Урок-обобщение темы «Имя существительное» на материале Нартского эпоса.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бжамбеева Альбина Адальбиевна

Урок-обобщение  темы «Имя существительное» на материале Нартского эпоса.

Место урока в системе уроков:

 урок обобщения и повторения материала в процессе  изучения раздела «Морфология. Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.  

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном; приобщение к культуре своего народа, привитие любви к чтению; обучение сравнительной характеристике героев русских былин, Нартского  эпоса и мифов Древней Греции.

Задачи:

1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка,  об имени существительном как части речи;
 2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
 3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийных презентаций, интерактивной доски

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой,  использование ТСО.

Технология:  технологии личностно-ориентированного образования,

      компьютерные технологии,

      технология вопросно-ответного  единства и обратной связи

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Продолжительность урока: 45 минут 

Возрастная категория: 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-обобщение  темы «Имя существительное» на материале Нартского эпоса.

Место урока в системе уроков: 

 урок обобщения и повторения материала в процессе  изучения раздела «Морфология. Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.  

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном; приобщение к культуре своего народа, привитие любви к чтению; обучение сравнительной характеристике героев русских былин, Нартского  эпоса и мифов Древней Греции.

Задачи: 

1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка,  об имени существительном как части речи;
 2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
 3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийных презентаций, интерактивной доски

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой,  использование ТСО.

Технология:  технологии личностно-ориентированного образования,

      компьютерные технологии,

      технология вопросно-ответного  единства и обратной связи

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Продолжительность урока: 45 минут 

Возрастная категория: 6 класс

УУД: 

  • личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);
  • регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция);
  • познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
  •  коммуникативные(планирование учебного сотрудничества,  владение монологической и диалогической формами речи).

УМК: Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/          [М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение,  2012.

Ход урока.

1. Организационный момент

                 - проверяется готовность к уроку;

                 - делается отметка в журнале об отсутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока

    Учитель: Сегодня мы с вами проводим один из завершающих уроков по теме «Имя существительное».

      Сейчас нам предстоит повторить и обобщить изученное о существительном как части речи. Мы уже систематизировали знания об орфограммах и способах образования имен существительных. Завтра будем работать над контрольным диктантом. Поэтому домашнее задание как раз и будет связано со всем этим материалом. Запишем  его в дневник. Упр. 315 или 316 письменно 1 на выбор. Посмотрите и выберете,  что вам важнее повторить к следующему  уроку.

     Итак, откроем тетради и запишем дату и тему нашего урока.

     Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием!

     Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – повторить и обобщить  изученное.  Но делать мы это будем  продолжая изучение литературного наследия  наших предков. Мы часто на уроках используем этот материал для изучения той или иной орфограммы, и этот урок не станет исключением. Для начала повторим некоторые виды орфограмм, которые часто встречаются в тексте диктанта, используя предложения, которые подготовили для нас ребята из творческой группы «Юные лингвисты». Как вы помните, у нас в классе образовалось несколько творческих групп, которые систематически занимаются  исследовательской работой. Первыми начинают свою работу лингвисты. (Приглашаются участники этой группы к доске. Они проводят  этот этап работы.) 

 Актуализация опорных знаний

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.

3. Работа с текстом. Орфографическая  разминка.

1.Тонк…бровая Сатаней пол…скала в р…ке белье. Она пол…скала его там, где обычно чистила к…льчуги. 2.Его р..вес(?)ники еще л…жали в люльках, а он уже бегал по дв…ру и играл в альч…ки. 3.С некоторого врем…ни над..ела мал…нькому Сосруко игра в альч..ки, полюбилась ему кузня Тлепша, стал он часто захаж…вать к богу-кузнецу.  4. Когда Тлепш так г…в…рил, пр…близились к его кузне трое брат…ев-нартов.5. Тхаголедж, бог пл…дородия, обратился к нартам с в…ршины  г…ры: «Нарты! До сих пор я пом…гал вам, в меру м…ей силы, соб…рать б…гатый ур…жай проса. А теперь я с…старился, мера м…ей силы уменьшилась. Оттого р…шил  я од…рить вас сем…нами доброго проса.» 6. Сосруко пр…близился к нему и спр…сил:  « Что это за боч…нок?»

   Задания.

  1. Вставить пропущенные орфограммы, объясняя их правописание.
  2. Найти и обозначить орфограммы, изученные в разделе «Имя существительное». (Правописание разносклоняемых существительных, правописание суффиксов существительных –ек, -ик, правописание о и е в суффиксах и окончаниях существительных.)
  3. Найти все существительные в предложениях и обозначить их склонение и  падеж.
  4. Найти собственные имена существительные, объяснить их правописание.  Почему некоторые из них не склоняются? Привести примеры несклоняемых имён существительных.

  1. Сделать морфрлогический разбор слова урожай.
  2. Доказать, что это не текст, а отдельно взятые предложения.

     7.Перечислить названия сказов, из которых  были взяты эти предложения.

      8.Объяснить значение незнакомых слов.

 Мальчики, айда играть в альчики.

Было время, когда детвора не знала что такое телевизор, компьютер, интернет. Но она отлично проводила время играя в свои любимые игры. Например в альчики. О ней мы вам и расскажем.

Что это такое? Альчики  — это надкопытные кости овец. Красивые, вычищенные косточки. Их используют для игр. Любимая и распространенная детская игра в Средней Азии и на Северном Кавказе.

Как давно играют? Судя по тому, что их находят среди древних раскопок  играют в нее очень давно. У каждого мальчика была своя коллекция. К ним было трепетное отношение: их лакировали, красили. Хранили в тканевом пакете.

Что с ними делают? Косточки берутся из употреблённой в пищу баранины. После того, как обгладывается кость, из ее сочленения достается тот самый альчик. Его очищают от остатка мяса и дают детям. А те собирают и хранят в мешочке. Играют в него в тёплое время года.

Как играть? Множество вариантов игр с альчиками, и все они разнообразны. Играют от 2 и более человек. Вот например самый распространенный вариант игры: каждый участник игры ставит на одну линию по одному альчику. Первым начинает тот, у кого  альчик встает на удачный бок и начинает стрелять по линии, где выстроены альчики. Если один из альчиков из этого ряда отлетит дальше, чем на  три ступни, бьющий забирает себе его (как в бильярде). Выигрывает  тот, у кого больше косточек.

Польза. Говорят, что альчики развивают глазомер, ведь нужно умело метать косточки и попасть с далекого расстояния. А еще можно развить ловкость, меткости и аккуратность. Это как шахматы, нужно делать математические расчеты. И можно весело и интересно провести время.

Сегодня. Сейчас, к сожалению, современные дети не играют в альчики, разве что в глубинке. Многие дети и не знают о ней. Это прекрасная игра для мальчиков. Наши прадедушки и дедушки  выросли на них.  

- Ребята, вы очень хорошо поработали. Поблагодарим наших юных исследователей  и перейдём к проверке ваших теоретических знаний. В этом мне поможет другая творческая группа под названием «Теоретики». Эти ребята подготовили вопросы для данного  этапа урока, небольшую презентацию с наглядными примерами, взятыми из сказаний о нартах.

 4. Практическая работа

Цель этапа: проверка теоретических знаний об имени существительном.

   Учитель: Так что же такое имя существительное?

     

     Дополнительные вопросы к слайдам тренажера:

Слайд № 1 (постоянные признаки  - род)

-  Что нового узнали о категории рода в 6 классе? (есть существительные общего рода)

-  Какие существительные называются именами существительными общего рода?

Слайд № 2(постоянные признаки  - склонение)

- Сколько склонений у существительных в русском языке?

- Какие существительные мы называем разносклоняемыми?

-  Какие существительные относятся к несклоняемым?

Слайд № 3 (непостоянные признаки – падеж, число)

- Назовите падежи с вопросами.

- Есть ли существительные только ед. числа или только мн. числа? Приведите примеры.

Слайд № 4 (вопросы существительного)

- Почему в каждом падеже 2 вопроса? (одуш. – неодуш.)

5. Работа со схемой.

    -  Мы говорим о предметном значении существительного. Уточните, что именно могут обозначать существительные? ( после ответов учащихся на слайде появляется схема)  

-  Составим кластер. Это подобие кисти винограда. Как ягодки  присоединяются к грозди, так и мы попробуем нанизать слова на предложенную схему, приводя примеры  разных по значению существительных.

   Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное.  

  

   - Теперь мы поработаем с некоторыми составляющими нашей схемы. Распределите существительные в соответствии с их значением, укажите склонение:

мир, справедливость,  борьба,  добро, умение, решимость, свет, тьма, темнота, красота, мужество, доблесть, отвага,  отдых, работа, радость, туман, мороз.

Явления действительности

Признак как предмет

Действие как предмет

                   1 ряд

               2 ряд

                3 ряд

  Взаимопроверка  по слайду.

- Ребята, этот набор слов не случаен. Как вы думаете, какие существительные можно отнести к героям сказаний о нартах? Почему? Приведите примеры.

 ( Ученики пересказывают небольшие отрывки из прочитанного о Сосруко, Бадыноко, Ашамазе.)

- А кого вам напоминают герои Нартского эпоса?  (Ответы учащихся: героев русских былин.)  Расскажите о них.

 - Всех этих народных спасителей объединяет одно. Что именно, ребята? (То, что для этих богатырей счастье и благополучие своего народа важнее всего на свете, даже важнее сохранения собственной жизни.)

- А сейчас, в наше время, мы можем говорить о том, что среди нас есть такие люди?  Кого вы можете назвать? ( Ответы учащихся)

- Да, правильно, ребята. В первую очередь это наши прадеды и деды, защищавшие  и отстоявшие Родину в годы  ВОВ. А нынешние солдаты им под- стать.

-  Хорошо, ребята, а теперь из этого задания найдите синонимичный ряд слов, который  характеризует  народных любимцев. ( Ответы учащихся: мужество, доблесть, отвага).

- Придумайте с ними предложения и запишите их в тетради.

После того как ученики зачитывают придуманные предложения, лучшие из них записываются на доске.

- Сделайте синтаксический разбор предложений.

- Ребята, образуйте теперь от этих существительных прилагательные, служащие постоянными эпитетами при характеристике народных защитников.   ( Ответы учащихся).

-  А  теперь обратите внимание на карточки, которые лежат у вас на столе.

 На них  к словам из левого столбика подберите нужное слово из правого столбика и проведите стрелочки.  Проговариваете  ответ.

 Ложь - неправда

 Беда – несчастье

 Противник – недруг

 Глупость - недомыслие, неразумие

 Рабство – неволя

 Возмущение - негодование

 Слякоть – ненастье, непогода

 Болезнь – нездоровье

 Подозрительность- недоверие

- Как называются эти пары? Назовите из записанных слов  те, которые без не не употребляются. Почему? Назовите те существительные, в которых  НЕ-приставка. Ответ обоснуйте.

- Обратите внимание на то, что эти существительные  взяты из сказаний о нартах.  Можно составить небольшой текст, посвященный доблестным защитникам родной земли, используя эти слова.

6.Творческая мастерская.

 -Мы неслучайно обратились к эпитетам, так как следующая группа «Театралы» подготовила нам необычное представление и задание творческого характера.  Ребята покажут небольшую инсценировку, затем  на доске появится  текст предложенного отрывка. Ваша задача выписать все существительные, употреблённые с эпитетами.

- Поблагодарим «Театралов» и проведем физкультминутку.

7. Физкультминутка.

 -  Повторим основные орфограммы, изученные в теме «Имя существительное»

Я говорю слова, а вы встаете со своих мест, если у вас на столе лежит карточка с нужной буквой:  на празднике, плодородие, бочонок ,времена, стремена, семена, домик, коврик, загонщик.   ( Одного ученика спрашивать объяснение орфограммы).

- Скажите, почему мне было легко проверить, кто допустил ошибку?

(Карточки на столах учеников  лежали по очертанию написания соответствующих букв). Эти слова опять же взяты из предложенных для анализа текстах.

8. Работа по карточкам.  

- Теперь выполним самостоятельно задания по карточкам.

Вы выполняете эти задания, затем меняетесь и проверяете их, сверяя  с ответами на доске.   (Оценки выставляются   в соответствии с нормами, которые были уже  изучены учениками на предыдущих уроках.)

9.  Работа с интерактивной доской.

-  Выполним ещё одно задание на повторение орфограмм, знание которых пригодятся при работе  завтра на диктанте. Ученики выходят  к доске, вставляют пропущенные орфограммы. Объясняя их правописание.

1Укажите ряд слов, где на месте пропуска пишется буква о.

  1. петуш..к,  доч..нька,  зайч..нок;
  2. внуч..к, собач..нка, друж..к;
  3. ореш..к, бельч..нок,  горош..к;
  4. реч..нька, реч..нка, башмач..к.

2Укажите ряд слов, где на месте пропуска пишется буква е.

  1. плющ..м, меж..й, чащ..й;
  2. кож..й, полотенц.., ситц..м;
  3. солнц.., крыльц… борщ..м;
  4. гараж..м, ерш..м, сердц..м.

3Укажите ряд слов, где на месте пропуска пишется буква ь.

  1. пустош..,  макияж..., сторож..;
  2. вояж.., роскош.., мираж..;
  3. дрож.., помощ.., гореч..;
  4. брош.., экипаж.., мощ…

         4.Укажите ряд слов, где все имена существительные несклоняемые.

  1. эскимо, кино, раздолье;
  2. метро, пианино, рояль;
  3. фойе, пенальти, интервью;
  4. кашпо, печенье, реле.

          5.Укажите имена существительные общего рода.

Аллея,  площадь, копуша, время, тихоня, растяпа, лекция, сирень, придира, разиня, метро, санаторий, иллюминация, недотрога, фойе, эскимо, иней, шея, кривляка.

     6.Укажите ряд слов, в которых пишется суффикс –чик.

  1. доклад..ик, прием..ик, свар..ик;
  2. перепис..ик, камен..ик, совет..ик;
  3. заказ..ик, вклад..ик. лет..ик;
  4. смен..ик, спор..ик, компьютер..ик.

     10. Подведение итогов урока.

-   Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока. У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о  части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.

(на доске: 1- согласен,  0 -  не согласен) Не забудьте также подписать свои работы.

1. У имени существительного число и падеж  – непостоянные признаки.

      2. Существительные  могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Имя существительное имеет два склонения.

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.

6. Имена существительные на –а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.

     7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.

8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.

Самопроверка по ключу: (Ключ на доске)

1 – 1                     5 - 1

2 – 1                     6 - 1

3 – 0                     7 - 0

4 – 0                     8 – 1

-   Если у вас получилось 5 правильных ответов, значит, вы хорошо поработали с этой частью речи и сегодня на уроке,  и на всех других, когда изучалось существительное. 5 – любимая цифра учеников. Зачитаем правильные ответы.

 11.  Оценки за урок.

   -  Ребята, наш урок удался? Как вы думаете?  ( Ответы детей) Вы  большие  молодцы!  Наработки позволили нам умело и быстро организовать и провести все этапы урока, а творческие группы дали нам шанс  окунуться в прекрасный  мир Нартского эпоса.  В очередной раз мы убедились в том, что изучать грамматику с интересом намного полезнее и приятнее, нежели просто учить правила и выполнять к ним упражнения. Хотя эти этапы работы  самые важные  в познании огромного мира языкознания.

 Сегодня каждый получит оценку за урок, потому что вы работали и по группам,  и по карточкам, и устно, и некоторые у доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение имени существительного на материале рассказа А.П.Чехова "Каштанка"

Повторение и систематизация знаний, полученные при прохождении темы "Имя существительное". Проверка знаний с помощью теста....

Научная статья "Сравнительный анализ женских образов в нартском эпосе"

quot;Сравнительный анализ женских образов в нартском эпосе" (10 класс)...

Презентация "Сравнительный анализ женских образов в нартском эпосе"

Сравнительный анализ женских образов в нартском эпосе...

Открытый урок в 6 классе "Нартский эпос"

Тема урока: «Нарт эпосыр», 6 класс.Цели деятельности учителя: обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Указательные местоимения»...

Нартский эпос. Религия Нартов

      У каждого человека есть своя малая Родина.С раннего детства я знакома с нартскими сказаниями благодаря своему дедушке. Любое начатое сказание всегда хотелось дослушать до к...

ПРОЕКТ «НАРТСКИЙ ЭПОС»

Сроки реализации, продолжительностьпроектаКраткосрочный – с 01 по 20 февраля 2019г Тип проектаЛитературно - игровойУчастники проектаДети подготовительной группы, воспитатели, родителиВнутри...