Рассказ "Нябуконе"(автобиогр., на ненецком и русском языке) 2018
статья

Нябуконе.

Езанги (Вылко )Нябуконе Егоровна (1935-2010), любящая бабушка и мать ; чум-работница, рыбачка, ребенок ВОВ, Ветеран труда

         Полуостров Ямал, славится на всю нашу величественную страну Россию  своими богатыми месторождениями нефти и газа; наш ямальский район славится своими знаменитыми писателями, художниками, композиторами, певцами  – Леонид Васильевич Лапцуй, Леонид Лар, Елена Лаптандер и мн.др. Я в свою очередь  хочу поделиться с вами  историей о своей родной бабушке  (ребенке ВОВ и Ветеране труда) Езанги Нябуконе Егоровне.                                                                                                                                                                                                                                                                     

         Моя бабушка Езанги (Вылко в девичестве) Нябуконе Егоровна родилась  в 1935 году в Приуральском районе с.Щучье. Нябуконе в переводе с ненецкого означает «старшая сестра». До настоящего времени проживала в Ямальском районе селе Салемал ("на краю мыса").                                                                                               

        Родилась в  семье рыбака и охотника Вылко Егора (Ёхор). В многодетной семье  была вторым ребенком:  cтарший брат Николай, cестра Томне и младший брат Володя. Семья была дружная и крепкая.                                                                                                                                                                        

        Детство выпало на тяжелые военные годы . В возрасте семи лет  Нябуко осиротела. Двух братьев отправили  в детский дом. А бабушку с её сестрой приютили  родственники (младшие братья отца). Дядьки очень трепетно относились к племянницам. В один прекрасный день их забрали  и увезли в неизвестном направлении (в те годы богатых оленеводов "раскулачивали"). Бабушка вспоминала о своих дядях до конца своих дней, в её памяти они остались добрыми и любящими.                                                                                                                                                  Осиротевшую  девочку с её младшей сестрой взяли к себе на воспитание "дальние родственники", как оказалось позже,  вместо «рабочей силы». Началось долгое и мучительное скитание по чумам родственников:  одежда была прохудившейся, в зимние морозные  дни собирали хворост, заготавливали лед. Дети голодали, недосыпали. Вставать заставляли в пять утра, чтобы  раздобыть  хворост и растопить печку. В чумах, где жили они с сестрой  - дети хозяев были обуты и одеты, всегда накормлены досыта, а бабушке  с её с младшей сестрой приходилось донашивать старую, прохудившуюся одежду и из еды почти ничего не перепадало. Моя бабушка была рукодельницей с малых лет  и поэтому обшивала чужих детей, хотя сама была одета очень бедно. Одежда и обувь была до того изношена, что на ней не оставалось  шерсти.                                                                                                                                                      

         Когда  сестер разлучили на долгих три года им было по 8-9 лет, младшая сестра бабушки попала в другой чум, где вскоре заболела. Узнав о болезни сестры бабушка сразу же приехала, чтобы ухаживать за младшей  сестрой, но было уже поздно (в те годы не было врачей  и необходимых медикаментов), приехав в чум, она обнаружила сестру Томне исхудавшей, измученной, больной ; ее большие светлые глаза казались еще больше из-за болезненной худобы. Было уже поздно,  последними словами младшей сестры  было: «Я так хочу жить, приподними  меня к солнцу». Бабушка приподняла  ее к солнечным лучам, которые светили с верхушки чума, взглянув на  солнечный свет, она закрыла глаза и умерла. Томне не стало весной в возрасте 12 лет (умерла от тифа).                                                                                                                                             

         После смерти сестры прошло  уже много лет; Нябуконе  было около 25-27 лет, она жила до сих пор у своих родственников. Бабушка трудилась изо дня в день не покладая рук по хозяйству, рыбачила. По-русски бабушку называли односельчане Анна Егоровна. В юности ей довелось  увидеть самого Володю Солдатова "Хаерако". Володя Солдатов молодой фельдшер из г. Тобольска, который спасал жизни тундровиков от "царившей" тогда эпидемии тифа.                                                                                                                                       У ненцев раньше было принято выдавать замуж молодых девушек, а ныне подростков в 13-14 лет. Бабушка по тем меркам  в свои 25 уже считалась "засидевшейся" девой.                                                                                                                                                                                                                                                                                      В молодости бабушка была  очень красивой статной девушкой  среднего роста, крупного телосложения с черными густыми волосами.                                                                                                                                                                                                                                        Осенью приехали к ней  свататься из рода Сэротэтто, молодой человек со своей матерью, по ненецким традициям за невестой они должны были приехать весной, чтобы забрать её уже на совсем. Но так получилось, что в это же время приехал вдовец Езанги Ирико, статный высокий зеленоглазый мужчина сорока пяти лет, от первого брака у него был сын Яков лет пяти, который совсем недавно остался без матери.   Этим  мужчиной оказался   мой родной дедушка, который забрал бабушку из того чума. У бабушки совсем не было приданного, она ушла из чума в чём была, в старой потрепанной "ягушке" ("женская национальная одежда").                                                                                                                                

         В браке с дедушкой Ири родилось шестеро детей: Пётр, Николай, Марфа, Егор, Эдик, Раиса.   Бабушка всю жизнь трудилась, она была чум работницей и рыбачкой. Но к сожалению пенсию заработанную она так и не получила, у неё не было трудовой книжки, а подсказать неграмотной женщине никто не смог. Так как детство Нябуко выпало на военные годы, она окончила всего лишь нулевой класс, да и родственники не хотели терять такую "помощницу", поэтому на учёбу в школу не стали просто увозить.                                                                                                                                                                          

        C дедушкой они прожили счастливо,  несмотря на большую разницу в возрасте. Мой дедушка умер, когда ему было около восьмидесяти лет.                                                                                                 

        Бабушка Нябуконе умерла  12 марта 2010 г, ей было семьдесят четыре года. В настоящее время у моих бабушки и дедушки  насчитывается 24 внука и 9 правнуков.                                                  Бабушка прожила достойную счастливую и долгую жизнь, несмотря на все тяготы и трудности судьбы, она не сломилась.   Я считаю, что моя бабушка вполне могла бы стать примером для современной молодежи, я горжусь своей бабушкой  за её доброе сердце, за её усердный труд, она никогда не отказывала людям в помощи. Мы часто вспоминаем бабушку добрым словом, она навсегда останется в нашей памяти, как добрый и отзывчивый человек.

                                                                                         Оксана Марик, учитель родного (ненецкого) языка

                                                                                         МБДОУ Салемальский детский сад "Золотая рыбка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neney_vadavna_nyabukone.docx615.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Нябуконе. 


               Езанги (Вылко )Нябуконе Егоровна (1935-2010)

                                 хада, небя, ёртя, саю ӈацекы

         

           Ямал нямна ӈока ненэцяʼʼ я инд еэмня теневаʼʼ. Маня ненэй ненэцеӈэ яваʼʼ хуркари ненэцяӈгана пана, Леонид Васильевич Лапцуй, Леонид Лар, Елена Григорьевна Сусой тамна ӈани ненэцяʼʼ. Мань теда  хадани нямна нянда вадеман харвадм.                        

           Хадани нюмда Езанги Нябуклне Егоровна, пыда 1935 похона Приуральский районхана Щучьехана соясь. Иланда ямбан Нябуконе Ямальской районхана илесь Салемалхана.                                                                                                                                                              Нябуконе нися нюм Вылко Егор, пыда ӈоб хенена, халэ хадабада ӈэвы. Нябуконе мякнандо мале сян ӈэвыʼʼ. Пыда нябимдей ӈацекы мята мюня ӈэвы. Ӈарка хасава нянда Николай, ӈылы не няда Томне, нюдядо Володя. Пыдо поедо ёльце сава ӈэсь пэрмы.                                

             Сиʼʼив понда ёльӈгана Нябуконе небяси, нисяси хаювы. Ӈацекы ӈэванда мальӈгана сайнорма поʼʼ ӈэвыʼʼ. Сидя хасава няхаюда ӈацекы мят ханавэхэюдо. Хадавваʼʼ нюдя неняда няю нисяндо ня ханавэдо. Нисяндо ня ёльце сававна пэрмыдо. Ӈобӈгуна тикы ниду ханывыдо. Тикы похона тэта ненэцянгат тыʼʼ марпвыʼʼ. Хада пон тене пэцетыдатикы нидаʼʼ. Евако неӈацекым нюдя ненянда няю ӈани несэй нидоʼʼ няндо ханавыдо. Пуна ӈэсь манзранаӈэ. Пуна не нянда ня етари мядо помна едэмэхэ. Мэта намгериди ёльце вомыʼʼ. Тецьда сыра пыди сэби маʼʼламбвэхэʼ, сэалаби юдабавэхэʼ. Ӈацекэхэʼ савовна ӈормадавэйха, хоневдавэйха пэрцетвэхэʼ. Пыди сити мер сидеба пэрмыʼʼ поёрманди еʼʼэмня, тум пятава еʼʼэмня. Илемя мякананди ервоти ӈацекы авовна ембдё пэрмыʼʼ, хадава не нянди няʼ тикы ӈацекы пуд намгэри мэцетвыхэʼ. Нябуконе сэдора пирмэда, ервота нацекы ембдир сэдорпа пэрмы, харта надсуй намгэри мэць пэрмы. Ембдирода тарцялманда ёльцянд мэцетвыдиʼ. Пуна сидя неняхаю тоду мят ханавыдо.

             Намге пиркана хадана нюдя неня хангулавы. Ненянда хангулавам намда хадава тамин неняханда хэвы. Нопой пылда яноларавы. Мят тэва хадава Томне ненямда вынхалуйнэ, хангуртанэ тэввэда. Ненянда пудана вада тарця нэвы: «Ялян сиʼʼми юлʼ ёльце илеван харвадм.» Нябоку не нямда мукадаʼʼси ялясэванʼ манэлабтавэда, тикы пуд неняда сэвда талавы. Томне нара юнгумы, таʼʼмальнгана 12 пода нэвы. 
             25-27 похонанда Нябоконе тамна тикы няханатаʼʼ илевы. Пыда хусувэй яля манзаравы, ватанговы. Пыды нацекы нэдаханда мэбемыʼ, ёря париденя нэватарцавэй.

              Сельбя няна Нябокуненʼ Сэротэтто ӈэвтавыʼʼ, ӈацекы наны небянда ня турмэхэ. Невхы табеко сер хасава нара немда ӈамгересавэй ханабата серона. Тамальӈгана ӈу Езанги Ирико Нябаконен нэвтавась турмы. Пыда нюртей пухуцяда яӈгумы. Тикы нехаданда ӈопой хасава нюда танявы. Тикы вэсако мань ирими. Хадани ӈамгехерт ӈамгерим нивы тикы мякад хана. Хорацяримда мэмы. 
              Ириханан хаюпа хадав мат нюм ховы: Петр, Николай, Марфа, Егор, Эдик, Раиса. Хадами иланда ямбан манзаравы, пыда мяд манзарананэ пэрцетвы, ватангосетвы. Пыды сяхарт пенсиям нямарпава яӈгу, манзарама падарта юӈгувы. Тохолковдавэй нем хибяхарт нивыда табедамбю. Ӈацекы ӈэбта ёльцӈгана саю ӈэва еʼʼэмня хадава ӈопойри по тохолкувы. Илямя мята терʼʼну манзаранадо ёпван нивыʼʼ харваʼʼ. Наббята неӈецкем тохолковась нивыдо ханабю. 
              Ирина няʼ хадава сававна илевэхэʼ, сити поёта поʼʼ нока нэбӈу. Ирими 80 похонанда янгумась. Хадами 12 яля март 2010 похона янгумась. Тамальнгана пыда 74 подась. 
               Теда хадахаюн ирихаюн 24 нютаʼʼнюʼʼ. 

                 Хурка саӈговата иламʼ мэмы ӈэбната ӈод хадами илаӈганда маймбавы. Мань хадахан тедэй ӈацекы пирдырпату тараʼʼ. Пыда сейда лимбяка ненэць, сававна манзарана, хусувэй ненэцям нядаба пэрнась. Маняʼʼ хадава ӈоб сава ненэцяӈэ тенесетываʼʼ.

             

                                                                                               

                                                                                     

                                                                            Ненэй вадавна падвы', Оксана Марик с.Салемал 2018г

                                   

                                                            Нябуконе.

Езанги (Вылко )Нябуконе Егоровна (1935-2010), любящая бабушка и мать ; чум-работница, рыбачка, ребенок ВОВ

         Полуостров Ямал, славится на всю нашу величественную страну Россию  своими богатыми месторождениями нефти и газа; наш ямальский район славится своими знаменитыми писателями, художниками, композиторами,   – Леонид Васильевич Лапцуй, Леонид Лар, Елена Григорьевна Сусой и мн.др. Я в свою очередь  хочу поделиться с вами  историей о своей родной бабушке   Езанги Нябуконе Егоровне.                                                                                                                                                                                                                                                                    

         Моя бабушка Езанги (Вылко в девичестве) Нябуконе Егоровна родилась  в 1935 году в Приуральском районе с.Щучье. Нябуконе в переводе с ненецкого означает «старшая сестра». До настоящего времени проживала в Ямальском районе селе Салемал ("на краю мыса").                                                                                              

        Родилась в  семье рыбака и охотника Вылко Егора (Ёхор). В многодетной семье  была вторым ребенком:  cтарший брат Николай, cестра Томне и младший брат Володя. Семья была дружная и крепкая.                                                                                                                                                                        

        Детство выпало на тяжелые военные годы . В возрасте семи лет  Нябуко осиротела. Двух братьев отправили  в детский дом. А бабушку с её сестрой приютили  родственники (младшие братья отца). Дядьки очень трепетно относились к племянницам. В один прекрасный день их забрали  и увезли в неизвестном направлении (в те годы богатых оленеводов" раскулачивали").  Бабушка вспоминала о своих дядях до конца своих дней, в её памяти они остались добрыми и любящими.                                                                                                                                                     Осиротевшую  девочку с её младшей сестрой взяли к себе на воспитание "дальние родственники", как оказалось позже,  вместо «рабочей силы». Началось долгое и мучительное скитание по чумам родственников:  одежда была прохудившейся, в зимние морозные  дни собирали хворост, заготавливали лед. Дети голодали, недосыпали. Вставать заставляли в пять утра, чтобы  раздобыть  хворост и растопить печку. В чумах, где жили они с сестрой  - дети хозяев были обуты и одеты, всегда накормлены досыта, а бабушке  с её с младшей сестрой приходилось донашивать старую, прохудившуюся одежду и из еды почти ничего не перепадало. Моя бабушка была рукодельницей с малых лет  и поэтому обшивала чужих детей, хотя сама была одета очень бедно. Одежда и обувь была до того изношена, что на ней не оставалось  шерсти.                                                                                                                                                      

         Когда  сестер разлучили на долгих три года им было по 8-9 лет, младшая сестра бабушки попала в другой чум, где вскоре заболела. Узнав о болезни сестры бабушка сразу же приехала, чтобы ухаживать за младшей  сестрой, но было уже поздно (в те годы не было врачей  и необходимых медикаментов), приехав в чум, она обнаружила сестру Томне исхудавшей, измученной, больной ; ее большие светлые глаза казались еще больше из-за болезненной худобы. Было уже поздно,  последними словами младшей сестры  было: «Я так хочу жить, приподними  меня к солнцу». Бабушка приподняла  ее к солнечным лучам, которые светили с верхушки чума, взглянув на  солнечный свет, она закрыла глаза и умерла. Томне не стало весной в возрасте 12 лет (умерла от тифа).                                                                                                                                            

         После смерти сестры прошло  уже много лет; Нябуконе  было около 25-27 лет, она жила до сих пор у своих родственников. Бабушка трудилась изо дня в день не покладая рук по хозяйству, рыбачила. По-русски бабушку называли односельчане Анна Егоровна. В юности ей довелось  увидеть самого Володю Солдатова "Хаерако". Володя Солдатов молодой фельдшер из г. Тобольска, который спасал жизни тундровиков от "царившей" тогда эпидемии тифа.                                                                                                                                       У ненцев раньше было принято выдавать замуж молодых девушек, а ныне подростков в 13-14 лет. Бабушка по тем меркам  в свои 25 уже считалась "засидевшейся" девой.                                                                                                                                                                                                                                                                                      В молодости бабушка была  очень красивой статной девушкой  среднего роста, крупного телосложения с черными густыми волосами.                                                                                                                                                                                                                                        Осенью приехали к ней  свататься из рода Сэротэтто, молодой человек со своей матерью, по ненецким традициям за невестой они должны были приехать весной, чтобы забрать её уже на совсем. Но так получилось, что в это же время приехал вдовец Езанги Ирико, статный высокий зеленоглазый мужчина сорока пяти лет, от первого брака у него был сын Яков лет пяти, который совсем недавно остался без матери.   Этим  мужчиной оказался   мой родной дедушка, который забрал бабушку из того чума. У бабушки совсем не было приданного, она ушла из чума в чём была, в старой потрепанной "ягушке" ("женская национальная одежда").                                                                                                                                

         В браке с дедушкой Ири родилось шестеро детей: Пётр, Николай, Марфа, Егор, Эдик, Раиса.   Бабушка всю жизнь трудилась, она была чум работницей и рыбачкой. Но к сожалению пенсию заработанную она так и не получила, у неё не было трудовой книжки, а подсказать неграмотной женщине никто не смог. Так как детство Нябуко выпало на военные годы, она окончила всего лишь нулевой класс, да и родственники не хотели терять такую "помощницу", поэтому на учёбу в школу не стали просто увозить.                                                                                                                                                                          

        C дедушкой они прожили счастливо,  несмотря на большую разницу в возрасте. Мой дедушка умер, когда ему было около восьмидесяти лет.                                                                                                

        Бабушка Нябуконе умерла  12 марта 2010 г, ей было семьдесят четыре года. В настоящее время у моих бабушки и дедушки  насчитывается 24 внука и 9 правнуков.                                                  Бабушка прожила достойную счастливую и долгую жизнь, несмотря на все тяготы и трудности судьбы, она не сломилась.   Я считаю, что моя бабушка вполне могла бы стать примером для современной молодежи, я горжусь своей бабушкой  за её доброе сердце, за её усердный труд, она никогда не отказывала людям в помощи. Мы часто вспоминаем бабушку добрым словом, она навсегда останется в нашей памяти, как добрый и отзывчивый человек.

                                                                             

                                                                      Оксана Марик, учитель родного (ненецкого) языка с. Cалемал 2018г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура ЕГЭ по русскому языку 2018

Структура ЕГЭ по русскому языку 2018...

Задание № 12 ЕГЭ по русскому языку-2018

Презентация охватывает теоретический и практический материал по заданию № 12  в рамках подготовки учащихся 11-х классов к сдаче ЕГЭ-2018 по русскому языку....

Демоверсия ЕГЭ по русскому языку 2018

Материалы ФИПИ для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

ЕГЭ по русскому языку 2018, тренировочный вариант

Материал адресован учащимся 11 класса для  подготовки к ЕГЭ-2018 по русскому языку....

Образцы КИМ ("Говорение") для ОГЭ по русскому языку 2018

Два образца КИМов для раздела "Говорение" ОГЭ по русскому языку, 2018 год. В файле есть спецификация КИМ, описание процедуры ГИА, а также комплект материалов для оценивания устных ответов....

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык 2018 (114 ч)

Настоящая программа учебной дисциплины «Русский язык» ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования по ...