Рабочая программа по чтению 9 класс (УОД)
рабочая программа (9 класс)

Донских Елена Валентиновна

Данная рабочая программа по русскому языку разработана на  основе программы: Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений            VIII вида: 5-9 класс в 2 сборниках /  под редакцией В.В.  Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_9-1_viii.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) автономное образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья

«Специальное (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида»

г. Москва, г.о. Троицк, ул. Пушковых, д. 5, тел.: 8(495) 8515001 e-mail: school7zr@mail.ru

 «УТВЕРЖДАЮ»

директор школы                           Чечетина Н.П.

«        »                                                            2014 г.

Рабочая программа

по чтению и развитию речи

на 2014-2015 учебный год

для 9 «В» класса УОД

Учитель: Тюлькина Е.В.

Рассмотрено на заседании ШМО                                «СОГЛАСОВАНО»

протокол  №            от «      »                 2014 г.                         зам. директора по УВР                                

Руководитель ШМО                                                    «       »                                               2014 г.

Москва

2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область, предмет: чтение и развитие речи.

Данная рабочая программа по русскому языку разработана на  основе программы: Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений         VIII вида: 5-9 класс в 2 сборниках /  под редакцией В.В.  Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2014.

По программе: 136 часа (4 часа в неделю).  По учебному плану  школы  в  8 классе «В»  отведено 1 час в неделю (34 часа в год).

Содержание учебной программы по  чтению и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение идет за счет уплотнения  учебных часов на основании индивидуализированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса и особенностей психо-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному.  Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание  обучения  по предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера  и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на один учебный год.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. 

На уроках чтения в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это вязано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Навыки чтения

  Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения. Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом. Чтение по ролям и драматизация.

Работа над текстом

Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нем нравственных истин.

Составление характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера.

Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).

Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.

Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.

Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.

Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного. Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.

Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя. Составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.

Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употребленных в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.

Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.

Определение жанровых особенностей произведения.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
  • отвечать на вопросы учителя;
  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты — самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 6—10 стихотворений.

Виды и формы контроля: текущий, самостоятельная работа.

Учебно-методическая литература

  1. Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 класс в 2 сборниках /  под редакцией В.В.  Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2014.
  2. А.К.Аксенова, М.И.Шишкова. Чтение 9 класс. Учебник специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.

№ п/п

Тема урока

Устное народное творчество. Русские народные песни

Былины. "На заставе богатырской"

Лиса и тетерев

Сказка про Василису Премудрую

В.А. Жуковский "Три пояса"

И.А. Крылов. Биография. "Кот и повар"

Внеклассное чтение М.М. Зощенко. Рассказы

А.С.Пушкин. Биография

А.С.Пушкин "Руслан и Людмила"."Барышня-крестьянка"

Внеклассное чтение. А.П.Чехов "Дом с мезонином

М.Ю.Лермонтов. Биография. "Тучи". "Баллада". "Морская царевна"

Н.В. Гоголь. Биография. "Майская ночь, или Утопленница"

Н. А. Некрасов. Биография. "Рыцарь на час"."Саша"

А.А. Фет. Биография. "На заре ты её не буди...","Помню я...",
"Это утро..."

Внеклассное чтение Б.Васильев "А зори здесь тихие"

А.П. Чехов. Биография. «Злоумышленник», «Пересолил»

Внеклассное чтение. Сурков А.А. Стихотворения

М.Горький. Биография. "Песня о Соколе"

В.В. Маяковский. Биография. "Необычайное приключение..."

М.И. Цветаева. Биография."Красной кистью"."Вчера ещё в глаза глядел..."

Внеклассное чтение. М. И.Цветаева. Стихотворения

К.Г. Паустовский. Биография. "Стекольный мастер"

С.А. Есенин. Биография."Нивы сжаты, рощи голы"."Собаке Качалова"

М.А.Шолохов. Биография. "Судьба человека"

Е.И.Носов. Биография. "Трудный хлеб"

Н.М. Рубцов. Биография. "Тихая моя родина"."Русский огонёк"."Зимняя песня"

Ю.И.Коваль. Биография. «Приключения Васи Куролесова (Отрывок)

Внеклассное чтение. В.М.Шукшин "Жил человек"

Р.Л.Стивенсон "Вересковый мёд"

Э. Сетон-Томпсон. «Снап». История бультерьера. (Отрывок в сокращении). Работа над содержанием I-ой части рассказа

Э. Сетон-Томпсон. «Снап». История бультерьера. (Отрывок в сокращении). Работа над содержанием II-ой частью рассказа

Д.Даррелл "Живописный жираф"

Контрольные вопросы и задания

Обобщающее повторение