Рабочая программа родной (русский) язык 3 класс
рабочая программа

Озонова Ольга Валерьевна

           Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка.  Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Ольга\Documents\рп00006.jpg

Оглавление

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета        2

2. Содержание учебного предмета        5

3.Тематическое планирование        7


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

            Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностные результаты

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве co сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества co взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

В результате третьего года изучения учебного предмета «Родной язык» ученик научится:

  • выявлять части текста, озаглавливать части текста, распознавать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, основу (простые случаи), приставку, суффикс;
  • распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж, изменять имена существительные по падежам и числам (склонять);
  • распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных: род, число, падеж, изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе);
  • распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», определять грамматические признаки: форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
  •  находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • применять ранее изученные правила правописания:
  • употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
  • написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
  • правила употребления разделительного мягкого знака (ь);
  • раздельное написание предлогов с  именами существительными;
  • а также:
  • написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;
  • правила употребления разделительного твердого (ъ) и разделительного мягкого (ь) знаков;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой, обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, применять изученные способы проверки правописания слов;

2. Содержание учебного предмета

Язык и речь.

Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность

Язык как средство общения

Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Подбор синонимов, антонимов к словам разных частей речи. Наблюдение за использованием фразеологизмов. Осознание значения фразеологизмов в тексте и разговорной речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление о некоторых устаревших словах.

Признаки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффикса и окончания. Окончание как изменяемая часть слова.

Словосочетание. Предложение. Текст.

Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов. Предложение. Нахождение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого. Установление при помощи вопросов связи между словами в словосочетании и предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, создание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, создание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. 

Орфография

  • раздельное написание слов в предложении;
  • употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
  • написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
  • раздельное написание предлогов с именами существительными.
  • употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твёрдого (ъ) знаков;
  • раздельное написание предлогов;

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова

Морфология (слово как часть речи)

Части речи. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам и по числам (склонение). Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени.

3.Тематическое планирование

3.1. Сетка часов

№п/п

Наименование разделов

Количество часов

1.

Язык и речь

1 час

2.

Текст, предложение, словосочетание

5 часов

3.

Слово в языке и речи

8 часов

4.

Состав слова

5 часов

5.

Правописание частей слова

5 часов

Части речи

8 часов

Повторение изученного за год

2 часа

Итого:

34 часа

3.2.  Календарно-тематическое планирование

Учебная неделя

Тема раздела

Кол-во часов раздела

Тема урока

Форма занятия

Содержание

Планируемый результат

1

2

3

4

5

6

7

8

1 четверть – 9 часов (9 недель)

1

1 неделя

Язык и речь          

2 часа

Наша речь. Виды речи.

Погружение

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Составление текста по рисунку.

Предметные УУД:

Углубить представление о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка

Обучающийся научится:

составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

Метапредметные

Познавательные УУД

Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера

Регулятивные УУД

Определять прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела.

Коммуникативные УУД

Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи. Личностные

Развивать чувство любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

2

2 неделя

Наш язык.

ОБЖ Особенности поведения с незнакомыми людьми.

Практикум

3

3 неделя

Язык как средство общения

11 часов

Что такое корень слова?

Погружение

Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне.

Предметные УУД:

Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями, словарями  синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов.

Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова. Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи.

Метапредметные

Познавательные УУД

Пользоваться словарями и справочным материалом учебника.

Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.

Находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

Выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями

4

4 неделя

Состав слова

Практикум

Разбор слова по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём.

5

5 неделя

Обучающее сочинение по картине

Практикум

Сочинение по репродукции картины.

6

6 неделя

Синонимы и антонимы.

Синонимы и антонимы.

Практикум

7

7 неделя

Омонимы

Омонимы

Исследование

8

8 неделя

Фразеологизмы. Проверочная работа по теме «Язык как средство общения»

Конкурс

Значения фразеологизмов и их использование в речи

9

9 неделя

Проект «Семья слов»

Проект

Образование слов от одного корня, подбор слов к схемам, представление дерева с однокоренными словами.

2 четверть – 7 часов (7 недель)

10

10 неделя

Однокоренные слова

Практикум

Однокоренные слова. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь знаком.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять цель и учебную задачу.

Оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах), приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль.

Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи.

Личностные УУД

Осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь.

Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

11

11 неделя

Звуки и буквы. Гласные и согласные  звуки

Круглый стол

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

12

12 неделя

Проект «Рассказ о слове»

Проект

Лексическое значение слова, пословицы, загадки, фразеологизмы

13

13 неделя

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Исследование,

практикум

Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова

14

14 неделя

Словосочетание. Предложение. Текст.

6 часов

Работа над ошибками. Словосочетание

Исследование

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса

Предметные УУД:

Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.

Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Члены предложения.

15

15 неделя

Виды предложений по цели высказывания. Проверочная работа по теме «Словосочетание»

Исследование, практикум

Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Знаки препинания в конце предложений.

16

16 неделя

Виды предложений по интонации

Практикум

Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений.

3 четверть – 10 часов (10 недель)

17

17 неделя

Главные и второстепенные члены предложения.

Практикум

Распространённые и нераспространённые предложения.

Разбор предложения по членам.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять цель и учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах) договариваться с партнёром о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению

Личностные УУД:

Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности.

18

18 неделя

Текст. Типы текстов

Исследование, беседа

Признаки текста. Построение текста. Типы текстов

19

19 неделя

Обучающее изложение

Практическая работа

Передача текста по памяти, по плану, опорным словам

20

20 неделя

Орфография

7 часов

Работа над ошибками. Правописание слов с безударными гласными в корне

Практикум, самостоятельная работа

Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём.

Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Предметные УУД:

Правописание слов с безударными гласными, с парными звонкими-глухими согласными, непроизносимыми согласными.

Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных - названий книг, газет, журналов, фильмов, картин. Различать предлог и приставку. Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова "Снегурочка" и опорным словам. Внимательное отношение к русскому языку.

Метапредметные

Познавательные УУД

Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями.

  • Овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач; составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий

Регулятивные УУД

Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи.

Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения 

Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям.

Планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия. Коммуникативные УУД

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения. Строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Личностные УУД

Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.

Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

21

21 неделя

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Практикум, самостоятельная работа

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

22

22 неделя

Сочинение по картине  В.М. Васнецов «Снегурочка»

Практическая работа

Составлять текст по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» по опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

23

23 неделя

Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Практикум, экспресс - опрос

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

24

24 неделя

Проект «Составляем орфографический словарь"

Проект

Правила правописания, соответствие группы слов правилу, составление словаря

25

25 неделя

Правописание суффиксов и приставок. Проверочная работа по теме «Орфография»

Практикум, парный - опрос

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Формулировать правило правописания суффиксов -ек, -ик. Объяснять, какое значение вносят эти суффиксы в слово.

26

26 неделя

Проект «Тайны имени»

Проект

Наблюдать толкование значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.

4 четверть – 8 часов (8 недель)

27

27 неделя

Морфология (слово как часть речи)  

8 часов

Имя существительное и его роль в речи

Исследование

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные.

Предметные УУД: Углубление понятий о частях речи - имени существительном, имени прилагательном, глаголе,  их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Познавательные УУД

Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД

Проявлять познавательную инициативу.

Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям. Контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД

Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи.

Оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности.

Личностные УУД:

Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Освоение личностного смысла учения

28

28 неделя

Падежи имён существительных. Правописание падежных окончаний.

Практикум

Определять падеж имён существительных в предложении. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имена существительные в заданной падежной форме.

29

29 неделя

Падежи имён существительных. Морфологический разбор имени существительного  

Практикум

30

30 неделя

Роль прилагательных в тексте

Практикум

Распознавать художественное и научное описание, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

31

31 неделя

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Практикум

Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и выразить своё отношение к ней.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов.

32

32 неделя

Значение и употребление глаголов в речи. Проверочная работа по теме «Морфология»

Практикум

Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов.

33

33 неделя

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Практическая работа

Составлять текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

34

34 неделя

Работа над ошибками. Морфологический разбор глагола

Практикум

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола».

Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Ольга\Documents\рп00006.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ 3 класс

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка.  Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Цели и задачи

Цель занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачами  курса являются:

обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

Активизация мыслительной деятельности учащихся,  подготовка к выполнению заданий основной части.

Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Рабочая  программа  разработана на   основе   следующих  нормативно- правовых  документов:

1.      Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».

 3.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

4.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).

5.       Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.).

6.       Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2018- 2019 учебный год  (Приказ Министерства образования и науки Российско Федерации № 576 от 08.06.2015г.).

7.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный  образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012г. №413».

8.       Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ №15»  г.Улан-Удэ

9.       Учебного плана МБОУ «ООШ №15»  г.Улан-Удэ на 2019 – 2020 учебный год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя со 2 -го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК

3 класс

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс ( 34 ч)

Язык и речь (1 час)

        Виды речи. Речь, еѐ назначение. Речь - отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Текст, предложение, словосочетание (5ч)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.

Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений.

Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения с обращением (общее представление).

Слово в языке и речи. (8 ч)

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. Работа с толковым словарѐм, словарѐм синонимов и антонимов. Использование омонимов в речи. Работа со словарѐм омонимов.

Состав слова (5часов)

        Признаки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффикса и окончания. Окончание как изменяемая часть слова.

Правописание частей слова (5 часов)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути еѐ решения,  решать  еѐ  в  соответствии  с  изученным  правилом.  Формирование  умений  планировать  учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов с безударными гласными в корне.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твѐрдым знаком (ъ).

Части речи (8 часов)

        Части речи. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам и по числам (склонение).

        Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

         Глагол. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени.

Повторение изученного за год (2 часа)

        Текст и предложение. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ь и ъ. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Календарно-тематическое планирование

№№

Дата проведения

Тема урока

Содержание

Язык и речь

1

Рассказ-беседа на тему «Что это значит- хорошо знать русский язык?»

Речь — отражение культуры человека.

Текст, предложение, словосочетание

2

Текст. Типы текстов.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

3

Тема текста. Опорные слова.

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

4

Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

5

Знакомство с особенностями словесных этюдов.

 

6

Составление рассказа по репродукции картины

Составление предложение( и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, модели

Слово в языке и речи

7

Слово и его лексическое значение.

Слово и его лексическое значение

8

Синонимы и антонимы.

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы, работать со словарем.

9

Омонимы.

Омонимы.

10

Фразеологизмы.

Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление).

11

Устаревшие слова, архаизмы.

Развитие интереса к происхождению слов

12

Этимология. Происхождение и появление слов в языке.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов

13

Заимствованные слова. Употребление заимствованных слов в устной и письменной речи

Значение фразологизмов и их использование в речи. Работа со словарем фразеологизмов

14

Изложение с элементами сочинения на основе картины.

Составление предложений и текста по репродукции картины

Состав слова

15

Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?».

Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи

16

Общее знакомство со сложными словами.

Формирование навыка моделирования слов

17

Знакомство со словообразовательным словарем.

Знакомство со словообразовательным словарем

18

Редактирование предложений и изложение повествовательного текста

Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

19

Проект «Семья слов».

 

Правописание частей слова

20

Из каких частей состоит слово?

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять путь ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом.

21

Корневые орфограммы.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять путь ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом.

22

Приставка. Предлог.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять путь ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом.

23

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять путь ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом.

24

Как образуются слова

Слова старославянского происхождения и их следы в русском языке

Части речи

256

Культура общения.

Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

26

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление письма

27

Имя существительное как часть речи.

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги)

28

Глагол как часть речи.

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги)

29

Имя прилагательное как часть речи.

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги)

30

Роль местоимений в предложении. Составление письма.

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги)

31

Проект «Имена прилагательные в загадках».

 

32

Изложение повествовательного текста. Составление рассказа по серии картин.

Составление устного рассказа по серии картин

Повторение изученного за год

33

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».

Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.

34

Викторина «Знаешь ли ты русский язык».

Упражнения по культуре речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа родной (русский) язык 6 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 клас­са МБОУ школа-интернат основного общего образования г. Белебея  РБ составлена на основе программно-методического материала по русско...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс

Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...