Родной язык. 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Власова Любовь Евгеньевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_8.docx42.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селенгинская средняя общеобразовательная школа»

 (наименование общеобразовательного учреждения)

Рассмотрена на методическом объединении

Руководитель ШМО

_____________/____________________________/

Протокол №______от «_____»____________2019  

Утверждаю:

Директор МБОУ «Селенгинская СОШ»

____________/С.С. Шалькова/

 Приказ №____от«_____»_________2019

Одобрена Методическим Советом школы:

Председатель МС школы

___________/________________ /

Протокол №______от «_____»____________2019

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО                                                    РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(наименование дисциплины)

НАЗВАНИЕ КУРСА                      РОДНОЙ ЯЗЫК

   

КЛАСС                                            8

УЧЕБНЫЙ ГОД                             2019-2020

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ               34

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ        ВЛАСОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ, СТАЖ 21 ГОД

(ФИО, уч. степень, звание, должность, стаж педагогической работы)

с. Солонцы

2019

Пояснительная записка

      Нормативную правовую основу программы по учебному предмету «Родной язык» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. No 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона No 185-ФЗ);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. No 1577);
  • Примерная  программа  по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования  (Протокол от 31 января 2018 года №2/18)
  • Учебник для общеобразовательных учреждений:  Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И., Вербицкая Л. А., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Казакова Е. И., Васильевых И. Русский родной язык.  9 класс. - М., «Учебная литература», «Просвещение»,  2018

  Место учебного предмета « Родной язык» (русский) в учебном плане:

     Программа по русскому родному языку  предусматривает изучение  на этапе основного общего образования в 9 классе в объеме 34 часа  (1 час в неделю)

Цели и задачи изучения учебного предмета « Родной язык» (русский):

     Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

      В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота;
  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • осознание национального своеобразия русского языка;
  • формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
  • воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
  • овладение культурой межнационального общения;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Важнейшими задачами курса являются:

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
  • формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

       

Особенности программы:

     Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения еѐ к культурно-историческому опыту человечества.

     Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

      Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

      Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Планируемые результаты:

     Программа направлена на достижение ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Личностные:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного Образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

Обучающийся научится:

  • понимать  взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
  • осознавать роль русского родного языка в жизни человека; языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
  • овладевать основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
  • приобретёт опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации).

Обучающийся получит возможность научиться определять:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
  • основные признаки стилей языка; признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;

Содержание учебного предмета

Тема 1. Язык и культура.

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.

 Тема 2. Культура речи .Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.  Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).  Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).  Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Речевой этикет Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул. 

Тема 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Текст как единица языка и речи Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.  Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.

 Тема 4. Обобщение. Повторение изученного. Лексика. Фразеология. Лексические нормы. Орфоэпия. Нормы ударения в русском языке. Грамматика. Грамматические нормы. Текст. Структура текста.

Тематическое планирование

Название разделов

Количество часов

Всего

Развитие речи

Контрольные работы

1

Язык и культура

10

3

1

2

Культура речи

10

2

1

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

11

3

1

4

Обобщение

3

Итого

34

8

3

Календарно-тематическое планирование

Дата план

Дата факт

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

  1. Язык и культура – 10 часов

1

Исконно русская лексика

1

2

Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

1

3

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.

1

4

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

1

5

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.

1

6

Называние другого и себя. Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.

1

7

РР: Работа над проектом по разделу «Язык и культура»

1

8

РР: Защита проекта по разделу «Язык и культура»

1

9

РР: Сочинение научного стиля по разделу «Язык и культура»

1

10

Контрольная работа по теме

1

  1. Культура речи – 10 часов

11

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

12

Типичные орфоэпические ошибки в современной речи

1

13

Контрольная работа: типичные орфоэпические ошибки в современной речи

1

14

Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

1

15

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

16

Терминология и точность речи. Нормы и особенности употребления терминов в различных стилях речи

1

17

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.

1

18

Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).  

1

19

РР: Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете.

1

20

РР: Защита проекта « Речевые ляпы»

1

  1. Речь. Речевая деятельность. Текст – 11 часов

21

Язык и речь. Виды речевой деятельности Эффективные приёмы слушания.

1

22

Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.

1

23

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств.

1

24

Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

1

25

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

1

26

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности.

1

27

РР. Реферат. Слово на защите реферата.

1

28

РР. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.

1

29

Язык художественной литературы.

1

30

РР. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника.

1

31

Контрольная работа: «Стили речи. Цели, форма реализации, языковые средства. Текст выбранного учеником стиля речи»

1

  1. Обобщение – 3 часа

32

Лексика. Фразеология. Лексические нормы. Орфоэпия. Нормы ударения в русском языке

1

33

Грамматика. Грамматические нормы.

1

34

Текст. Структура текста.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Материалы для участия  во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...

Презентация по родному русскому языку на тему "Роль родного языка в жизни общества." (6 класс)

Презентация подготовлена мною для урока родного русского языка и литературы, где есть интересные задания, увлекательный материал и много новой информации для обучающихся....

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Материалы на Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел" учителя родного( чувашского) языка и литературы МБОУ "Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ" Зайцевой А.П.

Заявка для участия в заочном туре Всероссийского конкурса Туган тел.Согласие на бработку персональных данных.Сочинение - эссе "Мои методические находки".Портфолио. Материалы по воспитат...

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...