Технологическая карта урока родного языка в 5 классе на тему: «Звукопись в стихотворениях о Великой Отечественной войне».
методическая разработка (5 класс)

Никифорова Кристина Артуровна

Технологическая карта урока родного языка в 5 классе на тему: "Звукопись в стихотворениях о Великой Отечественной войне".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uchebnogo_zanyatiya.docx299.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока родного языка в 5 классе

на тему:

«Звукопись в стихотворениях о Великой Отечественной войне»

Цель: осмысление понятий «аллитерация» и «ассонанс» через изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с современными лирическими произведениями о Великой Отечественной войне, научить видеть в текстах аллитерацию и ассонанс, понимать их роль.
  • Воспитательные: воспитывать чувство гордости за подвиги героев Великой Отечественной войны, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения, патриотизм.
  • Развивающие: развивать интерес к настоящему и будущему своей страны, формирование исторической памяти, а также развивать умение анализировать и делать выводы в процессе обучения.

Регулятивные УУД: 

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: 

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: 

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
  • используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методические приемы: беседа, выразительное чтение, анализ стихотворения, словарная работа, прослушивание аудиозаписи.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, карточки со стихотворениями, карточки и коробка «мыслей».

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный этап.

Цель: активизировать учащихся, проверить готовность учащихся к уроку.

─ Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Поприветствуйте друг друга. Присаживайтесь. Начинаем урок. 

Ребята, запишите, пожалуйста, транскрипцию словосочетания «дышало тишиной».

Над каким разделом языка мы с вами поработали? Что изучается в разделе фонетика? А задумывались ли вы о том, что звуки обладают волшебной силой, превращают наш язык в певучий, мелодичный и красивый?

Приветствие детей.

Записывают.

Отвечают на вопросы.

1) Регулятивные: волевая саморегуляция.

2) Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть...).

3) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: включение в учебную деятельность на лично-значимом уровне.

Посмотрите на эпиграф к уроку (Слайд 2).

«Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось»

(С. Щипачев)

Ребята, как вы думаете, о чем эти строки? Что необычного вы видите в них? Посмотрите внимательно на согласные и гласные звуки. Повтор каких согласных и гласных звуков передает нам ощущение тишины, спокойствия?

Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне? Какова же цель нашего сегодняшнего занятия?

Смотрят, отвечают на вопросы, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Учащиеся определяют цель урока. Составляют план и последовательность действий.

1) Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

2) Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные: моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Актуализация знаний.

Цель: расширить представление о патриотизме; формировать гражданскую позицию детей.

Давайте послушаем с вами «Песню фронтового шофера».

Какие эмоции вызывает у вас эта песня? Какие звуки в словах песни выделялись отчетливо и часто?

Давайте вернемся к нашему эпиграфу и вспомним, что необычного мы заметили в этих строках. Ребята, мы с вами подошли к определению понятий «аллитерация» и «ассонанс». Данные понятия относятся к звукописи.

Звукопись – это система средств и приемов звуковой организации произведения, позволяющая автору на фонетическом (звуковом) уровне речи создать нужное эмоциональное впечатление [1].

Дети слушают.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся: частый повтор некоторых согласных и гласных звуков. Слушают.

1) Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические: анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Первичное усвоение новых знаний.

Цель: познакомить обучающихся с новыми понятиями.

Ребята, откроем с вами тетрадочки и запишем определения новых понятий.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении) [2].

Ассонанс — повторение одинаковых гласных. Ассонанс преследует те же цели, что и аллитерация (см. это слово), и является подобно последней, часто при том сочетаясь с ней, могучим средством выразительности поэтического языка [3].

Как вы считаете, какую роль играют данные средства выразительности в стихотворениях?

Записывают в тетради определения понятий.

Ответы обучающихся.

1) Познавательные: умение структурировать знания и строить речевые высказывания.

2) Коммуникативные: слушать собеседника, строить высказывания,

полно и ясно выражать свои мысли.

Первичная проверка понимания.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Ребята, перед вами находятся карточки со стихотворением Александра Алексеевича Жарова «Грустные ивы» (Приложение 1).

Найдите аллитерацию и ассонанс. Для чего автор использовал повтор этих звуков в своем стихотворении? Какую атмосферу он хотел передать?

Слушают.

Ответы учащихся (например: аллитерация –повтор [р] для того, чтобы передать атмосферу начавшейся войны, рокот и стрельбу, нарушение мирной тишины).

Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция.

Первичное закрепление.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

Ребята, перед вами карточки с пропущенными буквами в тексте стихотворения А. Яшина «Назови меня именем светлым» (Приложение 2).

Вставьте и затем назовите букву. Какой звук она обозначает? Какую роль он играет в стихотворении? Как называется такое явление?

А теперь поделитесь на 2 группы. Посмотрите на восстановленный текст. Первая группа ищет в первых двух столбиках ассонанс, вторая группа в последних двух столбиках. Сформулируйте, пожалуйста, ответ на вопрос: для чего автор использует в своем тексте повтор гласных звуков (ассонанс).

Смотрят и отвечают на вопросы.

Делятся на 2 группы. Выполняют задание. Отвечают на вопрос.

1) Личностные: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.

2) Коммуникативные: интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой.

3) Регулятивные: оценка своей деятельности.

Контроль усвоения.

Цель: интериоризировать учащимся новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия.

Присядьте обратно на свои места. Ребята, теперь давайте закрепим полученные нами знания. Перед вами лежат еще одни карточки со стихотворением «Никто не забыт» (Приложение 3). Самостоятельно находим и подчеркиваем в нем аллитерацию одной чертой, ассонанс двумя.

А теперь обсудим, что у вас получилось.

Находят и записывают в тетради.

Участвуют в обсуждении.

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: инструктаж по выполнению домашней работы.

Выучить наизусть стихотворение А. Шамарина «Никто не забыт». Выучить определения терминов «аллитерация» и «ассонанс».

Учащиеся записывают домашнее задание и задают по необходимости вопросы.

Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. 

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель: оценить результаты собственной деятельности; подвести итог проделанной на уроке работе.

Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Где вам это пригодится? Важна ли данная тема в наше время?

Запишите, пожалуйста, ваши мысли на листочках (Приложение 4), находящихся перед вами. В конце урока положите карточки в коробочку «с мыслями».

Отвечают на вопросы.

Записывают мысли.

1) Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

2) Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Список источников:

  1. https://slovar.cc/lit/term/2145137.html 
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F 
  3. https://rus-literary-terms.slovaronline.com/55-%D0%90%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81 
  4. https://www.stihi.ru/2014/04/10/7049 

Приложение 1

Грустные ивы

Грустные ивы склонились к пруду,
Месяц плывёт над водой.
Там, у границы, стоял на посту
Ночью боец молодой.

В грозную ночь он не спал, не дремал,
Землю родную стерёг.
В чаще лесной он шаги услыхал
И с автоматом залёг.

Чёрные тени в тумане росли,
Туча на небе темна...
Первый снаряд разорвался вдали -
Так начиналась война.

Трудно держаться бойцу одному,
Трудно атаку отбить.
Вот и пришлось на рассвете ему
Голову честно сложить.

Грустные ивы стоят у пруда,
Месяц глядит с вышины...
Сонному берегу шепчет вода
Имя героя страны.

Вместе с победой спокойные дни
В эти вернулись края.
Ночью на тихой заставе огни
Вновь зажигают друзья.

(А.А. Жаров)

Приложение 2

Назови меня именем …ветлым,

Чи…тым именем назови –

Доне…ётся, как пе…ня, с ветром

До окопов голо… любви.

Я …квозь грохот тебя у…лышу,

…новиденья за явь приму.

Хлынь дождём на шумную крышу,

Ночью ставни открой в дому.

Пуля …валит в …тепи багровой –

Хоть на миг …держи …уховей,

Помяни меня добрым …ловом,

…тынуть буду – теплом повей.

Появи…ь, отведи туманы,

Опу…ти…ь ко мне на траву,

Подыши на …вежие раны –

Я почувствую,

оживу.

(А. Яшин «Назови меня именем светлым»)

Приложение 3

Никто не забыт
«Никто не забыт и ничто не забыто»
- Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города...
Мир нужен на земле всегда!

(А. Шамарин)

Приложение 4

Карточка «мыслей»

https://i.ya-webdesign.com/images/speech-bubble-png-2.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

В презентации рассказывается о поэтах-фронтовиках и произведениях, которые они создавали на фронте....

Конспект урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Здесь представлен подробный конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"....

Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе на тему "Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войны"

Тема урока : Выполнение эскиза открытки ветеранам Великой Отечественной войныМесто урока в программе: 4 четверть, 30 урок ( по программе В.С.Кузина)...

Технологическая карта урока английского языкав 5 классе по теме "Путешествие по России" по учебнику "Rainbow English" 5 класс

Технологическая карта открытого урока по английскому языку в 5 классе по теме "Путешествие по России" учебник "Rainbow English"...

Технологическая карта урока английского языка 7 класс по теме A true friend УМК Кузовлев

Данная разработка составления для проведения контроля говорения в 7 классе по теме A true friend (Friendship), позволяет заинтересовать учащихся, имеет в себе оригинальные задания, настраивает на диал...

Урок литературы в 6 классе по теме: "Стихи поэтов-фронтовиков о Великой Отечественной войне"

Урок разработан в рамках метапредметного подхода, где учащиеся знакомятся не только со стихами поэтов-фронтовиков, но и пытаются ответить на вопрос: "А заботились ли солдаты на войне о своей душе...

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...