Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных". Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных» 5 класс
Цели:
-образовательные: обобщить и систематизировать знания о типах склонения существительных; закрепить знания о написании падежных окончаний имён существительных в единственном числе;
-развивающие: способствовать развитию эмоциональной сферы личности уч-ся; развивать речь уч-ся;
-воспитательные: дать представление о положительных и отрицательных качествах характера человека.
ХОД УРОКА
I - Сегодня мы на уроке обобщим и приведём в систему знания, которые у вас есть о типах склонения имён существительных. Повторим правописание падежных окончаний и узнаем новое правило. А ещё поговорим о качествах характера человека.
II 1)Послушайте сказку.
СКАЗКА
В одной большой стране, где правила королева Морфология, был город, в котором жили вельможи Существительные, важные и высокомерные. Они не хотели никому подчиняться и уступать, поэтому часто ссорились. Королеве Морфологии не нравилось такое поведение подданных, но ничего поделать она не могла.
В одно прекрасное утро в городе появилось Склонение и стало всех подряд склонять. Даже Существительное просклоняло!
Очень это понравилось королеве Морфологии и она решила взять Склонение к себе на службу на должность губернатора города.
Склонение тут же принялось за работу. Оно разделило город на три района. Падежи и окончания помогли ему переселить жителей.
Наконец-то в городе воцарился порядок: никто не ссорился и не обижался, ведь теперь в каждом районе жили родственники, хоть и дальние.
Правда, не обошлось без недовольных. Некоторые существительные решительно отказались подчиниться новому губернатору и ушли из города с гордо поднятой головой. Что же это за смельчаки такие? Это несклоняемые и разносклоняемые существительные, которые до сих пор не знают, где же им можно голову преклонить.
2) Вы догадались на какие три района склонение разделило город?
1-ое скл. 2-ое скл. 3-е скл.
- Вспомним, какие существительные относятся к 1-ому скл.?
2-ому скл. ?
3-ому скл.?
1скл. 2 скл. 3скл.
Ж.Р. | -Ь |
М.Р. | |
Ж.Р. |
М.Р. | |
С.Р. |
- Почему же важно правильно определять склонение существительного?
- Что значит просклонять существительное? ( изменить по падежам)
3)- Какие качества мешали существительным в сказке жить мирно? (важность, высокомерие )
- А у людей бывают качества характера, которые мешают жить дружно?
Посмотрим сценку из школьной жизни.
ЖАДИНА
2 ученика
1-й С аппетитом ест яблоко ( конфету )
2-й Смотрит с завистью, глотает слюнки, надеется,
что друг его угостит.
1-й Доедает яблоко. Вытирает платком рот, руки,
Поглаживает живот от удовольствия.
2-й – А если бы у меня было яблоко, я бы тебя угостил.
1-й Посмотрел задумчиво
- Жалко, что у тебя нет яблока!
- Как бы вы озаглавили сценку? ( Жадина )
- А как называется качество характера, которое присуще жадине ? ( Жадность )
- Оно положительное или отрицательное?
- Значит, будем бороться с собственной жадностью.
- Подберите антоним к слову жадность ( щедрость )
- Прочитайте мудрые изречения, крылатые выражения, объясните их смысл.
«У щедрого богатство неисчерпаемо»
«Жадность никого не делает богатым»
4) - А умеете ли вы различать положительные и отрицательные качества характера человека?
У меня есть карточки, на которых напечатаны разные качества характера, помогите их распределить на положительные и отрицательные.
(учащиеся по очереди берут карточки и прикрепляют их в определённую графу таблицы)
отвага эрудиция верность благородство доброта самолюбие гордость |
равнодушие болтливость ябедничество лень хвастливость себялюбие гордыня |
(Если возникает затруднение, заранее подготовленный ученик даёт краткое толкование.
Эрудиция – кругозор, учёность
Благородство- великодушие, возвышенность
Гордость – самоуважение, достоинство
Гордыня - высокомерие
Самолюбие – гордость
Себялюбие – эгоизм
Равнодушие – безразличие )
- Какие качества будем развивать в себе? ( положительные )
Убираем отрицательные качества.
III 1) - А теперь слова 1-ого столбца распределите по типам склонения в своей тетради.
Кто быстрее и правильнее?
Проверка
2) Вспомним, в чём особенность падежных окончаний существительных
1-ого, 2-ого, 3-его склонения.
( Постепенно заполняется таблица на доске )
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |||
Р Д П | | П | Р Д П |
- Как действовать, если забыли, какие окончания у существительных 1-ого склонения в косвенных падежах? ( подставить слово 1-ого склонения, но с ударным окончанием, например: страна, земля, лиса )
3) - Для дальнейшей работы нам надо чётко знать падежи и падежные вопросы.
Кто напомнит ?
4) - Просклоняем существительное 1-ого ( из вашей табл.), в котором 3 согласных буквы ( отвага ). Запишем только в форме родительного, дательного и предложного падежа.
И отвага Р Д В Т П |
5) - Чем похожи по морфемному составу слова 2-ого склонения?
( в их составе 2 корня )
Запишем только в форме предложного падежа.
Просклоняем то слово, в котором 8 согласных ( благородство )
6) – Любое существительное 3-ого склонения измените по падежам самостоятельно, запишите только формы родительного, дательного, предложного падежей.
Проверка
7) –Сделаем вывод: трудные падежи : Р, Д, П.
- Если существительное 1-ого склонения, какое окончание в родительном? дательном ? предложном падежах?
- Если существительное 2-ого склонения, какое окончание в предложном падеже?
- Если существительное 3-ого склонения, какое окончание в родительном, дательном, предложном падежах?
IV Объяснение нового материала.
К 1-му склонению относятся и существительные, которые оканчиваются на -ия
( лекция ) . Для них своё правило: в дательном и предложных падежах
окончание -и.
( Таблица дополняется к лекци-и, о лекци-и).
Ко 2-му склонению относятся существительные, которые
оканчиваются на -ий , -ие. ( знание, гербарий ). В предложном падеже они пишутся с -и.
( Таблица дополняется о знани-и, в гербари-и)
Запомнить новое правило можно так: если встретилось существительное с предпоследней буквой _и_, то в неясной позиции пиши _ии_.
V А теперь применим знания на практике.
Работа с раздаточным материалом.( вставить пропущенные буквы, указать склонение и падеж )
Дружб… блеск не нужен. Набирайся ума в учени… , храброст… в сражени… .Знал дружка в радост… , не оставляй и в горест… . Злой плачет от завист… , а добрый от радост… . Для мудрост… нет ничего ненавистнее хитрост… . Основа великой мудрост… есть терпение.
- Чем похожи предложения на карточках?( пословицы и поговорки ). А значит, это мудрые советы, к которым надо прислушиваться каждому человеку.
VI Подведение итогов.
- Что узнали нового о склонении существительных?
- Сколько типов склонения существительных?
- Трудные падежи 1-ого склонения? ( Р.,Д.,П. )
- Какие окончания пишутся в этих падежах?
- Трудный падеж 2-ого склонения? ( П.) Какое окончание?
- Что помним об окончании существительных 3-ого склонения? ( _и_)
- О чём ещё очень важном для каждого человека мы сегодня говорили? ( о качествах характера ).
Д/З ( по выбору ) 1. Сочинение-миниатюра «Что такое доброта?».
2. Упр. № §
Колпинский район школа № 454
Открытый урок по теме:
«Склонение имён существительных в единственном числе»
Учитель 1-ой категории
Антонова Юлия Ивановна
Санкт-Петербург 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе по теме "Роль имени прилагательного в текстах-описаниях"
Урок-обобщение темы "Имя прилагательное". Урок -практикум (работа учащихся в группах)...
урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа
Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...
урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"
данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....
урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"
Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в творительном падеже....
урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения
Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы для 6 класса "Понятие об имени сущестительном, или знакомство с творчеством А.Костюнина"
Урок углубляет знания учащихся об имени существительном, знакомит с группами существительных по значению, с творчеством современного писателя А.Костюнина на примере рассказа "Сострадание", учит добру ...
Презентация к уроку русского языка "Степени сравнения имен прилагательных", 6 класс.
Презентация к уроку русского языка разработана по учебнику М.Т.Баранова для 6 класса. Тип урока: комбинированный....