Методическая разработка занятия "Основы смыслового чтения"
методическая разработка

Современное общество является информационным, поэтому очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений человека. Развитие культуры чтения находится в числе приоритетных направлений реализации стандартов нового поколения. Ведущая роль в обеспечении социально необходимого уровня читательской компетенции принадлежит образовательным учреждениям. В школах учащиеся приобретают базовые навыки чтения, владения родным языком (курсы языка и литературы), специализированными кодами письменной культуры (курсы, относящиеся к специальным предметным областям, предусмотренным образовательными стандартами). В основе изучения всех предметов в основной школе должна быть работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. 

Цели и задачи: взаимодействие участников образовательного процесса по развитию навыков смыслового чтения, описание основных подходов, обеспечивающих их эффективное развитие в условиях достижения планируемых результатов.

Планируемые результаты: освоения навыков работы с текстом, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ustroen_tekst.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как устроен текст? Как автор шифруется и чего хочет? Как мы читаем и чего хотим мы? Занятие 2

Слайд 2

Зачем нам литература и искусство в целом?

Слайд 3

Искусство – это диалог человека с миром Наука и искусство говорят с миром на разных языках

Слайд 4

Понять язык, на котором мир говорит с человеком, - вот задача искусства

Слайд 5

Модель речевого события по Р.Якобсону Адресант Адресат контакт код

Слайд 6

Роман Якобсон Российский и американский лингвист, педагог и литературовед, один из крупнейших лингвистов XX века, оказавший влияние на развитие гуманитарных наук не только своими новаторскими идеями, но и активной организаторской деятельностью. Участник и исследователь русского авангарда. Автор трудов по общей теории языка, фонологии, морфологии, грамматике, русскому языку, русской литературе, поэтике, славистике, психолингвистике, семиотике и многим другим областям гуманитарного знания.

Слайд 7

Все, конечно, сложнее

Слайд 8

Но! Адресант Адресат Код Знание

Слайд 9

Но! Адресант Адресат Код Знание шум!

Слайд 10

Откуда берется шум? Шум! Контекст адресанта Контекст адресата

Слайд 11

Семиотическая модель комммуникации ( semeion – признак, знак) Базовые положения 1. У адресанта и адресата не может быть одинаковых кодов 2.Несмотря, что коды не тождественны, они образуют пересекающиеся множества 3. Именно несовпадение кодов обусловливает многократное обращение к одному и тому же тексту и получение нового знания

Слайд 12

Интерпретация Воспринятое значение (интерпретация) Обозначающее (Знак) Обозначаемое (объект )

Слайд 13

Интерпретация Семиотический треугольник С.Огдена и И.Ричардса Воспринятое значение (интерпретация) Обозначающее (Знак) Обозначаемое (объект)

Слайд 14

Айвор Армстронг Ричардс (1893 – 1979) Чарлз Кей Огден (1889 – 1957)

Слайд 15

Ролан Барт (1915 – 1964) французский философ, литературовед, эстетик, представитель структурализма и постструктурализма, фотокритик , семиотик

Слайд 16

Итак! Для чего автор пишет? Для чего мы читаем? Для того, чтобы осуществить диалог с миром и понять его Для того, чтобы сделать свою жизнь сообразной миру и жить в гармонии с ним Для того, чтобы понять, кто я такой и зачем я живу?

Слайд 17

Широкое понимание текста Текст – носитель информации, которую можно переложить на язык слов

Слайд 18

Понятие текста в лингвистике Основные признаки текста: 1. Тематическое единство 2. Развернутость 3.Членимость 4.Последовательность, связность 5. Цельность, законченность 6. Стилистическое единство

Слайд 19

Что такое текст, с точкизрения литературоведения? Ю.М.Лотман (1922 – 1993) Признаки текста Отграниченность (начало и конец, рама в живописи, рампа в театре) позволяет воспринимать текст как отдельный объект реальности Структурность (иерархичность)

Слайд 20

Архитектоника художественного текста – система соединения его элементов Идея, тема Композиция, сюжет Система персонажей, образ автора Изобразительно-выразительные средства Ритм Фонетическое оформление

Слайд 21

«Хороший писатель всегда пишет для себя. Поставив точку, он вдруг хочет, чтобы его почитали люди» «Автор всегда пишет о сокровенном» ( Д митрий Липскеров )

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Методическая разработка "Развитие навыков чтения с листа на занятиях фортепиано"

Методическая разработка по развитию навыков чтения с листа на уроках фортепиано....

Методическая разработка урока внеклассного чтения по творчеству Д.В.Давыдова "Певец вина, любви и славы...". 7 класс.

Ресурс включает в себя конспект урока, презентацию к уроку  , текстовый документ с текстами стихов поэта, ссылки на интернет-ресурсы, использованные при разработке материала. Форма проведени...

Методическая разработка «УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» (2 ЧАСА)

Цели:познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери; расширить представления о литературной сказке; проследить иносказательный смысл сказки; воспитывать гуманизм; дать представл...

Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

   Учебно-методическое пособие дает рекомендации по применению методик смыслового чтения при работе с текстом на уроках математики в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербург...

Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...