследования школьной психологической службы. Этому способствуют методика Г.Н. Каданцевой, результаты диагностики по методике «Шкала тревожности» Кондаша, цветовой тест Макса Люшера.
  • Метод включённого наблюдения и анализа – позволяют понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствие, а к чему он остаётся равнодушен. За обучающимися я наблюдаю во время их реальной  деятельности, при их общении со сверстниками и взрослыми.
  • Игры, в том числе дидактические. Наблюдения за играющими детьми способны сообщить много интересного. Насколько, например, развиты коммуникативные навыки ребёнка, доставляет ли ему общение со сверстниками удовольствие, какую роль отводит он себе в детском коллективе, есть ли у него задатки лидера.
  • Коммуникативные тренинги как форма работы с обучающимися также способствуют выявлению и развитию способностей школьников.

Для раскрытия способностей обучающихся лингвистической направленности на уроках и во внеурочной деятельности использую такие активные формы, как

  • дискуссии;
  • конкурсы;
  • турниры;
  • олимпиады;
  • фестивали и конференции;
  • театральные постановки;
  • поисковые эксперименты;
  • художественно-эстетическая деятельность.

Пробные шаги в науку.  Такую форму работы я начала использовать с новым составом обучающихся - с пятиклассниками. Четыре года подряд запускаю по несколько проектов, предлагая учащимся выбрать интересующую их область. Это и групповые проекты, и индивидуальные. Затем веду сопровождение их исследований, привлекая к работе родителей обучающихся. В конце года проводим классные мини-конференции, где становится ясно, "подходит" учащемуся это занятие или нет. Так, по мере работы над проектами происходит естественный отбор - в научной деятельности остаются по-настоящему заинтересованные дети.

Внеурочная деятельность с обучающимися, имеющими выраженные лингвистические способности, имеет свою специфику. Специально для них разработана и реализуется программа курса "Олимпиада, салют!" и "Школа юного журналиста".

В курсе "Олимпиада, салют!" работа строится по индивидуальным образовательным маршрутам. Индивидуальный маршрут обучающегося – залог его успешности. Это доказывают результаты нашей совместной деятельности.

Какова технология организации работы по индивидуальным маршрутам?

Портфолио такого учащегося имеет несколько разделов. На первом этапе, в разделе "Учусь учиться" мы ставим цель и задачи её достижения, затем привлекая учителей других предметов, преподавателей дополнительного образования и родителей, определяем образовательный маршрут.

В разделе "Я участник образовательных событий" планируем на учебный год участие в различных конкурсах, олимпиадах.

В разделе "Портфолио моих работ" размещаем итоговые работы, которые принесли наибольший успех. Это бывают работы на Всероссийский конкурс сочинений,  исследовательские и проектные работа филологической направленности.

В разделе "Копилка наград" размещаем все наградные материалы, которые ученик получил в течение года.

В конце года, как правило, принимаем участие в Открытом межрегиональном конкурсе "Ученическое портфолио" и в Международной научно-практической конференции, которую ежегодно проводит Томский Государственный педагогический университет. Здесь подводятся итоги деятельности за весь учебный год.

Хочу отметить, что ребята, идущие индивидуальным образовательным маршрутом, отличаются от сверстников высокой мотивацией, целеустремлённостью, желанием постигать  что-то новое, стремлением к исследовательской и проектной деятельности. Среди успешных моих учеников последних двух лет могу назвать Полину Ш., Алину М., Ангелину К., Даниила К., Яну К., Никиту В. Все они работают по ИОМ. В этом году ребята порадовали успешным выступлением на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

Достичь высоких результатов обучения нам помогает технология деятельностного метода, разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Выявление и развитие творческих и математических способностей учащихся в процессе углубленного изучения математики»

Выступление на районном семинаре для руководителей ШМО математики«Систематизация методического опыта работы учителей математики при формировании       учебно-познавательной компетентности учащихся» 11...

Программа "Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"

Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «Технология»....

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или ины...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...

Программа по выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся на уроках немецкого языка

Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздаёт и воспроизводит условия для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и их обу...