Рабочая программа по родному (русскому) языку для 11 класса
рабочая программа (11 класс)

Митрофанская Анжела Петровна

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnoy_yazyk_11_klass.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»

РАССМОТРЕНО                                 СОГЛАСОВАНО                                    УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО                              Зам. директора                                        Директор школы                      

Протокол № ___                                    по УВР                                                    ________ /И.Е.Руднюк/                                            

от ________2020 г.                                _______ /А.П.Митрофанская/               Приказ № ____

Руководитель ШМО                             ________2020 г.                                      от _________2020 г.

__________ / О.С.Корнеева/

Рабочая программа

по учебному предмету «Родной язык (русский)»

для         11 «Б»  класса

(уровень: базовый)

 

  

Учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в год - 34

Учитель Митрофанская Анжела Петровна

Квалификационная категория – высшая

Г. о. Подольск

2020 – 2021 учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» УЧАЩИМИСЯ 10-11 КЛАССОВ

Личностные результаты: 

У обучающихся будут сформированы:

  • уважительное отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • чувство причастности к свершениям и традициям своего народа;
  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к литературному наследию своего народа;
  • активного и потенциального словарного запаса,
  • культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью;
  • ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду;
  • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
  • осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
  • определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

Познавательные УУД

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию;
  • подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • определять идею текста;
  • преобразовывать текст;
  • оценивать содержание и форму текста.
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Коммуникативные УУД

Обучающийся сможет:

  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника,  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные  под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

  1. сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  2. владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  3. сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
  4. сформированность понятий и систематизации научных знаний о родном языке, осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
  5. сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;
  6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  7. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому совершенствованию;
  8. сформированность ответственности за языковую культуру, как общечеловеческую ценность; создание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении, как средстве познания мира и себя в этом мире; гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  9. сформированность понимания родной литературы, как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  10.  обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
  11.  сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

Курс родного (русского) языка и литературы для 10-11 классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку проходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

11 класс

1. Вводное занятие

        Теоретическая часть. Родной (русский) разговорный  и литературный язык. Их взаимосвязь и различия. Разновидности родного (русского) разговорного языка: территориальный диалект, социально-профессиональный диалект, жаргон, арго, просторечие, «полудиалект», «общий» разговорный язык. Разновидности родного (русского) литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили, язык художественной литературы («художественный стиль»).

2. Лингвостилистический анализ текста как средство изучения родного (русского) языка

        Теоретическая часть.Текст как явление языкового употребления, словесное произведение.

Признаки текста: выраженность, ограниченность, связность, цельность, упорядоченность (структурность). Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового (словесного) выражения.

Тема и содержание. Тема-предмет повествования, описания, рассуждения. Содержание - раскрытие темы, материал действительности и соответствующий словесный материал, отобранные и упорядоченные автором и отражающие его отношение к теме.

Тема и идея.

Идейно-смысловая и эстетическая стороны содержания.

Предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная стороны содержания и их словесное выражение». Различное соотношение этих сторон в произведениях.

Упорядоченность (строение, структура) словесного материала в тексте. «Ось тождества и ось смежности» («парадигматическая и синтагматическая оси»). Необходимость учета при рассмотрении строения текста таких соотнесенных категорий, как «тема-материал действительности - языковой материал -композиция» и «идея-сюжет- словесный ряд -прием».

Практическая работа. Анализ отрывков художественных произведений. Лингвистический анализ публицистических и художественных текстов (в том числе писателей Черноземья). Фиксация и анализ разговорной речи.

3. Лингвостилистический анализ лирического текста

        Теоретическая часть. Лирика, ее отличительные черты. Народная лирика: песня обрядовая и бытовая, частушка. Лирика литературная: ода, элегия, сатира, эпиграмма, эпитафия.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Средства словесной инструментовки: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись.

Системы стихосложения. Русский народный стих.

Силлабическое стихосложение. Силлабо-тоническое стихосложение. Стопа, двухсложные и трехсложные стопы. Размер стиха. Вольный стих. Пауза. Перенос. Цезура. Анакруза. Клаузула. Рифма. Внутренняя рифма. Точная и неточная рифма Составная рифма. Мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая рифма. Рифмы смежные, перекрестные, охватные. Моноритм. Белый стих. Строфа. Четверостишие, двустишие, трехстишие, терцина, октава, сонет, онегинская строфа. Астрофические стихи. Акцентный и свободный стих.

Ритм и интонация в стихах. Ограничения, накладываемые на выбор слов и синтаксических конструкций требованиями стихосложения. Преодоление этих ограничений. Путь к стиху от мелодии, звучания, некоего бессловесного «гула» (В. В. Маяковский) и от слова, живых словосочетаний (А. Т. Твардовский).

        Практическая часть.         Анализ отрывков стихотворных произведений с включением регионального компонента, работа со словарями и справочниками.

4. Лингвостилистический анализ прозаического текста

Теоретическая часть. Текст как явление употребления языка. Признаки текста. Определение текста. Способы связи частей текста. Межтекстовые связи.

Лексика. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы и антонимы. Паронимы. Архаизмы, историзмы и неологизмы. Славянизмы. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Эмоционально окрашенные слова. «Поэтическая лексика». Прямое и переносное значения слов.

Морфология. Стилистическое использование морфологических форм существительных, прилагательных, местоимений. Выразительные возможности глагола. Виды и времена. «Переносное употребление» времен. Наклонения. Причастия и деепричастия.

Синтаксис. Типы предложений, их соотносительность. Соотносительность способов выражения главных и второстепенных членов предложения. Бессоюзная и союзная связь, сочинение и подчинение предложений.

Виды средств художественной изобразительности. Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза. Автология и металогия. Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха, литота. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, острота, параллелизм, повторение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

        Практическая часть. Лингвостилистический анализ публицистических и художественных текстов (в том числе писателей Черноземья).

5. Итоговое занятие.

Практическая часть. Лингвостилистический анализ художественных прозаических и стихотворных текстов. Презентация работ.

Календарно-тематическое планирование

11 «Б» класс

№ урока

Дата проведения

Тема урока.

Скорректированные сроки

Примечание

Введение – 1 час

1.

01.09-04.09

Текст как явление употребления родного (русского) языка. Разговорный язык и литературный язык.

Лингвостилистический анализ текста как средство изучения родного (русского) языка – 14 часов

2.

07.09-11.09

Признаки текста. Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и языкового (словесного) выражения родного (русского) языка

3.

14.09-18.09

Признаки текста. Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и языкового (словесного) выражения родного (русского) языка

4.

21.09-25.09

Тема и содержание. Тема и идея. Идейно-смысловая и эстетическая стороны содержания текста

5.

28.09-02.10

Тема и содержание. Тема и идея. Идейно-смысловая и эстетическая стороны содержания текста

6.

05.10-09.10

Упорядоченность (строение, структура) словесного материала в тексте. «Ось тождества и ось смежности» («парадигматическая и синтагматическая оси»)

7.

12.10-16.10

Упорядоченность (строение, структура) словесного материала в тексте. «Ось тождества и ось смежности» («парадигматическая и синтагматическая оси»)

8.

19.10-23.10

Пути и приёмы лингвостилистического анализа текста

9.

26.10-06.11

Пути и приёмы лингвостилистического анализа текста

10.

09.11-13.11

Пути и приёмы лингвостилистического анализа текста

11.

16.11-20.11

Предметно – логические и эмоционально – экспрессивные стороны содержания текста и способы их словесного выражения.

12.

23.11-27.11

Предметно – логические и эмоционально – экспрессивные стороны содержания текста и способы их словесного выражения.

13.

30.11-04.12

Принципы и функции русской пунктуации.

14.

07.12-11.12

Практикум. Анализ отрывков художественных и публицистических произведений.

15.

14.12-18.12

Практикум. Анализ отрывков художественных и публицистических произведений.

Лингвостилистический анализ лирического текста – 9 часов

16.

21.12-29.12

Лирика, ее отличительные черты. Народная и литературная лирика.

Практикум. Анализ отрывков стихотворных произведений.

17.

12.01-15.01

Лирика, ее отличительные черты. Народная и литературная лирика.

Практикум. Анализ отрывков стихотворных произведений.

18.

18.01-22.01

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

19.

25.01-29.01

Практикум. Анализ отрывков стихотворных произведений с включением регионального компонента.

20.

01.02-05.02

Практикум. Анализ отрывков стихотворных произведений с включением регионального компонента.

21.

08.02-12.02

Словесно-звуковые средства художественной изобразительности родного (русского) языка

Практикум. Анализ текстов, работа со словарями и справочниками.

22.

15.02-19.02

Словесно-звуковые средства художественной изобразительности родного (русского) языка

Практикум. Анализ текстов, работа со словарями и справочниками.

23.

22.02-26.02

Русское стихосложение.

24.

01.03-05.03

Русское стихосложение.

Лингвостилистический анализ прозаического текста – 8 часов

25.

08.03-12.03

Система категорий, образующих структуру текста родного (русского) языка.

26.

15.03-19.03

Лексические, морфологические, синтаксические особенности художественного стиля.

27.

29.03-02.04

Практикум. Чтение и анализ отрывков художественных произведений

28.

05.04-09.04

Практикум. Чтение и анализ отрывков художественных произведений

29.

12.04-16.04

Практикум. Чтение и анализ отрывков художественных произведений

30.

19.04-23.04

Стилистические фигуры, основанные на возможностях синтаксиса родного (русского) языка.

31.

26.04-30.04

Практикум. Чтение и анализ отрывков художественных и публицистических произведений

32.

03.05-07.05

Практикум. Чтение и анализ отрывков художественных и публицистических произведений

Итоговые занятия – 2 часа

33.

10.05-14.05

Лингвостилистический анализ художественных прозаических и стихотворных текстов.

Презентация работ.

34.

17.05-25.05

Лингвостилистический анализ художественных прозаических и стихотворных текстов.

Презентация работ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...

Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку 5 класс

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку для 5 класса, базовый уровень...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...

рабочая программа по родному русскому языку 9 класс

В этом году я столкнулась с необходимостью срочно разрабатывать рабочую программу к новому учебномму предмету. Вот что получилось. Надеюсь, пригодится кому-нибудь. Нормативную правовую основу нас...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 5 класс

Рабочая программа по родному (русскому языку) 5 класс...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс...