Башҡорт әҙәбиәтенән эш программа
рабочая программа

Розалия Венировна Насырова

Туған башҡорт әҙәбиәтенән эш программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esh_progr.zb_russa2019.docx132.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№1 с.Стерлибашево

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения

Руководитель ШМО

__________/Халитова А.А.

     (подпись)

Протокол №____ от

«____» ________20___  г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________/Кадыров А.Т.

     (подпись)

«____» ________20___  г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом

от «____»_______20___г. №_____

Директор школы

__________/Абуляев Р.Р.

     (подпись)

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                   по предмету

«РОДНАЯ (БАШКИРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»

                                                   5-9 классы

Составитель:

учитель первой квалификационной категории

 Насырова Розалия Венировна

с. Стерлибашево, 2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа породной(башкирской) литературе для 5-9 классов составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта по общему образованию. Эта программа составлена для башкирских детей по родной литературе, получающих образование в общеобразовательных организациях с русским языком обучения в соответствии с Конституцией РФ, Законом о языках народов России, Закон РБ о языках народов РБ. Рабочая программа родной (башкирской) литературе разработана на основе ФГОС ООО,  требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя   общеобразовательная школа №1 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан по по родной (башкирской) литературе с учётом Примерной программы основного общего образования по и примерной образовательной программе по предмету “ Родной (башкирский) язык и литература” для 5-11классов общеобразовательных организаций с русским  языком обучения.Автор-составитель: Хажин Вакил Исмагилович, Вильданов Ахат Ханнанович, Аккужина ФаурияАхтямовна. Уфа: Китап,2017г.

 Она составлена для обеспечения детей знаниями, навыками выполнения упражнений, информацией на основе вышеперечисленных документов.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ РОДНОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

  • Воспитание личности, уважающей свой родной язык, владеющей им как русским языком, воспринимающей язык и литературу как значимую часть культуры, родной язык, как и русский язык, средством общения на одном уровне, язык как средство усвоения морально-этических норм общества, обычаев; а также морально устойчивой и патриотической личности.

  • Уметь определять общие и различительные стороны родного языка и литературы, русского языка и литературы, усвоение базовых понятий лингвистики, структуру языка, систематизировать знания согласно его структуре, признать явления языка, факты, анализ, классификацию, давать им оценку, развивать словарный запас родного языка, правильно применять лексические, фразеологические единицы.

  • Расширение   коммуникативных   возможностей   обучающихся,

развитие способностей, понимание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка.

  • Понимание тесной связи родной литературы с этнокультурой, историей, русской литературой и литературой других народов. Использование возможностей литературного произведения в развитии речи, обогащении словарного запаса, развитии общественного, личного развития обучающихся, их познавательной деятельности.

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их культуры речи, возможностей сознательного и правильного применения родного языка, усовершенствование их коммуникативных способностей.

  • Будучи единственным предметом, преподаваемом на родном языке в общеобразовательном учреждении с русским языком обучения, направлено на воспитание молодого поколения в духе гражданина России, в

воспитании их патриотами, понимании ими их этнического происхождения, знании ими истории родного народа, языка, духовной культуры.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Предмет «Башкирский язык и литература», предназначенный для обучающихся в общеобразовательных организациях с русским языком обучения, рассматривается как структурная часть гуманитарного образования. Само гуманитарное образование тоже входит в состав общего филологического образования. Поэтому в содержание этого курса в качестве общественного явления входит и башкирский язык, и его структурные особенности, и устное творчество башкирского народа, и литература, среда проживания башкирского народа, сведения о его истории, и обычаи, и особенности его жизнедеятельности.

Содержание курса было составлено в соответствии с понятием «язык» (фонетика, лексика, морфология, синтаксис). Факты башкирского языка даются в сравнительном плане с русским языком.

  • программу с целью обеспечения активности познавательной деятельности и сознательного усвоения, включены такие материалы, как исторические справки по башкирскому языку, изменения, имеющие место в языке, также и процессы по его развитию. Для совершенствования речевой деятельности (аудирование, чтение, пересказ (рассказ), письмо) в программе виды работ по устной и письменной деятельности представлены равномерны. Подобные виды работ запланированы как при работе над литературным текстом, так и при получении информации по структуре языка.

Для активизации умственной деятельности обучающихся при изучении языковых материалов, при работе над текстом актуализируются вопросы, задания, направленные на развитие речи, получению общего образования, формированию развивающих тренингов (аудированию, нахождению основной мысли, логичности определений, нахождению особенностей, умению задавать вопросы, переводы и т.п.), усвоению норм башкирского литературного языка.

Материал по башкирской литературе в основном размещен на основе календарного плана (время года, даты). В программе, наряду с образцами башкирского народного творчества, литературы, широко представлены и произведения из других национальных литератур.

  • соответствии с межпредметными, метапредметными требованиями в программу включены тексты, работы, касающиеся задач биологии, географии, математики, истории, экологии.

Основную концепцию программы по башкирскому языку и литературе составляет совместное изучение языка, литературы и культуры, рассмотрение их в качестве духовного богатства, воспроизводящего

оригинальный менталитет башкирского народа. Воспитательные возможности родного языка и литературы в плане привития башкирским

детям, обучающимся на русском языке, уважения к родному языку, культуре, ознакомление с историей родного народа.

Тексты для чтения были взяты из ярких образцов башкирского народного творчества. В каждый класс были включены сказки, эпосы, кубаиры, тексты народных песен, предания, пословицы, загадки.

Наряду с образцами башкирской художественной литературы были включены и соответствующие темам учебника и литературно-публицистические тексты, связанные в содержательном плане с историей народа, культурой, жизнедеятельностью. Дополнительно были даны краткие сведения об авторах.

Как было отмечено ранее, языковые материалы были взяты согласно лингвистической структуре языка: фонетике, лексике, морфологии, синтаксису. Родной язык остается предметом, дающим возможность общаться на родном языке, потенциалом для воспитания национальной гордости.

При подборе литературных текстов в программу учитывались их возможности для подачи информации о родной (башкирской) литературе, гуманистическое содержание, ценность, возможность положительного влияния на личность ученика. Основу программы составляют известные произведения башкирской литературы. Важное место в программе принадлежит произведениям, имеющим отношение к народному

менталитету, истории, культуре. Параллельно с башкирскими литературными произведениями были включены и образцы литературы народов России. Теоретическая информация была обобщена. Правила были даны в таком формате, чтобы они постоянно повторялись, вспоминались. Структурные особенности башкирского языка подверглись логичному сравнению с остальными структурами русского языка. Сравнение особенностей падежа позволит найти общие и отличительные стороны в

обоих языках, даст возможность анализировать, сознательно усовершенствовать знания в области перевода падежной системы, покажет методические направления. В русском языке есть несколько типов склонения, изменения в единственном и множественном числах отличаются; много различий при склонений падежей имени существительного, прилагательного, числительного, местоимения, много слов, не склоняющихся по падежам. В башкирском языке падежная форма во всех случаях образуется путем присоединения стандартных окончаний, эти же стандартные окончания присоединяются к падежному вопросу. Знание наизусть названий падежей и их вопросов считается основанием для овладения падежной системы башкирского языка. Поэтому программа в каждом классе уделяет место и внимание для заучивания названий падежей и их вопросов.

Представление языковых материалов в сравнительном материале позволит усвоению особенностей не только башкирского языка, но и воспитает сознательный взгляд на материалы русского языка.

Языковые явления постоянно сравниваются в материалах самого башкирского языка. Это делается путем сравнения имени прилагательного и наречия, имени числительного и имени прилагательного, качественных и относительных прилагательных, одно, двусоставных предложений с

полными, неполными предложениями, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений, т.е. сравниваются еще многие явления, по которым очень часто путаются учащиеся. Это достигается путем составления похожих и отличительных сторон языка.

  • программе важное место уделяется для повторения. В этом плане наблюдается главная переходность: материалы для повторения переходят из одного класса в другой, но уже с дополнениями. Повторение позволяет устойчиво усвоить языковой материал.

  • программу с целью усиления интереса обучающихся включены материалы, касающиеся истории языка. Сложные слова с архаичным значением, встречающиеся в исторических песнях, пословицах, кубаирах, термины родства, забытые слова из жизнедеятельности башкир, географические, бюрократические названия объясняются, переводятся.

Дается очень большое место для работ разной сложности, направленных на усвоение мыслительной деятельности обучающихся. В программу включены и такие виды работ, как нахождение основной идеи текста, составление плана, обобщение, подытоживание, трансформация (рассказывать от своего имени, как изменить диалог) и т.д.

Планируются постоянные работы по нахождению, объяснению, сравнению, замене языковых явлений из прочитанных текстов. В программу каждого класса включены такие виды работ, как подготовка аннотации к текстам, составление киносценария по их содержанию, сценария клипа по содержанию стихотворению.

Программа изучения башкирскими детьми родного языка и литературы

  • общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения основана на универсальных учебных действиях. Эта деятельность делится на блоки:

личностно-универсальная деятельность, познавательно-универсально-учебная деятельность, регулятивная учебная деятельность, коммуникативная учебная деятельность.

Личностно-универсальная деятельность включает в себя способностьсамостоятельно получать знания, развитие творческих способностей, понимание эстетической ценности башкирского языка, сохранение родного

языка как явления национальной культуры, стремление к усовершенствованию своей речи, обогащение словарного состава, умение давать оценку и самооценку.

Регулятивно-универсальная учебная деятельность реализует умениеставить цель, предполагать, при необходимости уметь исправлять, оценку, нахождение в результате положительных и отрицательных сторон и т.д.

  • познавательную универсальную учебную деятельность входитумение ставить проблему и ее решать, доказывать, трансформировать, получать информацию из различных источников, развитие рефлексии ит.д.

Коммуникативная универсальная учебная деятельность предполагаетвзаимодействие со всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение, пересказ (рассказ), письмо). К ним входят умение правильно воспринимать полученную информацию (рассказ учителя, друзей, и т.д.), правильное прочтение разностилевых и разножанровых текстов, умение обрабатывать их

  • информационной позиции (план, составление тезисов, постановка вопросов), умение рассказывать прочитанный или прослушанный текст на разных уровнях (полный, сокращенный, в форме плана), уметь писать и высказывать свою мысль в логически правильной, последовательной, связной форме, умение высказывать свою мысль относительно разных фактов, явлений (прочитанных или увиденных), в соответствии с поставленной целью уметь строить разговоры с людьми разного возраста и незнакомыми, сохраняя приэтом нормы башкирского речевого этикета, находить в тексте речевые ошибки, исправлять их, усовершенствовать и редактировать тексты, переносить из поэтического стиля в стиль прозы и т.д.

Башкирские дети, обучающиеся на русском языке, в основном, изучают башкирскую литературу и язык вместе. То есть, работы по содержанию текста, по явлениям языка взаимосвязаны. Поэтому блоки универсальной учебной деятельности имеют место на каждом уроке. Они находят постоянное и последовательное отражение в текстовых вопросах и работах, упражнениях, новостных, теоретических информациях.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты:

-понимание того, что башкирский язык, башкирская литература являются самой основной национально-культурной ценностью башкирского народа;

-уважительно относиться к родному языку, понимать, что он ничем не хуже других языков, сохранить его как явление национальной культуры, стремиться к усовершенствованию речевой культуры;

-создавать потребность в чтении литературы на башкирском языке;

-усвоить грамматические средства, создать достаточный запас слов для полной передачи своих чувств, пожеланий, идей в процессе общения;

Метапредметные результаты:

-усвоение всех видов речевой деятельности;

-правильное понимание сути услышанных и прочитанных информаций;

-прослушав разностилевые и разножанровые тексты, правильно понять

их;

-уметь находить из разного рода источников (литература, СМИ, интернет) нужную информацию, уметь работать со справочными материалами;

-уметь находить материал, соответствующий теме, ее систематизация, их анализ и выбор;

-сравнивать разные стили речи с позиции содержания, стилистических особенностей, употребления средств языка, уметь давать оценку;

-уметь рассказывать прочитанный или прослушанный текст на разных уровнях (полный, сокращенный, в форме плана);

-записав свою мысль, уметь красиво и свободно ее выражать;

-сохранив башкирский речевой этикет, уметь присоединяться к разговорам, беседам с разными людьми и в разных условиях;

-уметь давать оценку своей речи (письменному тексту и пересказу), исправлять, усовершенствовать, редактировать;

-уметь выступать перед аудиторией;

-уметь сравнивать знания, полученные по башкирскому языку и литературе, со знаниями по русскому языку и литературе (межпредметный уровень), анализировать.

Предметные результаты:

-получать понятия о том, что язык имеет основные функции, башкирский язык является национальным языком башкирского народа, язык неотрывен от культуры;

-получить знания о том, что родная литература имеет свое место в жизни башкирского народа, ее общность с литературами других народов, ее особенностей;

-усвоение научной информации о родном языке, понимание взаимосвязи их единиц и уровней между собой;

-усвоение лексики и фразеологии башкирского языка, орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм;

-знание норм этикета речи;

-знать единицы языка, грамматические категории и их анализ, правильно и к месту применять единицы языка;

-уметь        делать        анализы        различного        типа        слов,        словосочетаний,

предложений (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический), уметь их сравнивать с русским языком;

-понимание в речевой практике возможностей грамматической синонимии, лексической синонимии, уметь их правильно применять;

-уметь сравнивать литературно-теоретические понятия с аналогичными из русской литературы, определять их похожие и отличительные черты, выявлять оригинальные стороны;

-уметь оценивать эстетические функции родного языка при анализе литературных текстов.

Основное содержание учебного предмета

Раздел 1. День знаний.

1 сентября - День знаний, беседа о профессии учителя, чтение стихов, слушание песен и просмотр фильма. Делиться впечатлениями о новом учебном годе, о первом звонке. Разговор о летнем отдыхе. Усвоение содержания литературных произведений, анализ. Характеризация героев произведений, выявление важных мест в тексте, уточнение моральных проблем и особенностей языка и композиции, составление плана, сбор материала по теме сочинения. Объяснение особенностей жанра литературного произведения и сравнение его с другими, поиск в тексте выразительных средств языка и уточнение их роли, объяснение знаний непонятных слов, пересказ содержания, обобщения и систематизация полученных знаний, закрепление знаний и навыков, развитие творческой деятельности и воспитание патриотических чувств. Прививать учащимся навыки выразительно чтения, применение навыков проектирования.

Раздел 2. Родной язык

Обмен мнениями о месте башкирского языка среди тюркских языков, красоте языка, его особенностях. Обращение к произведениям искусства, прославляющим величие родного языка. Слушание песен, чтение легенд, произнесение пословиц-поговорок и загадок. Усвоение идейно-тематического содержания литературных произведений о башкирском языке, уточнение значений непонятных слов, обогащение словарного знания, давать характеристику образу родного языка и другим образам. Уточнение выразительных средств, возвышающих образ родного языка, определение композиции, особенностей жанра. Прочитать стихи о родном языке поэтов - представителей других наций и остальные стихи.

Раздел 3. Башкортостан.

Усвоение идейно-тематического содержания произведений о Башкортостане. Дать полную характеристику образу Башкортостана. Пронаблюдать приемы описания и выразительные средства в произведениях о родной земле и Башкортостане, принадлежащих перу писателей разных поколений, сделать выводы. Ознакомить с интересным прошлым Башкортостана, организовать обмен мнениями о его сегодняшнем и будущем.

При изучении литературных произведений о Башкортостане опереться на богатый фактический материал.

Знакомство        с        картой        Башкортостана,        историческимикнигами,

кинофильмами, аудиозаписями, теле-радиопередачами.

Раздел 4. Дружба.

Усвоение содержания произведений о дружбе, родстве, верности и объяснения величия дружбы. Дать характеристику основным героям произведения, уточнение выразительно-описательных средств языка, структуру произведения, его жанра. Провести беседу о дружбе между представителями разных наций, взрослыми и детьми, людьми и животными, привести аргументы из прочитанных текстов, жизни. Просмотреть кинофильмы, спектакли, произведения изобразительного искусства и обменяться мнениями. Слушание песен, чтение пословиц и поговорок.

Раздел 5. Времена года.

Усвоение идейно-тематического содержания произведений о временах года. Определите темы произведений, их проблемы, анализ системы образов, обратить внимание на средства создания образа, раскрыть идею. Усвоение средств и приемов повествования и описания в текстах об осени, зиме, весне, лете. Усовершенствовать навыки выразительного чтения, слушание аудиозаписей. Прочитать произведения русских писателей о природе, животных, сравнить их и обменяться мнениями.

Опираясь на литературные произведения, дать знания по теории литературы. Дать определение об оживлении, закрепить его на основе

примеров, выполнить разноплановую работу и упражнения. Из изученных текстов найти примеры на оживление.

Организовать экскурсии, выполнить творческие работы, опираясь на наблюдения о природе. Используя навыки проектирования, научить обучающихся давать справки о разных птицах и зверях, растениях.

Провести беседу, опираясь на тексты о таких праздниках, как праздник осеннего изобилия, новый год, сабантуй и сбор урожая, снегозадержания, сенокосы и коллективная помощь (т.е. өмә). Выполнение творческих работ по произведениям изобразительного искусства выдающихся художников.

Раздел 6. Башкирское народное творчество.

Научиться узнавать, определять виды, применять в устной и письменной речи, уметь применять в жизни малые жанры народного творчества – пословицы, загадки. Научить обучающихся узнавать типы сказок по их особенностям и при общении использовать элементы, присущие сказке. Научить уточнять и понимать художественные приемы сказки, мораль и композиционные части. Усвоение терминов, присущих народному творчеству, и применение их в учебном процессе, овладение навыками рассказа и монологической речи, умение ставить познавательную цель. Применение инфомационно-поискового метода.

Научить умению узнавать виды народных рассказов, песен, такмаков, кубаиров, баитов, пониманию и уточнению их специфических особенностей, анализу с позиции идейно-тематических, проблемных позиций, давать характеристику образам. Уточнение особенностей исполнения песен и такмаков (т.е. башкирских частушек). Разговор о башкирском песенном творчестве и исполнителях башкирских народных песен, слушание аудиозаписей народных песен и современных песен, обмен мнениями. Кубаирский стиль, манера напевания мелодии, кубаиры в произведениях сэсэнов. История происхождения баитов, уточнение особенностей посвяления и рассказа.

Раздел 7. Древняя литература.

Изучение древнетюркских писменных памятников, шежере (т.е. родословных), творчество сэсэнов (т.е. сказителей), образцов древней литературы: знакомство с творчеством Салавата Юлаева, Мифтахетдина Акмуллы. Усвоение содержания произведений, раскрытие образов и идей.

Обогащение словарного запаса. Рассмотрение древа шежере, работа по изучению и составлению древа шежере своего рода. Прослушивание эйтешов (т.е. стихотворных состязаний) по аудиозаписям и обмен мнениями. Просмотр фильмов, исторических документов, спектаклей о Салавате Юлаеве и Мифтахетдине Акмулле, обмен мнениями. Дать информацию о поставленных им памятникам. Разговор об авторе памятника Салавату Юлаеву Сосланбеке Тавасиеве. От теории литературы к определению понятий: жанр кисса (т.е. повествование, легенда), архаизм, варваризм, неологизм.

Раздел 8. Салават батыр.

Подробное знакомство с биографией Салавата Юлаева, историческая справка о его воспитании под руководством отца. Чтение исторической информации и документов, изучение и беседа о пребывании Юлая Азналина и Салавата Юлаева в крепости Рогервик. Усвоение содержаний произведений, уточнение их идей, изучение средств описания образа Салавата Юлаева и сравнение с другими произведениями.

Просмотр историко-документальных и художественных фильмов о Юлае Азналине и Салавате Юлаеве, спектаклей, прослушивание песен и обмен мнениями.

Выполнение творческих и проектных работ на тему “Салават Юлаев в фольклоре, литературе, искусстве”, проведение мероприятий.

.

Раздел 9. Судьба женщин.

Усвоение содержания произведений, увеличение запаса слов, уточнение основной идеи. Дать полную характеристику образу матери, оценить место матери в семье, обществе. Обмен мнениями о проблеме родителей и детей в современном обществе, выводы по проблеме. Прослушивание песен о матерях, чтение пословиц и поговорок и объяснение их значения в связи с жизнью. Просмотр произведений искусства, посвященных матери, беседа и выполнение разного типа творческих и проектных работ. Изучение законов, защищающих и о хранящих материнство. Просмотр спектаклей, кинофильмов о семье, матери и ее жизни и судьбе, организация обмена мнениями.

.

Раздел 10. Вечный огонь.

Беседа о Дне Победы. Дать историческую справку о Великой Отечественной войне. Обмен мнениями о Георгиевской ленте, памятнике Неизвестному солдату. Освоение содержания произведений, посвященных военной теме и Дню Победы, анализ системы образов. Уточнение средств и приемов описания образа Солдата-воина. Работа над поэтикой произведения. Выполнение упражнений по выразительному чтению. Воспитание

патриотических чувств. Просмотр историко-документальных, художественных фильмов, спектаклей, посвященных теме войны. Организовать беседу об участии «Бессмертного полка» на параде Победы. Организовать заочную экскурсию по местам боев.

Раздел 11. История.

Усвоение содержания произведений, отражающих славную историю башкирского народа, раскрытие проблем, идей. Обогащение словарного состава терминами, имеющими отношение к старинной, военной службе. Дать характеристику образам. Провести беседу об участии дедов-отцов в защите своей Родины, борьбе за свободу. Дать информацию путем просмотра исторических фильмов, ознакомления с историческими документами об исторических личностях, руководителей восстаний, башкирских полководцах. Дать объяснения с точки зрения теории литературы понятиям жанров хитап, повесть, роман.

Раздел 12. Башкирские национальные блюда, обычаи, праздники.

Усвоение содержания произведений про башкирские народные традиции и национальные блюда, раскрытие идей. Обогащение словарного состава, анализ системы образов. Выполнение творческих и проектных работ.

Ознакомление с сохранившимися в памяти народа обычаями, передающимися из поколения в поколение, и организация беседы на эту тему.

Ознакомление с башкирскими национальными блюдами. Составление справок по их приготовлению. Просмотр видеозаписей, кинофильмов про башкирские народные традиции и национальные блюда и сравнение их с описанными в литературных произведениях.

Беседа о лечении кумысом в Башкортостане известных личностей А.П.Чехова и Л.Н.Толстого.

Раздел 13. Вежливость, мораль.

Усвоение содержания произведений, отражающих темы вежливости и морали. Обогащение словарного состава. Анализ содержания, воспитание положительных качеств у обучающихся на примере положительных героев

Раздел 14. Народные поэты и писатели Башкортостана.

Знакомство с жизнью и творчеством народных поэтов и писателей Башкортостана. Посмотреть о них теле-, радиопередачи, документальные фильмы, чтение творческих портретов, написанные учеными. Узнать истории написания литературных произведений, анализ их содержания, уточнение темы, идеи, характеристика образов. Увековечивание имен поэтов и писателей: дать информацию об их музеях, произведениях, изобразительного искусства, выполнить проектные работы.

Раздел 15. Искусство.

Усвоение идейно-тематического содержания литературных произведений о курае. Дать характеристику образу курая. Прослушать легенды о курае. Ознакомление с известными и выдающимися в республике кураистами. Прослушать мелодию курая в исполнении Юмабая Исянбаева, Ишмуллы Дильмухаметова, Азата Аиткулова. Посмотреть о них исторические документы, кинофильмы, фотоснимки. Обмен мнениями о школе курая мастеров искусств. Обмен мнениями о конкурсах, посвященных мастерам искусств и их творчеству. Заочное путешествие по музеям мастеров искусств,выполнение творческих работ. Найти сведения о растении курае, составление справки.

Раздел 16. Уфа.

Дать историческую справку о столице – Уфе. Дать информацию об архитектуре города, очагах культуры, населении, памятных местах. Посмотреть об Уфе историко-документальные фильмы, усвоение посвященных ей песен, легенд и т.д.

Тематическое планирование

5-се класс

раздела

п/п

Название темы раздела

Количество часов (за год)

всего

из них

контрольных работ

развития речи

1

көҙ

10

1

2

ҡыш

10

3

яҙ

9

1

4

йәй

3

Итого:

34

2

6-сы класс

раздела

п/п

Название темы раздела

Количество часов (за год)

всего

из них

контрольных работ

развития речи

1

Уҡыу белем шишмәһе.

4

2

Ил һаҡлап ,азатлыҡ даулап

5

3

Уралып ятҡан Уралтау

4

4

Башҡорт йолалары

5

1

5

Әсәм теле-сәсән теле

4

6

Башҡорт халыҡ ауыҙ -тел ижады

5

7

Башҡортостандың халыҡ шағирҙары һәм яҙыусылары

5

1

Итого:

34

2

7-се класс

раздела

п/п

Название темы раздела

Количество часов (за год)

всего

из них

контрольных работ

развития речи

1

Әкиәттәр         Халыҡ хикәйәләре

4

2

Йырҙар Таҡмаҡтар

5

3

Уҡыу — белем шишмәһе

4

4

Хеҙмәте барҙың — хөрмәте бар

5

1

5

Ил намыҫы — ир күңелендә

6

6

Эх, күңелле яҙ килә!

5

7

Тел — тере шишмә

3

1

Итого:

34

2

8-се класс

раздела

п/п

Название темы раздела

Количество часов (за год)

всего

из них

контрольных работ

развития речи

1

Мәктәп — белем шишмәһе

3

2

Көҙ — хеҙмәт һәм байлыҡ миҙгеле

5

3

Уҡытыусы — ниндәй гүзәл исем!

4

4

Салауат батыр ир ине

6

1

5

Данлы йылдар, шанлы йылдар

5

6

Әҙәп барҙа — иман бар

5

7

Ай Уралым, Уралым!

4

1

Итого:

34

2

9-сы класс

раздела

п/п

Название темы раздела

Количество часов (за год)

всего

из них

контрольных работ

развития речи

1

Тере шишмә.

3

2

 Кендегемде киҫкән ер

5

3

Данлы тарих

4

4

Ир-егткәй менән ат башы.

6

1

5

Ватанға хеҙмәт-изге бурыс.

5

6

Айға ла ғына,көнгә тиңләмәем.

5

7

Берҙәмлек-мәңге һаҡлар хазина!

4

1

Итого:

33

2

Календарно – тематическое планирование.

5-се класс

№ п/п

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

I бүлек.Көҙ. Башҡорт халыҡ ижады(10+1 к.э+1 т.ү)

1

1.1

С. Муллабаев. Шатлыҡлы иртә.        Б. Бикбай. Туған тел.

1

2

1.2

Әминбәк(Башҡорт халыҡ әкиәте)

1

3

1.3

Аҡъял батыр (Башҡорт халыҡ әкиәте)        Әкиәт тураһында төшөнсә        

1

4

1.4

Н. Иҙелбай. Дүрт миҙгел.Р. Ғарипов. Торналар.Б. Ноғоманов. Йәйбикә менән Көҙбикә (“Йыл бабайҙыңдурт ҡыҙы” әкиәтенән өҙөк).

1

5

1.5

Ф. Иҫәнғолов. Хәмит күпере.Сағыштырыу тураһында төшөнсә

1

6

1.6

М. Кәрим. Сыйырсыҡ балаһы.А. Йәғәфәрова. Яҡшылыҡ (Әкиәт)

1

7

1.7

Т. Ғәниева. Уралиә тигән ил (Әкиәт).Р. Ниғмәти. Йәмле Ағиҙел буйҙары (Поэманан өҙөк)

1

8

1.8

 А.Йәғәфәрова. Дуҫлыҡ менән шаярмайҙар (Әкиәт)

1

9

1.9

Ф. Иҫәнғолов. Йылмайыу (Әкиәт)

1

II бүлек. Ҡыш(10+1 к.э+1 т.ү)

10

2.1

С. Әлибаев. Ҡыш.Н. Мусин. Ҡоралайҙар. В.Әхмәҙиев. Ҡышҡы урманда

1

11

2.2

М. Кәрим. Ҡыш бабай бәләкәй саҡта.

1

12

2.3

Мәҡәл тураһында төшөнсә        .3. Биишева. Йәшәү – хеҙмәт.Ф. Туғыҙбаева. Яңы күлдәк

1

13

2.4

Ҡәмән менән Сәмән, картуф сәскән Сәлмән.

1

14

2.5

М. Кәрим. Башлыҡ һайлау.(“Өс таған” повесы буйынса).Башҡорт халыҡ йомаҡтары.

1

15

2.6

Д. Бүләков. Яралы китап. Ғ. Рамазанов. Ағайым хаты.Ә. Вахитов. Өс бөртөк бойҙай

1

16

2.7

М. Кәрим.Дан - кәпәстүгел.(“Өстаған” повесыбуйынса

1

17

2.8

Т. Молдағәлиев.Атайым.Хикәйәтураһындатөшөнсә

1

18

2.9

Ф. Мөхәмәтйәнов.Эсәйемдеңҡулы.Эсәйөрәге(Көнсығышлегендаһы)

1

19

2.10

Т.ү.“Тыуған яҡтар”

1

20

2.11

Хаталар өҫтөндә эш.

IIIбүлек.Яҙ1(10+1 к.э+1 т.ү)

21

3.1

. Назаров.Яҙкилә.3. Хисмәтуллин.Сыйырсыҡ.С. Әлибаев.Яҙҙы кем килтергән?        

1

22

3.2

М. Кәрим. Һеңлемдең төшө(“Беҙҙең өйҙөң йәме” повесынан)

1

23

3.3

Ҡ. Даян. Торналар.Р. Ғарипов. Һабантурғай.Йәнләндереү тураһында төшөнсә        

1

24

3.4

Б. Ноғоманов. Ҡарһылыу менән Яҙһылыу(“Йыл бабайҙың дурт -ҡыҙы” әкиәтенән өҙөк)

1

25

3.5

Н. Мусин. Атайымдың ос һәнәге.

1

26

3.6

Көләмәстәр.Көләмәс тураһында төшөнсә        

1

27

3.7

Игебаев. Еңеү көнө.К. Мәргән. Ҡурайсының үлеме.Р. Ниғмәти. Еңеүселәргә дан!

1

28

3.8

Ауыҙ-тел ижады һәм әҙәбиәт. Р. Назаров. Тракторсы йыры        

1

29

3.9

С. Агиш. Турыҡай        М. Ғафури.Һарыҡты кем ашаған? (Мәҫәл)Л. Толстой.Ике иптәш (Мәҫәл)        

Мәҫәл һәм аллегория тураһында төшөнсә

1

IV бүлек.Йәй(10+1 к.э+1 т.ү)

30

4.1

С. Муллабаев. Йомарт йәй        ..Б. Рафиҡов. Йондоҙ һанаусы малай.Р. Солтангәрәев. Эшләп ашаһаң

1

31

4.2

Т.ү.Инша “Минең мәктәбем”

1

32

4.3

Хаталар өҫтөндә эш.

33

4.4

Резерв дәрес

1

34

4.5

Резерв дәрес

1

6-сы класс

№ п/п

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

I бүлек.Уҡыу белем шишмәһе.(4)

1

1.1

Ә. Әхмәт Хужа. Алмаш үҫә.У. Кинйәбулатов. Уҡытыусыма.Т. Дәүләтбирҙина. Миҙгелдәр

1

2

1.2

Ш. Бабич.Башҡортостан.Ғ. Хөсәйенов. Мөҡәддәс ( «Донъя» китабынан )        

1

3

1.3

Ғ. Хөсәйенов. Рудасы Исмәғил Тасим улы (Повестан өҙөк)

1

4

1.4

.7. Толстой. Кешегә күпме ер кәрәк?.7 Хәкимов. Еҙүкәй янында («Һауыр ҡумта» романы буйынса) .

1

II бүлек.Ил һаҡлап ,азатлыҡ даулап.(5)

5

2.1

Башҡорт ихтилалдары.Салауат (Башҡорт халыҡ йыры )

1

6

2.2

М. Иҙелбаев. Хушлашыу ( «Юлай улы Салауат» китабынан) .Р. Бикбаев. Салауат ҡылысы

1

7

2.3

С. Злобин. Салауат Юлаев (Романдан өҙөк).Ғ. Ибраһимов.Сапҡын («Кинйә» романы буйынса

1

8

2.4

Я. Хамматов. Төньяҡ амурҙары (Романдан өҙөк)        

1

9

2.5

Кутузов (Башҡорт халыҡ йыры).Ҡаһым түрә (Риуәйәт)

1

IIIбүлек. Уралып ятҡан Уралтау(4)

10

3.1

Д. Бураҡаев. Урал тауҙары.Урал (Башҡорт халыҡ йыры)

1

11

3.2

Я. Хамматов. Самородок ( «Бөртөкләп йыйыла алтын»романы буйынса)

1

12

3.3

Йәмле Ағиҙел буйҙары (Башҡорт халыҡ йыры).Р. Бикбаев, һыуһаным, һыуҙар бирегеҙ! (Поэманан өҙөк)Йәмле Дим буйы (Башҡорт халыҡ йыры)        

1

13

3.4

Ағиҙел менән Яйыҡ (Риуәйәт).Халыҡ хикәйәләре тураһында төшөнсә.Ә. Вахитов. Ир ҡанаты (Әҫәрҙән өҙөк)

1

IVбүлек.Башҡорт йолалары(5+1 т.ү)

14

4.1

А.Ҡобағошов.Ҡарғабутҡаһытәмлеме?        Ҡарғабутҡаһы(Башҡортхалыҡйыры).Т. Карамышева.Кәкүксәйе

1

15

4.2

С. Агиш.Ҡунаҡһәмнамыҫ

1

16

4.3

Ф. Туғыҙбаева.Һыуюлы.Ҡ. Даян.Башҡортҡымыҙы.М. Өмөтбаев.Башҡорт ҡорото

1

17

4.4

Власов. Башҡорт балы (Өҙөк).Н. Сафин. Бишбармаҡ

1

18

4.5

Т.ү.Шыршы турғайҙары”

1

19

4.6

Хаталар өҫтөндә эш.

Vбүлек.  Әсәм теле-сәсән теле(3)

20

5.1

3. Биишева. Башҡорт теле.Ғ. Хөсәйенов. Әсәм теле - сәсән теле («Донъя» китабынан)

1

21

5.2

Яҡшы һүҙ - йән аҙығы (Башҡорт халыҡ әкиәте)

1

22

5.3

Р. Ғарипов. Туған тел.Ә. Вахитов. үҙ хаҡында баллада

1

VI бүлек.Башҡорт халыҡ ауыҙ -тел ижады(5)

23

6.1

Башҡор тхалҡыныңа уыҙ-тел ижады.Урал батыр(Башҡортхалыҡәкиәте

1

24

6.2

Алдарменәншайтан(Башҡортхалыҡәкиәте).Йомаҡтар.

1

25

6.3

Ҡурай(Башҡортхалыҡйыры).Ҡураймоңо(Башҡортхалыҡәкиәте

1

26

6.4

ҠолҒәли.Йософҡиссаһы(Өҙөк)        М. Аҡмулла.Нәсихәттәр(Өҙөк

1

27

6.5

).Сәсәндәр жады.Һабрау.Ҡобағошсәсән.Байыҡсәсән.Архаизмдар, неологизмдар, варваризмдартураһындатөшөнсә.

1

VIIбүлек..Башҡортостандың халыҡ

 шағирҙары һәм яҙыусылары(4+1 т.ү)

28

7.1

Сынаяҡ уйнатыу («Кәмһетелгәндәр» романы буйынса).Ә. ХәкимовСәләх ҡарт («Туй» повесы буйынса)

29

7.2

Ҡ. Аралбай. Дуҫлыҡ һәйкәле.3. Биишева. Дауыл («Дуҫ булайыҡ» повесы буйынса)

1

30

7.3

Ғ. Туҡай. Шүрәле (Өҙөктәр ).М. Кәрим. Оҙатыу ( «Беҙҙең өйҙөң йәме» повесы        буйынса

1

31

7.4

Т.ү.Инша “Тәбиғәтте һаҡлау-беҙҙең изге бурысыбыҙ”

1

32

7.5

Хаталар өҫтөндә эш.

33

Резерв дәрес.

1

34

Резерв дәрес.

1

7-се класс

№ п/п

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

I бүлек. Әкиәттәр. Халыҡ хикәйәләре(5)

1

1.1

Йәтим төлкө        .Аллегория тураһында төшөнсә.Тылсымлы әкиәттәр.Алтын алма        

1

2

1.2

Батырҙар тураһындағы әкиәттәр.Алп батыр.Дутан батыр (Татар халыҡ әкиәте)        

Гипербола һәм литота тураһында төшөнсә

1

3

1.3

Етегән йондоҙ.Ай менән Зөһрә . Сыңрау торна.

1

4

1.4

Топонимик хикәйәләр.Ырғыҙ.Йөрәктау.Ауыл тарихтарына бәйле хикәйәләр.Ямаш менән Йомаш ауылдары

1

5

1.5

Тарихи хикәйәләр.Биксура        .Бошман-Ҡыпсаҡ батыр.Үҙ аллы һәм ярҙамсы ҡылымдар

1

II бүлек.Йырҙар Таҡмаҡтар(4)

6

2.1

Тарихи йырҙар.Тыуған ил һәм халыҡ берҙәмлеге тураһындағыйырҙарУрал (Вариан).Йәйләүлек        

1

7

2.2

1773 — 1775 йылдарҙағы Пугачев яуы тураһындағы йырҙар .Салауат (Вариант

1

8

2.3

Эскадрон.Любизар .Кантон башлыҡтары тураһында йырҙар.Ҡолой кантон

1

9

2.4

Уйын таҡмаҡтары .Бейеү таҡмаҡтары.Уйҙырма таҡмаҡтар. Әйтеш таҡмаҡтары

1

IIIбүлек. Уҡыу — белем шишмәһе(4)

10

3.1

Раил Байбулатов.Күңел күҙҙәре

1

11

3.2

Ноғман Мусин.Тайғаҡ баҫма         

1

12

3.3

Б. Бикбай. Рус теле        .Р. Сафин. Һабаҡташтарыма

1

13

3.4

М. Кәрим. Миләш.Миләш         .Р. Байбулатов. Барыбай        .Әнүәр Бикчәнтәев.Бакенщиктар илаҡ булмай        

1

IVбүлек.Хеҙмәте барҙың — хөрмәте бар(5+1 т.ү)

14

4.1

М. Ғафури. Гөлдәр баҡсаһында.М. Ямалетдинов. Ураҡ өҫтө

1

15

4.2

Жәлил Кейекбаев.Оморҙаҡ бабай. Ж. Кейекбаев. Туғандар һәм таныштар        

1

16

4.3

А. Игебаев. Онотманым һине, ауылым!М. Кәрим. Ҡайын япрағы тураһында

1

17

4.4

С. Әлибай. Матур көн.Ғ. Туҡай.Ep йоҡоһо.Ә. Әһлиуллин. Биҙәкле сана.

1

18

4.5

Т.ү.Изл. “Дәһшәтле ҡойондар.”

1

19

4.6

Хаталар өҫтөндә эш.

Vбүлек.Ил намыҫы — ир күңелендә(4)

20

5.1

Р. Шәкүр. Һаҡта тора илдең улдары.Фәрзәнә Аҡбулатова.Атай икмәге.

1

21

5.2

В. Исхаҡов. Кеше күңеле — тәрән даръя        ..Аҫылғужа Баһуманов.Юламан («Ҡайҙа һин, генерал?» әҫәренән өҙөк)

1

22

5.3

Г. Зәйнәшева. Йырлайым әсәйем тураһында.3. Алтынбаева. Әсә һүҙе.Фәрит Иҫәнғолов.Бер йомғаҡ май         

1

23

5.4

Ә. Бикчәнтәев. Яраланған бүре күҙҙәре        .Гөлнур Яҡупова .Мейес әбей        

VI бүлек.   Эх, күңелле яҙ килә!(4)

24

6.1

Р. Ниғмәти. Яҙ килде, яҙ!Р. Ғарипов. Һабантурғай

1

25

6.2

М. Йәлил. Йырҙарым

1

26

6.3

Һәҙиә Дәүләтшина.Айбикә.

1

27

6.4

Һәҙиә Дәүләтшина.Айбикә.

1

VIIбүлек.Тел — тере шишмә(4+1 т.ү)

28

7.1

М. Ғафури. Болон.X. Назар. Йәйге йәшен

29

7.2

М. Кәрим. Искәндәр Әсғәте ( «Оҙон-оҙаҡ бала саҡ» повесынан өҙөк)

1

30

7.3

Әлибай. Ямғыр теләү.Я. Ухсай. Болоттар.

1

31

7.4

Т.ү.Инша “Минең дуҫым”

1

32

7.5

Хаталар өҫтөндә эш.

33

Резерв дәрес.

1

34

Резерв дәрес.

1

8-се класс

№ п/п

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

I бүлек.Мәктәп — белем шишмәһе(3)

1

1.1

С. Әлибай. Мәктәп юлы.Н. Мусин. Һабаҡ        

1

2

1.2

Р. Тимершин. Уйлап табыусы

1

3

1.3

Ике сәсән.Сура батыр

1

II бүлек.Көҙ — хеҙмәт һәм байлыҡ миҙгеле(4)

4

2.1

3. Биишева. Көҙгө ямғыр.X. Назар.«Көҙгө көн. Болотло. Һалҡын...»

1

5

2.2

Р. Ханнанов. Икмәк ҡәҙере.Икмәк.

1

6

2.3

Р. Өмөтбаев. Әмир баҫыуы

1

7

2.4

Ҡурмас .Художестволы әҫәрҙең композицияһы.

1

IIIбүлек.Уҡытыусы — ниндәй гүзәл исем!(4)

8

3.1

Р. Ғарипов. Уҡытыусыма.Р. Шаммас.Күперһеҙ йылғалар.

1

9

3.2

А. Игебаев.Башҡортостан — илгенәм!        

1

10

3.3

И. Кинйәбулатов. Дуҫлыҡ төйәге

1

11

3.4

Н. Нәжми. Qфө йүкәләре.        

1

IVбүлек.Салауат батыр ир ине(6+1 т.ү)

12

4.1

Салауат батыр.Ф. Рәхимғолова. Салауат

1

13

4.2

Т. Дәуләтбирҙина. Салауат рухы.Ф. Кузбәков. Яу ораны бит һин, Салауат!

1

14

4.3

Яныбай Хамматов.Я. Хамматов. Салауат

1

15

4.4

Б. Рафиҡов. Бүреләр.И. Теләуембәтов. Маралым таңы

1

16

4.5

О.Перовская. Мишка

1

17

4.6

Т.ү.Изл. “Ат-башҡорттоң яуҙашы.”

1

18

4.7

Хаталар өҫтөндә эш.

Vбүлек.Данлы йылдар, шанлы йылдар(5)

19

5.1

М. Кәрим. Үлмәҫбай        .Лиро-эпик поэмаларҙың үҙенсәлектәре

1

20

5.2

Н. Ғәлимов. Яуҙан ҡайтҡан ҡурай.Р. Өмөтбаев.Башҡорттар китте һуғышҡа.

1

21

5.3

В. Шукшин. Ҡайғы.

1

22

5.4

Ш. Бикҡол. Эсәйемдең кәңәштәре.Т. Ғиниәтуллин. Әсә һәм бала

1

23

5.5

X. Назар. Өс һүҙ.

VI бүлек.Әҙәп барҙа — иман бар(4)

24

6.1

М. Ямалетдинов. Иман.3. Ғәлимов. Ялан сәскәләре

1

25

6.2

Р. Ғарипов. Яҙғы йыр.Зиннур Ураҡсин .3. Ураҡсин. Алмағас

1

26

6.3

Р. Сафин. Тол ҡатындар һәм аяҡһыҙҙар бейеүе.

1

27

6.4

Р. Мифтахов. Өскөл хаттар          

1

VIIбүлек.Ай Уралым, Уралым!(4+1 т.ү)

28

7.1

Ҡ. Аралбай. Ер тураһында ете һүҙ.        Ж. Кейекбаев. Урал тураһында ҡобайыр

29

7.2

Н. Мусин.Һуңғы солоҡ.Солоҡ.

1

30

7.3

Ф. Рәхимғолова.Бал ҡорто һәм күбәләк.        

1

31

7.4

Т.ү.Инша. “Беҙ ҡайтырбыҙ йондоҙҙарға әүрелеп”

1

32

7.5

Хаталар өҫтөндә эш.

33

Резерв дәрес.

1

34

Резерв дәрес.

1

9-сы класс

№ п/п

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

I бүлек.ТЕРЕ ШИШМӘЛӘР(3)

1

1.1

Р. Ғарипов. Тел.Б. Бикбай. Тере шишмәләр

1

2

1.2

Р. Мифтахов. Мираҫ.Т. Ҡарамышева. Һүҙ

1

3

1.3

И. Хәлимов. Төнгө моң.

1

II бүлек.КЕНДЕГЕМДЕ КИҪКӘН ЕР(5)

4

2.1

Р. Мифтахов. Күрҙем һине.К. Шафикова. Тыуған я ҡ. И. Абдуллин. Үҙ яғыма ҡайтһам

1

5

2.2

.X. Туфан. Ҡыр ҡаҙҙары.3. Вәлиди Туған. Тыуған төйәгемдә ( «Хәтирәләр» китабыбуйынса)

1

6

2.3

М. Әбсәләмов. Йомағужа тирәктәре.Д. Бүләков. Барбос. Әҙәби төрҙәр тураһында төшөнсә.        .•

1

7

2.4

Ф. Акбулатова. Тәбиғәт беҙҙең ярҙамға мохтаж.А. Ғарифуллина. Гөрләүек

1

8

2.5

X. Ҡашҡаров. Әбделхалиҡ олатай хәйләһе. Әҙәби жанр тураһында төшөнсә.

1

IIIбүлек.ДАНЛЫ ТАРИХ(4)

9

3.1

Ә. Бейеш. Башҡорт халҡының тарихы һәм азатлыҡ көрәше(әҫәрҙән өҙөктәр)        Шәйехзада Бабич        

Ш. Бабич. Халҡым өсөн

1

10

3.2

Б. Рафиҡов. Ьөйәнтуҙ фажиғәһе («Ҡараһаҡал»романы буйынса.)Ғ. Хисамов. Алдар менән Тәфтиләү («Өн һәм Һан»романы буйынса)

1

11

3.3

Урал батыр (эпостан өҙөк).Ҡол Ғәли. Йософ ҡиссаһы (өҙөктәр).

1

12

3.4

Башҡорт шәжәрәләре.Юрматы ырыуы шәжәрәһе (ҡыҫҡартып алынды ).Байыҡ сәсәндең Салауат батырға әйткәне

1

IV бүлек.ИР-ЕГЕТКӘЙ МЕНӘН АТ БАШЫ(5+1 т.ү)

13

4.1

С. Ярмуллин.Башҡорт аты.Т. Ғиниәтуллин. Буян ( «Башҡорт аты»хикәйәһе буйынса )        

1

14

4.2

Р. Өмөтбаев. Ғилмишәриф ( «Атлы башҡорт»повесы буйынса)

1

15

4.3

Ғ. Вәлиуллин. Ҡәлғә хужаһы һәм тотҡон.Повесть тураһында төшөнсә

1

16

4.4

Байрамдарыбыҙ тарихынан        .3. Әминев.Башҡорт һабантуйы.Д. Мәһәҙиев. Науруз байрамы

1

17

4.5

М. Ямалетдинов. Мираҫ.Ш. Бабич. Ҡурайҡайға.Ҡ. Аралбай. Мәшһүр ҡурайсы

1

18

4.6

Т.ү.Изл. “Ағиҙел менән Яйыҡ”.

1

Vбүлек.ВАТАНҒА ХЕҘМӘТ - ИЗГЕ БУРЫС(4)

19

5.1

Р. Мифтахов. Ҡалҡан.Р. Назаров.Һалдат .Р. Хисаметдинова.Армияға китә малайҙар

1

20

5.2

М. Ямалетдинов. Һалдат итеге. И. Кинйәбулатов. Бородино.

1

21

5.3

Ә. Үтәбай. Һаҡмар аға бит ( «Байы-к» әҫәре буйынса).

1

22

5.4

Н. Асанбаев. Ҡыҙыл паша (драманан өҙөк).

VI бүлек. АЙҒА ЛА ҒЫНА, КӨНГӘ ТИҢЛӘМӘЙЕМ...(5)

23

6.1

И. Кинйәбулатов. Һеҙҙең йәшәү менән. Р. Мифтахов. Әсә .

24

6.2

Р. Кинйәбаев. Мин ҡайтырмын, әсәй! Ә. Еники. Матурлыҡ. Умырзая (риуәйәт)

1

25

6.3

Ә. Моратов. Тере хәтер.Р. Мифтахов. Боҙло ҡуҙ

1

26

6.4

. Мәһәҙиев. Еңеү менән ҡайтҡан .Ж. Кейекбаев.Зөбәй Үтәғолов (очерктан өҙөк)

1

27

6.5

М. Кәрим. Малайҙар.Ш. Янбаев. Йәнекәй ҡарт.Әҙәби процесс тураһында төшөнсә

VIIбүлек..БЕРҘӘМЛЕК - МӘҢГЕ ҺАҠЛАР ХАЗИНА(3+1 т.ү)

28

7.1

. Нәжми. «Дан иле, яҙ иле...».X. Ғиләжев.Россияға йыр        

1

29

7.2

Ғ. Вәлиуллин. Салауат.С. Шәрипов. Һалсылар         .Н. Сәлимов. Аҡ юл һиңә.

1

30

7.3

Т.ү. Инша. “Башҡорт халыҡ ижадында Уралтау образы”

1

31

7.4

Хаталар өҫтөндә эш.

32

Резерв дәрес.

1

33

Резерв дәрес

Развитие речи

5 класс

                                      Тыуған яҡтар
        Һәр кем үҙенең тыуған яғы менән ғорурлана. Ул кешегә матур 
ҙа, күркәм дә булып күренә. Ҡайҙа ғына булмаһын, кеше үҙ ерен 
һағына. Кешеләр тыуған ерҙәре, ауылдары, һыуҙары тураһында 
бик күп йырҙар ижад иткән. Ситтә йөрөгәндә туғандарыңды ғына 
түгел, ауылдағы һәр кешене, хатта тирәктәрҙе лә, ҡыуаҡлыҡтарҙы
ла һағынаһың.

         Кеше тыуған ерен яратып ҡына ҡалмай, уның 
йәмен дә арттыра, байлыҡтарын да, тәбиғәтен дә һаҡлай.

Инша һәм изложениеларҙы баһалау.

Билдәләр

Баһалауҙың төп критерийҙары

 

Йөкмәтке һәм телмәр

           Грамоталылыҡ

“5”

1.Эштең йөкмәткеһе темаға тулыһынса тап килә.

2.Фактик хаталар юҡ.

3.Йөкмәтке эҙмә-эҙлекле асыла.

4.Эштең һүҙлеге бай.

5.Стиль һәм мәғәнәүи яҡтан текст камил. Эштә йөкмәтке яғынан-5,телмәр яғынан 5 кәмселек булырға мөмкин.

 

3орфографик,  3 пунктуацион йә 4 грамматик хата булыуы мөмкин.

“4”

1 .Эштең йөкмәткеһе нигеҙҙә темаға тура килә (бер ни тиклем тайпылыштар бар).

2. Йөкмәтке дөрөҫ,ләкин ҡайһы бер фактик,һөйләм төҙөлөшөндә хаталар бар.

3. Фекер ебендә бер ни тиклем эҙмә-эҙлелек боҙолған.

4. Ҡайһы бер осраҡта һүҙҙәрҙең ҡулланылышында хата китеүе мөмкин.

5. Эштең стиле ярайһы уҡ төҙөк һәм мәғәнәле. Дөйөм алғанда,эштең йөкмәткеһендә 8, телмәрендә 8 кәмселек булыуы мөмкин.

 

 

7 орфографик, 6 пунктуацион йәки 2 орфографик,

13 пунктуацион,

5  грамматик хата

“3”

1. Эш теманан байтаҡ ҡына ситкә тайпылған.

2. Эштең йөкмәткеһе нигеҙҙә дөрөҫ,ләкин фактик,һөйләм төҙөлөшөндә хаталар байтаҡ.

3. Эҙмә-эҙлелек тулыһынса һаҡланмай,һүҙҙәрҙең ҡулланылышында хаталар бар.

4. Эштә йөкмәтке яғынан -15, телмәре яғынан15 хата булыуы мөмкин.

 

 

10 орфографик,13 пунктуацион,

8 грамматик хата

“2”

1. Эш теманы асмай.

2. Бик күп фактик һүҙҙәр ҡулланылышында хаталар ебәрелгән.

3. Эштең бөтә өлөштәрендә лә фекерҙең эҙмә-эҙлелеге боҙолған,һөйләмдәр урынлы ҡулланылмаған,бәйләнеш юҡ.

4. Эштең йөкмәткеһендә-20 ,телмәрендә-20-нән күберәк хата ебәрелгән.

 

 

12-15орфографик,10 пунктуацион,12 грамматик хата.

6 класс

Шыршы турғайҙары .

     Һеҙҙең ҡыш көнө урманда булғанығыҙ бармы? Йәмле лә һуң ҡышҡы урман! Айырыуса шыршы һәм ҡарағайҙар күркәм булалар. Уларҙың ботаҡтарында матур булып ҡар ята. Бейек шыршыларҙың ботаҡтарында оялар күргәнегеҙ бармы? Унда шыршы турғайҙары оя яһайҙар. Улар сатлама һыуыҡтарҙа  ла геү килеп уйнайҙар. Шыршы турғайҙары шыршы тубырсыҡтарының орлоғон ашайҙар. Улар ҡыш көнө бала сығаралар.

Инша һәм изложениеларҙы баһалау.

Билдәләр

Баһалауҙың төп критерийҙары

 

Йөкмәтке һәм телмәр

           Грамоталылыҡ

“5”

1.Эштең йөкмәткеһе темаға тулыһынса тап килә.

2.Фактик хаталар юҡ.

3.Йөкмәтке эҙмә-эҙлекле асыла.

4.Эштең һүҙлеге бай.

5.Стиль һәм мәғәнәүи яҡтан текст камил. Эштә йөкмәтке яғынан-5,телмәр яғынан 5 кәмселек булырға мөмкин.

 

3орфографик,  3 пунктуацион йә 4 грамматик хата булыуы мөмкин.

“4”

1 .Эштең йөкмәткеһе нигеҙҙә темаға тура килә (бер ни тиклем тайпылыштар бар).

2. Йөкмәтке дөрөҫ,ләкин ҡайһы бер фактик,һөйләм төҙөлөшөндә хаталар бар.

3. Фекер ебендә бер ни тиклем эҙмә-эҙлелек боҙолған.

4. Ҡайһы бер осраҡта һүҙҙәрҙең ҡулланылышында хата китеүе мөмкин.

5. Эштең стиле ярайһы уҡ төҙөк һәм мәғәнәле. Дөйөм алғанда,эштең йөкмәткеһендә 8, телмәрендә 8 кәмселек булыуы мөмкин.

 

 

7 орфографик, 6 пунктуацион йәки 2 орфографик,

13 пунктуацион,

5  грамматик хата

“3”

1. Эш теманан байтаҡ ҡына ситкә тайпылған.

2. Эштең йөкмәткеһе нигеҙҙә дөрөҫ,ләкин фактик,һөйләм төҙөлөшөндә хаталар байтаҡ.

3. Эҙмә-эҙлелек тулыһынса һаҡланмай,һүҙҙәрҙең ҡулланылышында хаталар бар.

4. Эштә йөкмәтке яғынан -15, телмәре яғынан15 хата булыуы мөмкин.

 

 

10 орфографик,13 пунктуацион,

8 грамматик хата

“2”

1. Эш теманы асмай.

2. Бик күп фактик һүҙҙәр ҡулланылышында хаталар ебәрелгән.

3. Эштең бөтә өлөштәрендә лә фекерҙең эҙмә-эҙлелеге боҙолған,һөйләмдәр урынлы ҡулланылмаған,бәйләнеш юҡ.

4. Эштең йөкмәткеһендә-20 ,телмәрендә-20-нән күберәк хата ебәрелгән.

 

 

12-15орфографик,10 пунктуацион,12 грамматик хата.

7 класс

Дәһшәтле ҡойондар.

Океан-диңгеҙҙәр һәм ҡоро ер өҫтөндә ҡайһы саҡта иҫ киткес ҡеүәтле ҡойондар барлыҡҡа килә.Океан-диңгеҙ ҡойондарын “смерч”тип йөрөтәләр.Ҡоро ер өҫтөнән үткән ҡеүәтле ҡойондарҙы Төньяҡ Америкала “торнадо”,Европала”тромб”тип атайҙар.Был дәһшәтле күренештең башҡортса исеме-“ҡойон”.

         Ситтән ҡарағанда ҡойон һығылмалы шлангыға оҡшаш.Уның бер осо болоттарға олғашҡан,икенсеһе ергә тоташҡан була.Ҡойондарҙың диаметры йөҙәр метрға,ә ҡайһы саҡта 2-2,5километрға етә!Ҡойон эсендә һауа иҫ киткес ҙур көс менән өйөрөлә.Өйөрөлөү тиҙлеге секундына 120 метрға етә,тип яҙалар ҡайһы бер ғалимдар.Ҡойондоң эсендә иһә баҫым бик ныҡ кәмей,һәм һауа титандарса ҡеүәт менән “үҙәк”буйлап өҫкә күтәрелә.Гигант һурғысҡа оҡшаш була шул саҡта ҡойон!Ҡом-туҙанды,үҫемлек орлоҡтарын,ә ҡайһы саҡта эрерәк әйберҙәрҙе ул болоттарға тиклем күтәрә ала.Океан-диңгеҙ һыуҙарын,ә ҡоро ерҙә быуа,күл һәм йылға һыуҙарын ҡойон һауаға күтәреп ала.Һыу менән бергә тәлмәрйендәр ҙә,балыҡтар ҙа,ҡыҫалалар ҙа,медузалар ҙа эләгә.Кәрзинкәләре менән бергә әфлисундар ҙа осҡан саҡтар булған.Металл аҡсалар ҙа күккә күтәрелгән.

         Һауала “сәйәхәт”иткәндән һуң,ул әйберҙәр,йән эйәләре ямғыр һыуы менән бергә ергә төшә.

  Был күренеште халыҡ “дейеү күтәрелеү”тип атаған.(һүҙ )(Д.Бураҡаев).

Инша һәм изложениеларҙы баһалау.

Билдәләр

Баһалауҙың төп критерийҙары

 

Йөкмәтке һәм телмәр

           Грамоталылыҡ

“5”

1.Эштең йөкмәткеһе темаға тулыһынса тап килә.

2.Фактик хаталар юҡ.

3.Йөкмәтке эҙмә-эҙлекле асыла.

4.Эштең һүҙлеге бай.

5.Стиль һәм мәғәнәүи яҡтан текст камил. Эштә йөкмәтке яғынан-5,телмәр яғынан 5 кәмселек булырға мөмкин.

 

3орфографик,  3 пунктуацион йә 4 грамматик хата булыуы мөмкин.

“4”

1 .Эштең йөкмәткеһе нигеҙҙә темаға тура килә (бер ни тиклем тайпылыштар бар).

2. Йөкмәтке дөрөҫ,ләкин ҡайһы бер фактик,һөйләм төҙөлөшөндә хаталар бар.

3. Фекер ебендә бер ни тиклем эҙмә-эҙлелек боҙолған.

4. Ҡайһы бер осраҡта һүҙҙәрҙең ҡулланылышында хата китеүе мөмкин.

5. Эштең стиле ярайһы уҡ төҙөк һәм мәғәнәле. Дөйөм алғанда,эштең йөкмәткеһендә 8, телмәрендә 8 кәмселек булыуы мөмкин.

 

 

7 орфографик, 6 пунктуацион йәки 2 орфографик,

13 пунктуацион,

5  грамматик хата

“3”

1. Эш теманан байтаҡ ҡына ситкә тайпылған.

2. Эштең йөкмәткеһе нигеҙҙә дөрөҫ,ләкин фактик,һөйләм төҙөлөшөндә хаталар байтаҡ.

3. Эҙмә-эҙлелек тулыһынса һаҡланмай,һүҙҙәрҙең ҡулланылышында хаталар бар.

4. Эштә йөкмәтке яғынан -15, телмәре яғынан15 хата булыуы мөмкин.

 

 

10 орфографик,13 пунктуацион,

8 грамматик хата

“2”

1. Эш теманы асмай.

2. Бик күп фактик һүҙҙәр ҡулланылышында хаталар ебәрелгән.

3. Эштең бөтә өлөштәрендә лә фекерҙең эҙмә-эҙлелеге боҙолған,һөйләмдәр урынлы ҡулланылмаған,бәйләнеш юҡ.

4. Эштең йөкмәткеһендә-20 ,телмәрендә-20-нән күберәк хата ебәрелгән.

 

 

12-15орфографик,10 пунктуацион,12 грамматик хата.

8 класс

Ат-башҡорттоң яуҙашы.

Ат башҡорт һуғышсыһының айырылғыһыҙ дуҫы,яуҙашы булған.Башҡорт атына шул заман кешеләре ныҡ һоҡланған.Башҡорттар менән күп аралашҡан генерал Чернов былай тип яҙған:”Башҡорттар үҫмер сағынан уҡ аттан айырылмай.Малайҙар дүрт-биш йәштән үк атҡа атлана.Шуның өсөн уларҙың ат өҫтөндә арымауҙары аңлашыла.Үҙ ерҙәренән үткән хөкүмәт кешеләренең экипаждарын һыбай оҙатып барыусы башҡорттарҙы йыш күрергә мөмкин.Арыу-талыуҙы белмәй,алты-ете сәғәт эсендә йөҙ саҡрым һәм унан да күберәк юл үтәләр.Һис бер ҡаршылыҡтан ҡурҡмайҙар: һыуҙы ла улар йөҙөп сыға,ҡуйы урманды ла тәбәнәк аттарының йылғырлығы арҡаһында бик шыма уҙа,текә үрҙе лә ,уйһыу ерҙе лә башҡорт атынан төшмәй сыға,ҡыҫҡаһы,йәйәү кеше йөрөй алған ерҙән ул һис ҡыйынлыҡһыҙ һыбай үтә.Аттары бөтә талаптарға яуап бирә: еңел кәүҙәле,сыҙам,ҡурҡыу белмәй,шул уҡ ваҡытта түҙемле,йыуаш һәм арзан тора.”

         Егет менән атты халыҡ һәр саҡ айырылғыһыҙ бер бөтөн итеп ҡараған.Йырҙа ла улар һәр саҡ йәнәш ҡуйыла.Мәҫәлән:

  Алыҫтарҙан күгәреп,ай,күренә

Ирәндеккәй тауҙың аҡ ташы.

       Ҡайҙа ғына бармай,ниҙәр күрмәй

Ир-егеткәй менән ат башы. (Ә.Әсфәндиәров)

Эш.

Башҡорт аттары тураһында белгәндәрегеҙҙе өҫтәп яҙығыҙ.Тағы ла ниндәй йырҙарҙа ат образы осрай.

Инша һәм изложениеларҙы баһалау.

Билдәләр

Баһалауҙың төп критерийҙары

 

Йөкмәтке һәм телмәр

           Грамоталылыҡ

“5”

1.Эштең йөкмәткеһе темаға тулыһынса тап килә.

2.Фактик хаталар юҡ.

3.Йөкмәтке эҙмә-эҙлекле асыла.

4.Эштең һүҙлеге бай.

5.Стиль һәм мәғәнәүи яҡтан текст камил. Эштә йөкмәтке яғынан-5,телмәр яғынан 5 кәмселек булырға мөмкин.

 

3орфографик,  3 пунктуацион йә 4 грамматик хата булыуы мөмкин.

“4”

1 .Эштең йөкмәткеһе нигеҙҙә темаға тура килә (бер ни тиклем тайпылыштар бар).

2. Йөкмәтке дөрөҫ,ләкин ҡайһы бер фактик,һөйләм төҙөлөшөндә хаталар бар.

3. Фекер ебендә бер ни тиклем эҙмә-эҙлелек боҙолған.

4. Ҡайһы бер осраҡта һүҙҙәрҙең ҡулланылышында хата китеүе мөмкин.

5. Эштең стиле ярайһы уҡ төҙөк һәм мәғәнәле. Дөйөм алғанда,эштең йөкмәткеһендә 8, телмәрендә 8 кәмселек булыуы мөмкин.

 

 

7 орфографик, 6 пунктуацион йәки 2 орфографик,

13 пунктуацион,

5  грамматик хата

“3”

1. Эш теманан байтаҡ ҡына ситкә тайпылған.

2. Эштең йөкмәткеһе нигеҙҙә дөрөҫ,ләкин фактик,һөйләм төҙөлөшөндә хаталар байтаҡ.

3. Эҙмә-эҙлелек тулыһынса һаҡланмай,һүҙҙәрҙең ҡулланылышында хаталар бар.

4. Эштә йөкмәтке яғынан -15, телмәре яғынан15 хата булыуы мөмкин.

 

 

10 орфографик,13 пунктуацион,

8 грамматик хата

“2”

1. Эш теманы асмай.

2. Бик күп фактик һүҙҙәр ҡулланылышында хаталар ебәрелгән.

3. Эштең бөтә өлөштәрендә лә фекерҙең эҙмә-эҙлелеге боҙолған,һөйләмдәр урынлы ҡулланылмаған,бәйләнеш юҡ.

4. Эштең йөкмәткеһендә-20 ,телмәрендә-20-нән күберәк хата ебәрелгән.

 

 

12-15орфографик,10 пунктуацион,12 грамматик хата.

9-класс

Ағиҙел менән Яйыҡ.

Яйыҡ,Һаҡмар,Ағиҙел,Ҡариҙел,Нөгөш,Оло Эйек,Кесе Эйек-бөтәһе лә бер яҡтаныраҡ сыҡҡандар.Улар борон һөйләшә лә белгәндәр,ти.Былар һүҙ ҡуйышҡандар:”Бөтәбеҙ ҙә бер яҡҡа ағып барайыҡ.Берәй ерҙә ҡушылырбыҙ.”Шулай итеп,улар Урал буйлап ағып киткәндәр.

Яйыҡ яй ғына ағып төшөп киткән.Уның юлында ҡаршылыҡ булмаған.

Эйек менән Һаҡмарҙың юлында тауҙар осраған.Ләкин күп булмаған.Улар ялан ергә килеп еткәндәр ҙә ҡушылғандар.

Ағиҙел менән Ҡариҙелдең юлында текә-текә тауҙар,ҡая таштар күп осраған.Улар һуңлап килгән.Ағиҙел тегеләргә ҡысҡыра икән:

-Эй,һеҙ ҡайһы яҡҡа киттегеҙ?

Эйек менән Һаҡмар тауыш бирәйек тип тырышһалар ҙа,Яйыҡ уларҙы тыйған.

-Өндәшмәгеҙ,өндәшмәгеҙ.Беҙгә ҡушылмаһын.Китһен әйҙә үҙ юлы менән.

Ағиҙелгә тау-таш араһында бик күп йылғалар ҡушылған.Ул мул һыулы булып киткән.Яйыҡ Ағиҙелдән ҡурҡҡан.Көслө булһа,маҡтаныр,үҙ исемен ҡушыр,тип уйлаған.

Ағиҙел һаман киткән.Ул Көнгәк эргәһенән ҡырҡа боролоп,икенсе яҡҡа юл алған.Юлда уға бик күп йылғалар ҡушылған.Ҡариҙелде юлдаш итеп алып,УлКамаға барып юлыҡҡан.Унан Иҙелгә,Иҙелдән Каспийға барып төшкән.Ағиҙел бик ҙур,ә Яйыҡ бәләкәй генә ,ти.

Шулай итеп көнләшеү арҡаһында Яйыҡ һай һыулы булып ҡалған.Унда караптар ҙа йөҙә алмаған.Ә Ағиҙелдә,Ҡариҙелдә пароходтар йөрөп тора.

Ошо хикәйәтте һөйләй ҙә боронғолар,көнләшергә ярамай,ти торғайнылар.(Башҡорт халыҡ ижады).

Инша һәм изложениеларҙы баһалау.

Билдәләр

Баһалауҙың төп критерийҙары

 

Йөкмәтке һәм телмәр

           Грамоталылыҡ

“5”

1.Эштең йөкмәткеһе темаға тулыһынса тап килә.

2.Фактик хаталар юҡ.

3.Йөкмәтке эҙмә-эҙлекле асыла.

4.Эштең һүҙлеге бай.

5.Стиль һәм мәғәнәүи яҡтан текст камил. Эштә йөкмәтке яғынан-5,телмәр яғынан 5 кәмселек булырға мөмкин.

 

3орфографик,  3 пунктуацион йә 4 грамматик хата булыуы мөмкин.

“4”

1 .Эштең йөкмәткеһе нигеҙҙә темаға тура килә (бер ни тиклем тайпылыштар бар).

2. Йөкмәтке дөрөҫ,ләкин ҡайһы бер фактик,һөйләм төҙөлөшөндә хаталар бар.

3. Фекер ебендә бер ни тиклем эҙмә-эҙлелек боҙолған.

4. Ҡайһы бер осраҡта һүҙҙәрҙең ҡулланылышында хата китеүе мөмкин.

5. Эштең стиле ярайһы уҡ төҙөк һәм мәғәнәле. Дөйөм алғанда,эштең йөкмәткеһендә 8, телмәрендә 8 кәмселек булыуы мөмкин.

 

 

7 орфографик, 6 пунктуацион йәки 2 орфографик,

13 пунктуацион,

5  грамматик хата

“3”

1. Эш теманан байтаҡ ҡына ситкә тайпылған.

2. Эштең йөкмәткеһе нигеҙҙә дөрөҫ,ләкин фактик,һөйләм төҙөлөшөндә хаталар байтаҡ.

3. Эҙмә-эҙлелек тулыһынса һаҡланмай,һүҙҙәрҙең ҡулланылышында хаталар бар.

4. Эштә йөкмәтке яғынан -15, телмәре яғынан15 хата булыуы мөмкин.

 

 

10 орфографик,13 пунктуацион,

8 грамматик хата

“2”

1. Эш теманы асмай.

2. Бик күп фактик һүҙҙәр ҡулланылышында хаталар ебәрелгән.

3. Эштең бөтә өлөштәрендә лә фекерҙең эҙмә-эҙлелеге боҙолған,һөйләмдәр урынлы ҡулланылмаған,бәйләнеш юҡ.

4. Эштең йөкмәткеһендә-20 ,телмәрендә-20-нән күберәк хата ебәрелгән.

 

 

12-15орфографик,10 пунктуацион,12 грамматик хата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...