Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Падежи имен существительных" 5 класс
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Урок русского языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_5_klass.docx23.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе

    по теме «Падежи имен существительных»

    учитель Щурова Л.В.

    НОУ «Школа-интернат № 12» ОАО «РЖД» г. Пермь

    Вид урока: обобщение знаний о падежах имен прилагательных

    Тип урока: комбинированный

    Цели урока: обобщение знаний об особенностях каждого падежа, развивать умение различать падежи по совокупности их признаков. развивать умения употреблять существительные в нужном падеже; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

    Ход урока:

    І. Организационный момент. Сообщение целей урока.

    Нам радостно, нам весело!

    Смеёмся мы с утра,

    Но вот пришло мгновение,

    Серьёзным быть пора.

    Глазки прикрыли, ручки сложили,

    Головки опустили, ротик закрыли.

    И затихли на минутку,

    Чтоб не слышать даже шутку,

    Чтоб не видеть никого,

    А себя лишь одного.

    - На уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим всё, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж от другого и точно употреблять слова в нужном падеже.

    ІІ. Повторение  изученного.

    Тест. Выбери правильный ответ:

    1. Именительный падеж имён существительных отвечает на вопросы:

    Кто? Что?

    Кому? Чему?

    Кого? Чего?

    1. Родительный падеж имён существительных отвечает на вопросы

    Кого? Чего?

    Кто? Что?

    Кому? Чему?

    1. Выбери существительные в родительном падеже

    достать из печи

    ходить около клуба

    куртка сына

    увидеть кошку

    отдыхать в тиши

    взять тетрадь

    1. Дательный падеж имён существительных отвечает на вопросы

    Кому? Чему?

    Кого? Чего?

    Кого? Что?

    1. Выбери существительные в дательном падеже

    подойти к папе

    идти по аллее

    помочь маме

    думал о море

    книга о школе

    ложка мёда

    1. Творительный падеж имён существительных отвечает на вопросы

    Кем? Чем?

    О ком? О чём?

    Кому? Чему?

    1. Выбери существительные творительного падежа

    гордится другом

    искать под столом

    стоять перед домом

    отошёл от вишни

    приехать к другу

    спал на диване

    1. Предложный падеж имён существительных отвечает на вопросы

    О ком? О чём?

    Кому? Чему?

    Кем? Чем?

    1. Выбери существительные предложного падежа

    сидеть на скамье

    озеро в лесу

    увидеть картину

    вырвал из тетради

    дошёл до башни

    ІІІ. Словарная работа.

    - Сегодня у слова гореть день рождения. Оно пригласило в гости своих родственников. Давайте подумаем, кто к нему может прийти?

    Гореть, сгорел, горячий, горелка, подгорел, обгорел, загар, угар.

    - Знаете ли вы крылатое выражение со словом гореть?

    (В руках работа горит, горит на работе, сгореть от стыда).

    ІV. Творческая задание

    Представлены три картинки: цыплёнок, жираф, яблоко.

    - О какой особенности данных предметов можно сказать?

    (цыплёнок – пушистый, жёлтый;

    жираф – длинная шея, маленькие рожки;

    яблоко – сочное, красное, наливное).

    - Составьте загадку о любом из предметов. Запишите.

    V. Закрепление темы «Склонение имён существительных».

    - Сколько в русском языке падежей?

    - Расскажите всё, что вы о них знаете. Игра «Снежный ком».

    1) Упражнение «Найди именительный падеж»

    Читаю предложения, а ученики записывают только имена существительные в именительном падеже.

    В горной деревушке тяжело заболел человек. Ребята взялись за руки и встали в кружок. Тихо шелестит листва деревьев. На траве заблестели крупные капли росы. Пассажиры торопились на посадку. Снегири клевали в кормушке ягоды, кусочки хлеба.

    (человек, ребята, листва, капли, пассажиры, снегири.)

    2) Упражнение «Расположи словосочетания по порядку».

    На доске даны словосочетания.

    Их нужно записать по порядку; вначале все словосочетания, в которых существительные в родительном падеже, затем – в дательном и т.д.

    Легла на землю; перепрыгнул через овраг; залез на дерево; рады зиме; мчится по дороге; смешался с толпой; работал ножом; рассказал о поездке; гулял по лесу; были в театре; треснет от жары; не вытащишь из пруда.

     (Р.п. – треснет от жары; вытащишь из пруда.

    Д.п. – рады зиме; мчится по дороге; гулял по лесу.

    В.п. – легла на землю; перепрыгнул через овраг; залез на дерево.

    Т.п. – смешался с толпой; работал ножом.

    П.п. – рассказал о поездке; были в театре.)

    VІ. Обобщение.

    1)- Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного7

    (Чтобы определить падеж существительного надо:

    1.Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

    2.По вопросу и предлогу определить падеж.)

    - На какие вопросы отвечают существительные в И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.?

    - Существительные в каком падеже отвечают на смысловой вопрос откуда?

    (Только в родительном падеже).

    - Устно составьте предложение с существительным в родительном падеже.

    - Существительные в каких падежах отвечают на вопрос где?

    - Можно ли по вопросу где? отличить один падеж от другого?

    (Нет, нужно ставить падежный вопрос).

    2) Самостоятельная работа.

    Упражнение 162.

    - Устно определите падеж существительных. ( По цепочке)

    3) Работа по карточкам в группах.

    Карточка 1

    -Определить падеж выделенных существительных.

    В полдень дождь перестал,

    И, что белый пушок,

    На осеннюю грязь

    Начал падать снежок.

    Карточка 2

    - Определить падеж выделенных существительных.

    Подчеркнуть орфограммы.

    Ночь прошла. Рассвело,

    Нет нигде облачка.

    Воздух лёгок и чист,

    И замёрзла река.

    Карточка 3

    - Определить падеж выделенных существительных.

    Разобрать предложение по членам предложения.

    На дворах и домах

    Снег лежит полотном

    И от солнца блестит

    Разноцветным огнём.

    VІІІ. Итог урока.

    -Вспомним сегодняшний урок и проанализируем свою работу на уроке.

    ІX. Домашнее задание.

    X. Выставление оценок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе по теме "Роль имени прилагательного в текстах-описаниях"

    Урок-обобщение темы "Имя прилагательное". Урок -практикум (работа учащихся в группах)...

    урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

    Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

    урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

    данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

    урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"

    Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в  творительном падеже....

    урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения

    Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....

    Конспект интегрированного урока русского языка и литературы для 6 класса "Понятие об имени сущестительном, или знакомство с творчеством А.Костюнина"

    Урок углубляет знания учащихся об имени существительном, знакомит с группами существительных по значению, с творчеством современного писателя А.Костюнина на примере рассказа "Сострадание", учит добру ...

    Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"

    Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....