Рабочая программа по родному языку (русскому) 10-11 класс
рабочая программа (10, 11 класс)

Дынник Юлия Сергеевна

Рабочая программа разработана на основе рекомендаций БОУ ДПО "ИРООО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_russkiy_10-11_klass.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАВЛОГРАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТИХВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

«РАССМОТРЕНО»

методическим объединением

учителей гуманитарного  цикла

Протокол № ___ от ____ августа 2019 г.

«СОГЛАСОВАНО»

зам.директора по УВР

______________Ю.С. Дынник

«___»_____________2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Тихвинская СШ»

______________Е.А. Гермизеева

Приказ № ________от «____»_________2019 г.

РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

учебного предмета «Родной  язык (русский)» (базовый уровень)

на 2019-2020 учебный год

10-11  класс

Составитель

Дынник Юлия Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

 2019 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета  

Личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
  • оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;  
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  1.  представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
  2.  осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  3.  владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
  •  адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
  •  осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
  •  способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно - научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
  •  владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
  •  создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  •  подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
  • применение        в        практике        речевого общения орфоэпических, лексических,

грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

  • соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
  •  осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
  1.  освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
  2.  проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

2. Содержание учебного предмета

10 класс

Введение (1 ч)

Введение. Родной русский язык. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Н. Помяловский о разнообразии языка.

Официально-деловой стиль речи (2ч)

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа. Автобиография С. Есенина.

Синтаксис и пунктуация (3 ч)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Иван Бунин «Жизнь Арсеньева» Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. Лев Толстой. Текст «Гроза»

Разговорная речь (2 ч)

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Просторечия в произведениях Н. Помяловского. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Разговорные слова в произведениях Ф. Достоевского.

11 класс

Введение. Публицистический стиль речи (3 ч)

Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Анализ статьи С. Залыгина «Читал Гоголя» Очерк, эссе. Д. Гранин «Точка опоры» статья, посвящённая Д. Лихачёву.

Язык художественной литературы (2 ч)

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Источники богатства и выразительности русской речи. М. Цветаева «Глаза». Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Б. Пастернак «Гамлет».

Общие сведения о языке (2 ч)

Язык как система. Основные уровни языка.

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. С. Островой «Не тщедушный сверчок за печкой».Выдающиеся ученые-русисты. Костомаров Виталий Григорьевич.

Повторение (2 ч.)

Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. Лингвистический разбор звуков, слова, предложения, текста.

Трудные случаи пунктуации. Цитирование. Н. Гоголь, А. Гончаров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Короленко и К. Паустовский о русском языке.

Тематическое планирование с  указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

10  класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

Введение (1ч.)

1

Введение. Родной русский язык и родная литература.

1

Официально-деловой стиль речи(4 ч.)

2

Основные признаки официально-делового стиля.

1

3

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

1

4

Основные жанры официально-делового стиля (заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография).

1

5

Форма делового документа. Автобиография С. Есенина

1

Синтаксис и пунктуация (6 ч.)

6

Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение. Принципы русской пунктуации. Авторские знаки препинания Иван Бунин «Жизнь Арсеньева»

1

7

Предложения с прямой речью, их преобразование (косвенная речь, вводные слова, дополнения). Составление текста с прямой речью, диалогом, цитированием.

1

8

Грамматическая основа предложения. Осложненное предложение: однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова; обращения.

1

9

Типы и структура сложных предложений. Запятая  в осложненных предложения  и  в сложных предложениях.

1

10

Синтаксическая синонимия как источник богатства речи и её роль для создания выразительности русской речи. Виды синтаксического разбора, их практическое использование. Лев Толстой. Текст «Гроза»

1

11

Сочинение-рассуждение.

1

Разговорная речь(2)

12

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.

Просторечия в произведениях Н. Помяловского.

1

13

Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

1

14

Урок-практикум «Разговорные слова в произведениях Ф. Достоевского».

1

15

Обобщение знаний. Подготовка к промежуточной аттестации.

1

16

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.        

1

17

Анализ ошибок,  допущенных в контрольной работе.

1

Тематическое планирование с  указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

11  класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

Введение. Публицистический стиль речи(3)

1

Особенности публицистического стиля. Лексические, грамматические, композиционные признаки П. стиля, языковые средства эмоционального воздействия. Анализ статьи С. Залыгина «Читал Гоголя»

2

Очерк. Эссе. Путевой очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк. Эссе.

Д. Гранин «Точка опоры» статья, посвященная  Д. С. Лихачёву.

3

Р/Р Жанры публицистического стиля: эссе. Написание сочинения по данному тексту в жанре эссе

Язык художественной литературы(2)

4

Язык как первоэлемент художественной литературы. Роль языка в художественном  произведении (жанр, идейно-тематическое содержание, сюжет, композиция, система образов. Источники богатства и выразительности русской речи.  М. Цветаева «Глаза» .

5

Виды тропов и стилистических фигур в художественом  произведении. Их связь с характеристикой персонажей, с идейным содержанием и мировосприятием автора. Б. Пастернак «Гамлет».

Общие сведения о языке(2)

6

Анализ художественного текста лирического произведения. Индивидуально-языковой стиль писателя.  Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

С. Островой «Не тщедушный сверчок за печкой».

7

Выдающиеся ученые-русисты. Костомаров Виталий Григорьевич. Культура речи и языковая норма.  Нормы современного  русского литературного  языка.

Повторение(5)

8-10

Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. Лингвистический разбор звуков, слова, предложения, текста.

11-13

Трудные случаи пунктуации. Цитирование. Н. Гоголь, А.Гончаров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Короленко и К.Паустовский о русском языке.

14

Обобщение знаний. Подготовка к промежуточной аттестации.

15

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

16

Анализ ошибок,  допущенных в контрольной работе.

17

КВН «Этот родной и загадочный родной  русский язык»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку(русскому)в 5 классе

РП по родному языку(русскому) в 5 классе...

Рабочая программа по родному языку (русскому) 5-9 класс

Рабочая программа составлена по рекомендациям БОУ ДПО "ИРООО"...

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 5 класса

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 5 класса...

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 6 класса

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 6 класса...

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 7 класса

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 7 класса...

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса по учебнику Александровой О.М. с календарно-тематическим планированием на 68 часов....

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования под ред. О. М. Александровой, 8 клас...