План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе.
Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных, случаи перехода имен нарицательных в имена собственные и наоборот.
В уроке комбинированного типа присутствуют все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, мотивации, постановка учебных задач, их преобразование, отработка и закрепление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные» (5 класс).
Цель: углубить и расширить знания об именах существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные.
Задачи:
Обучающие.
- Закрепление и систематизация знаний об именах существительных собственных и нарицательных.
- Развитие орфографической зоркости, речевого слуха, навыка графического обозначения орфограмм.
Развивающие.
- Развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
- Развитие воображения в процессе учебной деятельности.
Воспитательные.
- Воспитание культуры общения учащихся, позитивного отношения друг к другу.
- Воспитание бережного отношение к книге.
Ход урока.
- Организационный момент.
На доске написано высказывание Л. Успенского (эпиграф к уроку).
Иногда бывает нужно из длинного ряда похожих предметов выделить один – единственный…тут мы оставляем слово (…) в стороне и пускаем в ход (… )
Л. Успенский. Слово о словах.
Учитель. Прочитайте высказывание Л. Успенского, вставьте недостающие словосочетания, данные в скобках (имя нарицательное, имя собственное).
Учитель. Имена собственные и нарицательные – это и есть тема нашего урока. (Записываем число, тему урока)
- Этап всесторонней проверки знаний.
Учитель. Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных? (Имена собственные – названия единичных предметов, а имена нарицательные – однородных; имена нарицательные пишутся с маленькой буквы, а имена собственные с большой; для обозначения единичных предметов могут быть использованы не только отдельные слова, но и словосочетания).
Учитель. Что относится к именам существительным собственным, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке? Названия каких предметов являются именами собственными? (Фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия, исторические события)
- Этап проверки домашнего задания.
Самопроверка, взаимопроверка домашнего задания. Упражнение 491 [2].
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Целеполагание.
1. Формулировка цели урока.
Учитель. Сегодня мы продолжим изучение существительных собственных и нарицательных. Как вы думаете, с какой целью? Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова, записанные на доске:
- Углубить и расширить знания о …
- учиться правильно … (Углубить и расширить знания о правописании имен существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные)
2. Работа с текстом [1].
(Р,р)оссия – крупнейшее государство мира. Оно ра.положено на самом большом материке (Е,е)вразии и занимает зн.чительную часть те(рр,р)итории в двух частях света – (Е,е)вропе и (А,а)зии.
(Р,р)оссия омывается водами трех океанов. С запада – (А,а)тлантического, с севера – (С,с)еверного (Л,л)едовитого, с востока – (Т,т)ихого.
Никакая другая страна мира не имеет столь разнообразной природы, как (Р,р)оссия. Тепло (Ч,ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф,ф)ранца (И,и)осифа, огнедышащие вулканы полуострова (К,к)амчатка – все это наша (Р,р)одина! (По М. Громову)
Задания к тексту.
1) Прочитайте текст. Определите тему. (Тема Родины, России)
2) Какова основная мысль этого текста? (Россия – великая и прекрасная страна)
3) Спишите 1 абзац. Обратите внимание на то, что необходимо сделать при списывании: выполните пунктуационный разбор первого предложения; раскройте скобки, объясните выбор букв; выделите орфограммы.
4) Внимательно рассмотрите схемы:
нариц. сущ +собст. сущ. прил.+сущ – собст. наименования
Выпишите из текста словосочетания, которые соответствуют схемам, выделите главные и зависимые слова (или: самостоятельно сформулируйте задание). (Страна Россия, на материке Евразии, часть света Европа, часть света Азия, острова Франца Иосифа, полуострова Камчатка; Атлантического океана, Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Черного моря)
Найдите более общее понятие для всех этих названий. (Географические названия)
5) Подберите синонимы к слову Россия. (Отечество, Отчизна, Родина)
Что объединяет эти слова? (Значение слов, орфограмма)
- Этап усвоения новых знаний.
1. Найти соответствия.
Учитель. Прочитайте слова и справку. Сформулируйте задание. (Подберите к нарицательным именам существительным подходящие имена собственные и запишите их)
Историческое событие
Басня
Стихотворение
Журнал
Картина
Фабрика
Справка: «Волк на псарне», Бородинское сражение, «Зимнее утро», «Мишкина каша», «За рулем», «Красное Сормово», «Февральская лазурь».
Учитель. Давайте сделаем вывод о том, что нового мы узнали о написании имен собственных? (Заглавие басен, стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, фабрик, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки)
2. Обобщение материала. Чтение правила в учебнике на стр. 190 (орф. №16)
- Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Задание 1.
Учитель. Напишите столбиками слова, обозначающие профессию, имя, отчество, фамилию, соедините их между собой по смыслу. Подчеркните орфограммы.
Профессия | Имя | Отчество | Фамилия |
Поэт | Иван | Сергеевич | Толстой |
Писатель | Александр | Андреевич | Крылов |
Баснописец | Лев | Алексеевич | Гагарин |
Космонавт | Юрий | Николаевич | Пушкин |
Учитель. Давайте вспомним и запишем произведения, которые были созданы писателями. (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях », Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», И.А. Крылов «Свинья под дубом»…)
Задание 2.
Учитель. Теперь организуем в нашем классе библиотеку (представлены книги писателей). Расположите эти книги в алфавитном порядке по фамилии авторов.
Учитель. Много известных писателей жило и живет в России и за рубежом, они создали огромное количество произведений. Представьте себе, что на свете нет книг, журналов, газет. Мы с вами не смогли бы прочитать то или иное произведение. Как плохо, когда пропадает любимая книга! И какая радость, когда она находится. Берегите ее! У вас, дети, есть любимая книга? (Перечисляют, составляют предложения, указав в них автора произведения и название книги)
Задание 3.
Чтение учителем отрывка из сказки-мультфильма Г. Остера «Как тебя зовут?» про щенка, который забыл, как его зовут [3].
« Наверно, меня никто никогда, никуда не позовет, и я никогда не вспомню, как меня зовут! – всхлипывал грустный щенок. И вдруг котенок и щенок услышали голоса детей…»
Учитель. Вспомните, что кричали дети? («Дети бежали и кричали: «Шарик! Шарик!») Как вы думаете, что имели в виду дети, когда кричали: «Шарик!»? (Надувной шарик) Продолжаем читать текст произведения… «…Щенок мчался за ними и лаял: «Это я – Шарик. Шарик – это я. Вот он я! Я тут!». Но дети не замечали щенка. Они все смотрели вверх, туда, где над их головами летел в небе яркий желтый шарик».
Учитель. Составьте словосочетания, чтобы было понятно, о каком шарике идет речь? (Собака Шарик – желтый шарик). Таких слов в русском языке много.
Задание 4.
Учитель. Составьте и запишите словосочетания, в которых одно и то же слово употреблялось бы дважды, но в разных значениях и с разным написанием: (П,п)ушок, (О,о)гонек, (З,з)емля, (С,с)оня. (Кот Пушок – легкий пушок, яркий огонек – журнал «Огонек», планета Земля – плодородная земля, девочка Соня – соня – засоня)
Учитель. Как эти слова называются на языке лексики? (Омонимы)
Задание 5.
Работа с перфокартами.
Учитель. Рассмотрите таблицу и сформулируйте задание. (Распределите имена существительные на три группы. Первая - имена существительные, которые бывают только нарицательными, вторая – имена существительные, которые бывают только собственными, третья – имена существительные, которые бывают и собственными, и нарицательными)
Таблица 1
Имена существительные | ||
Нарицательные | Собственные | Нарицательные и собственные |
Слова для диктовки: квартира, Енисей, гитара, (В,в)ера, Арктика, (М,м)осквич, космонавт, бинокль, (З,з)орька, Волга.
- Этап закрепления нового материала.
Учитель.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Как пишутся имена существительные собственные?
- Что относится к именам существительным собственным?
- Каких же существительных больше, собственных или нарицательных?
- Этап информации учащимся о домашнем задании.
Вариант1. Составьте рассказ о своем городе. В случае затруднения используйте следующие наводящие вопросы:
- В каком городе ты живешь?
- На какой реке стоит твой город?
- Как называются самые большие, красивые улицы города?
- Какие кинотеатры, театры, музеи есть в твоем городе?
- Как ты относишься к своему городу?
- Как называется место, где человек родился и провел свои детские годы?
Подчеркните изученную орфограмму.
Вариант 2. Упражнения № 494, 495. [2]
Литература.
- Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителя русского языка: 4(5) кл.: интеллектуальное развитие школьников.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А. Ладыженска, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2002.
- Остер Г.Б. Котенок по имени Гаф. АСТ, 2005. – (Сказки-мультфильмы).
- Успенский Л. В. Слово о словах. Ленинград: Детская литература, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
Разработка открытого урока по русскому языку. Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые".
Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; формировать умение классифицировать одушев...
План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...