Речевой этикет
план-конспект урока (5 класс)

Малахова Олеся Владимировна

Технологическая карта урока родного языка в 5 классе составлена в соответствии с технологией развития критического мышления для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материалы урока будут полезны учителям русского языка общеобразовательных школ и учителям, работающим с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Конспект урока1.29 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА. 5 КЛАСС

Тема урока: «Речевой этикет»

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Урок открытия новых знаний

Форма организации учебной деятельности: комбинированная.

Формируемые на уроке компетенции:

Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, орфоэпические нормы.

Формирование языковой и лингвистической компетентностей: формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоение основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетентности: осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Планируемые результаты

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать самостоятельно, в паре и индивидуально; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметные: знать формулы речевого этикета; уметь применять на практике речевые формулы.

Развитие УУД:

Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

Познавательные УУД: опознавание и анализ правильного/неправильного речевого поведения, уместное употребление речевых формул  адекватно ситуации речевого общения.

Регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и

одноклассников.

 Необходимые ресурсы и оборудование:  ноутбук, проектор, экран, карточки.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Промежуточный контроль

Организа ционное начало урока

- Доброе утро, ребята. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и поздоровайтесь. Только одно условие: здороваться нужно дружелюбно, от души.

- Какой сейчас урок? Спросите, что будем делать на уроке.

- Будем говорить хорошо, слитно, с ударением. Будем смотреть видеоролики, изучать новую тему и закреплять её.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

беседа

Фонети ческая зарядка

- Будем говорить хорошо, слитно, с ударением.

Речь, правило, грамотная речь, красивая речь, речевая ситуация.

- Как вы понимаете словосочетания?

- Что мы делали? Как вы говорили? Следим за звуком [р].

Произносят с учителем и самостоятельно

Контроль за произношением

Мотива

ция к учеб

ной деятель

ности

- Будем изучать новую тему.

-Чтобы определить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, посмотрим видео фрагмент из мультфильма «Лунтик и его друзья».

- Почему у Вупсеня и Пупсеня ничего не получалось?

Досматриваем мультфильм.

Смотрят видео и обсуждают его

Фронтальная

беседа

Проблем

ная ситуация

- А какие волшебные слова вы ещё знаете?

Найдите волшебные слова в зашифрованной таблице.

Волшебные слова нужно не только знать, но уметь их писать. Вставьте на слайде пропущенные буквы.

- Для чего нам нужны волшебные слова? Как их можно назвать по-другому?

- Давайте попробуем определить тему урока. Я вам помогу. На прошлом уроке мы говорили об…(этикете).  Что такое этикет? Где необходимо соблюдать этикет? А нужно  ли соблюдать этикет в речи?  Если так, то как будет звучать тема урока?

Работают с зашифрованной таблицей, вставляют пропущенные буквы на интерактивной доске, отвечают на вопросы

Индивидуальный просмотр ответов, контроль написания на интерактивной доске

Поста новка целей урока

- Как вы думаете, на какие вопросы нам сегодня придётся ответить?

Что такое речевой этикет? Как правильно общаться?

Беседа

Открытие новых знаний

- Давайте прочитаем текст о речевом этикете.

- Выделите в этом тексте главные слова.

- Когда в речи мы употребляем слова ты или вы?

Читают текст, подчёркивают ключевые слова.

Фронтальный

опрос

Физми нутка

- Будем отдыхать.

 Подвижная физминутка.

Выполняют физминутку

Контроль выполнения

Первич

ное зак

репление

- На доске два слова: невежа и невежда. Как вы думаете, какое слово больше подходить к нашему уроку? А быть невежей хорошо или плохо?

- Давайте посмотрим видео и ответим на вопрос, кто перед нами: невежа или невежда? Видео про Эллочку-людоедку

Обсуждают

Фронтальная

беседа

Включе

ние в сис

тему зна

ний

- Чтобы быть вежливым человеком, нужно знать формулы речевого общения. Посмотрим видео фрагмент. Скажите, какие формулы речевого общения вы запомнили?

- Работа в парах. Разыграйте ситуацию:

1 пара: вы – ученик в новой школе, вам нужно найти кабинет математики, но вы не знаете, где он находится. По коридору идет учитель, которого вы тоже не знаете. Ваша задача: подойти к учителю, объяснить ситуацию, используя формулы речевого общения.

2 пара: поздравьте устно с 23 февраля учителя физкультуры Виталия Петровича.

- Как должны звучать ваши вопросы? Доброжелательно.

Выбирают из видео формулы речевого общения

Разыгрывают ситуации

Фронтальный

Опрос

Оценивание ситуаций, соответствие заявленной задаче

Итог урока

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие цели мы сегодня ставили? Достигли ли мы их?

Заполним кластер «Ситуации речевого общения»

Отвечают на вопросы

Фронтальная

беседа

Рефлек сия

Закончите предложения:

Я понял, что…

Сегодня я узнал….

Мне понравилось…

Я хочу, чтобы …

Мне необходимо…

Заканчивают предложения

Фронтальная

беседа

Д/з

Придумайте приглашение на свой день рождения для учителя и для друга/записать все вежливые слова, которые вы знаете

Записывают д/з в дневник

Контроль записи д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Речевой этикет"

Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....

Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".

Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...

урок развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`. Конспект "Я к вам пишу, чего же боле..."  Победитель Всероссийского конкурса методических разработок `Лучший урок письма`-2009...

урок развития речевого этикета "Учимся благодарить"

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`  конспект, урока "Учимся благодарить". Материал в качестве классного часа победитель Муниципального, призер зонального конкурса `Самый классный кла...

Речевой этикет и культура речевого общения

Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...

Культура речевого поведения и речевой этикет.

Доклад на заседание МО воспитателей....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....