Программа «О сохранении и развитии бурятского языка в МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2021 годы.
проект

Янданова Туяна Пурбоевна

Программа развития МБОУ «Торская СОШ» также  направлена на развитие и сохранение бурятского языка. В настоящее время работают такие проекты как «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии», «Музей-юрта им. Ж.Д. Юбухаева».  Коллективом и учащимися школы проводится огромная работа по сбору материалов для данных проектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_sohraneniyu_i_razvitiyu_bur.yaz_.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

    «Согласовано»                      «Согласовано»                        «Утверждено»                           «Рассмотрено»

____ ____Начальник РУО      ________и.о.директора  школы           _______Предс. УС      _________Пред. ПК

 Комиссарова М.С.                               Янданова И.К.                 Янданов Л.П.                                 Самбуева О.С.

«___»_______2019г.                     «___»_________2019г          «__»________2019 г.            «__»________2019 г.

Программа 

 «О сохранении и развитии бурятского языка в

МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»

 на 2019-2021  годы.

с. Торы, 2019 г.

Паспорт Программы  «О сохранении и развитии бурятского языка в

МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»

 на 2019-2021  годы.

Полное наименование программы.

Программа   «О сохранении и развитии бурятского языка в

МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»

 на 2019-2021  годы.

Основания для разработки Программы.

  • Конституция Российской Федерации (ст.68).
  • Федеральный закон от 25.10.1991года  №1807-1 «О языках народов Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 01.06.2005года №53-ФЗ  «О государственном языке Российской Федерации».
  • Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 года №240-V «Об образовании в Республике Бурятия».
  • Закон Республики Бурятия от 07.03.2014 года №383-V «О мерах поддержки бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия».
  • Постановление от 02.08.2010 №000 об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия».
  • Постановление Правительства Республики Бурятия от 23.06.2014 г. №289 «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия « Сохранение и развитие бурятского языка в республике Бурятия».
  • Трехстороннее соглашение  о сотрудничестве по сохранению и развитию бурятского языка между ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», Министерство образования и науки Республики Бурятия и МО «Тункинский район» от «___»________20___г.

Разработчики Программы.

Администрация и учителя бурятского языка и литературы МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»

Исполнители Программы.

Участники образовательных отношений  МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»

Контроль исполнения Программы.

Управляющий Совет МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа».

Директор МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа».

Заместители директора МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа».

Цель Программы.

Создание условий для дальнейшего сохранения,  гармоничного  развития и популяризации бурятского языка в МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»

Задачи Программы

Задачи:

1)Создание условий для развития и поддержки бурятского языка как национального языка бурятского народа и государственного языка Республики Бурятии;

2) Создание условий  для сохранения, поддержки и развития различных форм образовательной,  культурно-досуговой деятельности, направленных на популяризацию, сохранение и развитие бурятского языка (внеурочные занятия, кружки,  участие в олимпиадах по бурятскому языку, научно-практические конференции, проекты,  круглые столы, фестивали, конкурсы, акции);

3) Повышение социального статуса бурятского языка в селе. Формирование позитивного отношения населения с. Торы к изучению бурятского языка;

4) Содействие в повышении педагогического мастерства учителей бурятского языка;

5) Укрепление материально-технической, учебно-методической базы школы с этнокультурной составляющей дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования.

6) Воспитания чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, любви к земле, людям, содействия повышению роли семьи в  воспитании детей (разработка подпрограммы «Тоонто нютаг» в рамках проекта  «Музей-юрта им. Ж.Д. Юбухаева»);

7) Поддержка талантливых школьников (разработка подпрограммы «Бэлиг» в рамках республиканского проекта  «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии»);

8) Совершенствование сетевого взаимодействия со  школами нижнего образовательного округа (разработка подпрограммы «Найрамдал»)

Сроки реализации

2019-2021 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации  Программы «Школа – центр этнокультурной идентичности»:

1.Осуществление культурно-средового подхода в образовательном процессе школы способствует усвоению и присвоению учеником ценностей природы родного края, родного языка,  Человека этнической культуры, ребенок сам становится носителем родного языка и созидателем культурных ценностей.

2.Развитие познавательной, информационной, коммуникативной, технологической компетентности учащихся в процессе овладения  новыми видами деятельности: эколого-краеведческая, проектно-исследовательская, художественно-творческая, познавательный туризм.

3.   Возрождение и открытие музея села «Музей – юрта им. Ж.Д. Юбухаева» по инициативе школы, открытие аллеи памяти героев  войны и труда, галереи знаменитых людей, облагораживание культового места «Тоеогой аршаан» способствуют изменению социального  и культурного статуса села, что ведет к формированию позитивного отношения родителей, сельского социума  к изучению бурятского  языка и в целом к школе.

4.   Увеличение доли удовлетворенности учащихся, родителей, учителей деятельностью образовательной организации в этно-культурном направлении.

6. Развитие познавательной, информационной, коммуникативной, технологической компетентности учащихся для развития этнокультурной идентичности в процессе овладения новыми видами деятельности.

7. Увеличение аудио- и видеоматериалов, способствующих процессу возрождения и популяризации бурятского языка среди детей и молодежи;

8. Увеличение доли использования электронных учебников бурятского языка нового поколения;

9. Профессионально – личностный рост учителя бурятского языка и литературы.

10.Обобщение и распространение собранного материала в публичных докладах на НПК, на сайтах в сети Интернет, презентация поисково-исследовательской деятельности, создание видеороликов.

Адрес электронной почты.

 torsosh@yandex.ru

Финансирование Программы

Финансирование Программы за счет муниципального бюджета и внебюджетных средств.

Система  организации контроля за реализацией Программы

Информация о ходе выполнения Программы представляется ежегодно на заседаниях Управляющего Совета.

Публичный отчет ежегодно размещается на сайте школы.

Промежуточные итоги обсуждаются ежемесячно на заседаниях педагогического совета.

Управление Программой

Текущее управление Программой осуществляется администрацией школы. Корректировки Программы проводятся методическим и педагогическим советами школы.

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

      Настоящая   Программа разработана на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666, Конституции Республики Бурятия, Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия», Закона Республики Бурятия от 10.06.1992 № 221-XII «О языках народов Республики Бурятия», Закона Республики Бурятия от 07.03.2014           № 383-V «О мерах поддержки бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия».

     В последнее время в Республике Бурятия сохраняется тенденция сокращения численности бурят, владеющих родным языком. Наряду со снижением уровня владения бурятским языком наблюдается сокращение сферы использования бурятского языка, в том числе в условиях повседневного общения населения на работе и в быту.     Также и в нашей школе наблюдается снижение уровня владения бурятским языком нашими учащимися. В данное время в школе обучаются 145 учащихся и 45 воспитанников дошкольных групп, которые изучают  бурятский  язык.

    Наша школа, как образовательная организация,  обеспечивает создание условий для развития и поддержки бурятского языка как национального языка бурятского народа. В настоящее время в школе бурятский язык преподают 4 учителя начальных классов, 2 учителя бурятского языка и литературы в средних и старших классах.  100 % учащихся нашей школы изучают бурятский язык как родной.

    В целях сохранения и развития бурятского языка  в нашей школе проводится большая работа, где  применяются  различные формы образовательной, культурно-досуговой деятельности, направленные на популяризацию, сохранение и развитие бурятского языка:

 - внеурочные занятия (1-4 классы, 5,6,7,8 кл.)

-внеклассные мероприятия;

- драматический кружок ведется  на бурятском языке;

-  участие в олимпиадах по бурятскому языку;

- научно-практические конференции;

-проекты;

-круглые столы;

-фестивали;

-конкурсы.

 

     Программа развития МБОУ «Торская СОШ» также  направлена на развитие и сохранение бурятского языка. В настоящее время работают такие проекты как «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии», «Музей-юрта им. Ж.Д. Юбухаева».  Коллективом и учащимися школы проводится огромная работа по сбору материалов для данных проектов. В целях сохранения и развития бурятского языка в нашей школе традиционно проводятся следующие мероприятия:

  1. Проводятся внеурочные занятия по бурятскому языку  в рамках  ФГОС в 1-8 классах;
  2. Олимпиады по бурятскому языку;
  3. Месячник бурятского языка;
  4. Праздник «Сагаалганай уулзалга»;
  5. Конкурс «Баатар Дангина»;
  6. Конкурс «Будамшуу»;
  7. Участие учащихся в конкурсе «Гуламта», «Бамбарууш»;
  8. НПК «Традиции и обычаи родного края»;
  9. НПК «Легенды родного края»;
  10. Конкурсы стихов писателей Тункинской долины;
  11. Встречи и беседы с писателями Тунки;
  12. Конкурс авторских стихов на бурятском языке «Гуурhаяа туршалга»;
  13. Проводится оформление кабинетов, рекреаций, стендов на бурятском языке.

      В рамках республиканского проекта «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии», коллективом школа проведена большая работа по сбору материалов для проекта. Все 10 разделов данного проекта были  посвящены изучению и сохранению  бурятского языка,  традиций и обычаев бурятского народа.  При сборе материалов для проекта активное участие принимали не только все учащиеся и коллектив школы, но и наши  родители, все  население села, школы района. Проведение таких  мероприятий в школе позволяет повысить интерес обучающихся и взрослого населения к бурятскому языку, культуре, истории родного края, внедрять инновационные технологии в обучение бурятскому языку и литературы, повышать квалификацию учителей  бурятского языка. 

       Но несмотря на предпринятые усилия в деле сохранения и развития бурятского  языка  в нашей школе, не все поставленные ранее цели были достигнуты. По причине наличия целого ряда сдерживающих факторов при реализации языковой политики в школе присутствуют некоторые проблемы:

  1.  Работа по обновлению УМК по бурятскому языку не систематизирована;
  2. Отсутствие комплексного подхода  к решению проблем по сохранению и развитию бурятского языка и культуры.

  1. Кабинет бурятского языка в техническом плане  оснащен недостаточно. Нет интерактивной доски, проектора,  нет интернета в кабинете, что не дает возможность учителю бурятского языка показать учащимся электронный учебник по бурятскому языку.

  1.  Общение  наших  родителей-бурят  со своими  детьми на русском языке.

      Настоящая Программа разработана на основе анализа опыта реализации предыдущих программ (подпрограмм) в рамках Программы развития школы с использованием новых ключевых принципов, призванных обеспечить целостность охвата всех сфер и аспектов по  проблеме  сохранения и развития бурятского языка. Также была изучена эффективность принимаемых мер и результативность воздействия Программ (подпрограмм)  на все основные факторы, от которых зависит жизнеспособность бурятского языка. Данная Программа является основным  решением  вышеназванных проблем по сохранению и развитию бурятского языка в МБОУ «Торская СОШ».

Раздел 2. Основные цели и задачи целевой программы,

сроки и этапы ее реализации

Цель Программы -  создание условий для дальнейшего сохранения,  гармоничного  развития и популяризации бурятского языка в МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа».

Задачи программы:  

1)Создание условий для развития и поддержки бурятского языка как национального языка бурятского народа и государственного языка Республики Бурятии;

2) Создание условий  для сохранения, поддержки и развития различных форм образовательной,  культурно-досуговой деятельности, направленных на популяризацию, сохранение и развитие бурятского языка (внеурочные занятия, кружки,  участие в олимпиадах по бурятскому языку, научно-практические конференции, проекты,  круглые столы, фестивали, конкурсы, акции);

3)  Повышение социального статуса бурятского языка в селе. Формирование позитивного отношения населения с. Торы к изучению бурятского языка;

4)  Содействие в повышении педагогического мастерства учителей бурятского языка;

5) Укрепление материально-технической, учебно-методической базы школы с этнокультурной составляющей дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования.

6)  Воспитания чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, любви к земле, людям, содействия повышению роли семьи в  воспитании детей ( разработка подпрограммы «Тоонто нютаг» в рамках проекта  «Музей-юрта им. Ж.Д. Юбухаева»);

7) Поддержка талантливых школьников (разработка подпрограммы «Бэлиг»  в рамках республиканского проекта  «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии»);

8)  Совершенствование сетевого взаимодействия со  школами нижнего образовательного округа (разработка подпрограммы «Найрамдал»);

Программа реализуется в 2019 – 2021  годах в один этап.

    В результате реализации мероприятий Программы планируется достичь следующих основных показателей результативности:

1) увеличение удельного веса учащихся и воспитанников  с этнокультурной составляющей;

2) увеличение доли учащихся, говорящих на  бурятском  языке;

3) увеличение количества участников мероприятий, направленных на популяризацию, сохранение и развитие бурятского языка (включая население);

4)  увеличение учебно-методической литературы  по  бурятскому языку и литературе, художественной литературы на бурятском языке;

5)  оснащение кабинета бурятского языка оргтехникой, мультимедийным оборудованием, учебной литературой на местном диалекте, авторскими учебно-методическими программами и т.д.;

Раздел 3.  Меры  регулирования и анализ рисков

реализации программы

Выделяются следующие группы рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы:

- финансово-экономические риски;

- социальные риски.

Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе реализации Программы предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребовало бы внесения изменений в Программу, пересмотра целевых значений показателей и, возможно, отказ от реализации отдельных мероприятий и даже задач Программы.

Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях, в силу наличия разнонаправленных социальных интересов социальных групп, а также в условиях излишнего администрирования.

Основными мерами управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы выступают:

- мониторинг;

- открытость и подотчетность;

-аналитическое сопровождение;

- информационное сопровождение.

Раздел 4. Механизм реализации Программы и ее социально-экономическая эффективность

Организацию выполнения мероприятий программы осуществляют участники образовательного процесса школы,  которые  ежегодно в установленном порядке вносят предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год, сроков их реализации, корректирует программные показатели и объемы финансирования мероприятий программы, а также механизм реализации программы. Исполнители программных мероприятий отбираются в установленном законодательством порядке.
Ежегодно проводится анализ степени выполнения программных мероприятий с учетом их финансирования.
 

Эффективность Программы оценивается по степени выполнения мероприятий. Для оценки эффективности Программы используются материалы текущей отчетности.

Информация о ходе выполнения Программы представляется ежегодно на заседаниях Управляющего Совета.  Публичный отчет ежегодно размещается на сайте школы.

Промежуточные итоги обсуждаются ежемесячно на заседаниях педагогического совета.

Реализация мероприятий программы позволит:
- создать условия в школе и в дошкольных группах  для изучения и дальнейшего развития бурятского языка, его популяризации среди школьников и воспитанников;
- сформировать позитивное отношение населения, особенно молодого поколения, к изучению бурятского языка;

- увеличить количество потребителей печатных средств массовой информации на бурятском языке;
- создать условия для изучения бурятского языка широким кругом населения посредством сети Интернет.

РАЗДЕЛ 5. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Мероприятия программы

Срок исполнения

Исполнитель

Финансирование по годам, тыс. рублей

Источник финансирования

2019

2020

2021

Цель  -  создание условий для дальнейшего сохранения,  гармоничного  развития и популяризации бурятского языка в МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа».

1

Создание условий  для сохранения, поддержки и развития различных форм образовательной,  культурно-досуговой деятельности, направленных на популяризацию, сохранение и развитие бурятского языка.

1.1

 проведение внеурочных занятий в 1-4 кл., 5-8 кл.

ежегодно

Школа

3000

3000

3000

внебюджет

1.2

 проведение олимпиады по бурятскому языку.

ежегодно

РУО

1000

1000

1000

бюджет муниц

1.3

организация драматического кружка «Уран үгэ»

ежегодно

Школа

1000

1000

1000

внебюджет

1.4

проведение научно-практической конференции «Легенды родного края»;

ежегодно

Школа

1000

1000

1000

внебюджет

1.5

проведение научно-практической конференции «Традиции и обычаи родного края»;

ежегодно

Школа

1000

1000

1000

внебюджет

1.6

Республиканский проект «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии» (сбор материала)

ежегодно

Школа

1000

1000

1000

внебюджет

1.7

Проект «Музей-юрта им. Ж.Д. Юбухаева», строительство музея.

(Сбор материала)

ежегодно

Школа

80000

80000

80000

Внебюджет ТОСы

1.8

Конкурс «Будамшуу»

ежегодно

Школа

РУО

Упр. Культ.

1000

1000

1000

внебюджет

1.9

Конкурс «Баатар Дангина»

ежегодно

Школа

РУО

Управ. кул

1000

1000

1000

внебюджет

2

Увеличение количества обучающихся, изучающих бурятский язык и литературу

2.1

ежегодный месячник, посвященный бурятскому языку (конкурсы, диктанты, сочинения, дни бурятского языка);

ежегодно

Школа

Руо

2000

3000

4000

бюджет муниципальный

2.2

проведение конкурсов на лучший образовательный проект этнокультурной направленности для детей дошкольного и младшего школьного  возраста.

ежегодно

Школа

2000

3000

4000

внебюджет

2.3

Конкурсы стихов, песен, танцев

Ежегодно

Школа

2000

3000

4000

внебюджет

4

Содействие повышению педагогического мастерства учителей бурятского языка

4.1

организация курсовой подготовки учителей бурятского языка;

ежегодно

РУО

-

-

-

4.2

Совместные мероприятия школ нижнего образовательного округа

ежегодно

Школа

2000

2000

2000

внебюджет

4.3

выезды учителей бурятского языка по школам Тункинского района в рамках РМО по обмену педагогическим опытом.

ежегодно

РУО

-

-

-

внебюджет

5

Укрепление материально-технической, учебно-методической базы общеобразовательных учреждений в районе с этнокультурной составляющей дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования

5.1

приобретение учебно-методической,  художественной литературы нового поколения на бурятском языке для школы;

ежегодно

Школа

160000

160000

160000

бюджет республиканский

5.2

приобретение компьютеров и мультимедийного оборудования в кабинет бурятского языка и литературы, в дошкольные группы школы.

ежегодно

Школа

150000

170000

170000

Респ. Бюдж.

Итого по программе:

 

 

ИТОГО

РАЗДЕЛ 6.  ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

        Планируемые показатели результативности реализации Программы зависят от качества проводимых мероприятий независимо от финансирования. Ввиду отсутствия  денежных средств на проведение мероприятий по сохранению и развитию бурятского языка, школа изыскивает средства из внебюджетных средств.

        Социально-экономическая эффективность Программы будет рассчитана исходя из количественной оценки показателей затрат и целевых показателей результативности Программы как соотношение достигнутых и планируемых результатов.

        В результате реализации мероприятий Программы планируется достичь следующих основных показателей результативности:

1) увеличение доли  учащихся, говорящих на бурятском языке от общего количества учащихся с 60 % в 2019 г  до  90% в 2021 году;

3) увеличение количества участников мероприятий, направленных на популяризацию, сохранение и развитие бурятского языка с 70% в 2019 году до 90% в 2021 году;

4)  увеличение доли обеспеченности  учебно-методической, художественной литературой по бурятскому языку и литературе, оргтехникой, мультимедийным оборудованием, учебной литературой, авторскими учебно-методическими программами, с 60% в 2019 году до 100% в 2021 году.

      В целом реализация данной  Программы позволит обеспечить решение проблемы сохранения, укрепления, развития и распространения бурятского языка как важнейшего средства сохранения национальной культуры и национального самосознания в МБОУ «Торская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в усвоении русского языка у учащихся средней общеобразовательной школы.

Родителям и учителям бывает трудно работать с подростками, имеющими нарушения письменной речи. Статья раскрывает вопрос о возможности предоставления помощи учащимся средней общеобразовательной школы у...

Развитие профильного направления образования в средней общеобразовательной школе через взаимодействие школа-ВУЗ

Статья о механизме сотрудничества  средней общеобразовательной школы с ВУЗом. Работа учащихся и учителей в системе школа-ВУЗ в свете внедрения ФГОС основоной общеобразовательной школы....

Моя работа о сохранению и развитию бурятского языка

обучение, воспитание и развитие детей по сохранению родного языка и культуры, приобщение учащихся к культуре ибурятского народа...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Киржаевой Марии Семёновны

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. 2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого и английского языков МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Чикнайкиной Наталии Васильевны

laquo;Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить»Р. Эмерсон Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Пер...

Доклад "Сохранение и развитие бурятского языка в МБОУ "Торская СОШ"

   Хэдэн жэлэй туршада буряад хэлэеэ яажа хүгжөөхэб, яажа гамнажа ябахаб гэhэн асудалнууд мүнөө сагта  ехэл шухала болоод байна гэжэ булта мэдэнэбди. Жэл ошохо тума, буряад хэлэн...

Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 2: методика применения технологии развития проектной культуры учащихся в средней общеобразовательной школе

Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 2 содержит методику применения и примеры реализации ТРПК...