Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение имени существительного на материале рассказа А.П.Чехова "Каштанка"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Повторение и систематизация знаний, полученные при прохождении темы "Имя существительное". Проверка знаний с помощью теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА.   Повторение имени существительного на материале рассказа А.П.Чехова  «Каштанка»                                                                                                                        

ЦЕЛЬ  УРОКА. Повторение, закрепление, систематизация знаний по имени существительному, развитие связной речи, обогащение словарного запаса; научить учащихся логически мыслить, связь  с литературой и татарским языком; воспитание любви к творчеству  А.П.Чехова.                                                                          

ОБОРУДОВАНИЕ, Карточки, таблица – схема, сигнальные карточки, дидактические материалы, учебник литературы для 5 класса , русский язык 5  класс ( Л.З.Шакирова.)

ХОД  УРОКА.   Организационный момент.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.  –  Ребята, сегодня мы с вами проводим  урок повторение по теме «Имя существительное», на материале рассказа  А.П.Чехова  «Каштанка»  На уроках литературы мы недавно закончили знакомство с творчеством А.П.Чехова.  Я хочу использовать возможность ещё раз обратиться к нашему любимому рассказу «Каштанка»                                                     В 6 классе мы с вами будем изучать другие рассказы А.П.Чехова  «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия» и другие.  

     1.    - Ребята, давайте обратимся к опорному конспекту. Сейчас кто-нибудь из вас расшифрует этот конспект так, чтобы прозвучал связный рассказ.

       2.  - А теперь  ребята, вспомните, как делается синтаксический разбор. Каждый ученик самостоятельно делает разбор к этому предложению, а в это время один ученик у доски тоже делает разбор данному предложению.

Антон Павлович Чехов написал интересные рассказы для детей.        

     3.  Упражнение  по карточке.

Когда стало совсем темно, Каштанкою  овладели отчаяние и ужас .Она прижалась к какому-то подъезду и стало горько плакать. Целодневное путешествие с Лукой Александровичем утомило её. Она было ужасно голодна. За весь день ей приходилось жевать только два раза: покушала у переплётчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавки нашла колбасную кожицу.                                                            

Словарная работа.   Клейстеру -  клей, приготовляемый из крахмала или муки. (м.р.)   Трактир – гостиница с рестораном. (м.р.)      

Подчеркнуть существительные и дать характеристику.

4. ЗАГАДКИ. Учащиеся отгадывают загадки.. Учащиеся ставят вопрос и придумывают с этими словами предложения.

          1. Художник одноглазый                                                                                        

             На вас наставил глаз

              И нарисует сразу

           Портрет отличный с вас.      (Фотоаппарат)                                                                                                                                                                                            

        2. Через поле и лесок

             Подается  голосок

            Он бежит по проводам

            Скажешь здесь,

            А слышно там.     (Телефон)

     3. Идёт, иглы на себе несёт,

        Чуть кто подойдёт, свернётся

        В клубок – ни головы, ни ног.   (Ёж)

  4.  С хозяином дружит, дом сторожит,

    Живёт под  крылечком, а хвост колечком.   (Собака)

 5. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом пройдёт, там заметку кладёт.  (Карандаш)                                                                                                                                                            

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА        

6.  ТЕСТ.        

1. На какие вопросы  отвечает  существительное ?

   а) что делать? что сделать?

  б) какой? чей?

  в) кто? что?

2. Что обозначает существительное?

 а) предмет

б) признак предмета.

в) действие предмета.

3. Чем, как правило, является в  предложении существительное?

    а) подлежащим

     б) определением

       в) сказуемым

4. Как изменяется  имя существительное?

    а) спрягается

    б) склоняется

   в) не изменяется

5. Найти существительное 3-го склонения

 а) в степи

б) на солнце

в) у дерева

г) на краю

6. Найти существительное мужского рода

а) горечь

б) впечатление

в) тюль

г) сталь

7. В каком случае нужен ь?

а) плащ…

б) овощ…

в) с пастбищ…

г) брош…

8. Каким членом  предложения  является слово  «танк»  в предложении  Игрушечный танк подарил  мне  брат ?

а) подлежащим

б) определением

в) дополнением

7. ВЫПИСАТЬ ИЗ РАССКАЗА  «КАШТАНКА»   ВСЕ  СОБСТВЕННЫЕ  ИМЕНА  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Каштанка, Лука Александрович,  Федюшка,  Федор Тимофеич (кот),  Иван Иванович (гусь), Марья, Хавронья Ивановна, Тетка…

8.   ПУСТЬ ОТДАХНУТ  ВАШИ  ГЛАЗКИ !

9. РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ  КАРТОЧКАМИ.        

Определить  род  имен существительных.  Ель, собрание, день,  дождь, письмо, молодёжь, ландыш, врач, речь, стекло, шалаш, печь.

10. ВЫБОРОЧНЫЙ  ДИКТАНТ.

 Разделить тетрадь на три  колонки. Учитель читает предложение, а учащиеся пишут только имена существительные в нужную колонку.

День начался с того, что её хозяин, столяр Лука Александрович, надел шапку, взял какую – то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и крикнул:                                                                                                                                 -Каштанка, пойдём.                                                                                                                  Услыхав свое имя, собака вышла из-под верстака, где она спала на стружках, сладко потянулась и побежала за хозяином.      

 11. РАБОТА  С  УЧЕБНИКОМ.   Упражнение 113, страница 44.

12. ИТОГ  УРОКУ. ОЦЕНКИ.

13. ДОМАШНЯЯ  РАБОТА, Индивидуальные  задания по карточкам. Упражнение 124


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"

Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка по теме: "Множественное число имен существительных" (5 класс)

Представлен подробный конспект урока русского языка по теме "Множественное число имен существительных", в котором прописаны УУД, методы, приемы и средства обучения, формы организации деятельности учащ...

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

Конспект урока русского языка по теме "Творительный падеж имен существительных"

Вашему вниманию предлагается конспект урока-путешествия по русскому языку в 3 классе, для учащихся с ЗПР....