Конспект урока русского языка по теме "Творительный падеж имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку

Антипенко Валерия Юрьевна

Вашему вниманию предлагается конспект урока-путешествия по русскому языку в 3 классе, для учащихся с ЗПР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Класс: 3

Категория учащихся: учащиеся с ОВЗ: ЗПР и УО (вариант 1)

Предмет: Русский язык

Тема: Творительный падеж имён существительных

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок-путешествие с художником-творцом на выставку картин

Цель урока: способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного в форме творительного  падежа и развитию умения задавать вопрос.

Задачи:

- образовательные:

1) систематизировать знания учащихся о склонении имени существительного;

2) формировать представление учащихся о творительном падеже;

3) формировать умение задавать вопросы творительного падежа.

- коррекционные:

1)развивать умение работать с языковым материалом, применять полученные знания через постановку проблемной ситуации;

2) развивать каллиграфические навыки, мелкую моторику посредством минутки чистописания;

3)развивать орфографическую зоркость, логическое мышление при работе над упражнениями;

4)коррекция и развитие зрительного восприятия посредством работы с репродукциями;

5) развитие произвольного внимания посредством участия в беседе по новой теме.

- воспитательные:

1) воспитывать интерес к учёбе и предмету «Русский язык»

2) воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

3) формировать организационные умения и качества личности: аккуратность при выполнении записей в тетради.

Формируемые БУД:

- личностные:

1) способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

2) развитие эстетических чувств, доброжелательности.

- познавательные:

1) осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

2)ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

3)устанавливать алгоритм  распознавания падежа имени существительного;

- регулятивные:

1) принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

2)осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; 3)оценивать результаты своей деятельности.

- коммуникативные:

1)слушать собеседника и понимать речь других;

2)работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

3)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Планируемые предметные результаты: учащиеся  научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признак имени существительного (падеж).

Методы обучения:

- словесный метод (рассказ, объяснение нового материала, работа с учебником)

- репродуктивный метод;

- наглядный метод (демонстрация репродукций, работа с раздаточным материалом);

- объяснительно-иллюстративный;

- практический метод (выполнение упражнений)

Оборудование: интерактивная доска, репродукции, раздаточный материал, учебник русского языка (3 класс, часть 2, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий)

Ход урока:

  1. Организационный момент: установка, мотивация к учебной деятельности

- цель: знакомство, подготовка учащихся к работе на уроке

- коррекционная цель: снятие психологического напряжения, развитие эмоционального интеллекта, сплочение учащихся.

Слово учителя: Добрый день, ребята! Пусть он для вас будет действительно добрым. Какое у вас сегодня настроение? Давайте улыбнемся друг другу: я улыбнусь вам, а вы- соседу по парте. Вы обещаете мне, что сегодня будете работать активно? Писать аккуратно? Слушать внимательно?

Отлично, молодцы. Давайте все дружно скажем: «Я хочу много знать».

  1. Актуализация знаний

Цель: включение в активную учебную деятельность, систематизация знаний учащихся о падежах.

Коррекционная цель: коррекция произвольного внимания, развитие мотивации к познавательной деятельности, развитие графомоторных навыков и навыков работы в системе «глаз-рука».

Слово учителя: -Ребята, вы были когда-нибудь на выставке картин? (ответы учащихся)

- Сегодня, мы, вместе с великим русским художником Виктором Михайловичем Васнецовым совершим путешествие на выставку картин. Для начала путешествия, нам нужно открыть тетради и записать дату. (учащиеся совместно с учителем записывают дату, классную работу, тему урока)

-Отлично, молодцы! Ребята, на выставку картин попасть не так-то просто. Нам нужно знать специальное слово. Я скажу вам по секрету: это слово «картина».

Учитель совместно с учениками записывает словарное слово «картина». Акцентирует внимание на проблемных буквах а, и. Ребята обозначают ударную гласную.

-А сейчас, давайте с вами придумаем предложение со словом картина. (варианты учащихся).

-Я предлагаю вам записать предложение: Я любуюсь картиной. (учащиеся записывают предложение со словарным словом).

- Итак ребята, вы уже изучали падежи имен существительных. Кто мне может сказать, что такое имя существительное? (ответы учащихся). А какие падежи имен существительных вы знаете? (учащиеся повторяют падежи имен существительных). Так сколько всего падежей в русском языке? (шесть)

- Все слова в предложении связаны между собой. И помогают нам в этом окончания имён существительных. Давайте вернёмся к нашему предложению и выделим окончание в слове «картиной». Итак, ребята, посмотрите, как неправильно звучало бы предложение с неправильным окончанием в слове картиной. Я любуюсь картина.(например). Слово картиной стоит в новом для вас падеже-творительном.  (Учитель задает вопрос от слова любуюсь (чем?) картиной. Учащиеся выделяют окончание -ой.).

  1. Формулирование цели урока. Самоопределение к деятельности.

Цель: подвести учащихся к теме и цели урока, систематизировать знания учащихся о склонении.

Коррекционная цель: коррекция произвольного внимания

Слово учителя: итак, ребята, сегодня на уроке нам предстоит изучить новый падеж- творительный. И поможет нам в этом великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Представляете, ребята, он прислал нам видеописьмо из прошлого. Он расскажет нам, как же он использует творительный падеж в своей жизни. Но, прежде чем мы посмотрим видеописьмо, давайте подготовим наши глазки.

  1. Динамическая пауза (упражнение для глаз)

Глазки вниз, глазки вверх

Все зажмурились: раз-два

Раз моргнули, два моргнули

Наши глазки отдохнули

  1. Изучение нового материала

Цель: сообщение учащимся новых знаний о творительном падеже имени существительного

Коррекционная цель: формирование приемов познавательной деятельности, коррекция зрительного восприятия, логического мышления.  

- Слово учителя: Ребята, мы с вами отдохнули и готовы продолжить наше путешествие в картинную галерею. Мы уже знаем волшебное слово (учащиеся называют волшебное слово). Значит путь в галерею открыт. Слушайте внимательно нашего художника и то, о чем он рассказывает. (просмотр презентации).

Обсуждение по итогам просмотра презентации:

- Ребята, так какой падеж любимый у нашего художника? (ответы учащихся)

- На какие вопросы отвечает творительный падеж? (Творительный падеж отвечает на вопросы кем? чем?)

- Для каких существительных мы используем вопрос кем? Для каких существительных мы используем вопрос чем? (одушевленных/неодушевленных существительных)

-Молодцы, ребята! Ребята, у нашего художника случилась беда: ветер ворвался на выставку и разметал все его любимые слова. Давайте поможем ему собрать правильные предложения с его любимыми словами. (на доске прикреплены карточки: любуюсь, горжусь, восхищаюсь, творю, пейзажем, богатырями, Снегурочкой, кисточкой. Учащиеся собирают из карточек словосочетания с существительными в творительном падеже. При этом, необходимо проговорить: любуюсь (кем?)Снегурочкой, восхищаюсь (чем?) пейзажем, горжусь (кем?) богатырями, творю (чем?) кисточкой)

6. Динамическая пауза: учащиеся встают из-за парт и рисуют руками в воздухе радугу, солнышко, изображают реку, листопад.

7.Закрепление изученного материала

Цель: формирование умения задавать вопросы к существительным в творительном падеже.

Коррекционная цель: развитие орфографической зоркости, развитие умения работать с языковым материалом, коррекция каллиграфических навыков, развитие произвольного внимания.

Работа с учебником:

Страница 52 упражнение 94.

- чтение задания.

- демонстрация учителем образца выполнения задания: На п…лянке пахнет земляникой. Давайте зададим вопрос от слова пахнет к слову земляникой. Пахнет (чем?). Обозначить крестиком (х) слово пахнет и подписать сверху вопрос.

Остальные предложения учащиеся выполняют у доски.

Учащийся с УО выполняет индивидуальное задание на карточке.

7. Подведение итогов урока

Цель: сделать вывод и подвести итог работы каждого учащегося на уроке; выяснить, какие новые знания были получены.

Коррекционная цель: развитие умения рефлексировать свою деятельность.

Слово учителя:

-Ребята, понравился вам сегодня урок?

- Что больше всего понравилось?

-Какой падеж мы сегодня изучали?

-На какие вопросы отвечает творительный падеж имен существительных?

- Когда мы используем вопрос кем? Когда используем вопрос чем?

8. Выставление и комментирование оценок.

9. Запись и комментирование домашней работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс

Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных".  Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...

Урок русского языка по теме"Род имен существительных"

Цели урока:Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов;Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами с...

Конспект урока русского языка "Путешествие в княжество Имени Существительного

Данный конспект предназначен для обобщения материала по теме "Имя существительное". Урок разработан в игровой форме....

Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".

Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...

Конспект урока русского языка на тему "Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п."

Представлен конспект комбинированного урока , цель которого: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п.....