Презентация "Сравнительный анализ женских образов в нартском эпосе"
презентация к уроку (10 класс)

Текаева Альмона Майрамовна

Сравнительный анализ женских образов в нартском эпосе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sravnitelnyy_analiz_zhenskih_obrazov_v_nartskom_epose.zip1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ женских образов в нартском эпосе

В мировом фольклоре образы женщин неизменно приковывали к себе внимание исследователей. Научному осмыслению подвергаются архитипические категории и образы, несущие особую семантическую нагрузку в художественном сознании осетинского народа.  1слайд

Цель работы – изучение функциональных, семантических и поэтических особенностей женских образов, относящихся к системе персонажей нартского героического эпоса.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 

- на уровне типологического анализа проанализировать женские образы нартского эпоса;

- обрисовать структуру и функции женского пространства в эпосе.

2 слайд - Нартский эпос – монументальный эпос осетинского народа. По всеобщему признанию, это одно из величайших творений человечества, вершинное достижение поэтического слова, ставшее всеобщим достоянием [2]. Как отмечал известный советский фольклорист В. И. Чичеров, «Нартские сказания дают ценнейший материал для разработки сложных вопросов теории эпоса в целом, его генезиса, эпических форм, характерных для этапов развития культуры, национального своеобразия эпических сказаний» [14, с. 5].

Важным моментом в эпосоведении, в общем, и в нартоведении, в частности, является изучение довольно сложной и многогранной образной системы.  

Художественно цельный образ любого эпического персонажа складывается из описания различных его действий, поступков, поведения в разных ситуациях, во взаимоотношениях с другими персонажами, в речевых. Именно действие можно назвать основным законом эпического произведения, а движение сюжета в действиях и диалогах – ее структурным стержнем.

В рамках данного исследования мы остановились на женских образах эпоса. Роль женщины в нартском эпосе исключительно велика. Однако, как отмечает исследователь абхазского нартского эпоса Шота Хичович Салакая, «… эта роль неодинакова в различных циклах эпоса. Возможно, это результат отражения в эпосе положения женщины на протяжении многих веков, в течение которых формировался эпос. Если нартский эпос отражает различные этапы родового строя и более поздние эпохи, то и образы женщин в циклах, возникших в разные периоды развития данного строя, не могут быть одинаковыми» [13, с. 58].

В современной науке все большее внимание стало уделяться исследованию гендерных аспектов традиционной культуры. Фольклористика не является исключением.

 Рассмотрим составляющие женского пространства в осетинском нартском эпосе.

 3 слайд «В сказаниях о нартах достойное место занимает женщина. О ней здесь повествуется в самых различных аспектах: определение ее роли и назначение в общественной жизни, выяснение ее места в семье, в быту, ее значение в нравственной, хозяйственной политической жизни» [5, с. 123].

Действительно, во всех перечисленных областях жизни женщины выступают достойными соратницами мужчин.

Описание женской красоты настолько ярко и лаконично, что еще раз без тени сомнения говорит о значимой роли женщины в жизни Нартов. 4 слайд

О красоте Дзерассы в эпосе говорится: «Солнце смеется на ее лице, луны блестят на ее груди». 5 слайд

«Сияние неба и краса земли…всесветная красавица», так говорится о жене Батраза Акколе. 6 слайд

«До самых пят падала тяжелая шелковая коса Агунды, ясному дню после дождя подобен был взгляд ее черных глаз».

Не менее замечательна умная Бедоха жена Сослана, в уста которой творцы эпоса вложили свои философские взгляды. 7 слайд

В мире Нартов, помимо их и других народов, живет еще одна человеческая раса (дауджытæ). Эта раса имеет свои поселения, как в воздушном, так и в подводном пространстве. Красавица Косер, бывшая недолгое время женой Сослана, относится к этой расе. Косер привыкла жить одна, поэтому вернулась в свою башню, находившуюся между небом и землей. Сослан же остался жить с нартами.

Вскоре он женился на прекрасной Ацырухс. Она согласилась выйти замуж за Сослана, но при условии, что он из мира мертвых принесет ветви дерева Аза.

А из скольких ситуаций выручала мужа Быценон – жена Хамыца из рода Донбеттыров, которая ставила условия Хамыцу, обещая выйти замуж в том случае, если он никогда и никому ее не покажет.  Еще раз убеждаемся, что выбор спутника жизни остается за женщиной.

В повседневной жизни женщины в эпосе чаще всего изображаются как превосходные хозяйки. Роль их сводится в основном к роли хранительницы домашнего очага. Именно женщина распределяет добытые мужчинами припасы, готовит еду для домочадцев, угощение для гостей, зачастую для всех Нартов: «Уырызмæг куыд ракуырдта йа хо Сатанайы», «Нартыл фыд аз скодта», «Уырызмæджы æнæном лаппу», «Нарты Уырызмæджы кадæг») и др.  8 слайд

Несомненно, идеалом хозяйки, рукодельницы в эпосе является Шатана. Народ отдал пальму первенства Шатане во всех сферах деятельности женщин. В этот образ вложено все лучшее, что было присуще представительницам прекрасного пола. «Прекрасная, умная, предприимчивая, она образец хозяйки дома, кавказской хозяйки. Она предвидит всё и ко всему готова», – пишет Жорж Дюмезиль [4, с. 236]. 

 В национальных версиях эпоса общество Нартов изображается по-разному, отдается предпочтение тому или иному герою, композиционно перестраивают сюжетные доминанты, но неизменно сохраняется за Шатаной одно из центральных мест [7, с. 254].

Исключительно велика у Нартов роль женщины в деле воспитания молодежи. Нартские женщины, отправляя своих сыновей в походы, напутствуют им: «Без победы лучше не возвращайтесь». Ярким доказательством сказанному является сказание «Гибель Тотрадза» («Тотрадзы мæлæт»). Когда мать Тотрадза узнала о гибели своего сына, она сказала нартам: «Если сын мой сражен ударом в грудь, то принесите его ко мне, чтобы оплакала я его, и похороним его на нашем родовом кладбище. Если же в спину нанесен ему смертельный удар, то на навозную кучу выкиньте его, недостоин он, чтобы с почетом хоронили его на кладбище. Не место там трусу, сраженному во время бегства».

  В роли воспитателей в некотором роде выступают эпические красавицы-невесты, выбирающие себе мужа и побуждающие нартов к совершению героических поступков. Таковы Ацырухс, Агунда, Аккола. Героини разборчивы, они выдвигают свои требования, и далеко не каждый удостаивается их выбора.

Мотив выбора жениха говорит о высоком общественном положении женщин в нартском обществе. Васо Иванович Абаев отмечал, что «женщина выступает обычно в нартском эпосе как существо сильное и властное, пользующееся большой личной свободой и самостоятельностью. Такова Шатана, такова Агунда в сказании о женитьбе Ацамаза, такова Аккола в сказании о женитьбе Батраза, бесцеремонно отвергающая претендентов на ее руку и выбирающая жениха по своему усмотрению» [1, с.34].

Нартские женщины рисуются в эпосе не только как чудесные хозяйки, но и как храбрые воительницы в час опасности. Как писал Георгий Заурбекович Калоев, они «иногда выступают и в сугубо мужских ролях».   Осетинский эпос повествует о том, как нартские девушки во главе с Агундой сражались со страшными черноголовыми великанами, уаигами. Правда, «девичье войско» потерпело поражение, но победа досталась уаигам не вполне честным образом («Нарты и Черноголовые уаиги»). 9 слайд

Уважительное отношение к женщине – это обязательное требование морального кодекса Нартов. По мнению Ш.Ф. Джикаева: «Выполнить волю женщины – ответственный долг героя-богатыря. Батрадз, выполняя требование красавицы Акула, отправляется в опасную дорогу. Сослан во имя Ацырухс направляется в Страну Мертвых за ветками дерева Аза. Батрадз из-за оскорбления, нанесенного его жене, избивает дзуара (ангела) Нартов» [3, с.104].

Таким образом, интерес к традиционной культуре с точки зрения понятия «гендер» связан с апробацией современных методов анализа, что обуславливает открытие новых перспектив в исследовании этно - и культурогенеза любого народа. Анализ совокупности сфер женского пространства способствует раскрытию содержания архаичных пластов народного мировосприятия.

Следует отметить, что мифологическая структура "Нартиады" многослойна как в хронологическом, так и в этническом смысле. Она вбирает в себя мифы, религиозные и мировоззренческие представления многих древнейших племен и народов, с которыми сталкивались создатели эпоса.

Народный эпос – это не только собрание мифов, но и ценный исторический источник.  Значение осетинского эпоса "Сказания о нартах" для мировой и, прежде всего, европейской и азиатской культур во многом состоит в том, что в нем сохранены отголоски каких-то исторических событий, которые настолько архаичны, что не отражены в официальной истории тех или иных народов. Поэтому крупицы этих исторических событий, запечатленные в нартском эпосе и представленные в его экранизации, послужат важным вкладом в общую копилку мировой культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение темы «Имя существительное» на материале Нартского эпоса.

Урок-обобщение  темы «Имя существительное» на материале Нартского эпоса.Место урока в системе уроков: урок обобщения и повторения материала в процессе  изучения раздела «Морфология. Имя...

Научная статья "Сравнительный анализ женских образов в нартском эпосе"

quot;Сравнительный анализ женских образов в нартском эпосе" (10 класс)...

Открытый урок в 6 классе "Нартский эпос"

Тема урока: «Нарт эпосыр», 6 класс.Цели деятельности учителя: обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Указательные местоимения»...

Нартский эпос. Религия Нартов

      У каждого человека есть своя малая Родина.С раннего детства я знакома с нартскими сказаниями благодаря своему дедушке. Любое начатое сказание всегда хотелось дослушать до к...

ПРОЕКТ «НАРТСКИЙ ЭПОС»

Сроки реализации, продолжительностьпроектаКраткосрочный – с 01 по 20 февраля 2019г Тип проектаЛитературно - игровойУчастники проектаДети подготовительной группы, воспитатели, родителиВнутри...