Пояснительная записка
рабочая программа (7 класс)

Голубова Юлия Николаевна

Родная (русская) литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_k_rabochey_programme_po_rodnoy_russkoy_literature.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  • Рабочая программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная (русская) литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», и предназначена для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы, примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

В курсе родной (русской) литературы актуализируются следующие цели и задачи:

  • создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской) литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане.

Программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на следующую учебную нагрузку: 7 класс – 9 часов.

Общая характеристика учебного курса

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству, помогает школьнику осмыслить непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль родной литературы.

Важнейшими задачами курса по родной (русской) литературе являются:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.

Планируемые результаты

Предметные :

  • подбирать к словам синонимы, антонимы;
  • истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
  • понимание особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
  • понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением;
  • понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;
  • понимать и истолковывать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений.
  • правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения;
  • характеризовать лексику с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная;
  • понимать процессы заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;
  • понимать национально- культурное своеобразия диалектизмов;
  • понимать внешние и внутренние факторы языковых изменений.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • осуществлять контроль в констатирующей и предвосхищающей позиции;
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
  • адекватной оценке трудностей;
  • адекватной оценке своих возможностей.

Коммуникативные универсальные учебные действия: 

  • владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь;
  • точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Личностные учебные действия:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
  • Тематический план (родная русская литература)

Наименование разделов

Всего часов

1

Устная народная словесность

1

2

Духовная литература

1

3

Эпическое произведение

2

4

Лирическое произведение

2

5

Драматическое произведение

2

6

Взаимовлияние произведений словесностей

1

Всего

9

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (родная русская литература)

                              1. Устная народная словесность – 3ч.

Роды, виды и жанры словесности. Эпические виды и жанры народной словесности. Лирические виды и жанры народной словесности. Драматические виды и жанры народной словесности.

2. Духовная литература – 1ч.

Библия  и особенности её стиля. Состав и жанры Библии.                                                                                                                                      

3. Эпическое произведение – 2ч.

Виды и жанры эпических произведений. Герой эпического произведения. Композиция эпического произведения. Художественная деталь.

 

4. Лирическое произведение – 1ч.

Лирические произведения, их своеобразие и виды. Композиция и герой лирического произведения. Своеобразие художественного образа в лирике. Комплексный анализ лирического произведения (по выбору учителя).

        5. Драматическое произведение – 1ч.

Драматические произведения, их своеобразие и виды. Герои драматического произведения и способы их изображения. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения

 

6. Взаимовлияние произведений словесностей – 1ч.

Эпиграф. Цитаты. Реминисценции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 9, 10 классов...

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока

1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК  для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языек. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами  расширением по русскомй языку...