Особенности гуманитарного образования в поликультурном пространстве школы
статья

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема семинара «Особенности гуманитарного  образования  в поликультурном пространстве школы».

Так как школа многонациональная, мы определили методическую тему работы МО «Формирование социокультурных и коммуникативных компетенций на уроках гуманитарных наук в многонациональной школе».

Цель работы – содействовать развитию и учащихся потребности для формирования социокультурных и коммуникативных компетенций на уроках гуманитарных наук в многонациональной школе.

И это не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания, иностранных языков.

Гуманитарное образование - совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права и другое.) и связанных с нами практических навыков и умений. Гуманитарное образование - важнейшие средство формирования мировоззрения, играет огромную роль в общем развитии людей, в их умственном и нравственном воспитании.

Общее гуманитарное образование дает средняя общеобразовательная школа, где изучаются наряду с естественнонаучными дисциплинами родной и иностранный языки, литературы, история обществознание и другое. Расширению и углублению знаний учащихся в области гуманитарного образования способствуют факультативные занятия, кружки, спецкурсы.

Пассивность детей в учебе сама по себе не исчезнет, если ее преодолением специально не заниматься, потому особое внимание в работе уделяем методам развития познавательного интереса и стремимся постоянно поддерживать этот интерес. Главная задача – развивания и самообразования. Просто необходимо создавать реальные условия для проявления каждым учеником самостоятельности.

Построение учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей  личности сегодня чрезвычайно актуально. Личностно ориентированный подход помогает,(по словам Лукьяновой М.И), «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и др., необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. К сожалению, расстояние между культурой и современным человеком все увеличивается. Сегодня гуманитарное образование в школе приобретает роль  спасательного круга. Именно оно помогает растущему человеку обрести ценностные  ориентации.

Как школьный предмет литература занимает важное место в образовательной школе. Вместе с другими предметами общественно гуманитарного цикла преподавание литературы в яркой, доходчивой форме имеет специфические средства  слова, которые помогают раскрывать пути обновления общества. Силой образного мышления в единстве с логическим на уроках литературы учитель призван последовательно воспитывать умение отстаивать общечеловеческие и национальные ценности.

Художественная литература в школе играет большую роль в воспитании человека как гражданина , с присущими ему моралью и интересами. Во всестороннем и гармоничном развитии лица, в комплексном походе к воспитательной работе, применении новых образовательных технологий. литературе в школе принадлежит особенная духовная роль. Как добиться т ого, что бы наши ученики выросли людьми совестливыми , порядочными , что бы что бы они уважали жизнь и мнение товарищей, что бы они ценили человеческое достоинство в себе и в других?

Для достижения этих целей и выполнения задач я работаю над темой «этикоправовое» воспитание на уроках литературы».

С 5 класса начинаю готовить детей к восприятию основ гуманитарного права, формированию читательских навыков, стараюсь развивать речь учащихся. На уроках учащиеся имеют возможность поделиться мыслями и чувствами, которые вызвало у них анализируемое произведение.

Занятия строятся с опорой на коммуникабельно-речевую деятельность  учащихся. Она обеспечивается  формированием некоторых заданий на выбор (и его обоснование) варианта ответа, проведением речевой игры, ориентацией работы в парах и малых группах  наряду с фронтальными и индивидуальными заданиями, формировки домашних заданий тоже часто носят коммуникативный характер  и нацелены на общение учеников с друзьями, родителями.

На уроках литературы, производится – это источник гуманитарного понимания, знания. Он дает множество ресурсов, помогает читателю стать участником диалога между автором и героями, между автором и читателями. Обращение к художественному тексту соответствует потребностям ребенка. Интуитивно  он стремится к обогащению своих знаний о человеке, у него есть потребность в информации, впечатлениях на эту тему, в реальном позитивном общении.

В школу приходят дети из разных семей, часто из таких, где не услышишь слов благодарности, где книга не в чести. Именно поэтому так нужна, для них художественная «Воспитательная» литература. Книги данного комплекса и служат своеобразной хрестоматией, содержащий достаточно обширный перечень произведений на нравственно-этическую тематику, повышающую уровень знаний гуманитарного права и этико-правовых норм поведения.

Практическая направленность этико-правового образования возможна и необходима сегодня не только на уроках обществознания, истории, государственного права , но и на уроках литературы посредством изучения специальных тематических материалов, художественных и публицистических произведений. Реальную помощь в организации уроков вне чтения оказывают тексты и с точки зрения жанрового отбора, объемности; разнообразие творческих работ и заданий, выполнение которых рекомендовано совместно с родителями. Широкий диапазон тем помогает расширить  семейный круг совместного чтения, способствует дополнительному стимулированию общения детей с родителями, сверстниками на основе этико-правовых норм поведения.

При изучении в 5 классе творчества М.Ю. Лермонтова, его стихия «Бородино», предлагаю прочесть самостоятельно (для последующего обсуждения) отрывки из романа И. Толстого «Война и мир». В беседе о событиях 1812 года пытаюсь подвести учеников к осознанию того, что война тяжелое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тягости нести наравне со взрослыми; что человек всегда должен оставаться гуманным. На примере дневниковых записей Д.Давыдова размышляем  о роли войны для невоюющих людей. Итогом такой работы  стали сочинения о милосердии на поле брани.
Возможности вариативного подхода к воспитанию и обучению помогают решить этико-правовые проблемы.
Так на уроках литературы учитель руководит процессом и оказывает помощь при организации фронтальной беседы на этическую, правовую или нравственно-патриотическую тему, основанной на восприятии художественного текста по общеобразовательной программе.
При коллективно лингвостилистическом анализе текстов на уроках по развитию речи применяются специальные текстовые задания, написание эссе на заданную тему, рецензии   на предложенную статью или художественный текст.
При организации групповой формы работы над текстом становится определенная цель перед учащимися, задания дифференцируются с четом познавательных возможностей. При ответах на вопросы допускается противоречивые точки зрения, но требующие аргументированности ответа, основанной на этической морали, знания прав и обязанностей человека в той или иной ситуации.
Организация индивидуальной работы на уроках литературы и внеклассных мероприятиях по изучению нормативных актов, правовых  и политических, гражданских и этических, нравственных основ жизни позволяет ученику стать равноправным участником обучений-в равной с учителем мере отвечать за свои успехи и промахи, проступки. Так, при изучении произведения подвожу учеников к осознанию того, что человек несет ответственность за ту линию поведения, которую избирает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством.

Литература - особенный предмет. Литературное образование предполагает воспитание гуманитарного человека, развитие которого «выражается прежде всего в жгучем интересе к окружающему миру.»

Поэтому я разработала уроки - дисциплины, уроки - конференции, уроки- семинары  и другое. Все это определяет этико-правовую специфику. Для этого характерно наличие трех компонентов: литературоведческого, эпического и правового.

Этический компонент даёт возможность без ущерба решение задач литературного образования интегрировать в уроки литературы правовой компонент.

Традиционно на уроках литературы в школах РФ внимание школьников обращается на такие произведения отечественной и мировой  литературы, в которых говориться о ценностях человеческой жизни, о деятельном сострадании, уважении человеческого достоинства, ответственности за последствия  совершенного, переосмыслении созданного, выбора средств для достижения цели.

 В основе норм международного гуманитарного права лежит принцип гуманности. Суть положений соотносимые этическим постулатам, как и «жизнь человеческая - наивысшая ценность», « поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой.»

Ученики осваивают такие понятия, как деятельное сострадание, ответственность, переосмысление, уважение, личность, достоинство, последствие, жертва, сострадание, уязвимость, помощь, культурные ценности.

Правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Изучаемые тексты дают возможность обсудить с учениками некоторые проблемы  « взрослой жизни, с которыми в той или иной степени сталкивается человек».

На уроках решаются задачи литературного образования, важнейшие из которых  являются чтение и изучение текстов, имеющих художественно-эстетическую ценность .

Более полную информацию и точные знания о международном гуманитарном праве ученики получают, изучая курсы «Человек и общество», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Задача учителя уже сегодня, воспитывая нового человека  третьего тысячелетия , обращаясь к лучшим образцом классики, иллюстрирующим общечеловеческие законы деятельного сострадания, прививать гуманное отношение к людям, уважение права каждого человека на жизнь, умение в любой ситуации сохранять человеческое достоинство, как сказал У. Шекспир «Сущность закона – человеколюбие»

Очень важна результативность опыта, но как вы понимаете характер формулировки опыта «Этика - правовое воспитание личности» не предполагает сиюминутных зримых результатов, которые можно показать в конкретных цифрах, но на всяком случае это окажет влияние на становление личности детей , откладывается в их сознании  и проявляется потом в дальнейшей жизни. Вообще, результативность преподавания литературы не конкретна, они формируют сознание и поведение наших детей. От учеников не требуется безупречного знания правовых тонкостей и употребления сложных правовых терминов и понятий на уроке литературы. Эти вопросы изучаются на уроках права, обществознания, и мы вместе способны формировать личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование культуры межнациональных отношений в поликультурном пространстве"

Статья содержит материалы исследований среди учащихся по вопросам межнациональных отношений....

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения

Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы....

Поликультурное пространство образовательного учреждения

Презентация к выступлению на заседании методического объединения...

Особенности реализации проекта «Основная школа – пространство выбора»

   Основная ступень традиционно является наиболее проблемной ступенью школьного образования. У учащихся снижается учебная мотивация, образовательная деятельность теряет для них ...

Статья "Информационный обмен и передача опыта воспитания толерантной личности в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга"

В статье представлен опыт проведения городского детского фестиваля "Мировой город" в Санкт-Петербурге....

Статья "Информационный обмен и передача опыта воспитания толерантной личности в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга"

В статье представлен опыт организации межрайонного Детского фестиваля "Мировой город" в 2013 году,...

Особенности коммуникаций в поликультурном пространстве образовательного учреждения

Статья посвящена межкультурным коммуникациям в образовательной среде современной России. Состояние межэтнических отношений в школе является зеркальным отображением ситуации в обществе.  Как и в л...