Рабочая программа по учебному предмету "Родная (русская) литература"
рабочая программа

Сидорова Лариса Сергеевна

Рабочая  программа по учебному предмету  «родная (русская) литература» уровень основного общего образования

Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rrl_5-9_kl.docx79.11 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

по учебному предмету  «родная (русская) литература»

уровень основного общего образования

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Сидорова Лариса Сергеевна

Содержание рабочей программы

 

Пояснительная записка

3

Планируемые результаты освоения учебного   предмета  

5

Содержание учебного предмета

8

Тематическое планирование

14

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература» для 5 - 9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 393-СФ «О Федеральном законе «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897»);
  5. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
  6. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  7. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».

Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Учебный предмет «Родная (русская) литература» – часть образовательной области «Филология», который тесно связан с предметом «Родной (русский) язык» и является одним из основных источников обогащения речи учащихся школ с русским языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Родная (русская) литература изучается в тесной связи с обществознанием, историей России, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность.

Цель изучения родной (русской) литературы в образовательных учреждениях с русским языком обучения на уровне основного общего образования направлена на достижение следующих задач:

- воспитание духовно развитой личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, не изучаемых в курсе “Литература”, личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- развитие устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык является родным;

- расширение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей и их жизни;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории  литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;

- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.

Родная (русская) литература, как и словесное творчество других народов и этносов, является гуманитарным учебным предметом в российской школе, который содействует формированию разносторонне развитой личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к нравственным ценностям, изучение литературно-культурных достижений народа – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого, интеллектуально развитого, креативно мыслящего и конкурентоспособного.

Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Изучая художественную картину жизни, изображенную в литературном произведении, учащиеся осваивают философию, историю и культурологические ценности народов России.

Рабочая программа родной (русской) литературы выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационнопланирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

В настоящее время при отсутствии утвержденных примерных программ учебных предметов "Родная (русская) литература", "Литературное чтение на русском языке" образовательная организация самостоятельно принимает решение о содержании учебного курса по этим предметам, а также определяет выбор учебных пособий для реализации утвержденных на уровне образовательной организации рабочих программ.

Минимальный объем реализации данной рабочей программы (17 часов) рассчитан на 1 год.

В настоящее время при  отсутствии утвержденных примерных программ учебных предметов "Родная (русская) литература» образовательная организация самостоятельно принимает решение о содержании учебного курса по этим предметам, а также определяет выбор учебных пособий для реализации утвержденных на уровне образовательной организации рабочих программ.   

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения родной (русской) литературы на уровне основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное, социальное, духовное многообразие явлений;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира;
  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом религиозных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов России и всего мира.

Метапредметные результаты изучения родной (русской) литературы:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижений целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение читать и понять суть художественного произведения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
  • умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и ситуации;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников на уровне основного общего образования по родной (русской) литературе выражается в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) классической и  современной литературы, литературных взаимосвязей и взаимовлияний;
  • осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;
  • умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
  • умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
  • владение навыками сопоставления произведений родной (русской)  литературы с произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа;
  • владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию;
  • использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни.

В   результате        освоения        предмета   «Родная (русская) литература»    выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание учебного предмета

5 класс

Введение

Роль  книги в духовной жизни человека и общества.         Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик).

Из мифилогии

Славянские мифы. Миф и античная мифология. Мифологический сюжет, мифологический герой и персонаж.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Детский фольклор. Жанр, фольклор, скороговорки, бывальщины.

Сказки. Волшебная богатырская сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Сказка. Волшебная сказка (развитие представлений). Структура волшебной сказки. Сказочные образы, сказочный персонаж (развитие представлений). Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя, герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра Текущий контроль.

Сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность. Текущий контроль.

Из древнеруссской литературы 

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.          Древнерусская литература (первичное представление). Летопись. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Текущий контроль.

Русская басня

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Волк и Ягненок». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.

Басня. Эзопов язык. Мораль. Сюжет (развитие представлений).

Олицетворение, аллегория, иносказание, олицетворение. Синонимы.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование) – контроль.

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Лишь только дневный шум умолк…»

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из литературы XIX века

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».                 Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Текущий контроль: умение составлять план, пересказ по плану.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Работа над выразительностью языка.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Ответ письменный на вопрос. Как Н. В. Гоголь показал народную жизнь?

Из литературы XX века

А.И.Куприн. « Чудесный доктор». Тема милосердия.

М.М.Пришвин. « Моя родина». Тема  патриотизма.

В.П.Астафьев « Зачем я убил   коростеля?». Экологическая проблема.

6 класс

Введение. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Литературная сказка

Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Из литературы ХIХ века

А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.

Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

Поэтический образ Родины.

И. С. Никитин. «Русь»;

М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»);

А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.

Из литературы ХХ века

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.

Сочинение «Тимуровцы сейчас?»

Стихи о прекрасном и неведомом.

А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...»,

Н. Гумилёв «Жираф»,

Д. Самойлов «Сказка»,

В. Берестов «Почему-то в детстве...».

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.

А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.

Ю. Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы». Творчество писателей и поэтов Саратовской области (по выбору учителя).

7 класс

Введение

Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.

Из литературы XVIII века

И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

Из литературы XIX века

Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».

Из литературы XX – XXI века

А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю. М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии кос-монавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)

В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.

В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе».

С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.

Творчество писателей и поэтов Саратовской области. (По выбору учителя и учащихся).

8 класс

Введение

Родная литература как способ познания жизни.

Из древнерусской литературы.

Рассказы русских летописей XII – XIV веков (по выбору учителя). Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Гнездо орла».

Из литературы XVIII века

Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».

Из литературы XIX века

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.

Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.

Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирикофилософской новеллы. Мастерство иносказания.

Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.

Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.

Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе» Из литературы XX века

Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы. Или Васильев Б.П. «Завтра была война». Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне.

Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»

Пермяк Е.А. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.

Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера. Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.

Сочинение по творчеству данных писателей (по выбору учителя). Практикум выразительного чтения.

Ю. Левитанский «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.

Творчество писателей и поэтов Саратовской области. (По выбору обучающихся и учителя)

9 класс

Мир детства

 Ю. Куранов «Царевна».  Детская вера в сказку.  «Тихий,  древний, мудрый голос русской сказки» (А. Ильин).  «Обыкновенное чудо».  

Нравственность

Ю. Буйда «Продавец добра». Добро как материальные ценности, его всесилие в современном писателю мире.  Истинный смысл слова «добро». «Добра-то много, да добра нет».

В. Крупин «А ты улыбайся!». Тема добра и зла. Проблема детской жестокости, её причины, наша ответственность за неё.

Письменный ответ на проблемный вопрос «Быть или не быть добру в этом мире?» или «Что такое добро?»

Человек и семья

А. Алексин «Подумаешь, птицы! На чем строятся взаимоотношения в семье? Мама как самый главный человек в жизни Кольки. Не проходящая с годами внутренняя боль мальчика и его желание «лечить» и «спасать». Семья счастливая и семья образцово-показательная. Эгоизм и бездушие под личиной благонравия.

В. Солоухин «Под одной крышей». «Житейский» сюжет рассказа. Трагедия взаимоотношений отца с дочерью. Самый трудный поступок – «переступить через  самого себя». Умение прощать друг друга, не отвечать злом на зло – главное условие взаимопонимания в семейных, соседских и просто человеческих взаимоотношениях.

А. Платонов «Семен». Голодное детство. Забота старшего брата о младших. Умение понимать и прощать близких.  Способность взять на себя ответственность за семью в трудное время: «Давай я им буду матерью, больше некому…».

Человек и его выбор

Ю. Яковлев «Вратарь». Романтика мальчишеского хоккейного мира. Ненастоящее море и настоящие герои. Случай с Санькой Красавиным, переменивший его жизнь. Преданность любимому делу. Бескорыстие и самоотверженность. Подлинное счастье в служении своему делу.

В. Солоухин «Моченые яблоки». Тема расплаты. Можно ли за добро расплатиться деньгами?  Нравственная позиция героев. Провозглашение прохожим корысти как жизненного принципа. Серега, который не может бросить попавшего на дороге  в беду человека. Дорога в рассказе — символ жизненного пути, и каждый в этой жизни выбирает свою дорогу. Письменный ответ на проблемный вопрос «Что такое бескорыстие?»

Рождественские рассказы

Саша Черный «Рождественский ангел». Слагаемые «чуда»: доброта, милосердие,  любовь.

В. Токарева «Рождественский рассказ». Взаимоотношения в семье. Радостное восприятие жизни. Случай, «убивший» душу героини. Непреодолимое многолетнее желание мести. Тягостное ощущение жизни. Прощение как нравственный  выбор героини. Возрождение к жизни.

Письменный ответ на проблемный вопрос «Что такое сострадание?»

Человек и природа

С. Георгиев «Собаки не ошибаются».  «Скучный человек» Валерка Снегирев и «интересный человек» Юрка Хлопотов. Равнодушие, которое маскируется  фразой: «К чужим недостаткам надо терпеливо относиться» (отец Юрки), или попытка все превратить в игру, фарс (Юрка). Истинная гуманность «обыкновенного» Валеры Снегирева.

И.С. Тургенев «Живые мощи». Удивительная встреча в омшанике. Способность героини в её состоянии радоваться человеку, располагать его к себе.  Мировосприятие Лукерьи, собственное мироощущение как богатство: «вижу прекрасно и все слышу», «запах я всякий чувствовать могу». Умение побеждать боль наблюдениями за миром природы: пчелы, голуби, воробей, ласточки… Благодарность героини, сострадательность.

И.С. Тургенев «Перепелка». Детская восторженная любовь к охоте. Случай на охоте. Ощущение несправедливости произошедшего. Самоотверженная «материнская» любовь птиц, вызывающая уважение героя.

Письменный ответ на проблемный вопрос «Что такое красота?»

Мама

 В. Астафьев «Шинель без хлястика».  Женщина  и война. Шинель как память о юности, о любви, о войне, о рождении сына.  Красота материнского подвига. Мать как  символ любви и высокой жертвенности.  Доверительные отношения матери и сына.  Думы сына  о долге перед матерью: «чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель, без хлястика».          

Н. Тихонов «Мать».  Из цикла «Ленинградские рассказы», в которых повествуется о мужественных и стойких людях, с честью выдержавших суровое испытание - блокаду родного города. Рассказ о матери, которая больше собственной смерти  и смерти своих детей боится сыновней слабости и трусости.

Человек и искусство

Ю. Буйда «Синдбад Мореход». Внешняя, «образцово не задавшаяся жизнь героини», и жизнь внутренняя, скрытая от всех. 18252 обращения к стихотворению-шедевру Александра Пушкина «Я вас любил…» как возможность спасти свою душу, выжить в тяжелых жизненных обстоятельствах.  Стихотворение А.С. Пушкина как молитвенное слово. «Духовная жажда» внешне опустившихся людей - вера писателя в нравственное возрождение. Искусство, которое спасает наши души, наши сердца от «захоложения, затемнения» (А.И. Солженицын).

Человек и война

Л. Пантелеев «Гвардии рядовой» (Из цикла «Рассказы о подвиге»). Подвиг Александра Матросова. Рассказ о доблести молодого русского солдата.

Тематическое планирование

5 класс

Наименование темы, раздела

Кол-во часов

Формы контроля

Введение

1

Из мифологии

1

Из устного народного творчества

3

Из древнерусской литературы

2

1 урок контроля

Русская басня

1

Из литературы 18века

1

Из литературы ХIХ века

4

1 урок контроля

Из литературы ХХ века

4

1 тестирование

Итого:

17

6 класс

Наименование темы, раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1

Введение

1

2

Литературная сказка

1

3

Из литературы ХIХ века

3

4

Из литературы ХХ века

8

1 УРР

5

Творчество писателей и поэтов Саратовской области

4

ИТОГО

17

7 класс

Наименование темы, раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1

Введение

1

2

Из литературы XVIII века

1

3

Из литературы XIX века

3

4

Из литературы XX века

10

1 УРР

5

Творчество писателей и поэтов Саратовской области

2

ИТОГО

17

8 класс

Наименование темы, раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1

Введение

1

2

Из древнерусской литературы

1

3

Из литературы XVIII века

1

4

Из литературы XIX века

6

5

Из литературы XX века

7

1 УРР

6

Творчество писателей и поэтов Саратовской области.

1

ИТОГО

17

9 класс

Наименование темы, раздела

Кол-во часов

Формы контроля

Мир детства

1

Нравственность

2

1 УРР

Человек и семья

3

Человек и его выбор

2

1УРР

Рождественские рассказы

2

Человек и природа

2

1УРР

Мама

2

1 УРР

Человек и искусство

1

1 УРР

Человек и война

2

1 тестирование

Итого

17

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине "Русский язык и литература" для специальности "Сварочное производство"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по профессии среднего профессионального образования, входящей в состав укрупне...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ  ЯЗЫК  И  ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ  ЯЗЫК  И  ЛИТЕРАТУРА.  ЛИТЕРАТУРА»для специальностей среднего профессионального образования...

Аннотация к рабочей программе по учебным предметам «Русский язык. Литература» 5-9 классы

Рабочая программа по учебным  предметам «Русский язык. Литература», входящим в предметную область «Русский язык и литература» для 5 - 9 классов, разработана  на основ...

Рабочая программа по учебным предметам «Русский язык. Литература» 5-9 классов

Рабочая программа по учебным  предметам «Русский язык. Литература», входящим в предметную область «Русский язык и литература» для 5 - 9 классов, разработана  на основ...

Рабочая программа по учебному предмету «Русская родная литература» для 9 класса на 2019– 2020 учебный год

Аннотация  к рабочей программе по  «Русской родной  литературе» для 9 классаРабочая программа учебного курса «Русская родная литература» для 9 класса разраб...