Урок по литературе "Жизнь и творчество А.А, Фета"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Корчагина Анастасия Юрьевна

Разработка урока по литературе по творчеству А.А. Фета. Урок с использованием различных приемов и методово работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок для 7б класса по литературе

А.А. Фет. Из биографии поэта. Стихотворения

 Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать стихотворения Фета, формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации, рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Оборудование: тексты стихотворений А. Фета, листы для составления ментальных карт, вспомогательные карты, рабочие листы каждому участнику группы вместе с таблицей самооценки, краткая презентация к уроку, запись с биографией А.А. Фета, запись романса, лист самооценки на доске.  

Формы и приемы работы на уроке: групповая, индивидуальная, метод ментальной карты, прием «Письмо поэту», прием «Жемчужина».

ХОД УРОКА

  1. Начало урока: 

Ребята, здравствуйте! Меня зовут Анастасия Юрьевна, сегодня урок литературы проведу у вас я.

Слайд 1 (тема и портрет)

– Сегодня на уроке мы откроем для себя по-новому творчество, чьё творчество оказало существенное влияние на формирование мировоззрения многих поколений русских писателей и поэтов. Мы снова возвращаемся к творчеству А.А. Фета.

Какую цель мы поставим сегодня перед собой на уроке, исходя из темы? (учащиеся называют варианты, ты формулируешь одну)

Верно, вот наша тема на слайде 2 (вывести ее)

- Какие задачи нам необходимо решить на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?

Дети приводят примеры задач (систематизировать теоретические знания о жизни поэта, вспомнить темы лирики Фета и т.д.)

Обратите внимание, перед каждым из вас лежит рабочий лист. Он индивидуальный, попутно можете делать на нем необходимые записи по теме урока, которые помогут вам для работы по заданиям.  Кроме того, в вашем рабочем листе внизу есть таблица самооценки, попутно не забывайте после каждой работы поставить себе баллы от 3 до 5 за работу.

Обратите внимание, перед вами на столах материалы. Большие листы, листы письма, стикеры, клей, картинки. Они нам пригодятся в процессе работы.

II. Основная часть.

Нам необходимо ответить на вопросы, которые помогут достичь главной цели урока.

Обратите внимание, пожалуйста, на экран.

Слайд 3

На экране вы видите перед собой несколько вопросов.

 

Зачитайте эти вопросы вслух (1 участник команды)

- В чем заключалась трагедия судьбы Фета?

- Какой момент стал переломным в жизни поэта?

- Что вы можете рассказать о его творчестве?

- На них вам поможет ответить запись. Прослушайте ее и ответьте на вопросы.

 Для удобства делайте небольшие пометки на своих рабочих листах (слова или словосочетания для запись основных мыслей)

Слушают запись. Учитель в процессе обращает их внимание на важные отрывки

Учащиеся предлагают ответы на вопросы, делают краткие записи в рабочих листах

Молодцы! Теперь сравните свои записи и те ответы, которые дали одноклассники, и поставьте себе за работу по этому заданию оценки.

Не забывайте ставить себе оценки за эту деятельность в карте самооценки

Прием «Жемчужина» (в процессе следить за членами группы, чтобы не было не задействованных учащихся)

– Отлично! А теперь мы с вами послушаем стихи А.А. Фета, а вас попрошу подчеркивать в стихах в ваших карточках те образы и эпитеты, которые сильнее вас «зацепили».

Чтение поэтических текстов учащимися.

Читает ученик, учитель включает видео

Печальная береза...

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,-

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

1842

Читает учитель, включая видео

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

1855

ПРОЕКТОР ВЫКЛЮЧАЕТСЯ!

– А теперь прочитайте записанные вами слова, а я запишу все на доске.

- 1 группа, какие эпитеты вы подчеркнули в 1 стихотворении? А образы? (учитель записывает на доске)

- 2 группа, какие эпитеты вы подчеркнули во 2 стихотворении? А образы? (учитель записывает на доске)

Давайте сделаем вывод. Какие темы мы видим в этих стихотворениях? В первом? Во втором? Что помогло нам это выяснить (образы и эпитеты)

Составление поэтического словаря А.А.Фета. Учитель пишет на доске слова, предложенные учениками из каждой группы.

- В чем особенность употребление лексики поэтом?

- Каких частей речи много в 1 стихе? А во втором? Почему?

– Какие из этих слов отражают, на ваш взгляд, основные темы лирики А.А.Фета?

– Какой, по вашему мнению, ведущий мотив лирики Фета?

Не забывайте ставить себе оценки за эту деятельность в карте самооценки, как вы участвовали в поисках нужных средств

ФИЗМИНУТКА

А теперь проведем физминутку. Встаньте, пожалуйста, закройте глаза. Слушайте, что я вам говорю, выполняйте действия, указанные в стихотворении, какие проговариваются, дыша ровно и спокойно.

В стихах чудесных Фета

Деревья нам шумят,

Крылами машут птицы

И грозы говорят.

Снова встряхнули руками, сели по местам.

- Теперь предлагаю вам такую работу. Составьте ментальную карту творчества Фета. Что это такое? Вы выбираете самые яркие слова и образы, какие соответствуют творчеству писателя, переносите их себе на схему на листы групп. Не забывайте, в составлении этих карт вы можете использовать и слова, и рисунки, записи ваших рабочих листов.  Начнем ее вместе.

Учитель зарисовывает начало карты на доске, вписывая уже известные факты с помощью учащихся, указывает, что еще можно включить в карту. (А.А. Фет посередине, от его фамилии покажи только одну стрелку, остальное учащиеся сами).

Приступаем! На эту работу даю вам 5 минут!

Ученики составляют карты полностью, используя оборудование на столах в группах (1 большой лист, фломастеры, карандаши, клей, картинки, записи рабочих листов)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТ ГРУПП – ПРИКРЕПЛЯЮТ СВОИ КАРТЫ НА ДОСКУ

ВЫСТУПАЕТ ПО 1 УЧАЩЕМУСЯ ОТ ГРУППЫ, рассказывают, что они включили в карту и почему

– Ребята, как эта схема помогает нам при изучении творчества Фета? Где еще мы можем использовать подобную методику? (опросить только 1 человека из групп)

Не забывайте ставить себе оценки за эту деятельность в карте самооценки, как вы работали при составлении карты

Прием «Письмо поэту»

– У вас уже сложилось некоторое первоначальное представление о А.А. Фете.

Вам нужно написать письмо поэту. Вы узнали, о чем были его стихи, вспомнили некоторые факты из его жизни. Напишите ему, что вы можете сказать. Может, пожелать что-то? Поблагодарить? Поделиться своим впечатлением от его творчества? Достаточно будет 3-4 предложений. Начните свое письмо так: «Здравствуйте, уважаемый Афанасий Афанасьевич! Пишет вам учащиеся 7б класса и дальше свое пожелание или мнение. Ваше начало письма имеется на бланке самого послания. И прощание. Вам нужно написать основную часть.

Напишите по 1 письму на группу 

Небольшое послание вы пишите, пока играет мелодия. Как только она закончится, вы заканчиваете свое письмо.

Учитель включает музыку, учащиеся приступают к написанию письма.

После выступает учащийся от каждой группы со своими письмами.

После их крепят на доску рядом с картами

Не забывайте ставить себе оценки за эту деятельность в карте самооценки

III. Заключительная часть.

Вот и подошел к концу наш урок.  Теперь вспомним вопрос, который мы задали в самом начале урока. Как же повлиял Фет на русскую литературу, какое место занял в ней?

Как же мы теперь можем ответить на него? (опрос сама проводишь определенных людей)

Учащиеся отвечают (спросить из разных групп)

Рефлексия

- А теперь выставляем оценки себе. На ваших рабочих листах за каждое задание можно поставить себе баллы от 3 до 5.  Поставьте теперь себе среднюю оценку, сложив баллы и поделив на 4.

Вы все поняли и вам все понравилось? Крепим стикер на верхний ярус елки

Вам хотелось бы повторить? Крепим на второй

Что-то осталось непонятным? Крепим на третий.  

Теперь в соответствии со своей оценкой приклейте стикеры на нашу елку самооценки.

Дети крепят по очереди каждая команда стикеры на елку на доске.

Делаем вывод по нашим оценкам. В целом, я согласна с ними. Хочу отметить особенно работавших учащихся (указать, похвалить)

Спасибо!

Домашнее задание.

Спасибо! Посмотрите, пожалуйста, на парты. Для вас выведено дифференцированное домашнее задание на карточках. Возьмите себе по одной. Выберете только то, которое, по вашему мнению, соответствует вашему уровню знаний по изученной теме

1 уровень

Сделать презентацию об истории жизни А.А. Фета на 5-7 слайдов

2 уровень:

Составить кроссворд из 10 вопросов по жизни А.А. Фета

3 уровень:

Написать эссе на тему «Чем мне показался интересен поэтический мир А.А. Фета»

Учащиеся выбирают карточки с домашним заданием.

Приложение 1

Портрет работы И. Е. Репина (1882)

Печальная береза...        

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,-

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

1842

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

1855

Печальная береза...        

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,-

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

1842

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

1855

Печальная береза...        

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,-

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

1842

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

1855

Рабочий лист учащегося ___ класса (ФИО)

Задание 1 Прослушать запись, ответы на вопросы по жизни Фета (краткие записи)

Задание 2 Анализ прослушанных стихотворений, запись поэтического словаря (запись слов и словосочетаний из стихотворений)

Самооценка за выполненные задания (от 3 до 5 баллов за каждое задание)

Задание 1 Ответы на вопросы (от 3 до 5 баллов)

Задание 2 Запись слов из стихотворений (от 3 до 5 баллов)

Задание 3

Ментальная карта (от 3 до 5 баллов)

Задание 4 «Письмо поэту» (от 3 до 5 баллов)

Итого (сложить все оценки, поделить на 4)

Письмо

Здравствуйте, уважаемый Афанасий Афанасьевич! Пишут Вам учащиеся ____ класса!

                                                       До свидания! С уважением, учащиеся _____ класса!

1 уровень

Сделать презентацию об истории жизни А.А. Фета на 5-7 слайдов

2 уровень:

Составить кроссворд из 10 вопросов по жизни А.А. Фета

3 уровень: Написать эссе на тему «Чем мне показался интересен

поэтический мир А.А. Фета»

1 уровень

Сделать презентацию об истории жизни А.А. Фета на 5-7 слайдов

2 уровень:

Составить кроссворд из 10 вопросов по жизни А.А. Фета

3 уровень: Написать эссе на тему «Чем мне показался интересен

поэтический мир А.А. Фета»

1 уровень

Сделать презентацию об истории жизни А.А. Фета на 5-7 слайдов

2 уровень:

Составить кроссворд из 10 вопросов по жизни А.А. Фета

3 уровень: Написать эссе на тему «Чем мне показался интересен

поэтический мир А.А. Фета»

1 уровень

Сделать презентацию об истории жизни А.А. Фета на 5-7 слайдов

2 уровень:

Составить кроссворд из 10 вопросов по жизни А.А. Фета

3 уровень: Написать эссе на тему «Чем мне показался интересен

поэтический мир А.А. Фета»

1 уровень

Сделать презентацию об истории жизни А.А. Фета на 5-7 слайдов

2 уровень:

Составить кроссворд из 10 вопросов по жизни А.А. Фета

3 уровень: Написать эссе на тему «Чем мне показался интересен

поэтический мир А.А. Фета»

Мне было интересно

Я хотел бы изучить тему подробнее

Некоторые моменты мне были непонятны


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.А. Фет Жизнь и творчество поэта

Слайд 2

1. В чем заключалась трагедия судьбы Фета? 2. Какой момент стал переломным в жизни поэта? 3. Что особенного можете сказать о лирике Фета?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству А.А. Фета

Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...

Урок по творчеству А. А. Фета в 5 классе

Урок  литературы по творчеству А. А. Фета в 5 классе создан с учетом новых ФГОС. Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника.  В разработке урока учтены разные формы обуче...

Урок литературы по творчеству А, А, Фета

Урок литературы в 10 классе...

презентация к уроку по творчеству А.А.Фета

К уроку в литературы в 6 классе по изучению творчества А.А.Фета...

Разработки уроков по творчеству Тютчева и Фета

Дана полная разработка уроков в 10 классе....

Интегрированный урок по творчеству А.А. Фета

Интегрированный урок (литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка) по творчеству А.А. Фета  "А.А. Фет - поэт, художник, музыкант"...

Интегрированный урок по творчеству А.А.Фета

Интегрированный урок (литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка) по творчеству А.А.ФетаУчителя:Коваль Т.Е., Манвелян Г.Ю., Ганюшкина А.А....