Урок русского языка по теме: "Множественное число имен существительных" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Представлен подробный конспект урока русского языка по теме "Множественное число имен существительных", в котором прописаны УУД, методы, приемы и средства обучения, формы организации деятельности учащихся, педагогические технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Симанович Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального казенного общеобразовательного

 учреждения средней общеобразовательной школы

№ 9 г. Аши Челябинской области

(с начальной профессиональной подготовкой)

Тема: Множественное число имен существительных

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные: пользоваться умениями ознакомительного чтения, выборочного аудирования; работать со словарями, справочной литературой, памятками; составлять план и последовательность действий, прогнозировать результаты.

Предметные: образовывать формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных;

                          правильно употреблять формы именительного и родительного падежа множественного числа в устной и письменной речи;

                          обогащать грамматический строй своей речи при овладении языковыми нормами;

                          осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Межпредметные связи: русский язык, литераура.

Запись на доске: Число – пробел для записи самостоятельно сформулированной учащимися темы – Классная работа – Эпиграф – слова

Л. В. Успенского: «Существительное – хлеб языка».

Конспект урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

I Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, создание у учащихся благоприятного настроя на работу.

Урок сегодня необычный, но для тебя вполне привычный,

Придется думать головой, вопрос услышать непростой,

Найти ответ. Стремиться помнить

Все, что узнаешь и запомнишь.

От учеников потребуются знания, смекалка и сообразительность, творческое воображение.

II. Языковая разминка - словарный диктант.

1. Найти, графически обозначить и объяснить орфограммы.

Морозец, небеса, оттепель, жизнь, единообразие, сугроб, трескотня, воробьи, окрестность, чародейка, исчезновение, солнце, льдинка, отголосок.

(Морозец – полногласное чередование –оро-, суффикс –ец существительного мужского рода; небеса – безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: небо, небесный; оттепель – удвоенные согласные на стыке морфем, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: теплый, е//0; жизнь – правописание гласных после шипящих: жи – ши пиши с буквой и; единообразие - безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: один, образ; е//о, правописание сложных существительных с соединительной гласной о, правописание суффиксов абстрактных существительных –ий; сугроб – правописание парного согласного на конце слова6 сугробы; трескотня - безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: треск; правописание суффиксов существительных – от(н); воробьи – правописание полногласного сочетания в корне -оро-, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: воробышек; правописание разделительного мягкого знака в корне слова; окрестность – правописание приставки единообразного написания –о; правописание непроизносимого согласного – крест; правописание суффиксов существительных – ость; чародейка – правописание гласной после шипящей – ча – ща пишется с буквой а; правописание сложных существительных с соединительной гласной о; исчезновение – правописание конечного согласного в приставке на –з, -с перед глухим согласным; безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: исчез; правописание суффиксов существительных –ов, -ий; солнце – правописание непроизносимой согласной; льдинка – правописание смягчающего мягкого знака в корне слова; отголосок – правописание приставки единообразного написания –от, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: голос; полногласие – оло-; правописание суффикса с беглой гласной –ок).

Взаимопроверка работ: ученики берут работу у соседа по парте, проверяют, выставляют оценку по шкале оценок.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Преобразовывать информацию.

Коммуникативные УУД

Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.

Регулятивные УУД

Оценивать успешность усвоения материала

Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных работ.

Индивидуальная и парная формы организации деятельности учащихся.

III. Творческая работа

1. - Определите, чем тематически связаны слова.

Подсказка:

Снег на полях, /Лёд на водах, /Вьюга гуляет. /Когда это бывает?

2. -  Чем связаны морфологически?

   Земля, вода, пшеница, класс –

   Всё сущее, что окружает нас,

   Мы называем, имя им даём:

   Берёза, речка, солнце, дом…

   Явления природы: буря, дождь…

   Без существительных не проживёшь.

3. – Что вы, изучая имя существительное как часть речи уже несколько уроков, можете сказать о роли этой части речи?

Комментарий учителя:

Каждое слово русского языка, обозначающее предмет, даже самое маленькое и неприметное, может иногда иметь большое значение и быть незаменимым. Л.В. Успенский называл имя существительное хлебом языка.

4. Знакомство с новым понятием.

А) Как вы думаете, можно ли создать текст на основе только существительных?

Б) Существуют ли такие тексты?

Комментарий учителя:

Существуют тексты, обычно стихотворные, состоящие только из одной части речи, например, существительных в именительном падеже:

Снег. Дыхание весны.

Солнце. Оттепель. Блины…

Праздник. Одеяло. Сны.

Снег.  Дыхание весны…

Такая форма называется моностих. Форма работы несложная, но интересная: нужно найти и скомпоновать слова, емко и кратко характеризующие описываемое событие, состояние или картину.

5. Создание сочинения-миниатюры.

Тема: «Конец зимы», «Февраль», «Февральский день».

Задача: создать зимний пейзаж, используя выразительные возможности существительных.

Время: 2 минуты.

6. Чтение творческих работ.

7. Взаимоконтроль и оценивание с помощью силы аплодисментов.

    Самоконтроль и самооценивание по пятибалльной шкале.

Личностные УУД

1. Обеспечивать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными ситуациями.

2. Вырабатывать свою жизненную позицию.

Коммуникативные УУД

Правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Регулятивные УУД

Внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ, в первую очередь оценивая положительное, а недочеты высказывая в виде пожеланий.

Работа по само- и взаимоконтролю устных работ:

Понимать точку зрения другого.

Критично относиться к своему мнению.

IV. Формулирование темы и цели урока.

1. - На основе записанных слов спрогнозировать цель урока: определить, можно ли извлечь еще информацию из записанных слов.

Подсказка:

– Составьте слова из начальных букв слов диктанта и запишите тему урока.

Комментарий учителя. В литературе есть такая форма – акростих – определенным образом составленное стихотворение, в котором, если прочитать первые буквы строчек по вертикали, получается слово – оно «пронизывает насквозь» все основное стихотворение.

2. – Знакома вам эта тема? Зачем же мы возвращаемся к ней? Какими могут быть цели урока? (Повторить, что знаем, узнать что­то новое). Попробуем проверить, так ли это.

Регулятивные УУД (целеполагания)

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Самостоятельно ставить цель деятельности.

Коммуникативные УУД

Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.

Ведение проблемного диалога

V.  Актуализация и углубление изученного.

1. Работа с учебником: §100 упр. 548 и * стр.217. Умение видеть имена существительные во множественном числе.

2. стр. 218 - * – выявление новой информации о числе имён существительных.

Ознакомительное чтение про себя.

ж.р.

Книги, буквы; мысли

-и (-ы)

м.р.

Словари, алфавиты;

Профессора/, учителя/

-и (-ы)

-а  (-я)

с.р.

Слова, предложения

-а  (-я)

– На что обращают внимание авторы учебника?

– Что вы можете рассказать нового о числе имён существительных?

- Сделайте вывод: какие окончания могут быть в формах И.п. мн.ч. имён существительных?

Познавательные УУД

Владеть разными видами чтения (ознакомительного), приёмами продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД

Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

Работа с учебником (учет вариативной и инвариативной части).

Индивидуальная форма организации деятельности учащихся.

VI.  Решение проблемы. Открытие новых знаний.

1. Можно ли четко сформулировать правило написания окончаний имен существительных во множественном числе? (Для женского и среднего рода все однозначно, для мужского есть варианты окончаний).

- Может ли учебник помочь в решении проблемы? Почему правила нет в учебнике?

2. Как будем решать проблему? Составление ПЛАНА действий. Сопоставляем,  сравниваем,  анализируем.

1. Выбираем соответствующий  языковой ситуации материал. Зачем?

3. Делаем вывод  (формулируем ПРАВИЛО).

4. Решение проблемы  (опорно-схематический конспект).

5. Применение новых  знаний.

6. Нужны ли нам НОВЫЕ  знания?

Регулятивные (планирования)

Самостоятельно планировать способы достижения намеченной цели.

Регулятивные (коррекции)

Организовать взаимопомощь.

Работа с картой урока

VII. Развитие учебно­языковых умений, формирование навыков культуры речи (овладение грамматическими нормами).

1. Проанализировав представленный материал, установим закономерность в выборе букв в окончаниях  существительных.

А)

Есть у вас в продаже свежие торта?

Скоро весна. На поля выйдут новые трактора.

Выполнение упражнения формирует навык правильного образования формы И.п. мн.ч. имён существительных, в которых возможны ошибки в речи (грамматическая норма).

Работа в парах.

– Проверьте свою работу по ключу (справка «Памятка»).

– Сделайте вывод: какие окончания могут быть в формах И.п. мн.ч. имён существительных?

Работа в парах: составить примерный опорный сигнал и записать обобщенную графическую модель орфограммы.

Окончания сущ. мн. ч. И.п.

Основное      в книжной речи          -и (-ы);

В разговорной                                    -а (-я)

Комментарий учителя. Первоначально в языке было одно главное окончание для мн.ч. – -ы, затем в разговорной речи стало появляться другое окончание – -а, которое постепенно начало вытеснять окончание -ы.  Иногда возможны сомнения: инструктор (-а или -ы), конструктор (-а или -ы). В этом случае нужно обратиться к словарю и окончание запомнить: инструкторы (-а – в разговорной речи), конструкторы.

Б)

В магазине купили пять килограммов четыреста граммов помидоров, две пары носков и пару чулок.

В процессе наблюдения формируется навык правильного образования и употребления форм Р.п.

- Как вы думаете, правильно ли употреблены формы множественного числа существительных? (Да. Предложение составлено по всем правилам «грамматического искусства»).

- Но мы так практически никогда не говорим. Почему? (Здесь действует своеобразная тенденция к экономии языковых средств: из двух вариантов – более длинного и более короткого – в живой речи, как правило, употребляется более короткий).

– Что объединяет слова в предложении? (Близость формы -  множественное число существительных Р.п.)

- Что обозначают эти предметы? (Это названия овощей и фруктов, названия парных предметов, единицы измерения, веса.)

– Как легче запомнить окончания? (Соединить группы: овощи, фрукты и вес – окончание ­ов; для парных предметов «говори наоборот»: короткие (носки) – окончание «длинное» (­ов), длинные (чулки) – окончание «короткое» – □).

Работа в парах: составить примерный опорный сигнал и записать обобщенную графическую модель орфограммы.

Окончания сущ. мн. ч. Р.п.

                                 : национальности на –н, -р

                                   количества

                                   воинские единицы

                                   парные предметы

                                   (пара чулок, ботинок)

 -ов                           : овощи и фрукты

                                    парные предметы

                                    (пара носков)

                                    единицы веса                

В) Игра­«эстафета»: составить 1 предложение с возможно большим количеством однородных членов – существительных в Р.п. мн.ч. и 1 предложение с возможно большим количеством однородных членов – существительных в И.п. мн.ч.  

Читают работы все ученики по очереди: один с Р.п., другой с И.п. и т.д.

Г)  Вопрос­шутка. Как правильно сказать:

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей

Или – у рыб нет зуб?

(Ответ: у рыб нет зубов.)

3. Групповая работа – лингвистические задачи.

Задача для 1-ой группы: «Если у вас есть несколько знакомых девушек или подруг по имени Оля, то как вы скажете: Подарки для наших… [ ?]»

Задача для 2-ой группы: «Вы просите купить вам несколько комплектов белья. Как вы скажете: Купите мне, пожалуйста, несколько… (простыня) [ ?]»

Задача для 3-ей группы: «В газетном очерке об армейских буднях написано: «Каждый боец из отряда солдатов был снабжен парой новых сапогов». Грамотно ли журналист употребил слова во множественном числе?»

Задача для 4-ой группы: «Спорят два ученика. 1-ый ученик: «Я уверен: в слове шофера ударение падает на последний слог». 2-ой ученик: «Нет, в слове шоферы ударение на том же слоге, что и в единственном числе». Кто прав?»

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного, детального).

4. Преобразовывать информацию (несплошной текст в схемы, графические образцы).

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.

Регулятивные УУД

1. Планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных компонентов.

Личностные УУД

Понимать значимость новых знаний

Работа по решению проблемы.

Работа с учебником, справочными материалами, словарями.

Индивидуальная и парная формы организации деятельности учащихся.

Использование памяток.

Организация взаимопомощи.

Мотивация учения.

VIII.  Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как вы думаете, зачем нужно знать формы числа, где это может пригодиться в жизни? (Правильное употребление форм множественного числа свидетельствует об образованности и культуре человека.)

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись шкалой самооценки: К – красота, П – правильность, Б – быстрота выполнения (по пятибалльной системе).

Проанализируйте свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников и отметьте свое мнение об уроке с помощью цвета:

зеленый цвет: «На уроке мне все было понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».

желтый цвет: «На уроке мне почти все было понятно. Не все получалось сразу, но я все равно справился с заданиями».

красный цвет: «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД (саморегуляция)

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

Осуществлять логическое действие «обобщение».

Коммуникативные УУД

Сотрудничать с учителем и со сверстниками.

Личностные УУД

Принятие жизненных ценностей и смыслов.

Проведение рефлексии с применением вопросов и символов в листах обратной связи.

IХ. Домашнее задание.

1. Нарисовать картинки­подсказки или опорные конспекты к упр.  551.

2. Выполнение упражнения  552 по заданию.

3. Придумать акростих или акротекст, связанный с темой сегодняшнего урока.

4. Придумать монотекст (моностих), состоящий из существительных множественного числа.

Личностные УУД

Выбирать домашнее задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных особенностей.

Регулятивные УУД

Обеспечивать самосовершенствование через саморегуляцию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"

Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....

Урок английского языка по теме "Множественное число имён существительных"

Урок английского языка по теме "Множественное число имён существительных"...

Презентация к уроку английского языка по теме " Множественное число существительных".

Презентация к уроку английского языка  по теме " Множественное число существительных"....

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА»

Цель урока:ü  познакомить с окончаниями существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существите...

Проверочная работа по русскому языку. Тема «Род и число имени существительного»

Предлагаю материал проверочной работы по русскому языку для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Род и число имени существительного»....

Конспект урока русского языка по теме "Творительный падеж имен существительных"

Вашему вниманию предлагается конспект урока-путешествия по русскому языку в 3 классе, для учащихся с ЗПР....