Родной язык.9 класс
рабочая программа (9 класс)

Власова Любовь Евгеньевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrya_9.docx54.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селенгинская средняя общеобразовательная школа»

 (наименование общеобразовательного учреждения)

Рассмотрена на методическом объединении

Руководитель ШМО

_____________/____________________________/

Протокол №______от «_____»____________2019

Утверждаю:

Директор МБОУ «Селенгинская СОШ»

____________/С.С.Шалькова/

Приказ №____от«_____»_________2019

Одобрена Методическим Советом школы:

Председатель МС школы

___________/________________ /

Протокол №______от «_____»____________2019

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО                                                      РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(наименование дисциплины)

НАЗВАНИЕ КУРСА                      РОДНОЙ ЯЗЫК

   

КЛАСС                                           9

УЧЕБНЫЙ ГОД                             2019-2020

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ                34

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ        ВЛАСОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ, СТАЖ 21 ГОД

(ФИО, уч. степень, звание, должность, стаж педагогической работы)

с. Солонцы

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Нормативную правовую основу программы по учебному предмету «Родной язык» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. No 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона No 185-ФЗ);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. No 1577);
  • Примерная  программа  по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования  (Протокол от 31 января 2018 года №2/18)
  • Учебник для общеобразовательных учреждений:  Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И., Вербицкая Л. А., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Казакова Е. И., Васильевых И. Русский родной язык.  9 класс. - М., «Учебная литература», «Просвещение»,  2018

  Место учебного предмета « Родной язык» (русский) в учебном плане:

     Программа по русскому родному языку  предусматривает изучение  на этапе основного общего образования в 9 классе в объеме 34 часа  (1 час в неделю)

Цели и задачи изучения учебного предмета « Родной язык» (русский):

     Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

      В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота;
  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • осознание национального своеобразия русского языка;
  • формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
  • воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
  • овладение культурой межнационального общения;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Важнейшими задачами курса являются:

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
  • формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

       

Особенности программы:

     Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения еѐ к культурно-историческому опыту человечества.

     Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

      Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

      Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Планируемые результаты:

     Программа направлена на достижение ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Личностные:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного Образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

Обучающийся научится:

1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

  • осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
  • осознавать роль русского родного языка в жизни человека;
  • осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
  • понимать и истолковать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
  • понимать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
  • понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
  • понимать и истолковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
  • понимать и истолковать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знать источники крылатых слов и выражений; правильно употреблять пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
  • понимать характеристику лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимать  процессы  заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; давать характеристику заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавать старославянизмы, понимать  роль старославянского языка в развитии русского литературного языка; давать стилистическую характеристику старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
  • понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; иметь общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
  • понимать причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определять значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определять значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
  • определять различия между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимать национально-культурного своеобразия диалектизмов;
  • осознавать изменения в языке как объективного процесса; понимать внешние и внутренние факторы языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
  • соблюдать  нормы русского речевого этикета; понимать национальную специфику русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
  • использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари устаревших слов, словари иностранных слов, фразеологические словари, этимологические фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений.

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

  • осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировать речь с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
  • соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
  • стремиться к речевому самосовершенствованию;
  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
  • осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
  • научатся соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка:
  • научатся произношению имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;
  • научатся осознанию смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
  • научатся различению произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;
  • научатся различению вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
  • научатся употреблению слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
  • научатся пониманию активных процессов в области произношения и ударения;

3. Соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

научатся правильности выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

  • научатся нормам употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употреблению слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употреблению терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознаванию частотных примеров тавтологии и плеоназма;
  • научатся различению стилистических вариантов лексической нормы;
  • научатся употреблению имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
  • научатся употреблению синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
  • научатся различению типичных речевых ошибок;
  • научатся редактированию текста с целью исправления речевых ошибок;
  • научатся выявлению и исправлению речевых ошибок в устной речи;

4. Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

  • научатся употреблению заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употреблению заимствованных несклоняемых имён существительных; склонению русских и иностранных имен и фамилий; названий географических объектов‚ употреблению отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных (в рамках изученного); склонению местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употреблению имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употреблению в речи однокоренных слов разных частей речи; согласованию сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласованию сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода; согласованию сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласованию определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построению словосочетаний по типу согласования; управлению предлогов благодаря, согласно, вопреки; употреблению предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употреблению предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построению простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
  • научатся определению типичных грамматических ошибок в речи;
  • научатся различению вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;
  • научатся различению вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;
  • научатся правильному употреблению имён существительных, прилагательных, глаголов с  учётом вариантов грамматической нормы;
  • научатся правильному употреблению синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактированию текста с целью исправления грамматических ошибок;
  • научатся выявлению и исправлению грамматических ошибок в устной речи;

5. Соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;

  • научатся соблюдению этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов  этикетного  общения, лежащих в основе национального речевого этикета;
  • научатся соблюдению русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
  • научатся использованию в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;
  • научатся использованию при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
  • научатся соблюдению норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
  • научатся пониманию активных процессов в русском речевом этикете;

6. Соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

7. Соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);

8. Работа со словарями:

  • научатся использованию толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;
  • научатся использованию орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
  • научатся использованию словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
  • научатся использованию грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознаванию вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
  • использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

8.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

  • научатся владеть различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • научатся владеть различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • научатся дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
  • научатся соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;  определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
  • научатся проведению анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);
  • научатся владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;
  • научатся владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
  • научатся уместному использованию коммуникативных стратегий и тактик: устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранению  инициативы в диалоге, уклонению от инициативы, завершению диалога и др.
  • научатся участвовать в беседе, споре, владеть  правилами корректного речевого поведения в споре;
  • научатся строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензия на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
  • научатся владеть умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
  • научатся созданию устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;
  • научатся созданию устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
  • научатся созданию текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформлению реферата в письменной форме и представлению его в устной форме;
  • научатся чтению, комплексному анализу и созданию текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
  • научатся чтению, комплексному анализу и интерпретации текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определению фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций;
  • научатся созданию объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем;
  • научатся оцениванию устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, пониманию основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оцениванию собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • научатся редактированию собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлению чернового и отредактированного текстов.

При изучении предметной области «Родной язык и родная литература» обучающийся получит возможность научиться:

  • относиться к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включиться  в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщиться к литературному наследию своего народа;
  • приобщиться к свершениям и традициям своего народа;
  • осознавать  историческую преемственность поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • обогатить активный и потенциальный словарный запас,  культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • получить знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоить базовые понятия лингвистики, формировать  аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Содержание учебного предмета «Родной (русский)  язык»

Разделы

Содержание

«Язык и культура»

Взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа; национально-культурная специфика русского языка; овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского народа России, овладение культурой межнационального общения.

«Культура речи»

Использование русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм;

развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

«Речь. Речевая деятельность. Текст»

Виды речевой деятельности в их взаимосвязи устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Тематическое планирование

Название разделов

Количество часов

Всего

Развитие речи

Контрольные работы

1

Язык и культура

9

1

1 тест

2

Культура речи

8

2

1

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

15

4

1

4

Обобщение

2

1

Итого

34

10

3

Календарно-тематическое планирование

Дата план

Дата факт

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

  1. Язык и культура – 9 часов

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.

1

2

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка.

1

3

Исконно русская лексика.

1

4

Русский язык как развивающееся явление.

1

5

РР: Составить высказывание о языке

1

6

Связь исторического развития языка с историей общества.

1

7

Словообразовательные неологизмы в   современном русском языке.

1

8

Словообразовательные архаизмы в современном русском языке.

1

9

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. Контрольный тест.

1

  1. Культура речи – 8 часов

10

Нормы   современного русского литературного языка

1

11

Основные орфоэпические нормы

1

12

Основные лексические нормы.

1

13

Основные грамматические нормы

1

14

РР: Речевой этикет в деловом общении.

1

15

Правила сетевого этикета

1

16

РР: Невербальный (несловесный) этикет общения.

1

17

Контрольная работа по теме «Культура речи»

1

  1. Речь. Речевая деятельность. Текст – 15 часов

18

Основные методы, способы  и средства получения, переработки информации.

1

19

РР: Чтение текста научного стиля

1

20

Эффективные приёмы слушания и говорения.

1

21

Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.

1

22

РР: Составление текста по заданной тематике

1

23

РР: Описание фотографии

1

24

Функциональные разновидности языка.

1

25

Разговорная речь. Беседа. Спор

1

26

Структура аргументации: тезис, аргумент.

1

27

Доказательство и его структура.

1

28

РР: Аргументация предложенного тезиса и собственного мнения

1

29

Научно-публицистический стиль и его жанры. Научное сообщение.

1

30

Публицистический стиль и его жанры.

1

31

Эссе.

1

32

Контрольная работа по теме

1

  1. Обобщение – 2 часа

33

РР: Итоговое сочинение

1

34

Обобщающий урок

1

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет: родной язык

Класс: 9

Учитель: Власова Л.Е.

2019-2020 учебный год

№ урока

Тема

Кол-во часов

Причина корректировки

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Материалы для участия  во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...

Презентация по родному русскому языку на тему "Роль родного языка в жизни общества." (6 класс)

Презентация подготовлена мною для урока родного русского языка и литературы, где есть интересные задания, увлекательный материал и много новой информации для обучающихся....

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Материалы на Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел" учителя родного( чувашского) языка и литературы МБОУ "Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ" Зайцевой А.П.

Заявка для участия в заочном туре Всероссийского конкурса Туган тел.Согласие на бработку персональных данных.Сочинение - эссе "Мои методические находки".Портфолио. Материалы по воспитат...

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...