ЭССЕ «Мои педагогические находки» (к конкурсу «Учитель года – 2020»)
материал

Донгак Уран Ыспан-ооловна
Эссе «Мои педагогические находки» Учителя родного (тувинского) языка и родной (тувинской) литературы МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ Донгак У.Ы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл essechb.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Мои педагогические находки»

Учителя родного (тувинского) языка и

 родной (тувинской) литературы

МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ

Донгак У.Ы.

Легко следовать правильно за тем, кто правильно идёт впереди.

Ян  Амос  Коменский

          Каждый человек в жизни руководствуется своими принципами, каждого манят свои мерцающие вдали огни-маяки. С разными целями приходят люди и в профессию. Но, пожалуй, нет сферы, в которой эти цели так призрачны и так труднодостижимы, как в педагогике. В ней непросто состояться. Рутина ежедневных обязанностей, бесконечные уроки в школе  и дома, огромная ответственность за жизни и судьбы детей. Но над всем этим, ежедневным и затягивающим, тяжелым и выбивающим из сил, есть вещи совсем другой категории: пытливые и настороженные глаза детей, внимающих каждому слову любимого учителя, благодарные слова выпускников и их родителей, ощущение легкости и необыкновенного удовольствия от получившегося урока, от состоявшейся дискуссии, от неожиданных открытий своих учеников.

         Вот я  испытываю такие чувства уже 34 года и часто чувствую себя мастером своего дела, все трудности перестают казаться мне такими уж непреодолимыми, появляется желание освоить что-то новое, попробовать себя в каких-то незнакомых ситуациях. В современной школе простор для исследований и творчества огромен, широк и выбор возможностей для совершенствования и демонстрации своего мастерства. Быть учителем языкознания и литератором  – это приоткрытые  действия детям незнакомые грани изучаемой науки, помощь по-новому взглянуть на привычный урок, способность для возникновения у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

            Особенно учителю родного языка и литературы потребуется много усилий от себя, чтобы как-то по современному подойти к разработкам уроков с  использованием новых педагогических технологий. У нашего предмета не так уж много готовых материалов: методических пособий, рабочих тетрадей для школьников, интернет-ресурсов по предмету, электронных учебников  и т.д.  Я в своей практике начала применять на своих уроках технологию «Составление и применение рабочих тетрадей», руководствуясь  на примерах составления рабочих тетрадей по русскому языку и литературе ряд педагогов Л.А.Ахременкова, Л.Л.Страхова, А.И.Бирюкова, Е.В.Ослина.

           В процессе поисков системы учета и контроля знаний по литературе у читателя-учащегося, заданий для самоконтроля, для качественного сдвига в процессе формирования грамотного человека, рабочие тетради представляются одной из перспективных форм. Чтение и анализ художественного произведения являются обязательными для учащегося-читателя. Задания в рабочих тетрадях, предполагающие умение определить авторское слово, увидеть точную изобразительную деталь, развивает воображение, адекватную реакцию на художественный текст, что в конечном результате способствует формированию и углублению читательской культуры. В нынешних учебниках по родной литературе задания для литературного анализа текста очень мало и не вариативно составлено. Мною разрабатываемые рабочие тетради дает возможность оценить учащихся всех и каждого в отдельности, и это знание будет стимулировать духовный рост личности на основе развития читательского интереса и культуры всего общества.

         По данной методике, для обмена опытом, мною проведены открытые уроки, мастер-классы, доклады для учителей республики. Прочитаны  доклады и распространены выставки в научно-практической конференции ТывГУ, ТИРО, где сейчас многие учителя-коллеги стали применять мою методику составления рабочих тетрадей по родному языку и литературе.

          Этот новый вид работы с текстом привлек внимание обучающихся, вызвал необходимость более внимательного и вдумчивого прочтения текстов, стимулировал интерес к художественной форме, а главное – помог увидеть, что литература – это искусство СЛОВА.

               Я – Учитель родного языка, языка своих детей на родном языке на своей родной земле. Я – Любовь и Преданность, Вера и Терпение. Я – учитель и ученик, воспитатель и воспитанник. Я – улыбка будущего и факел сущего.

И под конец продемонстрирую вам некоторые творческие задания в рабочих тетрадях.

«Боданып харыыла»

Силерниӊ бодап турарыӊар-биле эӊ-не солун чогаалдарны бижээн  чогаалчылар кымнарыл? Чүге ынчаар бодап турар силер?

Чогаалчыныӊ ады

Чогаалыныӊ ады

Чогаалды номчукчунуӊ сонуургай бээр чылдагааны

«Кысказы-биле шын харыыла»

Дараазында таблицаны долдуруӊар.

Маадырныӊ  ады

Чогаалдыӊ ады

Чогаалдыӊ жанры

Саглай

Ѳнер-оол

Маадыр

Торга

Кѳкей

Портфель

Хек

Арбай

Шинчилел ажылы

  1. Тоолчургу чугаага даянып, “Адыг-Түлүш деп ызыгуур”деп шинчилел ажылындан кылыӊар. Планын тургузуп алгаш, башкыга хынадып алыӊар.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Чыргакыда “Теве-Адар” деп аттан ѳске кандыг топонимнер барын “Кыс-Халыыр” деп номдан тып бижиӊер.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Чогаал теориязын катаптаалы»

  1. Ийиги абзацты номчааш, дараазында таблицага Агар-Сандан ыяшты чураан метафораларны  киир бижиӊер.

Агар-Сандан ыяштыӊ бодараан девискээри

Метафоралар

«Боданып харыыла»

  1. Дараазында үзүндүде кымныӊ чугаазы-дыр? Хѳй сек орнунга турза чогуур сѳстерин киир бижиӊер.

...Мен болза силер бүгүдээниң түмен чылда түрээн ... , төккен ..,,  аккан ..,,  түрлүг, күштүг ... төрүттүнген мен, ... кылыр амытанга ... үстүп, соглуп болбас ... ыяш мен!  

Из этих разработок можно рассмотреть рабочую тетрадь как средство развития познавательной активности и организации  самостоятельности работы учащихся и на уроках, и на занятиях дома. 

МБОУ Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

                                                                                                                   

     

ЭССЕ

«Мои педагогические находки»

(к конкурсу «Учитель года – 2020»)

Выполнил(а): Донгак У.Ы.,

учительница родного языка и литературы

Чыраа-Бажы - 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на конкурс "Учитель года - 2020"

Эссе познакомит вас с моими педагогическими принципами, убеждениями....

Эссе на конкурс "Учитель года - 2020"

Эссе на тему: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»....

Эссе на конкурс "Учитель года - 2020"

Эссе на конкурс "Учитель года - 2020"...

Эссе "Учить учиться!" на конкурс "Учитель года 2020".

Конкурсное задание - эссе учителя английского языка на "Учитель года 2020"....

Эссе "Учить учиться!" на конкурс "Учитель года 2020"

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания....

Эссе на тему "Я - Учитель!", конкурсный материал участника конкурса "Учитель года 2020 г."

Участие в конкурсе "Учитель года 2020 г". Эссе натему : "Я - Учитель!...