Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

    Антонова Юлия Ивановна

    Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных".  Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme.doc142 КБ

    Предварительный просмотр:

     Урок русского языка по теме «Склонение  имён  существительных» 5 класс

    Цели:

    -образовательные:  обобщить  и  систематизировать  знания  о  типах  склонения       существительных; закрепить  знания  о  написании  падежных  окончаний  имён   существительных  в  единственном  числе;

     -развивающие: способствовать  развитию  эмоциональной  сферы  личности  уч-ся; развивать  речь  уч-ся;

     -воспитательные: дать  представление  о  положительных  и  отрицательных  качествах  характера  человека.

       

    ХОД УРОКА

    I      - Сегодня  мы на  уроке  обобщим  и  приведём  в  систему  знания, которые  у  вас  есть  о  типах  склонения  имён  существительных. Повторим  правописание  падежных  окончаний  и  узнаем  новое  правило. А  ещё  поговорим  о  качествах  характера  человека.

    II        1)Послушайте сказку.

            СКАЗКА

            

            В  одной  большой  стране,  где  правила  королева Морфология, был  город,  в котором жили  вельможи  Существительные, важные и  высокомерные. Они  не  хотели  никому  подчиняться  и  уступать, поэтому  часто  ссорились. Королеве Морфологии  не   нравилось  такое  поведение  подданных, но  ничего  поделать  она  не  могла.

            В  одно прекрасное  утро  в  городе  появилось  Склонение  и  стало  всех  подряд  склонять. Даже  Существительное  просклоняло!

            Очень  это  понравилось  королеве  Морфологии  и  она  решила  взять  Склонение  к  себе  на  службу  на  должность  губернатора  города.

            Склонение  тут  же  принялось  за  работу. Оно  разделило  город  на  три  района. Падежи  и  окончания  помогли   ему  переселить  жителей.

            Наконец-то  в  городе  воцарился  порядок: никто  не  ссорился  и  не  обижался, ведь  теперь в  каждом  районе  жили  родственники, хоть  и  дальние.

            Правда,  не  обошлось  без  недовольных. Некоторые существительные   решительно  отказались  подчиниться  новому  губернатору  и  ушли  из  города  с  гордо  поднятой  головой. Что  же  это  за  смельчаки  такие? Это  несклоняемые  и  разносклоняемые  существительные, которые  до  сих  пор  не  знают, где  же  им  можно  голову  преклонить.

               2)   Вы  догадались   на  какие  три  района  склонение  разделило  город?

    1-ое скл.                      2-ое  скл.              3-е  скл.

    - Вспомним, какие  существительные  относятся  к  1-ому скл.?

                                                                                                     2-ому  скл. ?

                                                                                                     3-ому  скл.?

          1скл.                                                                         2 скл.                                                   3скл.


    Ж.Р.

    М.Р.


    Ж.Р.

    М.Р.

    С.Р.

                                                                                                             

    - Почему  же  важно  правильно  определять  склонение  существительного?
    - Что  значит  просклонять  существительное? ( изменить  по  падежам)

         3)- Какие  качества  мешали  существительным в  сказке жить  мирно? (важность,   высокомерие )

            - А у  людей  бывают  качества  характера, которые  мешают  жить  дружно?

    Посмотрим  сценку  из  школьной  жизни.

    ЖАДИНА

    2 ученика

    1-й   С аппетитом  ест  яблоко ( конфету )

    2-й   Смотрит  с  завистью, глотает слюнки, надеется,

              что друг  его  угостит.

    1-й    Доедает  яблоко. Вытирает  платком  рот, руки,

              Поглаживает  живот  от  удовольствия.

    2-й – А  если бы  у  меня  было  яблоко, я  бы  тебя  угостил.

    1-й    Посмотрел  задумчиво

           - Жалко, что  у  тебя  нет  яблока!

    - Как  бы  вы  озаглавили  сценку? ( Жадина )

    - А  как  называется  качество  характера, которое  присуще  жадине ? ( Жадность )

    - Оно  положительное  или  отрицательное?

    - Значит,  будем  бороться  с  собственной  жадностью.

    - Подберите  антоним  к  слову   жадность  ( щедрость )

    - Прочитайте  мудрые  изречения, крылатые  выражения, объясните  их  смысл.

    «У  щедрого  богатство  неисчерпаемо»

    «Жадность  никого   не  делает  богатым»

    4) - А  умеете  ли  вы  различать   положительные  и  отрицательные  качества  характера   человека?

            У  меня  есть  карточки, на  которых  напечатаны  разные  качества  характера, помогите  их  распределить  на  положительные  и  отрицательные.

    (учащиеся  по  очереди  берут  карточки  и  прикрепляют  их  в  определённую  графу  таблицы)

    отвага

    эрудиция

    верность

    благородство

    доброта

    самолюбие

    гордость

    равнодушие

    болтливость

    ябедничество

    лень

    хвастливость

    себялюбие

    гордыня

           

     

    (Если возникает затруднение, заранее  подготовленный  ученик  даёт  краткое  толкование.

                 Эрудиция – кругозор, учёность

                 Благородство- великодушие, возвышенность

                 Гордость – самоуважение, достоинство

                 Гордыня -  высокомерие

                 Самолюбие – гордость

                 Себялюбие – эгоизм

                 Равнодушие – безразличие  )

    - Какие  качества  будем  развивать  в  себе? ( положительные )

       Убираем отрицательные  качества.

    III    1) - А  теперь  слова  1-ого  столбца  распределите  по  типам  склонения  в  своей    тетради.

                    Кто  быстрее  и  правильнее?

                    Проверка

             2) Вспомним, в  чём  особенность  падежных  окончаний  существительных  

              1-ого, 2-ого, 3-его  склонения.

               ( Постепенно  заполняется  таблица   на  доске )

    1 склонение

    2 склонение

    3 склонение

    Р

    Д

    П

     

       П        


    Р

    Д

    П





    - Как  действовать,  если  забыли, какие  окончания  у  существительных  1-ого  склонения  в  косвенных  падежах? ( подставить  слово  1-ого  склонения, но  с  ударным  окончанием, например: страна, земля, лиса )

    3) - Для  дальнейшей  работы  нам  надо  чётко  знать  падежи  и  падежные  вопросы.

    Кто  напомнит ?

    4) - Просклоняем  существительное  1-ого ( из вашей табл.), в  котором  3  согласных буквы ( отвага ). Запишем  только  в  форме  родительного, дательного  и  предложного  падежа.

    И     отвага

    Р

    Д

    В

    Т

    П

    5) - Чем  похожи  по  морфемному  составу   слова  2-ого  склонения?

         ( в  их  составе  2 корня )  

         Запишем  только  в  форме  предложного  падежа.

          Просклоняем  то  слово,  в  котором  8 согласных ( благородство )

    6) – Любое  существительное  3-ого  склонения   измените  по  падежам     самостоятельно, запишите  только  формы  родительного, дательного, предложного  падежей.

    Проверка

    7) –Сделаем вывод: трудные  падежи : Р, Д, П.

    1. Если  существительное  1-ого  склонения, какое  окончание  в  родительном? дательном ?  предложном  падежах?
    2. Если  существительное  2-ого  склонения,  какое  окончание  в  предложном  падеже?
    3. Если  существительное  3-ого  склонения,  какое  окончание  в  родительном,  дательном, предложном  падежах?

        IV  Объяснение  нового  материала.

           К  1-му  склонению  относятся  и  существительные, которые  оканчиваются  на  -ия 

       (  лекция ) .  Для  них   своё  правило: в  дательном  и  предложных  падежах  

    окончание  -и.

     ( Таблица  дополняется  к лекци-и,  о  лекци).

    Ко  2-му  склонению  относятся  существительные, которые  

    оканчиваются  на  -ий , -ие. ( знание, гербарий ). В  предложном  падеже  они  пишутся  с  -и.

    ( Таблица  дополняется  о знани-и,  в  гербари)

    Запомнить  новое  правило можно  так:  если  встретилось  существительное  с  предпоследней  буквой  _и_, то  в  неясной  позиции  пиши  _ии_.

    V   А  теперь  применим  знания  на  практике.

             Работа  с  раздаточным  материалом.( вставить  пропущенные  буквы,  указать  склонение  и  падеж )

    Дружб…  блеск  не  нужен. Набирайся  ума  в  учени… , храброст… в  сражени… .Знал  дружка  в  радост…  , не  оставляй  и  в  горест…  . Злой  плачет  от  завист… , а  добрый  от  радост… . Для  мудрост…  нет  ничего  ненавистнее   хитрост… . Основа  великой  мудрост…  есть  терпение.        

    - Чем  похожи  предложения  на  карточках?( пословицы  и  поговорки ). А значит, это  мудрые  советы, к  которым  надо  прислушиваться  каждому  человеку.

    VI   Подведение  итогов.

    1. Что  узнали  нового  о  склонении  существительных?
    2. Сколько  типов  склонения   существительных?
    3. Трудные  падежи   1-ого  склонения? ( Р.,Д.,П. )
    4. Какие  окончания  пишутся  в  этих  падежах?
    5. Трудный  падеж  2-ого  склонения? ( П.)  Какое   окончание?
    6. Что  помним  об  окончании  существительных  3-ого  склонения? ( _и_)
    7. О  чём  ещё  очень  важном  для  каждого  человека  мы  сегодня  говорили? ( о  качествах  характера ).

    Д/З  ( по  выбору ) 1. Сочинение-миниатюра  «Что  такое  доброта?».

                                         2. Упр.  №               §

    Колпинский    район    школа  № 454

    Открытый  урок  по  теме:

    «Склонение  имён  существительных  в  единственном  числе»

     

                                               Учитель  1-ой  категории

                                                   Антонова  Юлия  Ивановна

    Санкт-Петербург  2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе по теме "Роль имени прилагательного в текстах-описаниях"

    Урок-обобщение темы "Имя прилагательное". Урок -практикум (работа учащихся в группах)...

    урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

    Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

    урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

    данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

    урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"

    Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в  творительном падеже....

    урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения

    Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....

    Конспект интегрированного урока русского языка и литературы для 6 класса "Понятие об имени сущестительном, или знакомство с творчеством А.Костюнина"

    Урок углубляет знания учащихся об имени существительном, знакомит с группами существительных по значению, с творчеством современного писателя А.Костюнина на примере рассказа "Сострадание", учит добру ...

    Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"

    Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....