Рабочая программа по родному языку 8 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
рабочая программа (8 класс)

Христофорова Оксана Васильевна

Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Нормативные документы и методические материалы

Рабочая программа по русскому родному языку для 8 класса создана с учетом:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ,

- Законом Российской Федерации от 25.10.1991 №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона 185-ФЗ);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577);

- примерной программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 31.01.2018 №2/18);

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ № 15»;

- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «ООШ № 15»;

- учебного плана МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» на 2020/2021    учебный год;

-календарного учебного графика на 2020/2021 учебный год.

Количество часов, отводимых на изучение данного курса, число часов в неделю:

На изучение предмета по  учебному плану школы  отведено 35 часов, 1 час в неделю. По авторской программе – 35 часов, по рабочей программе учителя – 35 часов. В авторскую программу изменения не внесены.

Содержание курса ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете; совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Важнейшими задачами курса являются:

- приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,

- формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

- расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Планирование учебного материала

Содержание тем

Количество часов

I

Язык и культура

12 часов

II

Культура речи

12 часов

III

Речь. Речевая деятельность. Текст

10 часов

IV

Резерв учебного времени

1 час

Итого:

35 ч.

Содержание тем учебного предмета

Раздел 1. Язык и культура (12ч) Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

        Краткая история русского литературного языка. Роль церковно-славянского (старославянского) языка в развитии русского языка.

        Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох. Национально-культурное своеобразие диалектизмов.

        Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях. Национально-культурная  специфика русской фразеологии. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной грамотности и др.) Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен.

Раздел 2. Культура речи (12ч)

Основные орфоэпические нормы.  Типичные ошибки в современной речи: произношение гласных [э] и [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед е в словах иностранного происхождения; произношение безударной [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на –ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф,] и [в,]; произношение мягкого [н,] перед ч и щ.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Тавтология. Плеоназм. Терминология и точность речи. Нарушение словоупотребления заимствованных слов.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о, по, из, с в составе словосочетаний (приехать из Москвы, приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приемы коммуникации, помогающие противостоять речевой агрессии.

        Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Текст как единица языка. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Текст и интертекст. Прецедентные тексты.

Функциональные разновидности языка. Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Резерв учебного времени – 1ч.

Планируемые результаты образовательного процесса

Личностными  результатами освоения программы по родному русскому языку являются:

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

  1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

  1. Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
  2. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
  4. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия

народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое,  эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.

        Метапредметными результатами освоения программы по родному русскому языку являются:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
  1.  Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  •  отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию;
  • подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • определять идею текста;
  • преобразовывать текст;
  • оценивать содержание и форму текста.

3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

З.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы.

В ходе изучения учебного материала обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.

Предметные результаты

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Календарно-тематическое планирование 8 А

Дата

Тема

по плану

по факту

Раздел 1. Язык и культура – 12 часов

1

Краткая история русской письменности.

2

Создание славянского алфавита.

3

Краткая история русского литературного языка.

4

Роль церковно-славянского (старославянского) языка в развитии русского языка.

5

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками.

6

Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.

7

Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

8

Национально-культурное своеобразие диалектизмов

9

Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях.

10

Национально-культурная  специфика русской фразеологии.

11

Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной грамотности и др.)

12

Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен.

Раздел 2. Культура речи – 12 часов.

13

Основные орфоэпические нормы.  Типичные ошибки в современной речи (произношение гласных [э] и [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед е в словах иностранного происхождения; произношение безударной [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на –ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф,] и [в,]; произношение мягкого [н,] перед ч и щ.)

14

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность.

15

Тавтология. Плеоназм.

16

Терминология и точность речи.

17

Нарушение словоупотребления заимствованных слов.

18

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.

19

Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами).

20

Правильное употребление предлогов о, по, из, с в составе словосочетаний (приехать из Москвы, приехать с Урала).

21

Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

22

Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете.

23

Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ.

24

Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приемы коммуникации, помогающие противостоять речевой агрессии.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст – 10 часов.

25

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

26

Русский язык в Интернете.

27

Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

28

Текст как единица языка. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.

29

Текст и интертекст.

30

Прецедентные тексты.

31

Функциональные разновидности языка. Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа).

32

Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка.

33

Компьютерная презентация.

34

Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

35

Резерв.

Итого: 35 часов.

Календарно-тематическое планирование 8 Б

Дата

Тема

по плану

по факту

Раздел 1. Язык и культура – 12 часов

1

Краткая история русской письменности.

2

Создание славянского алфавита.

3

Краткая история русского литературного языка.

4

Роль церковно-славянского (старославянского) языка в развитии русского языка.

5

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками.

6

Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.

7

Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

8

Национально-культурное своеобразие диалектизмов

9

Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях.

10

Национально-культурная  специфика русской фразеологии.

11

Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной грамотности и др.)

12

Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен.

Раздел 2. Культура речи – 12 часов.

13

Основные орфоэпические нормы.  Типичные ошибки в современной речи (произношение гласных [э] и [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед е в словах иностранного происхождения; произношение безударной [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на –ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф,] и [в,]; произношение мягкого [н,] перед ч и щ.)

14

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность.

15

Тавтология. Плеоназм.

16

Терминология и точность речи.

17

Нарушение словоупотребления заимствованных слов.

18

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.

19

Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами).

20

Правильное употребление предлогов о, по, из, с в составе словосочетаний (приехать из Москвы, приехать с Урала).

21

Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

22

Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете.

23

Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ.

24

Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приемы коммуникации, помогающие противостоять речевой агрессии.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст – 10 часов.

25

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

26

Русский язык в Интернете.

27

Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

28

Текст как единица языка. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.

29

Текст и интертекст.

30

Прецедентные тексты.

31

Функциональные разновидности языка. Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа).

32

Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка.

33

Компьютерная презентация.

34

Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

35

Резерв.

Итого: 35 часов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОН ОБЕСПЕЧЕНИЕ

        

        Учебные пособия:

«Русский родной язык» для 5-9 кл /Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Загоровская  О.В., Казакова Е.И, Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. — М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
  2. Вержбицкая А. Язык. Культура. Познание. Пер. с англ., отв. ред. М. А. Кронгауз, вступ. ст. Е. В. Падучевой. — М.: Pусские словари, 1996. — 416 с.
  3. Внутри мыслящих миров [Текст] / Ю.М Лотман. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 464 с.
  4. В. Фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. / Общ. ред. Г.В. Рамишвили; Послесл. А.В. Гулыги и В.А. Звегинцева. - М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000. - 400 с.
  5. Ковшова М.Л. Лингвокультурологический метод во фразеологии. Коды культуры. М.: УРСС, 2012. - 456 с
  6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
  7. Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв среди мыслящих миров: Статьи. Исследования. Заметки [Текст] / Ю.М. Лотман. – СПб., 2001. – 704 с.
  8. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.
  9. Синицын, В.  Мастерская выразительного чтения. 5–6 класс: методическое пособие для учителей русского языка. – М.: РОСТ, 2015.
  10. Степанов Ю.С. Константы, Словарь русской культуры, Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2004. — 991 с.
  11. Стерлин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры// Этнокультурная специфика языкового сознания: РАН. Ин-т языкознания. – М., 1996. – 113с.
  12. Ульянов, В.В. Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи: Лекции и практические занятия / В.В. Ульянов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2013. - 208 c.
  13. Художественный текст на уроках русского языка: дидактические материалы к учебникам «Русский язык»/ под ред. М.В. Панова. 5–9 классы; В.В. Луховицкий. – М.: «Русское слово», 2012. – 136 с.
  14. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М.: Дрофа, 2002. — 530 с.
  15. Школьная риторика: 5класс: учебное пособие для общеобразовательной школы/ под ред.Т.А. Ладыженской.–М.: Ювента; Балласс, 2013.–160с.
  16. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей /Редкол. М.Л. Ковшова, В.В. Красных, А.И. Изотов, И.В. Зыкова. М.: МАКС Пресс, 2013.

Лист корректировки рабочей программы

        

№ п\п

№ урока /тема   согласно рабочей учебной программе

Тема с учетом корректировки

Сроки корректировки

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс 2020-2021 уч. год ФГОС

Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2020-2021 уч. год ФГОС

Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....

Рабочая программа по литературе 5 класс 2020-2021 уч. год ФГОС

Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....

Рабочая программа по литературе 7 класс 2020-2021 уч. год ФГОС

Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....

Рабочая программа по родному языку 5 класс 2020-2021 уч. год ФГОС

Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....

Рабочая программа по родному языку 7 класс 2020-2021 уч. год ФГОС

Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....

Рабочая программа_10 класс_2020-2021

Рабочая программа_10 класс_2020-2021...