Мастер-класс Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков
методическая разработка

Бандорина Лариса Александровна

"Мастер-класс Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков"

Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описаны не только содержание, но и требования к результатам обучения.

Остро встает вопрос методического мастерства учителя, способного творчески подходить к организации учебного процесса, совершать переход от школы  запоминания к школе развития мышления и творчества.

В методике преподавания словесности накопилось много проблем, которые требуют специальных исследований: соотношение достижений педагогической практики и теоретических положений.

На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к внедрению в учебный процесс новых технологий.

В наше время в педагогический лексикон вошли термины «педагогические технологии», «образовательные технологии», «технологии в обучении».

Слово «технология» происходит от греческих слов «техно» - искусство, мастерство и «логия» - слово, учение, понятие.

Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков, как средство создания условий для познавательной активности»

Бандорина Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МБОУ «Куркачинская СОШ» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

«Одно колесо часовой машины спросило другое:

 - Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону?

- Потому что так меня задумал мастер, - ответило колесико. – Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот, помогаю показывать правильное время. И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая»

                                                                (Притча)

Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период:                     происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые      концепции образования, стандарты, в которых описаны не только содержание, но и требования к результатам обучения;

 Остро встает вопрос методического мастерства учителя, способного творчески подходить к организации учебного процесса, совершать переход от школы  запоминания к школе развития мышления и творчества.

В методике преподавания словесности накопилось много проблем, которые требуют специальных исследований: соотношение достижений педагогической практики и теоретических положений.

На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к внедрению в учебный процесс новых технологий.

В наше время в педагогический лексикон вошли термины «педагогические технологии», «образовательные технологии», «технологии в обучении».

Слово «технология» происходит от греческих слов «техно» - искусство, мастерство и «логия» - слово, учение, понятие.

Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.

«Интеграция» в переводе обозначает «объединение в целое каких-либо частей».

Интеграция, как средство обучения, должна дать учащимся те знания, которые отражают связанность отдельных предметов, как системы, как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

  Русский язык  настолько универсален, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке можно найти связь, с какой- либо дисциплиной. Русский язык  о связан со многими науками, такими как изо, музыка, риторика, история, литература и  другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи.

Цель работы – изучить эффективные методы и приемы, которые позволяют ученикам  лучше усваивать программный материал.  Интеграция способствует не только  систематизации, интенсификации учебно-воспитательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

 

  Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. В реализации межпредметных связей, при изучении  русского языка, условно можно выделить два блока процессов: актуализация и конкретизация.

    Под актуализацией мы понимаем создание на уроке такой ситуации, когда в памяти учеников обновляются необходимые знания. Однако обновленные знания из смежных наук еще не есть реализованные межпредметные связи. Необходимо конкретизировать обновленные знания на новые объекты изучения конкретной темы по русскому языку и смежных наук. Большое  значение в выборе того или иного методического приема имеет уровень подготовленности учеников и объем межпредметной информации.

    Необходима целенаправленная работа учителя, система продуманных дидактических приемов, которые бы способствовали возникновению связей сознании учеников. Это достигается преподаванием русского языка на межпредметной основе.

   

Задачи интегрированного урока – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.

Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается  время на изучение некоторых классических школьных предметов. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса. Учитель в наше время, должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но должен научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

    Новые методики появляются в связи с требованием времени. Меняются цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы  в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы.

    Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни. Преобладают ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников.

    В методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой естественных знаний. Многие проблемы решают уроки интеграции, как новые формы организации обучения, обновления методов преподавания естественных дисциплин.

    Использование нетрадиционных методов, в том числе и интегрированных уроков.

    Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:

         -научиться познавать

         -научиться делать

         -научиться работать в коллективе

    Такие цели приводят к тому, что у детей формируется критическое мышление, находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач.

    Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах одного предмета и даже урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно проведение уроков в рамках целой темы. Ведут уроки два – три педагога. Большая часть урока отводится творчеству учащихся. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео-художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее.

    

Актуальность проблемы 

 К сожалению, ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными  предметами. Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям  другой. С другой стороны не очень хорошо объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.

Такими уроками стали для нашей школы интегрированные уроки: литература -  история - изо; литература – изо - музыка; русский язык - литература; литература - биология.     

Эти уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый материал или обобщают уже пройденный.

На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые  являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

Интеграция являет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие. Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки  вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.

Так как наша школа обучает детей с проблемами здоровья, интегрированные  уроки  имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, но позволяют использовать различные технологические методы и формы, что решает не менее важную проблему в условиях нашей школы – это здоровьесберегающий подход в обучении.

Теоретическая и методическая часть

Рассмотрим технологии в интегрированном обучении, затем типы и формы интегрированных уроков, а также приведем разработку интегрированного урока  

1. Технологии в интегрированном обучении.

Термин «технологии» заимствован из зарубежной методики, где используют при описании по- разному организованных процессов обучения.   Применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям.

В дидактике выделяют три основные группы технологий:

 1. Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, - суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных (предмет), умений.

2.  Технология личностно – ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. (Якиманская И.С.)

3.   Технология развивающего обучения,  в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов развития личности школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения так, например, группа личностно – ориентированных технологий включает технологию модульного обучения и так далее. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Технология дифференцированного обучения

При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников.

При формировании групп учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются равноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

 

Технология формирования приемов учебной работы

Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего- либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена на практике. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание, прежде всего на эту технологию.

 Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов ЛОК или ЛОС).

О роли схем логических связей писал еще Н. Н, Баранский, подчеркивая, что «схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно.

Технология формирования учебной деятельности школьников.

Суть этой технологии заключается в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретении знаний с помощью учебных задач.

В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников.

Технология учебно-игровой деятельности.

Учебная игра дает положительные результаты лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности, требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эврической беседы, умение вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естественно научных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

Модульная технология

Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

 Технология проектной деятельности

Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности.

Проекты бывают разных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и так далее.

Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

Заключительная часть.

 

Ни один предмет в школе не дает таких широких практических навыков, которые готовили бы человека к жизни, как русский язык. Без знаний языка современный и будущий гражданин России не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, определить в нем свое место, быть сознательным патриотом своей земли, работать на ее благо. Без знаний  языка невозможно воспринимать информацию со страниц газет, радио – и телепередач.

Внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании русского языка –  назревшая необходимость сегодняшнего дня.

В нашей школе проводились интегрированные уроки по литературе и биологии; русский язык, литература; риторика, изо, музыка; литература, история.   Проводя интегрированные уроки, считаю целесообразным отметить следующие положительные моменты:

 - такие уроки позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

 - уроки помогают выявить интересы учащихся, что является важным моментом в обучении.

 Опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему. Интегрированное обучение:

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  • даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  • формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  • повышает качество знаний учащихся;
  • повышает и развивает интерес учащихся к предметам;
  • формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  • расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Цель интегрированных уроков – обобщение знаний, умений и навыков, полученных на школьных уроках по разным предметам и собранных воедино для целостности восприятия пройденной темы.

Понятийно-терминологический межпредметный материал имеет место как между предметами с относительно полно совпадающими объектами изучения, так и между предметами с частично совпадающими объектами изучения. Например: в русском языке – имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, а в математике – количество, число, дробь; в русском языке – звук, ударный и безударный гласный, ударение, интонация, логическое ударение, а в музыке – голос, тон, речитатив, тембр.

Использование интеграции позволяет решать целый ряд задач:

• Формирование у учащихся целостного представления о мире

• Формирование системности знаний и более глубокое усвоение понятий

• Развитие системного и творческого мышления и познавательной активности

• Осуществление комплексного подхода к обучению и воспитанию через установление связей между отдельными предметами

• Совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения

• Активизация самостоятельной деятельности учащихся

Интеграция направлена прежде всего на развитие эрудиции обучающихся, на обновление узкой специализации в обучении. Она не должна заменять обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

Задача педагога состоит не только в том, чтобы у учащихся были прочные знания по русскому языку и литературе, но и сформировать у них коммуникативные, творческие умения, способствующие становлению, самореализации личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков, как средства создания условий для познавательной активности учеников на занятиях математики»

На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к внедрению в учебный процесс новых технологий, как ступень развития методики обучения.    В наш...

Использование игровых методов и приемов на уроках СБО

Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развит...

Использование инновационных методов и приемов на уроках чтения в старших классах С(к)ОУ VIII вида

Презентация содержит методы и приемы обучения полноценному навыку чтения в старших классах С(к)ОУ VIII вида. Они помогают разнообразить уроки чтения, сделать интересными и творческими....

Использование технологий, методов и приемов активного обучения при организации в образовательном учреждении консультирования педагогов по вопросам аттестации

Новый порядок аттестации педагогических кадров, вступивший в силу 1 января 2011 года, определил необходимость подготовки педагогов к аттестации в новой форме. Учителям нужна качес...

Материалы с опыта работы "Использование интерактивных методов и приемов на уроках химии"

В материалах дается теоретическое обоснование интерактива, обосновывается актуальность технологии, на примерах показано, как использовать на уроке....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к Мастер-классу "Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков"

Презентация к Мастер-классу "Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков"...

Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков, как средство создания условий для познавательной активности

Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описаны не только с...