РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» 9 КЛАСС
рабочая программа (9 класс)

Мединцева Любовь Викторовна

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_rus_9.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

9 КЛАСС

Содержание учебного предмета

«Русский родной язык» в 9-м классе

Раздел 1. Язык и культура (22 ч)

        Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (22 ч)

        Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

        Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.

Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (22 ч)

        Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи.  Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Резерв учебного времени — 2 ч.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе

        Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

         В конце года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при реализации содержательной линии «Язык и культура» научится:

• объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;

• понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

• приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• понимать и истолковывать значения русских слов с национально- культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

 выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;

• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

• правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

• характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;

• понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;

• характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);

• комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

• понимать особенности освоения иноязычной лексики;

• определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

• распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов

«Культура речи» научится:

• осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

• осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);

• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

• употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

• понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;

• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

• корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

• опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

• различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;

• анализировать и различать типичные речевые ошибки;

• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

• объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

• распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок; анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

• редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

• использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

• использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;

• понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи;

«Речь. Речевая деятельность. Текст» научится:

• использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

• строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Основное содержание

Раздел 1. Язык и культура

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа

Русский язык как зеркало национальной

культуры и истории народа (обобщение).

2

Важнейшие функции русского языка.

Понятие о русской языковой картине мира.

3

Орфографический и пунктуационный

практикум

4

Ключевые слова русской культуры

Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость

5

Основные тематические разряды ключевых

слов русской культуры

Обозначение понятий и предметов традиционного быта; обозначение

понятий русской государственности;

обозначение понятий народной этики.

6

Ключевые слова, обозначающие мир русской

природы; религиозные представления

Понятие

о русской ментальности

7

Орфографический и пунктуационный

практикум

8

Крылатые слова и выражения в русском языке

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных

текстов и т.п.

9

Орфографический и пунктуационный

практикум

10

Развитие русского языка как закономерный процесс

Развитие языка как объективный процесс.

11

Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений

12

Орфографический и пунктуационный

практикум

13

 Основные тенденции развития современного русского языка

Общее представление об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

14

Орфографический и пунктуационный

практикум

15

Новые иноязычные заимствования в

современном русском языке

Активизация процесса заимствования

иноязычных слов.

16

Орфографический и пунктуационный

практикум

17

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов.

18

Орфографический и пунктуационный

практикум

19

Переосмысление значений слов в современном русском языке

Общее представление о процессах

переосмысления имеющихся в языке слов;

отражение в толковых словарях изменений в лексическом значении слов

20

Орфографический и пунктуационный

практикум

21

Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке

Общее представление о процессах изменения стилистической окраски слов и их стилистической переоценке; отражение в толковых словарях изменений в стилистической окраске слов.

22

Орфографический и пунктуационный

Практикум.  Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Проверочная работа

Раздел 2. Культура речи

23-24

Орфоэпические нормы современного русского

литературного языка

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях

25

Активные процессы в области произношения и

ударения

Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием

26

Орфографический и пунктуационный

практикум

27

 Лексические нормы современного русского

литературного языка

Современные толковые словари.

28

Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях

Словарные пометы.

29

Лексическая сочетаемость слова

Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.

30

Типичные ошибки‚ связанные с нарушением

лексической сочетаемости

31

Речевая избыточность и точность. Тавтология.

Плеоназм

32

Типичные ошибки‚ связанные с

речевой избыточностью.

33

Орфографический и пунктуационный

практикум

34

Грамматические нормы современного русского литературного языка

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

35

Управление: управление в словосочетаниях с

предлогами благодаря, согласно, вопреки.

Типичные грамматические

ошибки

36

Управление в словосочетаниях с предлогом по

в распределительном значении и

количественными числительными (по пять груш — по пяти груш).

Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами).

37

Употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе

словосочетания (приехать из Москвы —

приехать с Урала).

Типичные грамматические

ошибки

38

Нормы употребления причастных и

деепричастных оборотов‚ предложений с

косвенной речью

Типичные грамматические

ошибки

39

Типичные ошибки в построении сложных

предложений: постановка рядом двух

однозначных союзов (но и однако, что и будто,

что и как будто)‚ повторение частицы бы в

предложениях с союзами чтобы и если бы‚

введение в сложное предложение лишних

указательных местоимений

40

Орфографический и пунктуационный

практикум

41

Речевой этикет в деловом общении

Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии,  интернет-полемики

42

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Правила сетевого этикета

43

Понятие нетикета.

44

Орфографический и пунктуационный

практикум.  Ключевые слова раздела. Обобщение материала. Проверочная работа

Раздел 3. Речь. Текст

45

Русский язык в Интернете. Правила

информационной безопасности при общении в

социальных сетях

Контактное и дистантное общение

46

 Этикет интернет-переписки.

47

Орфографический и пунктуационный

практикум

48

Виды преобразования текстов: аннотация.

Виды преобразования текстов: конспект.

49

Текст как единица языка и речи

50

Орфографический и пунктуационный

практикум

51

Использование графиков, диаграмм, схем для

представления информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Русский (родной) язык на 17 часов, 5 класс и КТП

Предлагаю программу, составленную по примерной И КТП к ней....

Рабочая программа учебного предмета "Русский родной язык" 9 класс

Рабочая программа учебного предмета "Русский родной язык" 9 класс...

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык». 5 класс.

Составлена на основе "Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык»  для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования"...

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык». 7 класс.

Составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык»  для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования....

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык». 8 класс.

Составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык»  для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Учеб...

Рабочая программа учебного курса "Русский родной язык" в 5 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа (далее – программа) разработана на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «...

Рабочая программа учебного курса "Русский родной язык" в 6 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы по учебному предме...