КВН по русскому языку и литературе
методическая разработка (6, 7 класс)

Нигманова Ирина Амировна

Воспитание любви к родному языку, развитие логического мышления и интеллектуального уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл szhat_150_kvn_po_rusyaz.docx32.44 КБ
Файл szhat150kvn_po_russkomu_yazyku_i_literature.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

КВН ДЛЯ ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

(для учащихся 6-7 классов)

 Цели мероприятия:

  • проверка знаний учащихся по русскому языку и литературе;
  • формирование языковой компетенции учащихся;
  • развитие логического мышления и интеллектуального уровня;
  • воспитание любви к родному языку.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

2. КОНКУРСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

1.Разминка (по 7 баллов)

1. Сколько звуков в слове лью? (три)

2. Сколько звуков в слове ель? (три)

3. Сколько звуков в слове ёж? (три)

4. Антоним к слову высокий (низкий)

5. Синоним к слову отважный (храбрый)

6. Синоним  слову весёлый (радостный)

7.У меня зазвонил телефон. Кто говорит?  (слон)

8. Кто спас Муху – Цокотуху? (комар)

9. Прилагательное со словом сад (садовый)

10.  Прилагательное с корнем мороз (морозный)

11. Прилагательное со словом дом (домашний)

12.  Объясните значение выражения «работать засучив рукава» (старательно)

13.  Объясните значение выражения «работать спустя рукава» (плохо)

14. Объясните значение выражения «ворон считать» (отвлекаться)

15. Часть слова без окончания ( основа).

16. Часть слова, стоящая перед корнем (приставка)

17. Слово с приставкой пере-

18.  Слово  не воробей …  (вылетит – не поймёшь).

19. Не спеши языком,…  (торопись  делом)

20. Откуда Айболиту пришла телеграмма?  (Африка)

21. Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)

2.Конкурс « Назови фразеологизмы» (по 3 балла).СЛАЙД .

1 команда:

 -быстро бежать (во весь дух, сломя голову),

 -тесно (яблоку негде упасть),

 -смеяться  (умирать со смеху);

2 команда:

-хорошо знать (как свои пять пальцев),

-падать духом (вешать нос),

-уединяться (запираться в четырёх стенах);

3 команда:

-медленно (черепашьим шагом),

-легко (раз плюнуть, пара пустяков),

-испугаться (поджать хвост).

3. Конкурс «Загадка – анаграмма»  (по 2 балла). СЛАЙД.

Нужно переставить буквы в словах так, чтобы получилось новое существительное.

Сосна – насос,  куст – стук,

кайма – майка, карп – парк,

деталь – дельта, корма – комар.

4.Конкурс исторический. Для капитанов (по 1 баллу)

Я называю старорусские слова, а вы показываете:

выя - шея;

    десница - правая рука;

ланиты - щеки

 5.Конкурс «телефонистов» (на лучшую команду)

команды выстраиваются параллельна одна другой. Я сообщаю на ухо первому («головному») телефонисту каждой команды по одной фразе; затем по команде, в один и тот же момент, начинается передача телефонограммы. Выигрывает та команда, которая скорее и точнее передала фразу.

а) Будет старый быт

новым бытом бит (Вл. Маяковский)

б) Не вы ли были у Невы,

где стынут бронзовые львы?

( И. Крылов)

6.Конкурс ребусов  (по 5 баллов). СЛАЙДЫ.

Сапоги

Корова

Мода

Зоопарк

Весело

7.Конкурс «Удвоенные согласные» (по 4 балла)

Замените следующие словосочетания одним словом с удвоенными согласными.

1) Больничный лист - бюллетень.

2) Товарищ по работе - коллега.

3) Вид городского транспорта - троллейбус

4) Популярная игра на льду - хоккей

5) Спортивный бег - кросс

6) Сотрудник журнала - корреспондент

7) Один из видов игры в мяч - теннис

8) Обучение животных - дрессировка

9) Рисунки в журнале, газете, книге - иллюстрация

10) Помещение в школе - класс

11) Сквозной проезд, прорытый под землёй - туннель

12) Свидетельство об окончании школы - аттестат.

 8.Конкурс «Меню» (на самую грамотную команду). СЛАЙД.

 Как- то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и сказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

 - Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал меню.

Задание. Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню.

1.Буль..н кури..ый с фрикадельками

2. Ра..ольник с к..лбасой.

3. Котлеты сви ые.

4.П..льмени.

5. Шамп..ньоны в яично..масл..ом соусе.

6. К..мпот груш..во..алыч..вый.

7. Кисель клюкве..ый.

8. П..рожное б..сквитное.

9. Пиро..ки с печ..нкой.

9. Конкурс «Живая картина, скульптура» (по 2 балла). СЛАЙДЫ.

1 команда:

«Три богатыря», «Родина-мать»

2 команда:

«Аленушка», «Салават Юлаев»

3 команда:

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Рабочий и колхозница»


 2.КОНКУРСЫ  ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

1.Литературная разминка (по 4 балла)

1. Гора, которую древние греки считают местом обитания богов? (Олимп)

2. Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать)
3. Герой древнегреческой мифологии, который смог подняться к солнцу? (Икар)

4. Кого в поэме Пушкина искал влюбленный Руслан? (Людмилу)
5. В каком жанре работал Артур Конан Доил? (Детектив)
6. В каком романе главный герой вступает в бой с ветряными мельницами? (Сервантес «Дон Кихот»)
7. Кто написал романы «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров»? (Жюль Верн)
8. Как звали киевского князя, который, по приданию, погиб от укуса змеи? (Олег)
9. Откуда эти слова: «А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой?»
(М. Лермонтов «Парус»)
10. Кто написал «Ромео и Джульетту»? (Шекспир)
11. Имя верного оруженосца Дон Кихота? (Санчо Панса)
12. Из какой поэмы Пушкина эти строки: « У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том»?
(«Руслан и Людмила»)

2.Конкурс «Узнай произведение по его началу» (по 2 балла). СЛАЙД.

1 команда:

- «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!» (М. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»)

- «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени,..» (Л. Андреев «Кусака»)

2 команда:

- «Жили да были два генерала,..» (М. С-Щедрин «Повесть о том, как один мужик…»)

- «Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другой – самовар,..» (Л. Толстой «Детство»)

3 команда:

- «А поворотись –ка,  сын! Экий ты смешной какой!» (Н. Гоголь «Т. Бульба»)

- «В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето, была жара, жара плыла,- на даче было это» (В. Маяковский «Необычайное приключение…»)

3.Конкурс «Кому принадлежат вещи?» Для капитанов (по 1 баллу) СЛАЙД. Указать автора, название произведения; героя, кому принадлежат вещи.

1 капитан:

Маленькая хрустальная туфелька.(Ш. Перро «Золушка».)

2 капитан:

12 шариков, сломанная губная гармошка, осколок бутылочного стекла, пустая катушка, ключ.( М. Твен «Приключения Тома  Сойера»).

3 капитан:

Сачок и банка с пиявками.( А. Толстой « Золотой ключик»).

4.Конкурс «Узнай литературную иллюстрацию» (по 3 балла). СЛАЙДЫ.

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Меню.

 1.Буль..н кури..ый с фрикадельками

2. Ра..ольник с к..лбасой.

3. Котлеты сви ые.

4.П..льмени.

5. Шамп..ньоны в яично..масл..ом соусе.

6. К..мпот груш..во..алыч..вый.

7. Кисель клюкве..ый.

8. П..рожное б..сквитное.

9. Пиро..ки с печ..нкой.


Название конкурса

1.Разминка по русскому языку(7б.)

2.Назови фразеологизмы(3б.)

3.Загадка – анаграмма(2б.)

4.Конкурс исторический(1б.)

5.Конкурс «телефонистов» (на лучшую команду)

6.Ребусы(5б.)

7.Удвоенные согласные(4б.)

8.Меню(на самую грамотную команду)

9.Живая картина, скульптура(2б.)

10.Литературная разминка(4б.)

11.Узнай произведение по началу(2б.)

12.Кому принадлежат вещи?(1б.)

13.Узнай литературную иллюстрацию (кто быстрее)

Итого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КВН по русскому языку и литературе

Слайд 2

Назови фразеологизмы 1 команда: 2 команда: б ыстро бежать - хорошо знать т есно - падать духом с меяться - уединяться 3 команда: - медленно - легко - испугаться

Слайд 3

Загадка - анаграмма 1. Сосна, куст; 2. Кайма, карп; 3. Деталь, корма.

Слайд 4

Отгадай ребус

Слайд 10

Меню 1.Буль..н кури.. ый с фрикадельками 2. Ра.. ольник с к.. лбасой . 3. Котлеты сви .. ые . 4.П..льмени. 5. Шамп .. ньоны в яично .. масл ..ом соусе. 6. К.. мпот груш..во.. алыч ..вый. 7. Кисель клюкве.. ый . 8. П.. рожное б.. сквитное . 9. Пиро .. ки с печ .. нкой .

Слайд 11

«Живая картина, скульптура»

Слайд 17

Узнай произведение по началу 1 команда: - «Ох ты гой еси , царь Иван Васильевич!» - «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени,..» 2 команда: - «Жили да были два генерала,..» - «Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другой – самовар,..» 3 команда: «А поворотись –ка, сын! Экий ты смешной какой!» - «В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето,..»

Слайд 18

Кому принадлежат вещи? 1 капитан: Маленькая хрустальная туфелька 2 капитан: 12 шариков, сломанная губная гармошка, осколок бутылочного стекла, пустая катушка, ключ. 3 капитан: Сачок и банка с пиявками.

Слайд 19

Узнай литературную иллюстрацию

Слайд 28

Желаем дальнейших успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....