Рабочая программа по родному (русскому) языку для 11 класса
рабочая программа (11 класс)
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rodnoy_yazyk_11_klass.docx | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора Директор школы
Протокол № ___ по УВР ________ /И.Е.Руднюк/
от ________2020 г. _______ /А.П.Митрофанская/ Приказ № ____
Руководитель ШМО ________2020 г. от _________2020 г.
__________ / О.С.Корнеева/
Рабочая программа
по учебному предмету «Родной язык (русский)»
для 11 «Б» класса
(уровень: базовый)
Учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год - 34
Учитель Митрофанская Анжела Петровна
Квалификационная категория – высшая
Г. о. Подольск
2020 – 2021 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» УЧАЩИМИСЯ 10-11 КЛАССОВ
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- уважительное отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- чувство причастности к свершениям и традициям своего народа;
- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- чувства сопричастности к литературному наследию своего народа;
- активного и потенциального словарного запаса,
- культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью;
- ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду;
- осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
- осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
- определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
- определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
Познавательные УУД
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию;
- подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- определять идею текста;
- преобразовывать текст;
- оценивать содержание и форму текста.
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД
Обучающийся сможет:
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
- сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
- сформированность понятий и систематизации научных знаний о родном языке, осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
- сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому совершенствованию;
- сформированность ответственности за языковую культуру, как общечеловеческую ценность; создание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении, как средстве познания мира и себя в этом мире; гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- сформированность понимания родной литературы, как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Курс родного (русского) языка и литературы для 10-11 классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку проходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
11 класс
1. Вводное занятие
Теоретическая часть. Родной (русский) разговорный и литературный язык. Их взаимосвязь и различия. Разновидности родного (русского) разговорного языка: территориальный диалект, социально-профессиональный диалект, жаргон, арго, просторечие, «полудиалект», «общий» разговорный язык. Разновидности родного (русского) литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили, язык художественной литературы («художественный стиль»).
2. Лингвостилистический анализ текста как средство изучения родного (русского) языка
Теоретическая часть.Текст как явление языкового употребления, словесное произведение.
Признаки текста: выраженность, ограниченность, связность, цельность, упорядоченность (структурность). Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового (словесного) выражения.
Тема и содержание. Тема-предмет повествования, описания, рассуждения. Содержание - раскрытие темы, материал действительности и соответствующий словесный материал, отобранные и упорядоченные автором и отражающие его отношение к теме.
Тема и идея.
Идейно-смысловая и эстетическая стороны содержания.
Предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная стороны содержания и их словесное выражение». Различное соотношение этих сторон в произведениях.
Упорядоченность (строение, структура) словесного материала в тексте. «Ось тождества и ось смежности» («парадигматическая и синтагматическая оси»). Необходимость учета при рассмотрении строения текста таких соотнесенных категорий, как «тема-материал действительности - языковой материал -композиция» и «идея-сюжет- словесный ряд -прием».
Практическая работа. Анализ отрывков художественных произведений. Лингвистический анализ публицистических и художественных текстов (в том числе писателей Черноземья). Фиксация и анализ разговорной речи.
3. Лингвостилистический анализ лирического текста
Теоретическая часть. Лирика, ее отличительные черты. Народная лирика: песня обрядовая и бытовая, частушка. Лирика литературная: ода, элегия, сатира, эпиграмма, эпитафия.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Средства словесной инструментовки: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись.
Системы стихосложения. Русский народный стих.
Силлабическое стихосложение. Силлабо-тоническое стихосложение. Стопа, двухсложные и трехсложные стопы. Размер стиха. Вольный стих. Пауза. Перенос. Цезура. Анакруза. Клаузула. Рифма. Внутренняя рифма. Точная и неточная рифма Составная рифма. Мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая рифма. Рифмы смежные, перекрестные, охватные. Моноритм. Белый стих. Строфа. Четверостишие, двустишие, трехстишие, терцина, октава, сонет, онегинская строфа. Астрофические стихи. Акцентный и свободный стих.
Ритм и интонация в стихах. Ограничения, накладываемые на выбор слов и синтаксических конструкций требованиями стихосложения. Преодоление этих ограничений. Путь к стиху от мелодии, звучания, некоего бессловесного «гула» (В. В. Маяковский) и от слова, живых словосочетаний (А. Т. Твардовский).
Практическая часть. Анализ отрывков стихотворных произведений с включением регионального компонента, работа со словарями и справочниками.
4. Лингвостилистический анализ прозаического текста
Теоретическая часть. Текст как явление употребления языка. Признаки текста. Определение текста. Способы связи частей текста. Межтекстовые связи.
Лексика. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы и антонимы. Паронимы. Архаизмы, историзмы и неологизмы. Славянизмы. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Эмоционально окрашенные слова. «Поэтическая лексика». Прямое и переносное значения слов.
Морфология. Стилистическое использование морфологических форм существительных, прилагательных, местоимений. Выразительные возможности глагола. Виды и времена. «Переносное употребление» времен. Наклонения. Причастия и деепричастия.
Синтаксис. Типы предложений, их соотносительность. Соотносительность способов выражения главных и второстепенных членов предложения. Бессоюзная и союзная связь, сочинение и подчинение предложений.
Виды средств художественной изобразительности. Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза. Автология и металогия. Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха, литота. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, острота, параллелизм, повторение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.
Практическая часть. Лингвостилистический анализ публицистических и художественных текстов (в том числе писателей Черноземья).
5. Итоговое занятие.
Практическая часть. Лингвостилистический анализ художественных прозаических и стихотворных текстов. Презентация работ.
Календарно-тематическое планирование
11 «Б» класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока. | Скорректированные сроки | Примечание | |
Введение – 1 час | |||||
1. | 01.09-04.09 | Текст как явление употребления родного (русского) языка. Разговорный язык и литературный язык. | |||
Лингвостилистический анализ текста как средство изучения родного (русского) языка – 14 часов | |||||
2. | 07.09-11.09 | Признаки текста. Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и языкового (словесного) выражения родного (русского) языка | |||
3. | 14.09-18.09 | Признаки текста. Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и языкового (словесного) выражения родного (русского) языка | |||
4. | 21.09-25.09 | Тема и содержание. Тема и идея. Идейно-смысловая и эстетическая стороны содержания текста | |||
5. | 28.09-02.10 | Тема и содержание. Тема и идея. Идейно-смысловая и эстетическая стороны содержания текста | |||
6. | 05.10-09.10 | Упорядоченность (строение, структура) словесного материала в тексте. «Ось тождества и ось смежности» («парадигматическая и синтагматическая оси») | |||
7. | 12.10-16.10 | Упорядоченность (строение, структура) словесного материала в тексте. «Ось тождества и ось смежности» («парадигматическая и синтагматическая оси») | |||
8. | 19.10-23.10 | Пути и приёмы лингвостилистического анализа текста | |||
9. | 26.10-06.11 | Пути и приёмы лингвостилистического анализа текста | |||
10. | 09.11-13.11 | Пути и приёмы лингвостилистического анализа текста | |||
11. | 16.11-20.11 | Предметно – логические и эмоционально – экспрессивные стороны содержания текста и способы их словесного выражения. | |||
12. | 23.11-27.11 | Предметно – логические и эмоционально – экспрессивные стороны содержания текста и способы их словесного выражения. | |||
13. | 30.11-04.12 | Принципы и функции русской пунктуации. | |||
14. | 07.12-11.12 | Практикум. Анализ отрывков художественных и публицистических произведений. | |||
15. | 14.12-18.12 | Практикум. Анализ отрывков художественных и публицистических произведений. | |||
Лингвостилистический анализ лирического текста – 9 часов | |||||
16. | 21.12-29.12 | Лирика, ее отличительные черты. Народная и литературная лирика. Практикум. Анализ отрывков стихотворных произведений. | |||
17. | 12.01-15.01 | Лирика, ее отличительные черты. Народная и литературная лирика. Практикум. Анализ отрывков стихотворных произведений. | |||
18. | 18.01-22.01 | Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. | |||
19. | 25.01-29.01 | Практикум. Анализ отрывков стихотворных произведений с включением регионального компонента. | |||
20. | 01.02-05.02 | Практикум. Анализ отрывков стихотворных произведений с включением регионального компонента. | |||
21. | 08.02-12.02 | Словесно-звуковые средства художественной изобразительности родного (русского) языка Практикум. Анализ текстов, работа со словарями и справочниками. | |||
22. | 15.02-19.02 | Словесно-звуковые средства художественной изобразительности родного (русского) языка Практикум. Анализ текстов, работа со словарями и справочниками. | |||
23. | 22.02-26.02 | Русское стихосложение. | |||
24. | 01.03-05.03 | Русское стихосложение. | |||
Лингвостилистический анализ прозаического текста – 8 часов | |||||
25. | 08.03-12.03 | Система категорий, образующих структуру текста родного (русского) языка. | |||
26. | 15.03-19.03 | Лексические, морфологические, синтаксические особенности художественного стиля. | |||
27. | 29.03-02.04 | Практикум. Чтение и анализ отрывков художественных произведений | |||
28. | 05.04-09.04 | Практикум. Чтение и анализ отрывков художественных произведений | |||
29. | 12.04-16.04 | Практикум. Чтение и анализ отрывков художественных произведений | |||
30. | 19.04-23.04 | Стилистические фигуры, основанные на возможностях синтаксиса родного (русского) языка. | |||
31. | 26.04-30.04 | Практикум. Чтение и анализ отрывков художественных и публицистических произведений | |||
32. | 03.05-07.05 | Практикум. Чтение и анализ отрывков художественных и публицистических произведений | |||
Итоговые занятия – 2 часа | |||||
33. | 10.05-14.05 | Лингвостилистический анализ художественных прозаических и стихотворных текстов. Презентация работ. | |||
34. | 17.05-25.05 | Лингвостилистический анализ художественных прозаических и стихотворных текстов. Презентация работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...
Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...
Рабочая программа по родному ( русскому ) языку 5 класс
Рабочая программа по родному ( русскому ) языку для 5 класса, базовый уровень...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...
рабочая программа по родному русскому языку 9 класс
В этом году я столкнулась с необходимостью срочно разрабатывать рабочую программу к новому учебномму предмету. Вот что получилось. Надеюсь, пригодится кому-нибудь. Нормативную правовую основу нас...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5 класс
Рабочая программа по родному (русскому языку) 5 класс...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс
Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс...