Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

КРЮКОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Конспект урока по русскому языку .

                                   6 класс.

                                 Тема»Морфологические признаки имени существительного»

                     Тип урока – урок общеметодологической направленности.

                   Цель: обобщить изученный материал, прививать навыки использования теории

                                практической деятельности.

                   Задачи:

                  1 . совершенствовать умения и навыки учащихся определять постоянные и            непостоянные признаки существительного, синтаксическую роль сущ.-го, повторить синтаксический разбор предложения ,продолжать  совершенствовать умения и навыки работы с текстом, повторить выразительные средства языка, уметь определять их роль в тексте.

                 2. развивать познавательную деятельность учащихся ,мыслительные процессы, внимание, ,память, развивать навыки самостоятельной работы, умение анализировать изученный материал.

                 3.воспитывать культуру речи, внимание к слову ,совершенствовать навыки общения

Методы: словесный                                          Формы обучения:

               наглядный,                                               индивидуальный

             частично – поисковый,                             самостоятельная работа

            использование икт.                                    работа в парах

      Этап

            Деятельность учителя

         Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Вводно – мотивационный

Цель этапа: включение учащихся в деятельность

 

Постановка

учебной задачи

2. Операционно –содержательный этап.

Цель:систематизировать знания о морф.пр.сущ-го, совершенствовать умения и навыки определять постоянные и непостоянные признаки, знать синтаксическую роль  им. сущ. –го, повторить выразительные средства языка, развивать познавательную деятельность учащихся.

Рефлексия.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Языковая разминка:

синтаксический р- р предложения;

работа с орфограммами;

повторение фонетики(твёрдые согласные, оглушение)

Учитель вместе с учащимися проверяет порядок р-ра предложения

   

Учитель задает вопросы : почему двусоставное

над какой орфограммой   вы работали?

Назовите слова, которые вы выписали.

Это слова какой части речи?

 Посмотрите на экран, что за слова записаны на нём:

Спряжение

Склонение

Неодушевлённость

Качественное

Падеж

Лицо

Нарицательное

Склонение

Число

Род

 Назовите те признаки , характерные для имени сущ.- го.

Молодцы!

Давайте определим тему урока и запишем её в т.к.у.

Назовите мне морф.пр. слова ХЛЕБ

Как вы понимаете постоянные и непостоянные морф. пр.

Эта тема для нас новая?

Как вы думаете, какова цель нашего урока, сформулируйте её и запишите в т.к.у.

 

Работа с текстом по т.к.у.

Прочитайте текст, озаглавьте его.

Учитель говорит , что автор назвал текст «Снежные слова»

Как вы думаете, почему?

 

Найдите в тексте снежные слова и выделите в них корень.                                            

Как называются такие слова?

Найдите в тексе ещё однокоренные слова, выделите в них корень.

Хорошо!

На экране слова:

Пороша

Позёмка

Буран

Вьюга

Наст

Пользуясь текстом, дайте лексическое значение этих слов.

Учитель включает музыкальную  физминутку.

Назовите постоянные признаки существ-х, записанных  на экране.

Вспомните, какие сущ.-ные относятся к 1скл, ко 2скл.,к 3скл.

В парах выполняем задание №3.Первые 3 пары на оценку.

Найдите в тексте предложение ,где слово СНЕГ выступает в роли подлежащего и предложение, в котором это слово является дополнением, графически их обозначьте.

Самостоятельно выполняем задание №4.Первые 5 на оценку.

Ещё раз внимательно прочитайте текст, найдите пунктуационную  ошибку в 1 абзаце.

А теперь поработаем над языковыми средствами данного текста.

Какие выразительные средства языка вам встретились в тексте?

Молодцы!

С какой целью автор использует эти средства выразительности?

На экране тест. Прочитайте задания. Подходят они к нашему уроку?

Тогда почему я вам даю решать этот тест?

Правильно.

Почему «минутка»?

               

             

 Время пошло.

          ТЕСТ – минутка.

  1. УКАЖИТЕ ОШИБОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ.

А. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ПАДЕЖАМ И ЧИСЛАМ.

Б. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОБСТВЕННЫМ ИЛИ НАРИЦАТЕЛЬНЫМ.

В.ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

   

  1. НАЙДИТЕ НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

А. ПУТЬ

Б.НЕПОСЕДА

В. ШОССЕ

Г.МЕТЕЛЬ

      3. НАЙДИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МУЖСКОГО РОДА.

              А.КОРОЧКУ

              Б. КАКАО

               В.ЗАДИРА

               Г .ТЮЛЬ

4.УКАЖИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,ИМЕЮЩИЕ ФОРМУ ТОЛЬКО МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

А. БРЮКИ

Б.ЮБКИ

В .НАПИТКИ

Г. ПОТЁМКИ

       5.УКАЖИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,ИМЕЮЩИЕ ФОРМУ ТОЛЬКО ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

                А.ЗЛОБА

                Б.ТЕТРАДЬ

                В.МОЛОДЁЖЬ

                Г. ТЕНЬ.

Н а экран выводится ключ.

4А,Г

5 А,В

Ребята, давайте  прочитаем тему нашего урока.

Назовите морфологические признаки сущ.-го.

 Что вы можете сказать о синтаксической роли имени сущ. –го?

В вашей т. к.у. незаконченные предложения. Закончите одно или несколько предложений.

Спасибо за урок! – на экране.

Подготовка учащихся к уроку

Выполняют задания №1 по т.к.у.(технологическая карта учащегося)

Уч.-ся по цепочке называют правильный порядок

характеристики предложения:

повествовательное;

невосклицательное;

простое;

двусоставное;

распространённое ,осложнено однородными сказуемыми.

Ответ: есть – и =

безударная гласная в корне слова проверяемая ударением.

.Выполняют задание 2 по  т.к. у.

Буханку, хлеб.

Имена существительные.

Морфологические признаки частей речи

Род, склонение ,неодушевлённость , падеж, число, нарицательное.

Записывают «Морфологические признаки имени существительного»

Работают по цепочке, называют признаки.

Ответ :постоянные – неизменяемые,

непостоянные - изменяемые

Нет.

Записывают :повторить морф.пр. имени сущ – го, уметь определять постоянные и непостоянные признаки существительных.

Читают вслух, озаглавливают «Снег»

Рассказывается о снеге, о явлениях, связанных со снегом.

Снег, снежинки, снежная

Отвечают : однокоренные

Зачитывают:

запорошивший – пороша

зачерствел – чёрствый

буря- буран

вьёт- вьюга

выметаемый- метель

Определяют по тексту лексическое значение слов.

Пороша – снег ,только что запорошивший землю.

Позёмка – низовая метель.

Буран – снежная буря.

Вьюга – снег в воздухе.

Называют пост. пр.

Пороша – нариц., неодуш.,ж.р.,1скл.

Позёмка – нариц.,неодуш., ж.р.,1скл.

Буран – нариц, неодуш,м.р.,2 скл.

Отвечают на вопрос.

Проверяют.

1скл.- голову ,по улице ,коркой.

2 скл.- с неба ,ветер, лоб.

3скл.- метель ,в степи, ночью.

Читают предложения, называя подлежащее и дополнение.

По – разному падает с неба снег.

Чистый, только что запорошивший землю снег
зовут порошей.(дополнение)

Проверяют и исправляют ошибки.

Исправляют и объясняют постановку запятой.

Подул ветер ,и снег ожил.(сложное, сложносочинённое)

Называют:

Эпитеты –жёсткое слово, чёрствый снег.

Олицетворение – сне ожил ,струится, течёт.

Сравнение –как с ветвей новогодней ёлки.

Метафора – клочья ваты.

….чтобы придать тексту красочность, образность;

…. чтобы мы могли не только представить, но почувствовать, какой бывает снег;

помогают одушевить снег.

Нет.

Дома нужно было повторить всё, что мы знаем о им. сущ.-ом.

Нужно очень быстро выполнить

Осуществляется взаимопроверка.

Учащиеся выставляют оценки.

Читают вслух.

Перечисляют.

Может быть любым членом предложения.

Личностные

Самоопределение

Метапредметные результаты 

Планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками

Метапредметные результаты

Целеполагание(Р)

Предметные

Самостоятельное формулирование цели(П)

Умение сушать, участие в коллективной деятельности .(Коммун.УУД)

Использование полученных знаний (П)

Развитие монологической речи, умение слушать.(К)

Использование ранее полученных знаний.(П)

Извлечение нужной информации ,осознанное построение  речевого высказывания, технология приёма изучающего чтения(П)

Построение логической цепочки рассуждений(П)

Анализировать, обобщать,делать выводы, группировать слова, умение работы в парах (П,Р,Л)

Искать пути решения задач(П)

Находить ,исправлять ошибки, оценивать себя(П,Р)

Умение строить речевое высказывание, развивать монологичесую речь, использование» старых» знаний. (К,П)

Умение осуществлять самопроверку и взаимопроверку.(Р)

Самооценка на основе успешности,адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

                               

         

       

  Технологическая карта ученика

Дата:

Фамилия ,имя:

Тема урока:

Цель урока:

  1. Дайте верную характеристику предложению ,подчёркивая нужное. Расставьте знаки препинания.

Филька разл…мил буханку пос…лил хлеб из  с…лонки  и прот…нул к…ню.

Побудительное,распространённое,сложное,повествовательное,восклицательное,простое,союзное,невосклицательное,односоставное,двусоставное,состоит из двух частей,осложнено

однородными сказуемыми

2.Выпишите слово ,где все согласные твёрдые; слово с- оглушением

  1. Прочитайте текст.Озаглавьте его.

____________________________________________________--

     По-разному падает с неба снег. Вскинешь голову, и кажется, что с облаков, как с ветвей новогодней ёлки, срываются клочья ваты. Их называют хлопьями – это снежинки, слипшиеся на лету. А бывает снег, которому лицо не подставишь: твёрдые белые шарики больно секут лоб. У них другое название: крупа. Чистый, только что запорошивший землю снег зовут порошей. И на земле снег лежит по-разному. Если и лёг, это не значит, что до весны успокоился. Подул ветер и снег ожил. 
     Идёшь по улице, а у нас белые вспышки: снег, выметаемый дворником-ветром, струится, течёт по земле. Это низовая метель – позёмка. Если же ветер крутит, вьёт в воздухе снег – это вьюга. Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться снежная буря – буран. Крикнешь – и голоса не слышишь, в трёх шагах ничего не видишь…
     Днём на солнышке таяло, ночью подмёрзло, и снег подёрнулся ледяной коркой, зачерствел. Для такого чёрствого снега есть у нас своё жёсткое слово: наст
                     

                                                                          (Автор неизвестен)

3. Распределите существительные из текста по склонениям (по 3-5 примеров)

1скл.                                        2скл                                                         3скл                                              

.-----------------------------------      ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.Найдите ошибки в морфологическом разборе слова .Исправьте их.

 1.По улице – имя существительное ,т.к. обозначает предмет.

2. Морфологические признаки.

    Н.ф.- улица.

3.Пост.пр.:

- собственное;

- неодушевлённое;

- женский род;

- 1склонение.

4.Непост.пр.:

- единственное число;

- предложный падеж.

5. Дополнение

Рефлексия.

 Мне понравилось

У меня получилось

Я знаю

Я умею