Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6,7, 9 классов
рабочая программа (6, 7, 9 класс)

Бурлуцкая Наталья Георгиевна

       Программа по предмету «Родная литература» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе к УМК для 6,7, 9  классов Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

          Данная программа нацелена на формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанной на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (УУД) (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).

           В программе реализованы личностно- ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности; культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип опоры на культуру как мировоззрение; коммуникативно-деятельностный подход. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности являются: коммуникатив­ные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимо­действие со сверстниками и взрослыми; адекватно восприни­мать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского рече­вого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказатель­ства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ­лять библиографический поиск, извлекать необходимую ин­формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, вы­бирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, системати­зировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ста­вить и адекватно формулировать цель деятельности, планиро­вать последовательность действий и при необходимости изме­нять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокор­рекцию и др.).

           Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

          Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

          Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Родная литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

 

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение родной литературы в 6, 7, 9 классах в количестве 1 часа в неделю в первом полугодии, 16 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6kl_rodnaya_lit_2019.docx826.69 КБ
Файл 7kl_rodnaya_lit_2019.docx559.05 КБ
Файл 9kl_rodnaya_lit_2019.docx561.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Родная литература»

6 класс

     Составитель: 

Бурлуцкая Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

 

г. Нижневартовск

2019 год

Содержание

Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Пояснительная записка

       Программа по предмету «Родная литература» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе к УМК для 6  класса Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

          Данная программа нацелена на формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанной на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (УУД) (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).

           В программе реализованы личностно- ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности; культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип опоры на культуру как мировоззрение; коммуникативно-деятельностный подход. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

           Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

          Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

          Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Родная литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение родной литературы в 6 классе в количестве 1 часа в неделю в первом полугодии, 16 часов в год.

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- формирование собственного мнения;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

2.Содержание учебного предмета

Из  устного   народного   творчества

Сказка «Каша из топора».

Сказка и её художественные особенности. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Развитие речи: сказывание сказки.

Из древнерусской литературы

«Подвиг юноши-кожемяки». Отражение в произведении истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Из  литературы XIX века

И. А. КРЫЛОВ. «Демьянова уха». Тематика, сатирическое и нравоучительное в басне.

В.А. ЖУКОВСКИЙ. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы: развитие понятия «баллада».

Развитие речи: выразительное чтение.

А.С. ПУШКИН. «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества.

Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

Н.В.ГОГОЛЬ. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Тема, герои произведения.

Н.А. НЕКРАСОВ. «Мороз, Красный нос». Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образов героев. Отношение автора к героям и событиям. Роль пейзажа в поэме.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Н. С. ЛЕСКОВ. «Человек на часах». Нравственная проблема рассказа.

А.П. ЧЕХОВ. «Жалобная книга». Комическое в рассказе.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для фильма.

Из  литературы  XX  века

И.А. БУНИН. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «На высоте, на снеговой вершине».

В. К. ЖЕЛЕЗНИКОВ. «Чучело». Нравственная проблематика произведения.

Р. П. ПОГОДИН. «Время говорит - пора». Тема, герои произведения.

А. Г. АЛЕКСИН. «Домашнее сочинение». Нравственные проблемы произведения.

А. ЛИХАНОВ. «Последние холода». Тема детства, герои произведения.

п/п

Дата

Тема

к-во часов

Виды деятельности

план

факт

1

06.09.19

06.09.19

Из устного   народного   творчества. Сказка «Каша из топора».

Сказка и её художественные особенности.

1

Пересказ, беседа

2

13.09

13.09

Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.

1

Выразительное чтение, беседа

3

20.09

20.09

«Подвиг юноши-кожемяки».  Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие

1

Выразительное чтение, беседа

4

27.09

27.09

И. А. КРЫЛОВ. «Демьянова уха». Тематика, сатирическое и нравоучительное в басне.

1

Работа с текстом, беседа

5

04.10

04.10

В.А. ЖУКОВСКИЙ. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

1

Работа с текстом, беседа

6

11.10

11.10

А.С. ПУШКИН. «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным.

1

Работа с текстом, беседа

7

18.10

18.10

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества.

1

Работа с текстом, беседа

8

25.10

25.10

Н.В.ГОГОЛЬ. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Тема, герои произведения

1

Работа с текстом, беседа

9

01.11

01.11

Н.А. НЕКРАСОВ. «Мороз, Красный нос». Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему.

1

Выразительное чтение, беседа

10

15.11

15.11

Н. С. ЛЕСКОВ. «Человек на часах». Нравственная проблема рассказа.

1

Работа с текстом, беседа

11

22.11

22.11

А.П. ЧЕХОВ. «Жалобная книга». Комическое в рассказе.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для фильма

1

Работа с текстом, беседа

12

29.11

29.11

И.А. БУНИН. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «На высоте, на снеговой вершине».

1

Выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа

13

06.12

В. К. ЖЕЛЕЗНИКОВ. «Чучело». Нравственная проблематика произведения.

1

Работа с текстом, беседа

14

13.12

Р. П. ПОГОДИН. «Время говорит - пора». Тема, герои произведения

1

Работа с текстом, беседа

15

20.12

А. Г. АЛЕКСИН. «Домашнее сочинение». Нравственные проблемы произведения.

1

Работа с текстом, беседа

16

27.12

А. ЛИХАНОВ. «Последние холода». Тема детства, герои произведения.

1

Работа с текстом, беседа

3.Календарно-тематическое планирование



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Родная литература»

7 класс

     

     Составитель: 

Бурлуцкая Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск

2019 год

Содержание

      Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

                                                               

Пояснительная записка

       Программа по предмету « Русский язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе к УМК для 7  класса Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

Главными целями изучения предмета «Родная литература» являются:
- формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;
- воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;
- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными  умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение родной литературы в 7 классе в количестве 1 часа в неделю в первом полугодии, 16 часов в год.

1.Планируемые результаты обучения.

Личностными результатами при изучении предмета «Родная литература» являются:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Родная литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем: 

в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа)

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

2. Содержание учебного предмета, курса

Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского». Нравственные заветы Древней Руси.

Г. Р. Державин. «Признание»

А. С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «19 октября 1827 г.». Тема дружбы.

И. С. Тургенев. «Первая любовь». Тема, герои произведения.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга». Сатирическое в сказке.

А. П. Чехов «Смерть чиновника». Чеховское отношение к маленькому человеку.

В. Г. Короленко. «Парадокс». Герои произведения.

М. Горький. «В людях». Тема, герои произведения.

В. В. Маяковский. «Адище города».

Б. Л. Васильев. «Вам привет от бабы Леры». Герои произведения.

В. П. Астафьев. «Родные берёзы». Тема природы и родины

А. Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины… »

 А. Т. Твардовский. «Дом у дороги».

В. А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой». Нравственная основа произведения.

К. Булычев. «Белое платье Золушки»

В. М. Шукшин. «Забуксовал».

3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

п/п

Дата

Тема

К-во часов

Виды деятельности

план

факт

1

05.09

05.09

Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского». Нравственные заветы Древней Руси.

1

Пересказ, беседа

2

12.09

12.09

Г. Р. Державин. «Признание»

1

Выразительное чтение, беседа

3

19.09

19.09

А. С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «19 октября 1827 г.». Тема дружбы.

1

Выразительное чтение, беседа

4

26.09

26.09

И. С. Тургенев. «Первая любовь». Тема, герои произведения.

1

Работа с текстом, беседа

5

03.10

03.10

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга». Сатирическое в сказке.

1

Работа с текстом, беседа

6

10.10

10.10

А. П. Чехов «Смерть чиновника». Чеховское отношение к маленькому человеку.

1

Работа с текстом, беседа

7

17.10

17.10

В. Г. Короленко. «Парадокс». Герои произведения.

1

Работа с текстом, беседа

8

24.10

24.10

М. Горький. «В людях». Тема, герои произведения.

1

Работа с текстом, беседа

9

31.10

31.10

В. В. Маяковский. «Адище города».

1

Выразительное чтение, беседа

10

14.11

14.11

Б. Л. Васильев. «Вам привет от бабы Леры». Герои произведения.

1

Работа с текстом, беседа

11

21.11

21.11

В. П. Астафьев. «Родные берёзы». Тема природы и родины

1

Работа с текстом, беседа

12

28.11

28.11

А. Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины… »

1

Выразительное чтение, беседа

13

05.12

05.12

 А. Т. Твардовский. «Дом у дороги».

1

Работа с текстом, беседа

14

12.12

12.12

В. А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой». Нравственная основа произведения.

1

Работа с текстом, беседа

15

19.12

19.12

К. Булычев. «Белое платье Золушки»

1

Работа с текстом, беседа

16

26.12

26.12

В. М. Шукшин. «Забуксовал».

1

Работа с текстом, беседа



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Родная литература»

9 класс

     

     Составитель: 

Бурлуцкая Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск

2019 год

Содержание

      Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

                                                               Пояснительная записка
       Программа по предмету «Родная литература» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе к УМК для 9 класса Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

Главными целями изучения предмета «Родная литература» являются:
- формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;
- воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;
- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными  умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение родной литературы в 9 классе в количестве 1 часа в неделю в первом полугодии, 16 часов в год.

1.Планируемые результаты обучения

Личностными результатами при изучении предмета «Родная литература» являются:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Родная литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа)

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:

2. Содержание учебного предмета, курса

Введение

История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации

Литература Древней Руси

Устное народное творчество

Жанры фольклора

Русская литература первой половины 19 века

А.С.Пушкин. «Пиковая дама»

Своеобразие драматических произведений А. С. Пушкина «Маленькие трагедии»

Баратынский, Батюшков, Давыдов и другие поэты Пушкинской поры

Художественные средства выразительности.  Анализ стихотворений.

М.Ю.Лермонтов «Демон»

Драматическое произведение «Маскарад»

Русская литература второй половины 19 века

Особенности драматических произведений. Творчество А.Н. Островского

«Бедность не порок». Социальное звучание пьесы

Выразительное чтение отрывков из драматических произведений

Драматические произведения в театре и кино

Обучение выразительному чтению драматических произведений

Петербург в изображении Н.В.Гоголя в «Петербургских повестях»

Повторение изученного в 9 классе

3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

п/п

Дата

Тема

Количество часов

Виды деятельности

план

факт

1

04.09

04.09

История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

1

Пересказ, беседа

2

11.09

11.09

Древнерусская литература. Нравственные заветы Древней Руси.

1

Выразительное чтение, беседа

3

18.09

18.09

Устное народное творчество.        Жанры фольклора

1

Выразительное чтение, беседа

4

25.09

25.09

А.С. Пушкин «Пиковая дама»

1

Работа с текстом, беседа

5

02.10

02.10

Своеобразие драматических произведений А. С. Пушкина «Маленькие трагедии»

1

Работа с текстом, беседа

6

09.10

09.10

Баратынский, Батюшков, Давыдов и другие поэты пушкинской поры

1

Работа с текстом, беседа

7

16.10

16.10

Художественные средства выразительности.  Анализ стихотворений.

1

Работа с текстом, беседа

8

23.10

23.10

М.Ю. Лермонтов «Демон»

1

Работа с текстом, беседа

9

30.10

30.10

Драматическое произведение «Маскарад»

1

Выразительное чтение, беседа

10

13.11

13.11

Особенности драматических произведений. Творчество А.Н. Островского

1

Работа с текстом, беседа

11

20.11

20.11

«Бедность не порок». Социальное звучание пьесы

1

Работа с текстом, беседа

12

27.11

27.11

Выразительное чтение отрывков из драматических произведений

1

Выразительное чтение, беседа

13

04.12

04.12

Драматические произведения в театре и кино

1

Работа с текстом, беседа

14

11.12

Обучение выразительному чтению драматических произведений

1

Работа с текстом, беседа

15

18.12

Петербург в изображении Н.В.Гоголя в «Петербургских повестях»

1

Работа с текстом, беседа

16

25.12

Повторение изученного в 9 классе

1

Работа с текстом, беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 8-х классов

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Феде...

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 10-11 классах

Данная програма разработана для учащихся 10-11 классов по курсу "Родная (русская) литература"....

Рабочая программа по родной русской литературе 8,9,10 класс и родному русскому языку 7, 9 класс

Рабочая программа по родной русской литературе. Учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс....

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5-9 классах

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5-9 классах...