Лесные доктора (по В. Бирюкову)
план-конспект урока

Пучкина Татьяна Петровна

Конспект урока по чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_chtenie.docx20.77 КБ
Файл lesnye_doktora.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королев Московской области «Школа – интернат для           обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»                                                    

140091, г. Королев М.О.

Мкр. Первомайский.

Ул. Горького, дом 16                                                                                                          тел. (факс)515-40-75, 515-41-24

Исх. №___________                                                                                              от «______»______20        г.

Открытый урок по чтению в 3А классе.

Лесные доктора

(по В. Бирюкову)

                                                                                                                               Учитель начальных классов

                                                                                                                                       Пучкина Т.П.

1 марта 2017 год.

Тема урока: «Лесные доктора» (по В. Бирюкову).

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.Бирюкова «Лесные доктора».

Задачи урока: 1. Образовательная: учить детей читать четко, громко, с выражением.

                         2. Коррекционная: обогащать словарный запас, развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.

                         3. Воспитательная: воспитывать любовь к окружающему миру.

Наглядность и оборудование: учебник, картинки, презентация «Лесные доктора», плакат с чистоговоркой «Часовщик прищурив глаз, чинит часики для нас».

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, дифференцированный подход.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (иллюстрации, презентация), практический (чтение текста детьми, ролевое чтение части текста).

Ход урока.

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.

Организационный момент.

Приветствие. Вы готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас.

Проверка готовности к уроку.

Учащиеся включаются в урок, взаимодействуют с одноклассниками, учителем

2 мин.

2.

Артикуляционная гимнастика

На примере чистоговорки «Часовщик прищурив глаз, чинит часики для нас»учитель проводит артикуляционную гимнастику, включающую компоненты:

-Жужжащее чтение.

-Хором по слогам.

-Хором целыми словами.

-Медленно.

-Увеличивая темп.

-Читая с различной интонацией (восклицание, вопрос, грустно, весело, удивленно…).

-С ударением на определенное слово.

Учащиеся выполняют задания учителя (читают чистоговорку хором по слогам, целыми словами; читают индивидуально медленно, увеличивая темп чтения; применяют различную интонацию, делают ударение на предложенных словах чистоговорки).

3 мин.

3.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Страница 44-45 учебника. Наизусть стихотворение Ф.Тютчева «Зима не даром злится…».

Страница 48 учебника «Веснянка» - выразительное чтение. Постановка вопросов.

Учащиеся выразительно читают наизусть стихотворение «Зима не даром злится…» (Ф. Тютчев), выразительно с учебника вслух читают «Веснянки». Отвечают на вопросы учителя

10 мин.

4.

Физкультминутка

Дежурный учащийся проводит физкультминутку.

2 мин.

5.

Изучение нового материала.

1.Этап. Постановка проблемного вопроса. Мотивация деятельности учащихся.

Сегодня мы познакомимся с рассказом В.Бирюкова «Лесные доктора.

Как вы думаете ребята, о чем будет идти речь в этом рассказе?

О лесных докторах – птицах. Они лечат деревья от разных вредных насекомых (слайд 1, 2, 3). О каких именно птицах пойдет речь, вы узнаете отгадав загадки.

2 этап. Мультимедийная презентация.

1.Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит:

Постучит – и легче (дятел) (Слайд 4)

2.С грудкой желтой знаем птицу,

Называется …(Синица) (Слайд 5).

3. Тихо! Слышите?

«Ку-ку» раздается наверху.

Кто живет там на опушке?

Это умница…(Кукушка) (слайд 6).

4. Солнце греет у порога,

Тают снежные сугробы,

И бегут рекой ручьи,

С юга к нам летят…(Грачи) (Слайд 7).

3 этап. Первичное чтение учителем.

4 этап. Словарная работа. Объяснение значения слова «телеграмма» (Слайд 8)

5 этап. Под руководством учителя учащиеся читают текст по цепочке.

Совместно ищут ответ на проблемный вопрос.

Разгадывают загадки, сравнивая свои ответы со слайдами презентации.

Слушают чтение рассказа учителем.

 Слушают объяснения незнакомых слов.

Четко, громко и выразительно читают текст по цепочке.

10 мин.

6.

Закрепление изученного материала

Управление по средствам вопросов деятельности учащихся.

Учащимся предлагается выбрать роль для чтения по ролям (слова автора, дятел, дуб). (Слайд 9).

Отвечают на вопросы, делают выводы. Читают отрывок текста по ролям (слова автора, дятел, дуб), пересказывают текст по картинкам.

10 мин.

7.

Подведение итогов. Постановка домашнего задания

Рефлексия. Выставление оценок, постановка домашнего задания.

(ст. 40 – 41. Читать, отвечать на вопросы).

Осмысление своих действий и самооценка.

3 мин.

Самоанализ

урока чтения в 3А классе.

Тема урока: «Лесные доктора» (по В. Бирюкову).

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.Бирюкова «Лесные доктора».

Задачи урока: 1. Образовательная: учить детей читать четко, громко, с выражением.

                         2. Коррекционная: обогащать словарный запас, развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.

                         3. Воспитательная: воспитывать любовь к окружающему миру.

     Автор-составитель учебника для 3 класса – С.Ю. Ильина. Я выбрала именно этот учебник, так как здесь даются тексты в соответствии с развитием  учащихся класса. 
     Раздел «Так нельзя, а так можно». Всего на раздел отводится 10 часов, на данное произведение – 1 час. Этот урок - заключительный по изучению раздела.
В соответствии с типом урока предусмотрена следующая структура его проведения:
1. Организационное начало урока.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания..
4.Физкультминутка.
5. Изучение нового материала.
6. Закрепление новых знаний.
8. Подведение итогов. Постановка домашнего задания

      Урок был составлен, исходя из особенностей учащихся данного класса. По возможностям обучения чтению класс условно можно разделить на 3 группы. Ко 2 группе относятся большинство учащихся класса. Дети 2 группы читают целыми словами или по слогам (сложные слова). Прочитанное понимают, при пересказе или при передаче своих мыслей требуется незначительная помощь учителя в виде наводящих вопросов. К 3 группе относится один ученик класса –Баранов Дмитрий. Он испытывает трудности  понимания текста, восприятие носит фрагментальный характер. Нередко содержание текста учащимся понимается искаженно. К 4 группе относится один ученик класса –Дедов Максим. Он занимается по индивидуальной программе. Знания ребенок усваивает механически, быстро забывает, усваивает значительно меньший объем знаний, чем предполагает программа коррекционной школы.                                                                                        Урок построен в соответствии с программными требованиями. Также был учтен принцип комплексности, который предполагает взаимосвязанное обучение речевой деятельности. Кроме того, учитывались психологические и учебные особенности учащихся данного класса (т.е. осуществлялся дифференцированный подход). 
     Со стороны образовательного процесса при подготовке к уроку я старалась включить разнообразные приемы и методы обучения. Сочетала индивидуальную, фронтальную и групповую форму работы. На каждом этапе урока были достигнуты определенные цели, вовлекала учащихся в рецензирование своих ответов.
На уроке применяются следующие методы обучения: 
1. По источнику передачи и характеру восприятия:
– словесный (рассказ учителя, беседа, сообщения детей);
– наглядный (иллюстрации, презентация «Лесные доктора»);
– практический (работа с учебником, ролевое чтение части текста).
2. По характеру познавательной деятельности:
– объяснительно-иллюстративный;
– эвристический (частично-поисковый);
– репродуктивный.
     Кроме того, используются приёмы обучения, формирующие и активизирующие отдельные операции мышления, внимания, памяти, воображения (игровые приёмы: отгадывание загадок), способствующие созданию поисковых ситуаций в процессе мыслительной деятельности учащихся («мозговой штурм», создание ситуации познавательного поиска, прогнозирование темы урока); приёмы, активизирующие эмоции учащихся (артикуляционная гимнастика на примере чистоговорки в начале урока, выразительное чтение наизусть стихотворения «Зима не даром злится» Ф. Тютчева; приёмы контроля (невербальный – наблюдение учителя, фронтальный опрос).
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены следующие технологии: 
– здоровьесберегающие (физкультурная пауза, игровые моменты);
– развивающее обучение (наличие логических связей в структуре урока: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от трудного к легкому, от незнакомого к знакомому);
– проблемное обучение;
– использование игровых методов;
– обучение в сотрудничестве (работа в малых группах).
     В течение урока на основных этапах проводится подведение итогов в форме опроса. Закончите предложение «Сегодня на уроке я узнал, что…». «Сегодня на уроке мне было интересно потому, что…».
Особое внимание уделяется этапу рефлексии: «Вспомните все моменты нашего урока и расскажите, что понравилось больше всего?»
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к чтению, положительному отношению к окружающему миру. На уроке осуществлялись межпредметные связи. Санитарно – гигиенические условия соблюдены.                    
     Считаю, что на уроке были созданы благоприятные социально-психологические, эстетические условия для обучения. Урок поставленных задач достиг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лесные доктора К уроку по чтению 3 класс.